Словарь Лингвистических терминов.. Цель Создать Словарь Лингвистических терминов. Задачи 1) Сформировать у читателя представление о терминах и тропах.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
Advertisements

Антитеза резкое противопоставление понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. резкое противопоставление.
Муниципальное образовательное учреждение Венгеровская СОШ 2 Изобразительно-выразительные средства языка. Выполнил Ученик 10 «в» класса Ояберь Урмас Преподаватель.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Эпитет Метафора Сравнения Олицетворения Гипербола Гротеск Инверсия Оксюморон …
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
Художественно – выразительные средства текста. Работу выполнили учащиеся 10 класса МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Баннов Артем, Соседова Татьяна.
Изобразительно-выразительные средства языка ТРОПЫ ФИГУРЫ.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
ТРОПЫ Эпитет Метафора Гипербола Олицетво-рение Перифраз Сравнение В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое. Эпитет – это особое, образное определение,
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. АНАФОРА Анафора ( от греческого ВЫНЕСЕНИЕ; русский термин – единоначалие), стилистическая фигура; скрепление.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
1 Презентация Презентация по теме «Выразительные средства языка» Выполнили обучающиеся Выполнили обучающиеся 8 класса 8 класса Владимирова Алина и Владимирова.
Транксрипт:

Словарь Лингвистических терминов.

Цель Создать Словарь Лингвистических терминов. Задачи 1) Сформировать у читателя представление о терминах и тропах художественной речи. 2) Исследовать и проанализировать творчество поэтов и писателей хх века с целью нахождения художественных средств. 3) Показать роль художественных средств в творчестве поэтов и писателей XX века.

Аллегория (от греч. allos – иной и agoreuo – говорю)- Один из приёмов иносказания. Аллегория выражает в конкретном образе отвлечённую идею, понятие (мудрость, любовь, верность, хитрость, добро и т.п.) Аллегория, в отличие от символа, может иметь только одно, определённое истолкование. Многие аллегорические образы имеют мифологическое происхождение. Например: древнегреческая богиня Фемида выступает как аллегория правосудия, а Фортуна – счастья. Этот приём часто используется в притчах и баснях, где волк аллегорически изображает алчность, лисица – хитрость.

Антитеза (от греч. аntithesis – противоречие, противоположение) – Противопоставление в литературном произведении характеров, эпизодов, состояний, понятий, положений, мыслей. Она усиливает выразительность образов. Как композиционный принцип или стилистическая фигура Антитеза часто применяется в литературной практике. Например: Было дружбой, стало службой. Бог с тобою, брат мой волк! Подыхает наша дружба: Я тебе не дар, а долг! (М.Цветаева) Например: Где стол был яств, там гроб стоит. (Державин)

Анафора (от греч. anaphora – вынесение вверх) – Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка). Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков. Например: Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища. (А.С.Пушкин) Анафора морфемная. Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов. Например: …Черноглазую девицу, Черногривого коня! (М.Лермонтов) Анафора лексическая. Повторение одних и тех же слов. Например: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С.А.Есенин) Анафора синтаксическая. Повторение одних и тех же синтаксических конструкций. Например: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. (А.С.Пушкин)

Аллитерация (от лат. al-к, при litera-буква) – Повтор поэтической речи одного и того же согласного звука или близкого ему по звучанию. Аллитерация – один из приёмов звукописи. Она придаёт художественному образу выразительность. Например: О чём ты воешь, ветр ночной? О чём так сетуешь безумно?.. Что значит страшный голос твой, То глухо жалобный, то шумно? (Ф.Тютчев) В данном стихотворение повтор шипящих звуков поэтически воссоздаёт шум ветра. Например: Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой. (А.С.Пушкин)

Ассонанс (от лат. аssоnare – гармоничное звучание, отклик) – Повтор в поэтической речи одного и того же гласного звука или близкого ему по звучанию. Например: Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга!.. (Лермонтов) Ассонанс – один из приёмов звукописи. Он придаёт художественному образу особую музыкальность. В данном фрагменте повторяются гласные О, А, Ю, воссоздавая колыбельный напев. Например: «-Как не спеть! спою, родимая, Только, знаешь, не твою. У меня своя, любимая…» «Баю-баюшки, баю!» (Н.Некрасов) Ассонансом также называется неточная рифма, в которой созвучны лишь гласные звуки, а согласные не совпадают в звучании. Например: Как живётся Вам с другою?- Проще ведь?-Удар весла!- Линией береговую Скоро ль память отошла… (М.Цветаева)

Гипербола (от греч. hyperbole - преувеличение)- Стилистическая фигура или художественный приём намеренного преувеличения каких-либо предметов, явлений, действий, свойств, признаков. Например: На святой Руси, нашей матушке, Например: На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы… Не найти, не сыскать такой красавицы… (М.Лермонтов) (М.Лермонтов)

