Научно-образовательный материал 9 иновационно-образовательные прикладные материалы (презентации) для проведения занятий по обществознанию для подготовки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экономические школы Подготовила Маса Н.Ю.. Экономические школы Системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической.
Advertisements

История экономической мысли. Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита И был глубокой эконом,
Powerpoint Templates Page 1 «Основы экономики» «Введение»
Экономика: наука и хозяйство.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
1. Экономика: наука и хозяйство. Сфера деятельности людей по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Наука, изучающая эффективные.
Тема урока: «Главные вопросы экономики» Проверяем ответы по слайдам.
Работу выполнила учитель истории и обществознания ГОУ СОШ 218 г. Санкт-Петербурга Иванова Анна Юрьевна Экономика: наука и хозяйство.
Главные вопросы экономики Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания.
ЛЕКЦИЯ 1 ЭКОНОМИКА. Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Основы экономических учений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ.
Экономика 3-4 тренажер. В традиционной экономической системе 1) основная масса произведенных продуктов предназначена для обмена 2) имеет место всеобщая.
Тема 2. Основы рыночной экономики Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный.
ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЕГО СТРУКТУРА Цель лекции: выявить объективные причины появления и условия существования рыночной экономики, ее основные черты,
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ – это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве.
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 3. Экономика, часть 1 вопросы кодификатора.
РЫНОК КАК ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 2 Рынок как форма функционирования экономики 1. Формирование рыночных механизмов координации экономического.
Рыночная система хозяйствования 1.Субъекты рыночной экономики и их взаимодействие 2.Спрос и факторы, на него влияющие 3.Предложение и факторы, на него.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Основы общественного производства. Воспроизводство и его фазы. Основы общественного производства. Воспроизводство и его фазы.
Урок по обществознанию. 11 класс. Тема: Экономика: наука и хозяйство. Учебник «Обществознание. 11 класс» Л.Н. Боголюбова
Транксрипт:

Научно-образовательный материал 9 иновационно-образовательные прикладные материалы (презентации) для проведения занятий по обществознанию для подготовки к ЕГЭ Тема: Экономика

Учебные вопросы: 1.Экономика и экономическая наука 2.Факторы производства и факторные доходы 3.Экономические системы 4.Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение Тема «Экономика»

Литература: 1. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И. и др. Обществознание. 10 и 11 класс; Просвещение 2009 г. 2. Гуревич П.С., Николаева Е.З. Обществознание. 10 и 11 класс. Мнемозина 2010г. 3. Ионин Л.Г., Поляков Л.В. Обществознание. 10 класс; Просвещение 2010г. 4. Кравченко А.И. Обществознание. 10 класс; Русское слово 2009 г. 5. Никитин А.Ф. Обществознание. 10 и 11 класс; Просвещение 2010г. 6.Киреев А.П. Экономика класс; Вита-пресс 2010 г. 7. Липсиц И.В. Экономика класс. Вита-пресс 2010 г.

1. Экономика и экономическая наука Термин «экономика» (от гр. oikos домашнее хозяйст­во и nomos правила) имеет двоякий смысл. Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования продуктами питания, одеждой, жильём и иными предметами потребления.

Экономика как система общественного производства Материальное производство Изготовление вещественных благ в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д. Нематериальное производство Создание духовных и нравственных ценностей Производство материальных благ (промышленность, с/х, лесное хозяйство, строительство и т.д.) Производство материальных услуг (транспорт, торговля, материально- техническое обеспечение) Производство нематериальных услуг (образование, здравоохранение и т.д.) Производство нематериальных благ (идеи, теории, знания, образы и т.д.) Сфера услуг

