Деловые и ролевые игры Учитель математики МОУ СОШ с. Бреславка Усманского района Ишевская Е. П.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й.Хейзинга ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Игра - это вид деятельности в условиях.
Advertisements

Деловая игра «СТРОИТЕЛИ» 8 класс тема «Площадь многоугольников»
Открытый урок по теме «Площади многоугольников» 8 класс.
Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й. Хейзинга. Игровые технологии. Н. Е. Щуркова.
МБОУ СОШ 45 Козлова ТА учитель математики «Моделирование повторительно-обобщающих уроков для итогового повторения».
Автор: учитель начальных классов первой категории Нетесова Наталья Юрьевна.
Геометрия 8 класс Автор: учитель математики МОУ СОШ 4 с углубленным изучением английского языка Довганюк Татьяна Васильевна.
Урок геометрии в 8 классе по теме «Площадь трапеции»
Обобщающий ПО ТЕМЕ урок 9 КЛАСС Правила игры За правильный ответ задачи или вопроса 1 уровня сложности, За правильный ответ задачи или вопроса 1 уровня.
ВЫПОЛНИЛИ УЧАЩИЕСЯ 10 «А» КЛАССА КОЛУМБЕТ МИЛА, ЗИНИНА АННА. НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: СИГУТОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА – УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ. «Метод вспомогательной.
Тема работы: «Технология игрового обучения на уроках математики основной школы»
Урок 2 (Урок применения ЗУ; урок решения ключевых задач)
Презентация к уроку (геометрия, 8 класс) по теме: Площадь трапеции
Геометрия 9 класс Многоугольники. Содержание Правильные многоугольники Параллелограмм Прямоугольник Ромб Трапеция Теоремы о площади четырехугольника.
Познавательная активность учащихся как точка приложения игровых технологий в учебном процессе Познавательная активность - это инициативное, действенное.
Урок – творческий отчет. Цель: практическое применение знаний по теме или разделу; формирование исследовательских навыков учащихся. Подготовительный этап:
Площадь треугольника Урок по геометрии в 8 классе. Учитель: Истомина Зинаида Александровна.
закрепить знания учащихся по данной теме и показать применение полученных знаний при решении практических задач; развивать мышление, умение работать в.
Математический ринг Соотношения между сторонами и углами треугольника. Ушаковой Натальи Владимировны МАОУ « СОШ 31 » г. Сыктывкар Республики Коми.
Методы 1. Метод символьного «видения»(когнитивный – особенность в том, что применение метода приводит к созданию образовательной продукции, первичная цель.
Транксрипт:

Деловые и ролевые игры Учитель математики МОУ СОШ с. Бреславка Усманского района Ишевская Е. П.

Педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Три вида активности: 1.Репродуктивно-подражательная, 2.Поисково-исполнительная, 3.Творческая. Уровень активности вызывает и соответствующий вид деятельности: 1) репродуктивный вид; 2) поисково - творческий; 3) исследовательско - творческий.

Дидактическая игра Дидактическая игра – это такая коллективная целенаправленная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.

Рис. 1. Классификация педагогических игр Педагогические игры По области деятельности По характеру педагогического процесса По игровой методике По предметной области По игровой среде

Рис. 2. Классификация педагогических игр по области деятельности По области деятельности Физические Интеллектуальные Трудовые Социальные Психологические

Рис. 3. Классификация педагогических игр по игровой методике По игровой методике Предметные Сюжетные Ролевые Деловые Имитационные Драматизации

Рис. 4. Классификация педагогических игр по характеру педагогического процесса По характеру педагогического процесса Обучающие, Тренинговые, Контролирующие, Обобщающие Познавательные, Воспитательные, Развивающие Репродуктивные, Продуктивные, Творческие Коммуникативные, Диагностические, Профориентационные, Психотехнические

Рис. 5. Классификация педагогических игр по предметной области По предметной области математические, химические, биологические, физические, экологические музыкальные, театральные, литературные трудовые, технические, производственные физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие

Рис. 6. Классификация педагогических игр по игровой среде По игровой среде Безпредметов Без предметов Спредметами С предметами Настольные, комнатные, уличные, на местности Компьютерные, телевизионные, ТСО Технические, со средствами передвижения

Роль играющего в деловой игре - это набор индивидуальных задач, функций и действий персонажа в течение игры, все это называется деловой установкой, ( роль заключается в функционале ) Роль играющего вролевой игре- это набор индивидуальных качеств, черт характера, целей устремлений, задач персонажа, которые он должен соблюдать по ходу игры, все это в совокупности называется ролевой установкой, (роль заключается в качествах). в ролевой игре - это набор индивидуальных качеств, черт характера, целей устремлений, задач персонажа, которые он должен соблюдать по ходу игры, все это в совокупности называется ролевой установкой, (роль заключается в качествах).

