Изобразительное искусство народов мира
ИЗО – явление чрезвычайно интересное и удивительно многогранное. Это один из самых древних видов художественного творчества, оно возникло задолго до появления первых цивилизаций. Истоками ИЗО, несомненно, являлась потребность людей украшать свою жизнь, дополнять ее красотой и гармонией. Человечество создало целый арсенал средств при создании произведений искусства. Обратимся лишь к наиболее значительным явлениям ИЗО.
1. Искусство византийской мозаики Мозаика – вид ИЗО, возникший в эпоху Античности; картины выкладываются из кусочков специального стекла – смальты. Мозаика древних греков и римлян всегда была на светлом фоне, что позволяло передавать пространство реальности. В Византии кусочки матовой или прозрачной смальты - с тончайшей золотой фольгой внутри, закреплялись в связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучу солнца или свету свечи вспыхивать, отражаться золотом. Неровные, мерцающие поверхности мозаик включались в игру светотени, наполняя интерьер таинственностью.
Лучше всего сохранились мозаики Равенны – небольшого городка на севере Италии. Здесь в храме Сан – Витале (6 века) представлены мозаики с изображением Христа, пророков и ангелов, византийские императоры, митрополиты и др.
Не менее значительны мозаики Мавзолея Галлы Плацидии (5 век) тоже в Равенне.
Замечательно изображение ангела в мозаике церкви Успения в Никее (7 век) (Турция, сейчас разрушена) Удивительная манера контрастного сопоставления разноцветных кубиков смальты. Свое искусство «мерцающей живописи» византийские мастера привезли к нам на Русь. Мозаики Софийского собора в Киеве являются подлинными шедеврами.
Но широкого распространения искусство мозаики в России не получило, лишь в 18 веке оно было возрождено М.В.Ломоносовым. Петр Первый. Эрмитаж Полтавская битва. Панно 6,5 м в Академии Наук Санкт–Петербурга.
2. Древнерусская иконопись Уникальное явление в истории МХК. Беря свое начало от византийской иконописи, русская икона сумела создать свой особый способ отражения действительно- сти. Икона сопутствовала православному христианину на протяжении всей его жизни: от рождения до смерти. Как истинную святыню ее богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. В доме для иконы отводили «красный угол» - самое почетное место. Слово «икона» означает «образ», «изображение»; она призвана отражать образ мира, созданный Богом. В иконе представлен мир сильных чувств, глубоких идей и мыслей, воплощенных не столько в реальных образах, сколько в удивительных сочетаниях красок. Вот почему икону называют «умозрение в красках». Мир иконы открывается не сразу. Современному человеку требуются усилия, чтобы понять условный язык иконописи. Тихвинская Божья МатерьТихвинская в чудесахТихвинская в окладе Казанская Божья Матерь
«От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, миро благодатное источила еси обильно, верныя Твоя во изгнании сущия утешила еси и неверныя светом Сына Твоего просветила еси. Темже и припадаем к Тебе, Госпоже, со слезами: милостива нам буди в час судный, да некако толикую милость Твою восприявше, яко презорливи наказани будем, но подаждь нам Твоими молитвами плод духовный принести и спаси души наша». ( 24 ноября память одной из самых известных и прославленных икон, написанных в ХХ веке – мироточивой Иверской Монреальской иконы Божией Матери. В этот день, 24 ноября, 27 лет назад она начала обильно источать благоуханное целебное мирро.)
В основе древнерусской иконописи лежит принцип «обратной перспективы», открывающий возможность увидеть изображение в бесконечно расширяющемся пространстве (предметы расширяются при их удалении от зрителя). Положение во гроб. 15 век Рублев «Троица» 15 ВЕК Рублев «Благовещение»
Символичны были и представления о времени, которое как свиток, разворачивалось в пространстве. Цвет также нес символическую нагрузку. Рублев «Рождество Христово» «Христос Вседержитель» До сотворения мира не было и времени. Время, как сотворенный Богом носитель изменений, к самому Богу не применимо. На иконах это отмечено тремя греческими буквами в крестчатом нимбе Христа. Это переводится как "сущий", то есть тот, к кому сразу относится "всегда был", "всегда есть" и "всегда будет".
Первоначально икона создавалась одним мастером. С 16 века над одной иконой трудилась целая артель художников, где каждый выполнял определенный вид работы. Порой икона проходила через десятки рук, прежде чем обретала свое место в храме или доме. Всякая икона начиналась с доски – обычно из липы. На лицевой стороне доски, отступив от края, вырубали ковчег – неглубокую прямоугольную выемку. Главное изображение помещалось в ковчеге, а на полях иконы писали поясняющие тексты или «клеймы с житиями» святых. С века иконы делали уже без ковчега.
Для того, чтобы предохранить живопись от трещин, на лицевую сторону доски наклеивали холщовую ткань – паволоку, а поверх нее наносили левкас – специальный раствор из мела и рыбьего клея. Изображения сначала процарапывалось, золотилось, затем на него наносили темперу – краски, растертые на яичном желтке. Сначала накладывали контуры, потом тени, потом одежду, предметы и, наконец, самое важное – лики. «Личное письмо» (лицо) считалось самой сложной работой, требующей мастерства. Для завершения иконы ее покрывали олифой из льняного масла, томившегося полгода в горячей печи. Теперь к работе приступали резчики и ювелиры: делали оклады и инкрустировали их самоцветами и жемчугом.
Феофан Грек. Богоматерь Донская. 14 век Андрей Рублев. Спас. 15 век
Дионисий. Распятие. 16 век Симон Ушаков. Спас нерукотворный. 17 век
3.Искусство книжной миниатюры Востока Наивысшего расцвета она достигла в веках в Иране, Ираке, Афганистане, Азербайджане, Турции и Индии. В мусульманском мире к книге относились как к драгоценности. Их писали от руки каллиграфы, оформляли художники – миниатюристы. Книжная миниатюра – сложный и творческий процесс: сначала мастер тщательно разглаживал бумагу, лоснил ее, наносил рисунок, потом расписывал его темперой. Прелесть миниатюры заключалась в тонкости рисунка, многокрасочности, прорисовки деталей. Она не знает перспективы, в ней нет светотени; изображение человека передается плоскостно, нет передачи душевного состояния действующих лиц, только выразительные жесты. Как сказал Гете: «Восточная миниатюра, как и восточная поэзия ведет нас через мир путем сравнений образов, путем сопоставления и нагромождения предметов». Мир восточной миниатюры – это органическое слияние реальности, вымысла и символики. Ее образы праздничны и очаровательны.
Азербайджан. 15 – 17 век
Излюбленными сюжетами миниатюры стали исторические легенды, народные сказания, сцены пышных царских пиров, охоты, портреты правителей. Бехзада. Портрет султана Хусейна. 16 век Афганистан. Фарибурз, представший перед Кей-Хосровом. «Большеголовый Шахнаме». Гилян.1494 г. Миниатюра к «Хамсе» 15 век
" Макам аль-Харири". Иран.14 век Индийская миниатюра «БАБУР-НАМЕ». XVI ВЕК
Камолиддин Бехзада – «Восточный Рафаэль»( ) Афганистан. На формирование личности Бехзада и его мировоззрения большое влияние оказал Алишер Навои, визирь, поэт во времена правления Султана Хусейна Байкара. Историки считают, что Навои был непосредственным покровителем молодого таланта.
«Бабу́р-наме́» («Записки Бабура») воспоминания Захир ад –дина Мухаммеда Бабура( ), основателя Империи Великих Моголов, потомка Тамерлана.