Экономическая деятельность есть производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Производство ПотреблениеРаспределение Обмен Производство это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности. Распределение это разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в его производстве. Обмен это процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой продукт. Потребление заключительная стадия производства, в процессе которой произведённый продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия). Сферы производства, распределения, обмена и потребления как фазы единого процесса производства не только следуют друг за другом, но и взаимопроникают друг в друга. В целом производство это деятельность общества, направленная на удовлетворение своих потребностей. Основная проблема экономики удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счёт ограниченных ресурсов. Потребность это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом. Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Свободных благ, которые неограниченны и доступны для всех нуждающихся в них, в природе крайне мало. Например, вода в лесном роднике равно доступна всем, как я морская вода для отдыхающих. Но уже воздух, которым мы дышим в промышленных городах, можно назвать свободным лишь условно, поскольку он сильно загрязнен и требуются средства на защиту окружающей среды. Большая часть благ ограничена и относится к экономическим благам. Экономические блага - это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы. Среди них ресурсы времени, трудовые ресурсы, природные ресурсы, финансовые (или денежные) ресурсы, разнообразные орудия труда. Но непосредственно в производстве участвует только часть ресурсов, которую принято называть факторами производства, или производственными ресурсами. Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».Товар - продукт труда, произведённый для продажи на рынке.

Услуга результат полезной деятельности предприятий (организации) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определённых потребностей населения и общества. Комплексное изучение экономической деятельности человека порождает целостную систему экономических наук и экономическую теорию как её основную часть, которая на Западе чаще всего именуется «экономике». Экономикс это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

Экономическая теория (экономика), как и любая другая научная дисциплина, выполняет присущие ей функции. Функции экономической теории Функции экономической теории взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах. В современной экономической теории используются два уровня анализа: макроэкономический и микроэкономический.

Макроэкономика (от гр. makros длинный, большой) Микроэкономика (от гр. mikros малый) Это наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира Это наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях Исследует вопросы о том, как быстро развивается экономика, каков объём произведённого продукта и совокупного дохода, то, что характеризует общенациональные и международные экономические явления Исследует причинно-следственные и функциональные связи, которые влияют на принятие решений как отдельными людьми, так и фирмами, предприя­тиями Имеет дело с такими проблемами, как повышение занятости, увеличение объёмов производства, экономический рост, преодоление инфляции, безработицы, кризисов и т. д. Имеет дело с такими проблемами, как ограниченность, выбор, альтернативная стоимость, цена и её влияние на отдельные элементы хозяйства, а также с процессами производства и потребления, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т. д. Стремится к стабильностиСтремится к динамике, росту Подчиняется принципу социального эффектаПодчиняется принципу рыночной целесообразности Действуют три субъекта: фирма, домохозяйство и государство Действуют два субъекта: фирма и домохозяйство Учёт различий между макро- и микроэкономикой помогает строить механизмы регулирования макро- и микроэкономических процессов. Экономика тесно связана с другими науками: социологией, культурологией, политологией, историей, правоведением. Экономическая наука прошла долгий путь развития, опираясь на теоретические изыскания ведущих экономических школ. Экономические школы системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической мысли, имеющих своих основоположников и последователей, обосновывающих собственную концепцию, пытающихся объяснить законы экономического развития общества и предложить основные направления дальнейшего его развития.

Основные экономические школы Представители экономических школ Время возникно­ вения Сущность экономических школ Меркантилизм (от ит. raercante торговец) 1) Ранний меркантилизм монетаризм 2) поздний меркантилизм протекционизм (от лат. protectio покро­ вительство, защита) А, Монкретьен, У. Стаффорд, Ж, Б. Кольбер, А. Л. Ордин- Нащокин, И. Т. Посошков, Пётр I XVI-XVIII ввБогатство это прежде всего золото, на которое можно всё купить. Его приносит торговля, главным образом внешняя. Значит, следует его ввозить, не допу­ская вывоза, а потому исследовать надо только сферу обращения XVI XVII вв.Идеализация серебра и золота как единственной формы богатства и запрещение вывоза денег из страны XVII XVIII ввУвеличение экспорта промышленных товаров, обложение иностранных товаров высокими пошлинами, покровительство национальной экономике Физиократы (от гр. physis природа, kratos власть) Ф. КенэВторая половина XVIII в. Основной источник богатства страны сельское хозяйство, сельскохозяйствен­ное производство Классическая политическая экономия А. Смит, Д. РикардоКонец XVIII-начало XIX Впервые обосновали идею главенствующей роли сферы производства в созда­нии общественного богатства. Раскрыли значение труда как основы и меры ценности всех товаров. Доказали, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны. Выявили источники доходов всех слоев общества МарксизмК. МарксВторая половина XIX в. Развил трудовую тео­рию стоимости и впервые создал учение о прибавочной стоимости, в котором утверждалось, что её производство достигается путём эксплуатации пролетариата, а её присвоение капиталистами является посто­янным источником увеличения их богатства

