Подготовил Эфендиев Муртаза,учитель русского языка и литературыМОУ « Игалинская СОШ» 2010-2011 учебный год Подготовил Эфендиев Муртаза,учитель русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Типы и виды словосочетаний Урок русского языка в 10-11классах.
Advertisements

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Не являются подчинительными.
Типы связи слов в словосочетании. Подчинительные словосочетания.
Учитель Низамова Л.М Словосочетание Учиться увлеченно В новой школе Читать в книге Подготовка к ЕГЭ: часть 2, В 3.
«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Я.А.Коменский Учитель Лебедева.
Кожевникова О.В., Булка М.В. учителя русского языка и литературы МОУ «Сертоловская средняя общеобразовательная школа 2» Кожевникова О.В., Булка М.В. учителя.
Типы связи слов в словосочетании. Подчинительные словосочетания. Юрицина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 г.Новочеркасска.
Презентация учителя Рогач Г.Н. ГОУ СОШ 2034 г. Москва.
Презентация учителя русского языка и литературы школы 2034 Рогач Г.Н.
Подготовка к ЕГЭ. Синтаксис. Задание В. Типы связи слов в словосочетании. Подчинительные словосочетания.
Начать тестирование 10 Всего заданий Введите фамилию и имя Виды связи в словосочетании.
Урок русского языка в 8 классе по теме: «Словосочетание» Автор: Зинова Ольга Георгиевна учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 1» г. Колпашева.
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Тема урока 1 « Употребление предлога по. В значении «после чего-либо» предлог по уп­авляет П.Л., то есть то слово, которое стоит после предлога, необходимо.
Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание ( задание В3).
Учитель Лебедева Евгения Игоревна, МКОУ Новлянская основная общеобразовательная школа.
Словосочетание – это сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу подчинительной связью.
Цели урока. Дать понятие о видах связи слов в словосочетании.Дать понятие о видах связи слов в словосочетании. Научить определять способы связи в словосочетаниях,
БУКВА ЗВУК ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ КОРЕНЬ ОРФОГРАММА ПРЕДЛОЖЕНИЕ СИНОНИМ СЛОВО СЛОВО- СОЧЕТАНИЕ СУФФИКС ФРАЗЕ- ОЛОГИЗМ ЧАСТЬ РЕЧИ 1.
Учитель Лебедева Е.И.. Синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух или более самостоятельных слов на основе подчинительной связи. звонкого.
Транксрипт:

Подготовил Эфендиев Муртаза,учитель русского языка и литературыМОУ « Игалинская СОШ» учебный год Подготовил Эфендиев Муртаза,учитель русского языка и литературыМОУ « Игалинская СОШ» учебный год

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: зеленые глаза; писать письма; трудно передать.

Некоторые ученые выделяют два типа словосочетаний: подчинительные, в которых есть главное и зависимое слово, и сочинительные, в которых объединяются равноправные слова: вода и воздух; негромко, но выразительно; вчера или сегодня. Эта точка зрения представлена в школьном учебном комплексе.В большинстве учебных пособиях сочинительные сочетания слов не рассматриваются.

Не являются словосочетаниями: 1) сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет и т.п.; 2) сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову и т.п.; 3) подлежащее и сказуемое: Наступила ночь; 4) составные словоформы: более светлый, будет ходить.

Способы подчинительной связи между словами Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.

Согласование Согласованием называется такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, кипящая вода, наш друг, первый снег и т.п.

Согласование Главное слово: существительное. Зависимое слово: прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное. При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу и т.д.

Управление Управлением называется такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них (из пяти) и т.п.

Управление Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное. Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное. При изменении формы главного слова зависимое не изменяется: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу и т.д. В сочетании слов типа три дерева (с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним. В сочетаниях типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах – согласование.

Примыкание Примыканием называется такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться и т.п.

