Коррекция сбоев в устной спонтанной речи: опыт корпусного исследования В.И.Подлесская, А.А.Кибрик.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 3. Локальная структура дискурса Общая теория словесности © А.А.Кибрик, 2005.
Advertisements

ПОГРАНИЧНАЯ ПАУЗАЦИЯ В ЦИТАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЯХ: КОРПУСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА А.О. Литвиненко «Корпусная лингвистика» Санкт-Петербург,
Методы и приемы решения ЕГЭ заданий типа С6 по математике методические рекомендации Серебряков И.П., учитель математики МБОУ «Лицей» г.Лесосибирск.
ФРАЗОВАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПОСТПОЗИТИВНЫМ ПРИДАТОЧНЫМ Н.А. Коротаев (РГГУ) В.И. Подлесская (РГГУ)
Анна Лауринавичюте Влияние паузы хезитации на понимание сложноподчиннных предложений с союзами «перед» и «после»
Лекция 7 Постникова Ольга Алексеевна1 Тема. Элементы теории корреляции
Рисуем параллелепипед Известно, что параллельная проекция тетраэдра, без учета пунктирных линий, однозначно определяется заданием проекций его вершин (рис.
Слова-паразиты в речи современных подростков Исследовательская работа Выполнила Чернова Екатерина ученица 9 класса Лебяженской СОШ. Лебяженской СОШ. Руководитель.
5 ноября 2012 г.5 ноября 2012 г.5 ноября 2012 г.5 ноября 2012 г. Лекция 6. Сравнение двух выборок 6-1. Гипотеза о равенстве средних. Парные выборки 6-2.Доверительный.
6 ноября 2012 г.6 ноября 2012 г.6 ноября 2012 г.6 ноября 2012 г. Лекция 5. Сравнение двух выборок 5-1. Зависимые и независимые выборки 5-2.Гипотеза о равенстве.
1 1. Все внешние силы лежат в одной плоскости, проходящей через главную ось сечения 2. Силы перпендикулярны продольной оси Вначале рассматривается наиболее.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Работу выполнила ученица 11 класса «Д» ГБОУ лицей 1547 Медведева Анна.
Michael Jackson
СТРАТЕГИИ ПЕРЕДАЧИ «ЧУЖОЙ РЕЧИ» В РАССКАЗАХ ПО КАРТИНКАМ А.О. Литвиненко МГУ им. М.В. Ломоносова.
Исследовательская работа ученицы 7 класса Ионовой Юлии.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
IP-адрес: ( ) Маска подсети: ( ) Адрес сети:
Транксрипт:

Коррекция сбоев в устной спонтанной речи: опыт корпусного исследования В.И.Подлесская, А.А.Кибрик

Причина речевых сбоев - определенный фрагмент порожденного текста не соответствует изначальной программе выбрана неверная или неточная номинация фрагмент артикулирован преждевременно и не может в нынешнем виде или в нынешнем окружении быть адекватно встроен в последующий дискурс фрагмент завершен прежде, чем подготовлено дальнейшее развертывание текста и требуется заполнить время, пока завершится подготовка следующей «порции»

Реакция говорящего на речевой сбой Хезитация = перерыв для подготовки следующего фрагмента текста Паузы Паузы с долексическим заполнением (ммм, эээ) Лексические маркеры хезитации (ну, это самое ) Коррекция = «отбраковка» некоторого фрагмента текста

N42:13..(0.1) /Ира куда-то уш= || \исчезла. Забракованный фрагмент Откорректированный коррелят Коррекция: удаление забракованного фрагмента дает текст, грамматически приемлемый и ситуационно уместный с точки зрения говорящего Место прерывания

Угол зрения: Коррекция как явление, позволяющее судить о когнитивной системе говорящего. Исследовательские задачи: Систематизация основных типов коррекции. Оценка частотности основных типов коррекции. Корпус: Устные рассказы общим объемом около словоупотреблений. Обнаружено 405 случаев коррекции. Частота коррекций: 2,3 коррекции на 100 слов. (В литературе данные для англ.яз.: на 100 слов.) Системно классифицируются Прочие -30