Основные экономические школы Представители экономических школ Время возникновени я Сущность экономических школ Маржинализм (от фр. marginal предельный) К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас 70-е гг. XIX в.Видели задачу политической экономики в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Понятие ценности товара и проблему формирования его цены связывали прежде всего с его полезностью и редкостью КейнсианствоДж. КейнсXX в.Рассматривал вопросы государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин. Предмет анализа народное хозяйство в целом Институционализм (от лат. in-stitutum учреждение, institutio обычай) Т. Веблен, У. Митчел, М. Вебер, Д. Гелбрейт и др. С конца XIX в.Характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов: фирмы, профсоюзы, государство, законы, указы, постановления, обычаи, навыки, традиции и т. д.

2. Факторы производства и факторные доходы Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства. Факторы производства ТрудЗемляКапиталПредпринимательство или предпринимательские способности Заработная плата РентаПроцентПрибыль Труд представляет собой совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора зависит от ряда параметров. Прежде всего от количества населения трудоспособного возраста. Не меньшую роль играет качество труда, которое определяется уровнем образования людей, их квалификацией, состоянием здоровья, характером труда и мотивацией к нему. Труд характеризуется интенсивностью и производительностью. Интенсивность трудаПроизводительность труда Это напряжённость труда, которая определяется степенью расходования рабочей силы в единицу времени Это результативность труда, которая измеряется количеством продукции, произведённой в единицу времени Факторные доходы.

Материальное вознаграждение за труд (цена труда) называется заработной платой. Под «землёй» экономисты понимают все виды природных ресурсов. В эту группу включаются «даровые блага природы», которые применяются в производственном процессе: участки земли, на которых располагаются производственные здания, пахотная земля, на которой выращивают урожай, леса, воды, месторождения полезных ископаемых. Определенная сумма, выплаченная за пользование землей, называется рентой. Земельная рента составляет доход того, кто владеет землёй. Капитал (от лат. capitalis главный) включает в себя произведённые человеком средства производства Основной капитал * здания, станки, оборудование; * используется в течение ряда лет; * переносит свою стоимость на продукт по частям; * затраты возмещаются постепенно Оборотный капитал * сырье, материалы, энергетические ресурсы; * расходуется за один цикл; * входит во вновь созданный продукт целиком; * затраты возмещаются после реализации продукции Доход на капитал называется процентом. Капитал в качестве средств производства (физический капитал) следует отличать от финансового капитала, под которым понимают деньги, используемые для покупки факторов производства с целью организации производства товаров и услуг. Важнейшим производственным ресурсом являются способности человека к предпринимательству. Ими обладает очень небольшая часть людей, выполняющих целый ряд функций, без которых организация и успешная производственная деятельность невозможны. К этим функциям относятся: умение правильно соединить факторы производства труд, землю, капитал и организовать про­изводство; умение принимать решения и брать ответственность на себя; умение идти на риск; быть восприимчивым к нововведениям. Вознаграждение предпринимателю за производство товара или услуги называется прибылью (предпринимательским доходом). Прибыль это то, что ос­таётся после вычитания денег на производство из общей выручки.

В последнее время в отдельную группу выделяют новый вид ресурсов информацию. Поскольку основными носителями информации являются именно предприниматели, которые лучше других информированы о сильных и слабых сторонах своих фирм, можно предположить, что владение информацией является неотъемлемой составляющей предпринимательских способностей. Помимо перечисленных факторов производства, в эко­номике играют большую роль такие факторы, как общая культура, различающаяся в различных обществах; наука, имеющая всеобщий, общечеловеческий характер; социальные факторы, прежде всего состояние нравственности, правовая культура. Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограничены. Ресурсов всегда недостаточно по сравнению с существующими потребностями, которые требуется удовлетворить с помощью этих ресурсов. Неограниченные потребности общества Ограниченные ресурсы общества Из данного противоречия между неограниченными потребностями и ограниченными средствами, предназначенными для их удовлетворения, возникает проблема ограниченности. Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов.