Гротеск (от франц. qrotesque – необычайный, смешной)- Художественный приём сочетания фантастического и реального, ужасного и смешного, безобразного и прекрасного, при этом забавное в нём неотделимо от зловещего. Поэтому смысл гротескных образов всегда двойствен – комичен и трагичен одновременно. Например: к гротеску часто прибегал М.Салтыков-Щедрин в сказках или в «Истории одного города». Одичавший помещик, градопровитель-органчик, сонное население города Глупова- всё это образцы гротескного изображения русской жизни, нелепые, смешные, карикатурные и ужасающие своей бездуховностью и безотрадностью. Например: к гротеску часто прибегал М.Салтыков-Щедрин в сказках или в «Истории одного города». Одичавший помещик, градопровитель-органчик, сонное население города Глупова- всё это образцы гротескного изображения русской жизни, нелепые, смешные, карикатурные и ужасающие своей бездуховностью и безотрадностью.

Градация (от лат. gradatio – постепенное усиление)- Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создаётся нарастание производимого ими впечатления. Градация восходящая. Расположение слов в порядке усиливающегося значения. Например: Пришёл, увидел, победил. Например: Пришёл, увидел, победил. (Юлий Цезарь) (Юлий Цезарь) Градация нисходящая. Расположение слов в порядке уменьшающегося значения. Например: Присягаю ленинградским ранам, Например: Присягаю ленинградским ранам, Первым разорённым очагам: Первым разорённым очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Не крупицы не прощу врагам. Не крупицы не прощу врагам. (О.Бергольц) (О.Бергольц)

Диалектизмы (от греч. dialektos – наречие, говор)- русские народные говоры, или диалекты, имеют в своём составе значительное количество самобытных народных слов, известных только в определенной местности. Например: глиняный горшок-махотка, скамья-услон. a)Лексические диалектизмы-слова, известные только носителям диалекта и за его пределами, не имеющее ни фонетических, ни словообразовательных вариантов. Например: Буряк-свекла, кушак-пояс. b)Этнографические диалектизмы-слова, называющие предметы, известные лишь в определённой местности. Например: шанешки-пирожки. c)Лексико-семантические диалектизмы-слова, обладающие в диалектике необычным значением. Например: мост-пол в избе, сам-хозяин, муж. d)Фонетические диалектизмы-слова, получившие в диалекте особое фонетическое оформление. Например: цай-чай, пашпотр-паспорт. e)Словообразовательные диалектизмы-слова, получившие в диалекте особое аффиксальное оформление. Например: певень-петух, покеда-пока. f)Морфологические диалектизмы - не свойственные литературному языку формы словоизменения: мягкие окончания у глаголов в 3-м лице, например: идеть, идуть; окончание -ам- у существительных в творительном падеже множественного числа, например: под столбам; окончание -е- у личных местоимений в родительном падеже единственного числа. Например: у мене, у тебе.

Инверсия (от лат. inversio - перестановка)- В лингвистике – изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение; используется обычно для выделения того или иного элемента предложения или для придания предложению особого смысла. Например: Сначала очень была огорчена. (Инверсия обстоятельства меры и степени) Например: Сначала очень была огорчена. (Инверсия обстоятельства меры и степени) (А.С.Пушкин) (А.С.Пушкин) Инверсия связана не только с изменением положения соотносительных членов предложения между ними, но и с местом слова в предложении. В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало или, наоборот, отодвигается в конец предложения. Например: Помогла им чистейшая случайность. (Инверсия подлежащего) Например: Помогла им чистейшая случайность. (Инверсия подлежащего)

Литота (от греч. litotes-простота)- Литературный приём художественного преуменьшения. Один из видов тропов, противоположность гиперболе. Например: «мальчик-с-пальчик», Например: «мальчик-с-пальчик», «девочка - дюймовочка». «девочка - дюймовочка». Литота придаёт образу дополнительную выразительность, часто используется в сатирических произведениях.

Лексический повтор Намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово. Например: Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. Например: Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. (Ф.Тютчев) (Ф.Тютчев)

Метафора (от греч. metaohora-перенесение)- Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком- либо отношении двух предметов или явлений. Например: «Дворянское гнездо»- человеческое сообщество. Метафора простая. Построенная на сближении предметов или явлений по одному какому-либо общему у них признаку. Например: Нос корабля, заря жизни, закат пылает. Метафора развёрнутая. Построенная на различных ассоциациях по сходству. Например: Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги, изумрудные громады. (М.Горький) Метафора лексическая. Слово, в котором первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается. Например: Стальное перо, лист бумаги, стрелки часов.

