« Профессиональное самоопределение учащихся »
Род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся обычным источником существования. Должна отвечать интересам человека. Выбор профессии должен быть обоснован тем, насколько человек по своим индивидуальным качествам отвечает требованиям профессии.
Профориентация в том или ином виде помогает школе стать конкурентоспособной и более гибко реагировать на образовательные потребности и запросы общества.
Задачи профориентации: Осознание обучающимися «поля» выбора (из чего выбираем). Осознание обучающимися оснований для выбора профессии(как выбираем). Планирование карьеры и необходимых шагов по реализации профессионального выбора (каких результатов хотим достичь, что для этого собираемся сделать). Включение обучающихся в мир новых социальных ролей и отношений. Профессиональное самоопределение обучающихся Осознанный выбор профессии.
Профориентационная работа на базе образовательных учреждений направлена на следующие целевые группы: обучающиеся родители учительский коллектив
Психологические потребности обучающихся Потребность доверять Потребность свободного волеизъявления Потребность проигрывания ролей и ситуаций
Работа с семьей Семья является той самой почвой, на которой дети строят свои планы на будущее.
8 ХОЧУМОГУНАДО Кем быть? Каким быть? Зачем осваивать профессию? Профессиональная ориентация
Формула выбора твоей профессии Сделать правильный выбор – значит найти профессию которая: Интересная и привлекательная Доступная и посильная Имеет спрос на рынке труда.
Когда человек не знает, К какой пристани он держит путь, Для него ни один ветер Не будет попутным древний философ Луций Сенека
II Ассамблея работодателей и социальных партнеров системы профессионального образования
РЕАЛИЗАЦИЯ государственной программы «Столичное образование» г.г. Подпрограмма «Начальное и среднее профессиональное образование» Цели программы: обеспечение потребностей экономики города Москвы в квалифицированных трудовых ресурсах; усиление вклада системы профессионального образования в экономическое, социальное и культурное развитие города Москвы.
Задачи подпрограммы: приведение количества и профильного состава выпуска государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с запросами рынка труда; повышение качества подготовки специалистов, снижение дисбаланса между ожиданиями работодателей и уровнем подготовки выпускников; увеличение инвестиционной привлекательности системы начального и среднего профессионального образования; рост объёмов выпуска продукции и оказания услуг, востребованных населением города Москвы; активизация потенциала государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в интересах города Москвы (98 колледжей).
Портрет типичного современного выпускника ВУЗа Интеллигентный ухоженный молодой человек. Как правило, экономист или юрист общего профиля, без узкой специализации. Не имеет практического опыта работы. Слабо знает иностранные языки. Материально зависит от родителей, не имеет своего жилья и заработка. Плохо владеет речью и не умеет грамотно подать себя работодателю. НО: Имеет большие амбиции и желания. Не желает работать за невысокую зарплату.
Факторы, повышающие шансы устроиться на хорошую работу по любой специальности : Высшее образование по специальности. Уверенное владение ПК. Знание как минимум одного иностранного языка. Опыт работы не менее 2-х лет. Готовность переехать в другой город и даже в другую страну.
10 самых востребованных среди населения профессий и специальностей: строительство и эксплуатация зданий и сооружений; дизайн (по отраслям); техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; технология продукции общественного питания; архитектура; экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); банковское дело; реклама; компьютерные сети; земельно-имущественные отношения.
10 самых востребованных работодателями квалифицированных профессий и специальностей: технологий машиностроения; монтаж и техническое обслуживание промышленного оборудования; электронные приборы и устройства; строительные рабочие (бетонщик, арматурщик, штукатурщик и пр.); информационные системы; техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей; технология продукции общественного питания; сварщик; автомеханик; повар-кондитер.
10 самых востребованных среди населения профессий и специальностей: строительство и эксплуатация зданий и сооружений; дизайн (по отраслям); техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; технология продукции общественного питания; архитектура; экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); банковское дело; реклама; компьютерные сети; земельно-имущественные отношения. 10 самых востребованных работодателями квалифицированных профессий и специальностей: технологий машиностроения; монтаж и техническое обслуживание промышленного оборудования; электронные приборы и устройства; строительные рабочие (бетонщик, арматурщик, штукатурщик и пр.); информационные системы; техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей; технология продукции общественного питания; сварщик; автомеханик; повар-кондитер.
