АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Показатели, устанавливающие соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников учреждений высшего профессионального образования требованиям.
Advertisements

ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Методические рекомендации по проведению аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, программ.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Актуальные вопросы технологии реализации ФГОС ВПО.
Сибирский федеральный университет СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ «АККРЕДИТАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ УНИВЕРСИТЕТА» 22 декабря 2011 г. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА.
Разработка вузами основных образовательных программ.
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
О РЕЗУЛЬТАТАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, РЕАЛИЗУЕМОЙ В РАМКАХ УГС
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
Особенности организации самостоятельной работы студентов по заочной форме обучения Воробьева В. М., зав. заочным отделением ЯрИПК.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
1 Разработка учебных планов основных образовательных программ высшего профессионального образования в логике ФГОС ВПО Харитонова О.В., начальник отдела.
СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ Предложения по внедрению в технических вузах.
Транксрипт:

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Анализ контингента обучающихся по направлению подготовки (специальности) (таблица 1). 2. Анализ выполнения законодательства РФ в части соответствия содержания основной образовательной программы требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (таблицы 2.1, 2.2) Анализ стандарта по направлению подготовки (специальности). С текстами ФГОСов можно ознакомиться на сайте npi-tu.ru в разделе «Главная » Учебный процесс » Обеспечение учебного процесса » ФГОС ВПО (стандарты и учебные планы)»ГлавнаяУчебный процессОбеспечение учебного процесса В графе «Значения показателя по ГОС» проставить соответствующее числовое значение (для каждого стандарта – имеет свое значение) В графе «Фактические значения показателя» проставить соответствующее числовое значение (по итогам анализа учебного плана, наличия учебно-методического комплекса, расписания занятий, документов о кадровом потенциале) Сравнить нормативно-установленное и фактическое значение показателя и принять меры по безусловному выполнению требования Федеральных(государственных)образовательных стандартов

Количество обучающихся в таблице должно соответствовать текущим значениям контингента и подтверждаться данными формы ВПО-1 (на 1 октября 2012г), приказами о движении контингента на период с 1 октября 2013 г по 1 февраля 2013 г.

Работа с таблицей 2.1 Показатели: % наличия обязательных дисциплин федерального компонента в учебном плане, расписании занятий, экзаменационных ведомостях. Значения показателя по ГОС – 100%. Фактические значения показателя – результат анализа наличия дисциплин, указанных в разделе 4 ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму содержания ООП …» (см. столбец 2 таблицы).

2. 100% наличия рабочих программ дисциплин Значения показателя по ГОС – 100%. Фактические значения показателя – результат анализа наличия рабочих программ по всем дисциплинам учебного плана (включая все дисциплины по выбору студента, факультативные дисциплины). 3. Выполнение требований к общему количеству часов теоретического обучения Значения показателя по ГОС – см. раздел 4 ГОС ВПО, последняя строка таблицы. Фактические значения показателя – см. учебный план, последняя строка столбца «Итого».

4. Выполнение требований к объему учебной нагрузки по циклам дисциплин. Значения показателя по ГОС – см. раздел 4 ГОС ВПО, столбец «Всего часов» по строкам «ГСЭ», «ЕН», «ОПД», «ДС», «ФТД». Фактические значения показателя – см. учебный план, строки «Всего по циклу ГЭС» и т.п. столбца «Итого». Внимание! Фактические значения показателя могут отличаться от значений по ГОС на величину, указанную в п

5. Выполнение требований к объему учебной нагрузки по дисциплинам. Значения показателя по ГОС – см. раздел 4 ГОС ВПО, столбец «Всего часов» по строкам конкретных дисциплин (например, Иностранный язык – не менее 340 час». Фактические значения показателя – см. учебный план, строки конкретных дисциплин столбца «Итого». Внимание! Фактические значения показателя могут отличаться от значений по ГОС на величину, указанную в п

6. Наличие в рабочих программах дисциплин минимума содержания. Значения показателя по ГОС – см. раздел 4 ГОС ВПО, столбец «Наименование дисциплин и их основные разделы». Фактические значения показателя – результат анализа рабочих программ дисциплин в части содержания их всех дидактических единиц. Внимание! В рабочих программах дисциплин дидактические единицы должны быть не только указаны в пункте «Государственный образовательный стандарт», но и прослеживаться в п.3 «содержание дисциплины»

7. Наличие дисциплин по выбору студента, устанавливаемых образовательным учреждением. Значения показателя по ГОС – во всех блоках дисциплин по выбору студента должны быть альтернативные дисциплины. Фактические значения показателя – результат анализа учебного плана и документов, подтверждающих предоставление реальной возможности выбора студентам в отношении дисциплин по выбору (заявления студентов). Внимание! Данные требования распространяются на все формы обучения.