деловая игра деловая игра подразумевает формирование профиля играющего (свойств и качеств) исходя из его деловой установки ролевая игра ролевая игра предполагает формирование действий играющего исходя из его ролевой установки Цель игры достигается посредством реализации ролевой установки играющего деловой

Этапы игры 1. Составление плана игры. 2. Написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков. 3. Подбор информации; средств обучения. 4. Разработка способов оценки результатов игры.

Наиболее часто встречающиеся деловые игры: 1.«Ученый (научный) совет» или «Научно – практическая конференция». 2.«Строитель», «Банкир», «Конструктор» 3.«Биржа», «Фирма» (выполнение фирмой заказа), «Магазин», «Путешествие». Деловые игры

Ученый Совет Ученый Совет План игры: 1.Вступительное слово ведущего. 2.Слово Ученому совету (чтение указов). 3.Представление и защита. Претенденты на ученое звание представляют свои работы, отвечают на вопросы членов ученого совета, представителей ВУЗов. Претенденты на ученое звание представляют свои работы, отвечают на вопросы членов ученого совета, представителей ВУЗов. 4. Выступление рецензентов из ученого совета. Кроме рецензентов, могут выступить представители из различных учебных заведений, которые высказывали свое мнение о работах. Также могут выступить каждый из присутствующих. Кроме рецензентов, могут выступить представители из различных учебных заведений, которые высказывали свое мнение о работах. Также могут выступить каждый из присутствующих. 5. Подведение итогов. Ученый совет присваивает звания: ученая степень доктора наук, ученая степень магистра, ученая степень бакалавра.

«Научно-практическая конференция» План игры: 1.Представление проекта, исследования (каждой подгруппой). 2.Выступление редакторов научных журналов, которые отстаивают первенство по освещению того или иного проекта, исследования на страницах своих изданий. 3.Выступление ректоров институтов. 4.Подведение итогов экспертным советом.

Сайт ЛИРО «БИРЖА» «БИРЖА»

Строитель Строитель Цели: усвоение формул для вычисления площади параллелограмма, треугольника, трапеции;усвоение формул для вычисления площади параллелограмма, треугольника, трапеции; применение полученных знаний к решению практических задач;применение полученных знаний к решению практических задач; развитие математического кругозора;развитие математического кругозора; развитие навыков общения, совместной деятельности, ответственности за коллектив, его сплочение.развитие навыков общения, совместной деятельности, ответственности за коллектив, его сплочение.

Задача: произвести настил паркетного пола в актовом зале размером 5,75м х 8м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов, равнобоких трапеций. Размеры представлены на рисунке 1.

Правила игры: Участвуют три команды – бригады: А – столяры В – поставщики С – паркетчики. В каждой команде избирается бригадир. Обязанности бригад: А – изготовить паркетные плитки указанных размеров в таком количестве, чтобы после настила пола не осталось лишних плиток и число треугольных плиток было минимальным, а плиток в форме параллелограмма и трапеций – одинаковое количество. В – нужно доставить необходимое количество плиток на строительную площадку. Они рассчитывают это количество. С – чтобы проконтролировать доставку надо наперед знать, сколько и каких паркетных плиток понадобится для покрытия пола. Побеждает та команда, которая первой выполнить правильный расчет. Для этого надо знать формулы для вычисления площадки указанных фигур.

Этапы игры: I этап. Изучение теории. При работе с учебником разрешаются взаимоконсультации внутри бригад. При необходимости также консультацию дает учитель. После изучения теоретического материала проводится проверка готовности бригад. С этой целью задаются вопросы: По каким формулам можно вычислить площадь треугольника? Чему равна площадь параллелограмма? Как можно вычислить площадь трапеции? Как вычислить площадь прямоугольного треугольника? Ответы оцениваются баллами. Счет записывается на доске.

II этап. Этап практической реализаци. Паркет укладывается в ряды так, как показано на рисунке (рис.2). Вычисление количества плиток и общей площади пола. Этот этап очень ответственный. Вычисляются площади плоских фигур, производятся расчеты. В конце этого этапа учащиеся из каждой бригады дают объяснения, как они вычислили нужное количество плиток. Идет разговор об экономии материала. На первый план выступает математическое содержание работы. происходит процесс применения знаний на практике. На этом этапе игры бригады получают определенное количество баллов, а правильно ответившие – оценки в журнале.