3. Экономические системы Экономическая система установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта. Основными проблемами любой экономической системы, функционирующей в рамках ограниченности ресурсов и возрастающих потребностей, являются вопросы: «Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?».

Основные типы экономических систем

К началу XXI в. большая часть государств мира признала необходимость и целесообразность экономики, основанной на рыночных отношениях. В реальной экономической действительности ни чисто рыночной, ни чисто командной экономики не существует, а имеет место смешанная экономика, преимущественно командного либо преимущественно рыночного типа с различной социальной окраской. Смешанная экономика способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства. Смешанная экономика характеризуется таким хозяйственным механизмом, в котором сосуществуют, взаимодействуют и влияют друг на друга конкурентно-рыночные стимулы и государственное регулирование экономики. Смешанная экономика Наиболее современными являются модели социальной рыночной экономики. Их функционирование построено на достижении сбалансированности экономической и социальной эффективности. Причём социально ориентировано функционирование как рынка, так и государства.

Основу экономической системы составляют отношения собственности, оформленные юридически и институционально. Централизованную (командную), рыночную и смешан­ную экономические системы можно объединить в один тип товарное производство. Человечество знает две основные формы хозяйства: натуральное и товарное производство. Основные формы экономической организации производства Таким образом, товарное производство, а на его базе и современное рыночное хозяйство основываются на опосредованных связях между производителями и потребителями через куплю-продажу товара. Рыночная система становится противоположностью натуральному хозяйству.

Собственность принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определённым лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности. Собственность как присвоение людьми материальных благ в процессе их производства, обмена, распределения и потребления представляет собой единство юридического и экономического содержания. В реальной жизни они неразрывны: экономическое содержание охраняется правом, а юридическое содержание собственности получает экономическую форму реализации. Юридическое содержание собственности реализуется через совокупность правомочий её субъектов: владение, пользование, распоряжение.

Эти права тесно взаимосвязаны и только в комплексе составляют юридическое содержание собственности. Экономическое содержание собственности раскрывается через её функциональные характеристики: владение, управление и контроль. Причём главным является контроль над производственно-финансовой деятельностью субъекта собственности. Кроме того, экономическое содержание собственности раскрывается через отношение человека к природе, к себе и к обществу.

Существующие формы собственности весьма разнообразны. Поэтому стремление учёных классифицировать их по определённому основанию вполне естественно. Приведём некоторые классификации форм собственности.

Виды собственности Общая собственность Частная собственность Смешанная собственность Формы собственности Первобытно-общинная Семейная Государственная Коллективная Трудовая: семейная, фермерское хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность Нетрудовая: рабовладельческая, феодальная, буржуазно- индивидуальная Акционерная Кооперативная Совместная Формы собственности Частная (личная, индивидуальная) ГосударственнаяКоллективная, совместная

Современная рыночная экономика предполагает существование различных форм собственности, в том числе государственной, коллективной, групповой, индивидуальной и множества смешанных форм, таких как, например, коллективно частная или государственно-коллективная и др. Современная рыночная экономика это экономика со смешанной собственностью, как в смысле существования различных форм собственности, так и в смысле образования смешанных форм. Согласно Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В разных странах и в различные исторические периоды конкретное соотношение частной и государственной собственности может меняться.

4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение Экономическая теория и анализ опыта ведения хозяйства в различных странах мира показывают, что до сих пор не изобретено более эффективного инструмента развития экономики, чем рынок. Рынок совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Условия возникновения рынка Общественное разделение труда Экономическая способность производителей Самостоятельность производителя Рынок Основными признаками рынка являются следующие.