Метонимия (от греч. metonymia-переименование)- Один из видов тропов; замена слова или понятия другим, на основании внешней или внутренней связи между ними. Связь может быть: а) между предметом и материалом, из которого предмет сделан. Например: Не то на серебре - на золоте едал. (Грибоедов) b) между содержимым и содержащим. Например: Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый! (Крылов) с) между действием и орудием этого действия. Например: Перо его местию дышит. (Толстой) d) между автором и его произведением. Например: Читал охотно Акулея, а Цицерона не читал. (Пушкин) e) между местом и людьми, находящимися на этом месте. Например: Но тих, был наш бивак открытый. (Лермонтов)

Многосоюзие Стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления, усиливается выразительность речи. Например: Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и святился, и уходил куда-то в бесконечность. (Короленко)

Оксиморон (оксюморон) (от греч. oxymoron - остроумно-глупое)- Одна из стилистических фигур; соединение противоположных по смыслу понятий или представлений, вид словесной антитезы. Например: «Живой труп»-название произведения Л.Толстого. Например: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой. (А.С.Пушкин)

Олицетворение (прозопопея) Один из тропов, близкий к метафоре, перенесение свойств одушевлённой природы на неодушевлённые предметы и явления. Например: Луна хохотала, как клоун. (С.Есенин)

Параллелизм (от греч. parallelos-рядом стоящий)- Композиционный приём сопоставления людей, предметов и явлений, а также стилистическая фигура сходного построения фраз, рождающая единый поэтический образ. Например: Как одна гора высока, А другая низка,- Один миленький далеко, А другой-то близко. Помимо сопоставления по сходству, различают ещё параллелизм обратный, основанный на отрицании тождества: Например: Не сокол летит по поднебесью, Не сокол ронит сизы крылышки, Скачет молодец по дороженьке, Горьки слёзы, льёт из ясных очей, -в этой народной песне с помощью частицы «не» сопоставляются действия и состояния птицы и человека.

Плеоназм (от греч. plonasmos-излишество)- Многословие, выражение, содержащее однозначные и тем самым излишние слова. Например: Каждая минута времени (минута всегда связана с понятием времени). В апреле месяце (в слове апрель уже заключено понятие месяца).

Парцелляция Экспрессивный синтаксический приём письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. Например: И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. (П.Г.Антокольский)

Рефрен (от франц. refrain-припев)- Повторение в стихотворении слов, словосочетаний, строк или фраз. В лирических песнях Рефрен называют припевом. Например: Тише, тише, господа! Например: Тише, тише, господа! Господин Искариотов, Господин Искариотов, Патриот из патриотов- Патриот из патриотов- Приближается сюда. Приближается сюда. (В.Курочкин) (В.Курочкин)

Синекдоха (от греч. synecdoche-соотношение)- Один из тропов, разновидность метонимии, основанная на переносе количественных значений: части вместо целого или наоборот, единственного числа вместо множественного или наоборот. Например: Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. (М.Ломоносов)

Синкретизм (от греч. syncretismos-соединение)- Нерасчленённость, слитность, сочетание противоречивых и разнородных элементов в художественном образе, композиции, жанре. Например: как синкретические образы могут рассматриваться мифологические кентавры, горгоны, сказочные русалки и тд.

Сравнение Один из видов тропов, определяющий какое-либо явление, предмет или понятие в художественной речи путём сопоставления с другим, имеющим общие с ним признаки. Например: И чёрные глаза, остановясь на мне, Исполнены таинственной печали, Как сталь твоя при трепетном огне, То вдруг тускнели, то сверкали. (М.Лермонтов) Различают сравнение простое. Сравнение двух предметов, явлений по одному общему у них признаку. Например: Её уста, как роза, рдеют. (А.С.Пушкин) И сравнение развёрнутое. Сравнение, построенное на сопоставлении многих схожих черт. Например: Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов твёрже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полёт его не сокрушит. (Г.Державин) Встречается также сравнение, построенное в форме отрицания. Например: Нет, я не Байрон, я другой, Ещё неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. (М.Лермонтов)

Тавтология (от греч. tautologia из tauto-то же самое + logos-слово)- 1)Тождесловие, повторение сказанного другими словами, не вносящее ничего нового. Например: Авторские слова - это слова автора. Например: Авторские слова - это слова автора. 2)Повторение в предложении однокоренных слов. Например: Следует отметить следующие особенности произведения. Например: Следует отметить следующие особенности произведения. 3)Неоправданная избыточность выражения. Например: Самые высочайшие вершины (в форме высочайшие уже заключение превосходной степени). Например: Самые высочайшие вершины (в форме высочайшие уже заключение превосходной степени).

Эпитет (от греч. epitheton-приложение)- Это художественное, образное определение, обладающее особой художественной выразительностью, выражающее чувства автора к изображаемому предмету, создающее живое представление о предмете. Например: Мармеладное настроение. (А.Чехов) Например: Мармеладное настроение. (А.Чехов) Картонная любовь. (Н.Гоголь) Картонная любовь. (Н.Гоголь) Сладкая грусть. (А.Куприн) Сладкая грусть. (А.Куприн)

Эпифора (от греч. epiphora из epi-после + phoros-несущий)- Стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда. Например: Милый друг, и в этом тихом доме Например: Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! Возле мирного огня! (А.А.Блок) (А.А.Блок)