III этап. Заключительный этап. На нем проверяется, насколько глубоко усвоили учащиеся материал. Для этого предлагаются контрольные вопросы. Подводятся результаты игры. 1.Создание игровой проблемной ситуации. 2.Построение имитационной модели производственного объекта. 3.Постановка главной задачи бригадам и выяснение их роли в производстве. 4.Овладение необходимым теоретическим материалом. 5.Решение производственной задачи на основании математических знаний. 6.Проверка результатов. 7.Корректировка. 8.Реализация принятого решения. 9.Анализ итогов работы. 10.Оценка результатов работы.

Ролевые игры

ИГРА «ПАРКЕТЫ» I этап. На уроках геометрии учащиеся получают начальные сведения о правильных паркетах и решают задачу о том, из каких правильных многоугольников может быть составлен правильный паркет. II этап. Весь класс разбивается на группы. Каждая компания выбирает название, эмблему, распределяет обязанности: президент, менеджер, дизайнер, проектировщик, чертежники. Консультацию по дизайну и проектировке паркета учащиеся могут получить у учителя технологии, для составления рекламы они могут обратиться к учителям литературы, музыки, прикладной экономики или родителям. В процессе подготовки каждая компания обеспечивает себя необходимым материалом, т. е. цветной бумагой, ножницами, клеем, чертежными инструментами, листами для проектов и выполненных паркетов, а главное - повторяет зависимость между стороной пра­вильного многоугольника и радиусом описанной окружности и построение правильных многоугольников.

IIIэтап. Учитель готовит для каждой компании письмо – заказ на выполнение правильного паркета со следующими заданиями. Выполнить проект правильного паркета, составленного из: 1) правильных восьмиугольников и четырехугольников со стороной 5 см; 2) правильных шестиугольников, треугольников и четырех­ угольников со стороной 5 см; 3) правильных четырехугольников и правильных треугольников двух цветов со стороной 4 см; 4) правильных шестиугольников и треугольников двух цветов со стороной 4 см; 5) правильных двенадцатиугольников и треугольников со стороной 3 см. Президенты выбирают одно из писем, предложенных учителем, не зная содержания задания, а уже после выбора учителем вписывается название компании и фамилия президента.

г. Усмань, ул. Ленина, д. 59 Президенту компании Господину Господин Президент, предлагаю Вам выполнить проект напольного покрытия, соответствующего следующим требованиям: правильный паркет должен быть составлен из Оплату за выполненный проект гарантируем в СКВ по б/н расчету на Ваш текущей счет в течение 24 часов. Дата Коммерческий директор фирмы «Школа »

IV этап. На уроке, получив задание, президент организует работу компании по вычислению радиусов описанных окружностей около данных многоугольников. Далее выполняется проект с помощью чертежных инструментов. Пока работали проектировщики, дизайнеры, выбрав соответствующую цветную гамму, нарезали необходимое количество многоугольников. И только после проверки проекта учителем, выступающим в качестве эксперта, вся компания приступает к реализации проекта, т. е. выполнению эскиза напольного покрытия в цвете. Рекламные агенты в это время пытаются создать рекламу своему товару.

V этап. Получившийся образец паркета компания пытается «продать», т. е. доказать, что ими выполнен именно тот образец, о котором говорилось в письме, а также прорекламировать свой товар. Sm - Parcet На паркет - он самый лучший! Кто его купит - все блага получит! Мы заверяем Вас публично: Удобный и практичный. Ходить по нашему паркету и в эту сторону, и в ту! Уверены, что наш паркет Понравится Вам всем. Ведь он такой - Как во дворце Эдем! Храм судьбы Мы построили, мы построили Вам наш проект. Лучше нашего, лучше нашего паркета нет.. В этом городе, в этом здании, в середине дня, Стройкомпания, стройкомпания подряд взяла. Хорошо, что геометрию учили мы, Так как многоугольники очень нам помогли. Елена В нашей фирме - просто диво! Все нарядно и красиво. Вы в «Елену» приходите И паркет наш оцените. Всем хорош он, просто жуть, У нас есть на что взглянуть. Паркетов много у «Елены» есть, Достоинств их не перечесть. Чудесно, качественно, мило. Ну, в общем все у нас красиво. Мы приглашаем, посетите нас, У нас паркеты просто класс!