Функции рынка

Рыночный механизм несовершенен и имеет как преимущества, так и недостатки. Черты рынка ПозитивныеНегативные Способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их Б те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы, т. е. объективно формирует структуру производства Стимулирует научно-технический прогресс и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе Направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества, т. е. создаёт материальную заинтересованность производить то, в чём есть потребность Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы Не гарантирует решение таких социально- экономических проблем, как безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки Распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству. Порождает тенденцию к монополизации производства, поскольку задача защиты от конкурентов приводит к сговорам и слияниям; научно-технический прогресс вызывает необходимость концентрации и накопления капитала Не решает проблему внешних издержек (эффектов), т. е. издержек, не отражённых в ценах рынка, которые ложатся на плечи общества Не может решить все региональные проблемы, которые связаны, прежде всего, с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов Способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала

Плотность некоторых из этих рынков сегодня весьма высока. Особенно это касается тех рынков, на которых продаётся технологически совершенная продукция. Необходимым условием развития рыночного хозяйства являются следующие. Условия развития рыночного хозяйства Конкурентная средаНаличие резервов роста экономики Свободное ценообразование Обеспечение подвижности ресурсов Многообразие форм собственности Функционирование инфраструктуры рынка, организующей движение товарных и денежных потоков и обеспечивающей участников рынка необходимой информацией Отсутствие монополизации рынка Действие законов, охраняющих права частной собственности.

Ещё одним элементом рыночного саморегулирования является конкуренция.

Черты конкуренции ПозитивныеНегативные Снижает издержки Ограничивает возможность возникновения монополий (от гр, mono один, poleo продаю), которые контролируя основную часть производства или сбыта определённого товара, могут взвинчивать цены, снижать качество и т. д. Создаёт возможность выбора для потребителя Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки Способствует внедрению технических достижений в производство, улучшению качества продукции Постоянное разорение многих товаропроизводителей Отвлечение неоправданно больших средств на рекламу Использование нечестных методов борьбы: подкуп работников; шантаж; промышленный шпионаж и др. Чрезмерная эксплуатация ресурсов Экологические нарушения

Характерные черты типов конкуренции. Несовершенная конкуренция Линии сравнения Совершенная (чистая) конкуренция МонополистическаяОлигополияЧистая монополия 1. Число фирмОчень многоМного мелкихНесколько (3-5 фирм) Одна 2. Тип товаров Одинаковые изделияРазные изделия сходного назначения Одинаковые или различные изделия Уникальный товар, не имеющий заменителей 3. Конт- роль над ценой ОтсутствуетНекоторый, но в узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью, значителен при сговоре Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену 4. Условия вхождения в отрасль Очень лёгкие, нет препятствии Сравнительно лёгкиеСущественные препятствия Нет вхождения 5. Пример отраслей Сельское хозяйство, бытовые услуги Розничная торговля, производство одежды, обуви, мебели, аптеки, рестораны Производство стали, автомобилей, сельхозмашин, инвентаря. авиаперевозки и др. Электроэнергетика, железнодорожные перевозки, местные предприятия коммунального хозяйства 6. ОпределениеРыночная система, когда многочисленные, независимо действующие производители продают одинаковую продукцию, причём ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену Рыночная система, когда многочисленные продавцы продают схожие товары. Стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества Рынок, на котором доминирует несколько фирм, т. е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей Рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей

Одним из условий, необходимых для бесперебойной работы рынка, является инфраструктура рыночного хозяйства. Инфраструктура (от лат. infra под + структура) рынка совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство. Рыночная инфраструктура фактически занимает то огромное экономическое пространство, которое отделяет производителей от потребителей.

Важнейшим качеством рыночной инфраструктуры является способность улавливать сигналы, идущие от потребителей и их спроса, и адекватно на них реагировать. Инфраструктура рынка Биржа (от лат. bursa кошелёк, мешок) организационно оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара Институты, связывающие рынки в единое целое Транспортная сеть Товарная Регулярно действующая организация, в которой совершаются сделки купли-продажи массовых взаимозаменяемых товаров со стандартными качественными характеристиками Система коммуникаций Фондовая Организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финансовыми документами Информационные сети Страховые компании Труда Государственная структура, посредническое звено между работодателями и наёмными работниками Суды

Основными параметрами, регулирующими поведение участников рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. Спрос отражает готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определённых количествах за определённый промежуток времени. Спрос, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут купить. Готовность приобретать означает две вещи: желание и возможность. От понятия «спрос» отличается понятие «величина спроса». Величина спроса отражает то количество товара, которое было бы куплено по некоторой цене за определённый период времени при данном характере спроса, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на спрос. Изменение спроса отражается изменением положения кривой спроса D, её сдвигами (см. рис. 1). Каждая данная кривая спроса D строится для неизменных неценовых фак­торов спроса. Тогда сдвиг спроса происходит под воздейст­вием изменения одного или нескольких факторов спроса. Изменение величины спроса есть движение вдоль кривой спроса D при неизменности факторов спроса (см. рис. 2). Взаимосвязь между изменением спроса и величины спроса D проявляется в следующем: когда спрос увеличивается, по­вышаются объёмы спроса при всех ценах, и наоборот.