Формирование готовности к профессиональному самоопределению у старшеклассников СТАРТ Курсы предпрофильной подготовки «Я и профессия» и т.д. Групповая профдиагностика Индивидуальная консультация психолога-профконсультанта рекомендации хочумогунадо Желания, интересы склонности здоровье Способности, возможности, уровень знаний потребности рынка труда Знание профессиональной сферы ЦЕЛЬ: выбор образовательного и профессионального маршрутов Профориентационные встречи, уроки, классные часы Профориентационные экскурсии Презентации профессий Ярмарки профессий Дни открытых дверей Профориентационные элективные курсы Профориентационные тренинги Беседы о выборе профессии Конкурсы, олимпиады
Пути и средства формирования устойчивых познавательных интересов - увлеченное преподавание, - новизна учебного материала, - историзм, - связь знаний с судьбами людей, их открывших, - показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями учащихся, - использование новых педагогических технологий, - чередование форм и методов обучения, - проблемное обучение, - использование интерактивных компьютерных средств, - взаимообучение (в парах, микрогруппах), - тестирование ЗУН, - показ достижений обучаемых, - создание ситуаций успеха, - создание положительного микроклимата в группе, - доверие к ученику, - педагогический такт и Мастерство педагога, - любовь педагога к своему предмету.
Мониторинг готовности подростков к профессиональному самоопределению. Цель: исследование готовности в профессиональному самоопределению подростков и особенностей планирования образовательной траектории в рамках проведения программы «Путеводитель» Участники: учащиеся и родители 9А класса (21 подросток, 21 родитель). Задачи: Актуализация темы профессионального самоопределения в семьях Изучение совместного выбора образовательного маршрута у учащихся 9 классов, определенность в выборе будущего образовательного учреждения. Изучение запроса родителей на психологическую помощь и образовательные услуги, связанные с профориентацией ребенка. Исследование уровня готовности к профессиональному самоопределению подростков. Оценка эффективности профориентационных занятий.
Образовательный маршрут Данные родительских анкет Данные анкет подростков колледж57,161,9 ВУЗ42,928,6 затруднились с ответом09,5
Выбор профессии подросткомКол-во Совет родителей в отношении выбора профессии Кол-во не знаю3программист4 нет данных2нет ответа3 стоматолог2не определился3 юрист2дизайнер2 программист2врач2 дизайнер2юрист2 повар-кондитер1экономист2 медик1лингвист1 спортивный менеджер1энергетик1 экономист1эксперт-криминалист1 рекламщик1адвокат1 переводчик1психолог1 журналист2менеджер1 актер1 энергетик1 психолог1 адвокат1 турагент1
Учеба вожатых На занятиях мы узнаем: -Основы работы вожатого, этику, различные игры «На знакомство»; -Как стать лидером, в том числе лидер – организатор ученического самоуправления; -О возрастной и социальной психологии; -О видах социальных проектов и их актуальность; -Методы организации и проведения творческого мероприятия; -Основы актерского и ораторского мастерства; -Виды игр и особенности их проведения; -Основы оформительской деятельности.
КВН «Математика в профессиях» Окружная игра – смотр команд УС «Компас»
окружная игра «Компас» «Стартинейджер»
Московская городская научно-практическая конференция школьников по экономике Районный конкурс «Если бы я был главой управы»
3 «А» Политехнический музей «Б» Зоологический музей «Б» Строит. кол Фестиваль «Тех Проф Фест» день профессиональных образований г. Москвы «А» Московский издательско-полиграфический колледж имени Федорова «Б» Колледж «Метростроя» «Б» Музей сказки «Жили-были» Соревнование «Воздушная трасса» «А» Московский музей образования «А» Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства «Б,В» Ярмарка профессии (1446) Окружной фестиваль юных журналистов «Б» Музей Ретро-автомобилей « Компас» «В» Межрегиональный музей космонавтики «А» Оранжерея «Ботанический сад» «Б» «А» Музей «Экспериментариум» «А,Б» Фабрика ёлочных игрушек «Б» Музей «Огни Москвы»
1 «А» Планетарий Московский слёт поколений «Юность Москвы-Героям Родины» «Б,В» Фабрика ёлочных игрушек Планетарий «А» Государственный исторический музей «А» Московский планетарий Музей Московского Кремля Окружная игра «Компас» Экскурсия Университет инженерной экологии Политехнический колледж «Б» Хлебзавод «Б» Музей «Экспериментариум» Научно-практическая конференция «Русская национальная икона в образовательной области технологии Научно-практическая конференция «Шаги в экономическую культуру» «Б,В» Дарвиновский музей Братство скрепленное навеки. Храм Христа Спасителя
«От прошлого мы неизбежно отдаляемся, настоящее быстротечно проходит, и только будущее к нам постоянно приближается…» Н.Долгополов