Лицензия на изготовление напольного покрытия фирмой Напольное покрытие соответствует всем требованиям, оговоренным заказчиком в письме от ________, а именно: паркет выполнен из данных правильных многоугольников; паркет является правильным, т. е. таким, что его можно наложить на самого себя так, что любая заданная его вершина положится на любую другую заданную его вершину. Лицензия на данное напольное покрытие составлена и выдана коммерческим директором фирмы «Школа ». Дата ________ Подпись ________

VI этап. Важным этапом дидактической игры является система оценки. Оценивание выполняет не только функцию контроля, но и позволяет выявить мотивационные, обучающие и воспитывающие функции дидактической игры. Система оценивания может рассматриваться как количественно (баллы, штрафы, «деньги»), так и качественно (экспертные оценки, самооценки, взаимооценки). При подведении итогов анализируется ход игрового действия, выясняется, что нужно изменить в дальнейшем, какой информацией следует располагать участникам игры для улучшения собственных результатов.

Литература 1)«Игровые технологии в обучении», Малофей И.И., г.Свислочь 2)«Использование игры при формировании вычислительных навыков», Асланова Е. Б., Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 3)«Ролевые и деловые игры», А. Лаврищев, )«Значение игры в самореализации учащихся», Н. А. Омбоева 5)«Учителю математики о деловых играх», Семиряжко В. А., Лебедева Е. В., ЛИРО, )«Математика. Нетрадиционные уроки», Козина М. Е., О. М. Фадеева, Волгоград, 2008

Подготовительный этап Разрабатываются права и обязанности учеников в соответствии с предлагаемыми ролями. Роли: 1. Судья – учитель. 2.Присяжные заседатели - учащиеся, успешно освоившие данную тему. 3. Автор детективных произведений - руководитель группы; 4. Инспектор уголовного розыска. 5. Следователь. 6. Адвокат. «ДЕТЕКТИВ»

На этом же этапе проводится математизация сведений о «преступнике». Игровой этап Судья. Друзья, у нас на глазах произойдет детективная история века. В течение двух уроков вы, используя свои знания по геометрии, раскроете страшное преступление.

Дело Дело Всем! Всем! Всем! В ночь с 22 на 23 сентября из архива Геометрического Кодекса похищена теоремаЗ.1 (первый признак равенства треугольников). Если в течение 48-ми часов теорема 3.1 не будет найдена, то теоремы 3.3, 3.5, 5.3, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, признак равенства прямо­угольных треугольников и другие отменяются. До истечения уста­новленного срока пользование этими теоремами разрешается. Преступление произошло предположительно с целью государ­ственного переворота. Похититель - четырехугольник. Ввиду особой важности следствие поручить инспектору по особо важным делам. Наместник Евклида на плоскости

Протокол допроса Свидетель - Прямой Угол, служит в здании архива. Вопрос. Как вы заметили, что в отделе равенств треугольников находится посторонний? Ответ. Выходя из кабинета, я заметил, что через дверную щель напротив виден свет. Обычно в это время там никого не бывает. Я вошел. Возле первого сейфа стоял Четырехугольник. Когда он меня заметил, быстро схватил папку с документами и выпрыгнул в окно. Вопрос. Какие его приметы вы заметили? Ответ. Больше никаких. Свидетель: ________ Следователь: ________ Протокол допроса Свидетель - Точка. Вопрос. Что вы видели в ночь с 22 на 23 сентября? О т в е т. Я сидела у окна и читала «Начала». Вдруг послышался звон разбитого стекла, и мимо нашего дома пробежала фигура -Четырехугольник. Вопрос. Его приметы? Ответ. В = 90° В = 90° Свидетель: ________ Следователь: ________

Протокол допроса Свидетель: Равносторонний Треугольник - кандидат планиметрических наук. Вопрос. Где вы встречались с преступником? Ответ. Во дворе. Было три часа ночи. Я возвращался со службы домой. По дороге мне встретился только Параллелограмм. У него в руках была теоремная папка. Вопрос. Вы не ошибаетесь? Ответ. Нет, мне они хорошо знакомы. Но тогда я не знал, что ее похитили. Шел он очень естественно, как начальник отдела. Я бы и забыл эту встречу, но утром прочитал послание Наместника Евклида на плоскости. Вопрос. Вы заметили у него какие-либо приметы? Ответ. Было очень темно. Мне кажется, что BD - биссектриса АВС. Свидетель: ________Следователь ________