Основные типы коррекций: четыре классифицирующих признака 1.Структурный диапазон коррекции (взаимное расположение забракованного фрагмента и его откорректированного коррелята в иерархической структуре дискурса) 2.Линейный диапазон коррекции (линейная дистанция между забракованном фрагментом и его откорректированным коррелятом) 3.Тип операции (степень формального и семантического сходства между забракованным фрагментом и его откорректированным коррелятом) 4.Объем забракованного фрагмента

Четыре классифицирующих признака: Признак 1. Структурный диапазон коррекции взаимное расположение забракованного фрагмента и его откорректированного коррелята в иерархической структуре дискурса: микрокоррекции vs. макрокоррекции

Исходное предположение – дискурс имеет иерархическую структуру Минимальный узел структуры – элементарная дискурсивная единица (ЭДЕ) Критерии выделения ЭДЕ: Семантико-синтаксический: ЭДЕ типично (но не всегда!) соответствует одной предикации Просодический: ЭДЕ оформляется как просодическая единица - с точки зрения тона, громкости, паузации и т.д.

N42:13..(0.1) /Ира куда-то уш= || \исчезла. Забракованный фрагмент Откорректированный коррелят Микрокоррекция – говорящий обрабатывает, т.е. планирует и перепланирует только один, текущий, узел дискурсивной структуры Место прерывания (при микрокоррекциях в транскрипции используем знак ||)

Макрокоррекция – –уже приступив к произнесению некоторой дискурсивной единицы, говорящий может оказаться вынужден прервать произнесение, существенно дополнить или перестроить локальную структуру дискурса и только потом либо продолжить ранее начатую единицу, либо, отменив предыдущую попытку, начать строить эту единицу заново

N53:04-08 …(0.8) И вот эти /скаты, они меня ==..(0.4) То есть \я была \русалкой.....(1.1) И эти /скаты, они меня /возили куда-то там_ Макрокоррекция – после артикуляции забракованного фрагмента дискурсивная структура перестроена (дополнена) Забракованный фрагмент Откорректированный коррелят

Количественное распределение коррекций по признаку «структурный диапазон» Всего – 375 микро : макро = 276 : 99 NB: Более травматичные коррекции менее частотны!

Четыре классифицирующих признака: Признак 2. Линейный диапазон коррекции линейная дистанция между забракованном фрагментом и его откорректированным коррелятом: контактные vs. дистантные коррекции

Контактные коррекции – забракованный фрагмент и его откорректированный коррелят следуют непосредственно друг за другом или между ними имеются только паузы, паузы с долексическим заполнением (ммм, эээ), лексические маркеры хезитации (ну, это самое)

N42:13..(0.1) /Ира куда-то уш= || \исчезла. Забракованный фрагмент Откорректированный коррелят Контактная (микро) коррекция - между забракованным фрагментом и его откорректированным коррелятом нет даже паузы

Z28: (0.3) /Вдруг я-а увидел /милиционера, и \спросил его:..(0.4) –как добраться до \дома...(0.3) И /он мен= ==..(0.4) И /он /позвонил..(0.3) /домой, и...(0.9) я ==...(0.7) и за мной /приехали, и отвезли \домой. Контактная (макро)коррекция – забракованный фрагмент планировался как он меня отвез / отправил, но в результате коррекции кумулятивно возникло более расчлененное описание ситуации – он позвонил, и за мной приехали и отвезли домой Забракованный фрагмент

Дистантные коррекции – –между забракованным фрагментом и его откорректированным коррелятом имеется материал, не затронутый коррекцией.