Цена денежное выражение стоимости товаров и услуг. Цена спроса максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определённый период времени. Закон спроса утверждает, что существует обратная взаимосвязь между ценой и величиной спроса. При неизменном доходе человек будет приобретать больше данного продукта по низкой цене, чем по высокой. К примеру, человек потребляет только один продукт хлеб, а его доход составляет 3000 руб. в месяц. При цене хлеба в 30 руб. он приобретает лишь 100 буханок в месяц, а при цене 15 руб Это и есть отрицательная зависимость между ценой и величиной спроса. В основе закона спроса лежит принцип убывающей предельной полезности. При росте потребления данного продукта его предельная полезность убывает, а, следовательно, люди будут покупать дополнительные единицы такого продукта лишь при условии, что его цена снижается. Закон спроса можно также объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода состоит в том, что при изменении цены данного товара изменяется и реальное ко­личество этого товара, которое потребитель способен приобрести на ту же величину дохода. С другой стороны, эффект замещения означает, что изменение цены данного товара изменяет и относительную структуру цен.

Предложение отражает готовность продавца продать товары или услуги по тем или иным ценам в определённых количествах за определённый промежуток времени. Предложение, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать. От понятия «предложение» отличается понятие «величина предложения». Величина предложения отражает то количество товара, которое может быть продано по некоторой цене за определённый период времени при данном характере предложения, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение. Изменение предложения отражается изменением поло­жения кривой предложения S, т. е. её перемещением на плоскости (см. рис. 3). Каждая данная кривая предложения S строится для неизменных факторов предложения. Тогда изменение предложения происходит под воздействием изменения одного или нескольких факторов. Изменение величины предложения есть движение вдоль одной и той же кривой предложения S при неизменности факторов спроса (см. рис. 4).

Взаимосвязь между изменением предложения и вели­чины предложения проявляется в следующем: когда пред­ложение увеличивается, повышаются объёмы предложе­ния при всех ценах, и наоборот. Цена предложения минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определённый период времени. Закон предложения утверждает, что существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения. Цены на ресурсы Налоги и дотацииЦены на другие товары Неценовые факторы предложения Технология производства Число продавцов на рынке Ожидания изменения цен Спрос и предложение товаров имеют различную степень чувствительности к изменению определяющих их факторов. Мерой такого изменения служит эластичность спроса и эластичность предложения. Эластичность спроса по цене показывает, какое процентное изменение спроса последует за однопроцентным увеличением цены товара: где Е коэффициент ценовой эластичности спроса; Q 1 первоначальное значение спроса; Q 2 изменённое значение спроса; Р 1 первоначальный уровень цены; Р 2 изменённый уровень цены. Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объёма покупаемого товара от колебания рыночных цен. Можно выделить три варианта этой зависимости.

Снижение цены вызывает такое увеличение объёма покупаемого товара, что общая выручка производителя возрастает эластичный спрос (Е > 1) Снижение цены в точности компенсируется соответствующим объёмом покупки так, что общая выручка продавца остаётся неизменной единично эластичный спрос (Е 1) Снижение цены обусловливает незначительный рост объёма покупаемых товаров так, что общая выручка падает неэластичный спрос (1

Знание эластичности спроса по цене имеет важное значение для предпринимателя, ведь, если спрос на товар эластичен, производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать, и наоборот. Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения: где Е коэффициент эластичности предложения; Q 1 первоначальная величина предложения; Q 2 изменённая величина предложения; Р 1 первоначальный уровень цены; Р 2 изменённый уровень цены. Эластичность предложения в долгосрочном периоде повышается, что вызвано приспособлением производителей к более высокой цене и воздействием научно- технического прогресса.