8. Выполнение требований к общему сроку освоения основной профессиональной образовательной программы. Значения показателя по ГОС – см. п.1.2, п. 5.1 ГОС ВПО. Фактические значения показателя – результат анализа учебного плана, таблица «Сводные данные по бюджету времени в неделях». Внимание! При реализации ООП по заочной форме обучения общий срок освоения ООП увеличивается в соответствии с п. 5.2 ГОС ВПО.

9. Выполнение требований к продолжительности теоретического обучения. 10. Выполнение требований к продолжительности всех видов практик. 11. Выполнение требований к продолжительности каникул. 12. Выполнение требований к продолжительности экзаменационных сессий. 13. Выполнение требований к продолжительности государственной (итоговой) аттестации. Значения показателя по ГОС –см. п. 5.1 ГОС ВПО. Фактические значения показателя – результат анализа учебного плана, таблица «Сводные данные по бюджету времени в неделях»

14. Выполнение требований к общему объему каникулярного времени в учебном году. Значения показателя по ГОС – см. п. 5.7 ГОС ВПО. Фактические значения показателя – результат анализа учебного плана, таблица «Сводные данные по бюджету времени». 15. Выполнение требований к максимальному объему учебной нагрузки студента в неделю, включая все виды его аудиторной (самомостоятельной) учебной работы. Значения показателя по ГОС – см. п. 5.3 ГОС ВПО (54 часа/неделю). Фактические значения показателя – результат анализа учебного плана.

16. Выполнение требований к среднему объему аудиторных занятий студента в неделю (очная форма получения образования), объем аудиторных занятий в неделю (очно- заочная (вечерняя) форма получения образования), объем аудиторных занятий в учебном году (заочная форма получения образования). Значения показателя по ГОС: Очная форма получения обр-я – см. п. 5.4 ГОС ВПО; Заочная форма получения обр-я – см. п. 5.6 ГОС ВПО, Типовое положение об ОУ ВПО (160 час/год – 200 час/год). Фактические значения показателя – результат анализа учебного плана.

17. Доля студентов, освоивших дисциплины федерального компонента ГОС ВПО для каждой УГС. Значения показателя по ГОС – минимум 60%. Фактические значения показателя – результат проверки в форме устного опроса, собеседования, тестирования. 18. Тематика не менее 90% курсовых работ (проектов) соответствует профилю дисциплин по ООП.

19. Обеспечение документами не менее 100% всех видов практик по ООП. Проверка наличия: - утвержденных программ практик и форм отчета по этим практикам; - договоров с местами проведения практик (должно соответствовать со сведениями, зафиксированными в программах практик); - и качества содержания отчетов студентов по практикам, а также рецензии руководителей практик.

20. Обеспечение документами по организации государственной (итоговой) аттестации выпускников. Проверка наличия: - итоговых квалификационных работ студентов; - отчетов председателей ГАК (ИАК); - заключений ГАК (ИАК) по образовательным программам. Проверка соответствия председателей ГАК, указанных в приказах о составе ГАК, с утвержденным в установленном порядке списком председателей.

21. Соответствие требованиям ГОС ВПО количества и перечня государственных экзаменов (итоговых экзаменов) по образовательной программе. Проверка на соответствие требованиям п. 7.2 «Требования к итоговой государственной аттестации» ГОС ВПО. Анализ документов: - регламентирующих порядок проведения государственных экзаменов и их содержание; - экзаменационных билетов; - ведомости. 22. Не менее 80% студентов по ООП имеют положительные оценки по государственным экзаменам

% обеспечение всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно-методической документацией Проверяется на основе анализа учебно-методических комплексов (УМКД) по ООП. В соответствии с письмом Рособрнадзора от ин/ак «О составе учебно-методического комплекса», УМКД является частью ООП и в него входят: - Рабочая учебная программа дисциплины; - Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций; - Учебно-методическая документация по организации проведению лабораторных и самостоятельных работ, лекций, подготовки курсовых работ (проектов)

Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП, в том числе имеющие междисциплинарный характер или связанные с задачами воспитания; Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов; Учебно-методическое обеспечение дисциплины, включая перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю и методические указания студентам; Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

24. Наличие возможности доступа всех студентов к фондам учебно-методической документации и изданиям по основным изучаемым дисциплинам, в том числе доступа к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями. Проверяется: - укомплектованность фонда библиотеки печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам всех циклов ООП, фондов дополнительной литературы; - наличие и доступность электронно-библиотечной системы (ЭБС).