Дано: ABCD - параллелограмм, В = 90°, BD – биссектриса АВС. Доказать: ABCD - квадрат. Доказательство: Наместнику Евклида на плоскости

Расследование полицейского Часть I В тихий маленький домик кто-то громко постучал. Миловидная служанка открыла дверь, грянул глухой выстрел, и послышался грохот. Неизвестный вбежал в комнату к госпоже Розалии. Ее там не оказалось. Он быстро взломал сейф и достал драгоценности, но вдруг... Часть II Вы видели кого-нибудь возле дома госпожи Розалии? - спросил полицейский у большого грозного мужчины лет 45. Вы видели кого-нибудь возле дома госпожи Розалии? - спросил полицейский у большого грозного мужчины лет 45. Да. Когда я проходил по улице Шляпок (это напротив дома госпожи Розалии), то видел, как какой-то Четырехугольник с параллельными руками, выходил из дома. В одной руке у него был большой портфель. Сначала я не придал этому никакого значения, но, после объявления в газете, я пришел прямо к вам. Да. Когда я проходил по улице Шляпок (это напротив дома госпожи Розалии), то видел, как какой-то Четырехугольник с параллельными руками, выходил из дома. В одной руке у него был большой портфель. Сначала я не придал этому никакого значения, но, после объявления в газете, я пришел прямо к вам. Хорошо, а вы не заметили еще что-нибудь? Хорошо, а вы не заметили еще что-нибудь? Нет, господин полицейский. Мне очень жаль. Нет, господин полицейский. Мне очень жаль.

Полицейский проводил свидетеля до двери и крикнул охраннику: Позовите следующего!Позовите следующего! В комнату вошел маленький толстенький человек с хитрыми, снующими глазками. Итак, господин, вы что-то видели? Итак, господин, вы что-то видели? Я проходил около магазина «Рыбные блюда» и видел, как Четырехугольник с равными диагоналями, двумя парами параллельных сторон проходил мимо парка. Он шел и очень часто оглядывался. А потому я пошел за ним и вдруг увидел, как он свернул на маленькую тропинку, спрятался в кустах, и я увидел блеск алмазов, рубинов, сапфиров и т. д., думаю на миллионов. Я проходил около магазина «Рыбные блюда» и видел, как Четырехугольник с равными диагоналями, двумя парами параллельных сторон проходил мимо парка. Он шел и очень часто оглядывался. А потому я пошел за ним и вдруг увидел, как он свернул на маленькую тропинку, спрятался в кустах, и я увидел блеск алмазов, рубинов, сапфиров и т. д., думаю на миллионов. Очень хорошо. Большое спасибо за ценные сведения. Полицейский резко встал и, расхаживая по комнате, стал размышлять. Очень хорошо. Большое спасибо за ценные сведения. Полицейский резко встал и, расхаживая по комнате, стал размышлять. Итак, что мы имеем: Итак, что мы имеем: Четырехугольник с двумя параллельными сторонами;Четырехугольник с двумя параллельными сторонами; Четырехугольник с равными диагоналями и двумя парами параллельных сторон.Четырехугольник с равными диагоналями и двумя парами параллельных сторон. По показаниям первого свидетеля мы видим, что это трапеция. По показаниям второго свидетеля - параллелограмм. Значит, надо выяснить, какой фигурой является параллелограмм с равными диагоналями.

Дано: ABCD - параллелограмм, AC = BD. Доказать: ABCD - прямоугольник. Доказательство: Треугольники BCD и ADC равны по третьему признаку равенства треугольников. Значит, равны углы ADC и BCD, и они внутренние односторонние при параллельных прямых ВС и AD и секущей CD. Следовательно, эти углы равны 90° и «преступник» - прямоугольник. Через 12 часов в этой комнате сидел прямоугольник, и на столе лежала коробка с драгоценностями.

Заключительный этап Присяжные заседатели, выслушав материалы дела каждой группы, делают анализ работы, оценивая организованность, соответствие исполняемым ролям, соблюдение правил сотрудничества, называют самые интересные сюжеты и самые сложные из решенных задач. В частности, присяжные заседатели отменили нерацио­нальность решения задачи первой группой при несомненной оригинальности литературного описания; легкость задачи второй группы. Судья подводит итог всей деятельности: предлагает ребятам заполнить лист самооценки. Также для изучения самооценки были использована методика Дембо-Рубинштейн. Анализ результатов При анализе результатов кроме оценивания знаний и умений происходит оценка общительности участников ролевой игры, определяется степень активности, проявление личностных качеств; вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.