N52:01 Значит /папа ле-е= || мой лежал на \кровати. Дистантная (микро) коррекция - между забракованным фрагментом и его откорректированным коррелятом имеется лексический материал (вставка) Забракованный фрагмент Откорректированный коррелят NB: При дистантной коррекции исправляется МЕСТО появления фрагмента в линейной развертке текста: ле-е= артикулировано преждевременно

N48: Он завёл себе /лягушку,..(0.2) а /они отбили у нее одну \лапу. Она стала \трё́хно́гая лягушка...(0.4) /Потом он один раз вышел на бал= == Он стал носить эту /лягушку на \голове. /Потом он один раз вышел на /балкон,..(0.4) и его –\пристрели-или. Дистантная (макро) коррекция – между забракованным фрагментом и его откорректированным коррелятом имеется лексический материал (вставка ЭДЕ) Забракованный фрагмент Откоррек- тированный коррелят NB: При дистантной коррекции исправляется МЕСТО появления фрагмента в линейной развертке текста: / Потом он один раз вышел на бал= == артикулировано преждевременно

Количественное распределение коррекций по признаку «линейный диапазон» Всего – 375 контактные : дистантные = 272 : 103 NB: Более травматичные коррекции менее частотны!

Травматичность коррекций по признакам «структурный диапазон» и «линейный диапазон» нарастает кумулятивно – среди микрокоррекций больше контакных, среди макрокоррекций больше дистантных Микрокоррекций – 276 конт : дист = 233 : 43 Макрокоррекций – 99 конт : дист = 39 : 60

Четыре классифицирующих признака: Признак 3. Тип операции Различаются в зависимости от степени формального и семантического сходства между забракованным фрагментом и его откорректированным коррелятом: повтор vs. модификация (замена забракованного фрагмента с полным или частичным сохранением его значения) vs. отмена

Когнитивная функция повтора - говорящий произносит некоторый фрагмент, но прерывается, ощутив сомнение в том, что этот фрагмент соответствует изначальной программе, затем отвергает эти сомнения и повторяет данный фрагмент, сигнализируя о том, что вербализации более удачной, чем первоначально предложенная, он не подобрал N06:19 так что я не \смогла-а..(0.4) /посмотреть его точно черты ли=..(0.1) ээ(0.1) \лица. (Микро контактный) повтор:

N48: Он завёл себе /лягушку,..(0.2) а /они отбили у нее одну \лапу. Она стала \трё́хно́гая лягушка...(0.4) /Потом он один раз вышел на бал= == Он стал носить эту /лягушку на \голове. /Потом он один раз вышел на /балкон,..(0.4) и его –\пристрели-или. (Дистантный макро) повтор Забракованный фрагмент Откорректированный коррелят

N42:13..(0.1) /Ира куда-то уш= || \исчезла. Забракованный фрагмент Откорректированный коррелят (Микро контактная) модификация - замена с частичным сохранением значения уш(ла) исчезла

Z06:19-25.…(1.0) И-и /\мы-ы с Саньком..(0.1) тогда /пошли,...(0.6) в \магазин, чего-нибудь \покупать,..(0.4) а-а ==...(0.5) и Са= == и я \проснулся. На самом там..(0.2) интересном \месте. (Макро контактная) отмена - говорящий, вероятно, сначала предполагал развернуть эпизод «про Санька», но затем отверг эту линию и свернул рассказ Забракованные фрагменты Отмена – удаление забракованного сегмента без сохранения его значения

Количественное распределение коррекций по признаку «тип операции» Всего – 375 повторы : модификации : отмены = 209 : 117 : 49 NB: Более травматичные коррекции менее частотны!

«структурный диапазон» и «тип операции» микрокорр - более травматичные операции менее частотны, макрокорр - типы операций распределены более равномерно Микрокорр – 276 повт : модиф : отмен = 168 : 85 : 23 Макрокорр – 99 повт : модиф : отмен = 41 : 32 : 26

Четыре классифицирующих признака: Признак 4.Объем забракованного фрагмента Степень знаменательности / служебности и, как следствие, степень потенциальной дискурсивной самостоятельности фрагмента – способность самостоятельно формировать предикацию: «мелкий» забракованный фрагмент vs. «крупный» забракованный фрагмент

«Мелкий» (1)часть слова; (2) служебное слово (дискурсивный маркер, предлог, союз), сочетание служебных слов, сочетание служебного слова и части полнозначного слова

«Мелкий» забракованный фрагмент (дискурсивный маркер + союз + часть предлога) N66: (0.4) ну а заме= == что меня /насторожило, что-о..(0.2) \'это-о..(0.2) заместо /носа у него были /просто две \дырки.