25. Не менее чем у 50% преподавателей по ООП базовое образование соответствует профилю преподаваемых дисциплин. Проверяется на основе изучения личных дел преподавателей, ведущих занятия по конкретной ООП. Соответствие базового образования и профиля дисциплины рекомендуется определять следующим образом: а) определяется направление подготовки, которому соответствует дисциплина (н/п, дисциплине «Математика» соответствует направление подготовки «Математика»; б) определяется УГС, соответствующая направлению подготовки (н/п, направлению подготовки «Математика» соответствует УГС «Физико-математические науки»; в) определяется УГС, соответствующая специальности преподавателя по диплому; г) соответствие считается установленным в случае совпадения УГС, определенных в пп. б) и в).

26. Соответствие требованиям ГОС ВПО доли преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание. Проверяется на основе изучения личных дел преподавателей, ведущих занятия по конкретной ООП % штатных преподавателей по ООП принимают участие в научной и/или научно-методической, творческой деятельности. Проверяется на основе: - отчетов преподавателей об участии в НИР или НИОКР; - публикации ( в т.ч. Монографии, учебные пособия, статьи и т.д); - учебные и учебно-методические пособия и т.д.

Работа с таблицей 2.2 Показатели: % наличия обязательных дисциплин базовой (обязательной) части в учебном плане, расписании занятий. Значения показателя по ФГОС – 100%. Фактические значения показателя – результат анализа наличия дисциплин, указанных в разделе 6 ФГОС ВПО «Требования к структуре основных образовательных программ …» (перечень обязательных дисциплин содержится во ФГОС непосредственно перед таблицей 2).

2. 100% наличия рабочих программ дисциплин (модулей) и программ практик Значения показателя по ФГОС – 100%. Фактические значения показателя – результат анализа наличия рабочих программ по каждой дисциплине (виду практике), имеющейся в учебном плане.

3. Наличие в учебной программе каждой дисциплины (модуля) четко сформулированных конечных результатов обучения в увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по основной образовательной программе Значения показателя по ФГОС: - раздел 5 ФГОС «Требования к результатам освоения основных образовательных программ…» в части формулировок компетенций, - раздел 6 ФГОС «Требования к структуре основных образовательных программ…» (таблица 2 столбцы 2 и 5) в части проектируемых результатов освоения циклов и кодов формируемых компетенций

Фактические значения показателя – результат анализа рабочих программ дисциплин по ООП. В учебной программе каждой дисциплины должны быть указаны конечные результаты обучения – знания, умения, навыки, общекультурные и профессиональные компетенции. Внимание! В рабочих программах дисциплин ООП должны содержаться все предусмотренные таблицей 2 столбцом 2 результаты освоения циклов (знать, уметь, владеть).

4. Выполнение требований по нормативному сроку освоения основной образовательной программы Значения показателя по ФГОС – раздел 3 ФГОС таблица 1 «Нормативный срок освоения ООП, включая последипломный отпуск» Фактические значения показателя – результат анализа учебного плана «Сводные данные по бюджету времени в неделях» 5. Выполнение требований к общей трудоемкости освоения основной образовательной программы Значения показателя по ФГОС - раздел 3 ФГОС таблица 1 «Трудоемкость (в зачетных единицах)» Фактические значения показателя - см. учебный план, последняя строка столбца «ЗЕТ».

6. Выполнение требований к трудоемкости ООП по очной форме получения образования за учебный год. Значения показателя по ФГОС – раздел 3 ФГОС «трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам». Фактические значения показателя – результат анализа учебного плана, рабочих программ дисциплин, расписания занятий.

7. Выполнение требований к трудоемкости освоения учебных циклов и разделов. Значения показателя по ФГОС – трудоемкость освоения учебных циклов и разделов, указанная в разделе 6 ФГОС. Фактические значения показателя – см. учебный план, строки «Итого по циклу» столбца «ЗЕТ». 8. Выполнение требований к общей трудоемкости каждой дисциплины ООП. Значения показателя по ФГОС – см. п.7.4 ФГОС «Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). Фактические значения показателя – см. учебный план столбец «ЗЕТ».