«Крупный» (всё остальное) (3) знаменательное слово (4) сочетание знаменательного слова со знаменательным(и) и /или со служебным(и) (5) последовательность, включающая одну или более ЭДЕ

N48: Он завёл себе /лягушку,..(0.2) а /они отбили у нее одну \лапу. Она стала \трё́хно́гая лягушка...(0.4) /Потом он один раз вышел на бал= == Он стал носить эту /лягушку на \голове. /Потом он один раз вышел на /балкон,..(0.4) и его –\пристрели-или. «Крупный» забракованный фрагмент Откорректированный коррелят

Количественное распределение коррекций по признаку «объем забракованного фрагмента» Всего – 375 мелкие : крупные = 218 : 157 NB: Более травматичные коррекции менее частотны!

Травматичность коррекций по признакам «структурный диапазон» и «объем забракованного фрагмента» нарастает кумулятивно – среди микрокоррекций больше мелких забракованных фрагментов, среди макрокоррекций больше крупных Микрокоррекций – 276 мелк : крупн = 185 : 91 Макрокоррекций – 99 мелк : крупн = 33 : 66

микрокоррекции: среди повторов – мелких > крупных, среди модификаций – крупных > мелких (согласуется с Maclay&Osgood 1959) макрокоррекции: - и среди повторов и среди модификаций крупных > мелких (не согласуется с Maclay&Osgood 1959) «структурный диапазон» vs. «тип операции» vs. «объем забракованного фрагмента»

Повторы 141 : 27 Модиф 24 : 61 Отмены 20 : 3 Повторы 14 : 27 Модиф 5 : 27 Отмены 14 : 12 Микрокоррекции Макрокоррекции мелк : крупн

ВЫВОД 1: Более травматичные коррекции менее частотны Коррекции происходят чаще внутри предикации, реже – корректируется структура дискурса Коррекции происходят чаще из-за того, что артикулирован неверный или неточный фрагмент, реже – из-за того, что фрагмент артикулирован преждевременно Спорный фрагмент чаще повторяется, реже – заменяется на близкий по смыслу, и еще реже – отменяется совсем Корректируются чаще оборванные слова или полные служебные слова, реже – полные знаменательные слова и группы слов

Наиболее частотный кластер значений: контактные повторы мелких фрагментов внутри предикации (116 из 375) черты ли=..(0.1) ээ(0.1) \лица ВЫВОД 2: Нарастание травматичности происходит кумулятивно по группам признаков

Спа= || мм(0.3) ну..(02) \спасибо!

Классифицируемые случаи коррекции. Всего Микрокоррекции 276 Макрокоррекции 99 Контакт 233 Дистант 43 Контакт 39 Дистант 60 Повт 138 Мод 72 Отм 23 Повт 30 Мод 13 Отм Ø Повт 3 Мод 12 Отм 24 Повт 38 Мод 20 Отм 2 Мелк ØØ Круп Ø Ø

N09: (0.5) если они ||..(0.4) если их не-е /погасить,..(0.3) то-о..(0.2) /случится \пожар. Откорректированный коррелят Забракованный фрагмент

Z04: (0.4) мы за= || мы /\зашли в –магазин. Начальная микрокоррекция - забракованный фрагмент находится в абсолютном начале единицы Забракованный фрагмент Откорректированный коррелят Бракуется вся уже построенная часть ЭДЕ и построение ЭДЕ начинается с нуля

N54: (0.9) А /потом я пошла-а..(0.3) к своему /другу, \очень..(0.2) очень \давнишнему /другу, я его ==..(0.2) мы до сих пор с ним /дружим,...(0.7) \вот,..(0.4) я его восемь \лет где-то уже, Дистантная (макро)коррекция - между забракованным фрагментом и его откорректированным коррелятом имеется материал (вставка) – последовательность ЭДЕ