9. Выполнение требований к объему факультативных дисциплин за весь период. Значения показателя по ФГОС – объем факультативных дисциплин должен быть не более указанного в разделе 7 ФГОС. Фактические значения показателя – результат анализа учебного плана. 10. Выполнение требований к часовому эквиваленту зачетной единицы. Значения показателя по ФГОС – раздел 3 ФГОС «Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам»; письмо Минобрнауки России от г «часовой эквивалент зачетной единицы – от 32 до 38 ак. часов» Фактические значения показателя – результат анализа учебного плана.

11. Выполнение требований к проценту занятий, проводимых в активных и интерактивных формах. Значения показателя по ФГОС – п. 7.3 ФГОС. Фактические значения показателя – результат анализа рабочих программ дисциплин по ООП: процент суммарного количества часов (по всем дисциплинам) на активные и интерактивные формы проведения занятий (деловые и ролевые игры, компьютерные симуляции, психологические и иные тренинги и пр.) от общего объема аудиторных занятий (за весь период обучения).

12. Выполнение требований к проценту занятий лекционного типа по отношению к объему аудиторных занятий. Значения показателя по ФГОС – п. 7.3 ФГОС. Фактические значения показателя – результат анализа учебного плана, рабочих программ дисциплин, расписания занятий: процент суммарного количества часов на занятия лекционного типа от общего объема аудиторных занятий (за весь период обучения).

13. Выполнение требований к удельному весу дисциплин по выбору обучающихся в составе вариативной части обучения. Значения показателя по ФГОС – п. 7.3 ФГОС. Фактические значения показателя – результат анализа учебного плана, рабочих программ дисциплин, расписания занятий, подтверждающих выбор документов: доля суммарной трудоемкости дисциплин по выбору в вариативной части по всем циклам.

14. Выполнение требований к объему аудиторных занятий в неделю (очная и очно-заочная (вечерняя) формы получения образования) или в учебном году (заочная форма получения образования). Значения показателя по ФГОС: Очная форма получения обр-я – см. п. 7.7 ФГОС; Заочная форма получения обр-я – см. п. 7.8 ФГОС, Типовое положение об ОУ ВПО (не более 200 час/год). Фактические значения показателя – результат анализа учебного плана.

15. Выполнение требований к максимальному объему учебных занятий обучающихся в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин. Значения показателя по ФГОС – п. 7.6 ФГОС (54 ч/нед) Фактические значения показателя – результат анализа учебного плана. 16. Выполнение требований к общему объему каникулярного времени в учебном году. Значения показателя по ФГОС – п. 7.9 ФГОС. Фактические значения показателя – результат анализа учебного плана.

17. Выполнение требований к объему часов по дисциплине «Физическая культура», в том числе по объему практической подготовки, реализуемой при очной форме получения образования. Значения показателя по ФГОС – п ФГОС. Фактические значения показателя – результат анализа учебного плана с учетом изменений, внесенный решением Ученого совета (протокол 11 от 30 мая 2012г), рабочей программы.

18. Выполнение требований к наличию лабораторных практикумов и/или практических занятий по дисциплинам (модулям) базовой части циклов. Значения показателя по ФГОС – п ФГОС. Фактические значения показателя – результат анализа учебного плана, рабочих программ дисциплин. 19. Доля обучающихся, освоивших обязательные дисциплины базовой части цикла ФГОС для каждой УГС не менее 60%.

20. Тематика не менее 90% курсовых работ (проектов) соответствует профилю ООП. 21. Обеспечение документами не менее 100% всех видов практик по ООП. 22. Обеспечение документами по организации государственной (итоговой) аттестации выпускников. 23. Не менее 80% студентов по ООП имеют положительные оценки по результатам государственной (итоговой) аттестации % обеспечение всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно-методической документацией.

25. Наличие возможности доступа всех обучающихся к фондам учебно-методической документации и изданиям по основным изучаемым дисциплинам, в том числе доступ к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями. 26. Соответствие требованиям ФГОС ВПО доли преподавателей, имеющих базовое образование, соответствующих профилю преподаваемых дисциплин по ООП. Значения показателя по ФГОС – п ФГОС.

27. Соответствие требованиям ФГОС ВПО доли преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, обеспечивающих образовательный процесс по ООП. Значения показателя по ФГОС – п ФГОС % штатных преподавателей по каждой образовательной программе принимают участие в научной и/или научно- методической, творческой деятельности. Показатели анализируются аналогично показателям по ГОС ВПО.