Примыкание Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное. Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное). Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул ее, вызвал их.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Определите способ связи и средства ее выражения: 1) наш класс 2) чей-то взгляд 3) несколько человек 4) один из нас 5) любить рыбалку 6) любя рыбалку 7) очень любя 8) весело шагать 9) вместе шагать 10) шагать по пригоркам 11) по крутым пригоркам 12) не слишком крутым 13) не совсем таким 14) совсем не крутым

2. Дополните до словосочетаний. Определите способы связи 1) Обидеться... – обида...…; 2) образоваться... – образован...…; 3) обосновываться... – обоснование...…; 4) наполнить... – наполнять... …; 5) уверенность…... – увериться...

3. Образуйте с каждым из следующих слов по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи 1) Способность; 2) что-нибудь; 3) прогулка; 4) счастливый; 5) решение

Укажите тип связи в подчинительном словосочетании 1.ВЕСЕЛО РАЗУКРАШЕННЫЙ 2.В СОСЕДНЕЙ КОМНАТЕ 3.ПОГРУЖЁННЫЙ ВО ТЬМУ 4.НЕ ДОЖИДАЯСЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ 5.ЧУВСТВО НЕНАВИСТИ

Укажите тип связи в подчинительном словосочетании 1.ВСЕЙ УЛИЦЫ 2.ЕГО ОТВЕТ 3.ПРОСНУЛСЯ УТРОМ 4.ПРОБЫЛА НЕДОЛГО 5.ВНОВЬ ПОВТОРИЛ

Укажите тип связи в подчинительном словосочетании 1.ХЛЫНЕТ ПОТОКАМИ 2.ШЁЛ НЕ СПЕША 3.ЧИТАВШЕГО СТИХИ 4.ПОМНИЛ ИХ 5.КОГДА-ТО НАШЁЛ

Укажите тип связи в подчинительном словосочетании 1.СИЖУ ЗА СТОЛОМ 2.МОЁ СЕРДЦЕ 3.УВИДЕВ ЕГО 4.ПЕСЦОВОЙ ШУБЫ 5.ЧТО-ТО СОЧИНЯЛИ

Укажите тип связи в подчинительном словосочетании 1.НЕ ПЕРЕСТАВАЯ СТУЧАЛИ 2.ДАВНО ЗАБЫТЫЙ 3.РАЗВЕРНУВ ЛИЦОМ 4.ПО СТАРОЙ ПРИВЫЧКЕ 5.ИСКРЕННЕ ПОЛЮБИЛ

Укажите тип связи в подчинительном словосочетании 1.УЖЕ КОСНУЛСЯ 2.БЫЛА ТАМ 3.ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЗАНАВЕС 4.СКОЛЬЗНУЛ ПО ОКНАМ 5.МЕРНЫМ ШАГОМ

ТЕСТ

1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование? 1) В соседней комнате, погруженный во тьму, в какую-то сторону; 2) под шелковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения; 3) первый снег, из всего сказанного, под белыми березами; 4) в новой шапке, все общество, чувство ненависти.

2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование? 1) Серебристый голос, собачьей шерсти, внезапно замолчавшего; 2) коричневый забор, всей улицы, улыбающегося лица; 3) через всю реку, по светлым коридорам, его ответ; 4) веселую компанию, моей книги, скользнул по окнам.

3. В каком ряду все словосочетания со связью согласование? 1) Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа; 2) янтарные бусы, дежурной улыбкой, окруженный забором; 3) за тонированными стеклами, песцовой шубы, упругие мышцы; 4) яркой искрой, известные фермеры, ее ресницы.

4. В каком ряду все словосочетания со связью управление? 1) Сижу за столом, вижу их, этот номер; 2) вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент; 3) развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь; 4) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку.

5. В каком ряду все словосочетания со связью управление? 1) Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки; 2) передает новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне; 3) казалось нам, выражением лица, испанская шаль; 4) перельется через край, фонтанами брызг, театральный занавес.

6. В каком ряду все словосочетания со связью управление? 1) Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал; 2) с зарослей бузины, капала из крана, прищурил глаза; 3) поражен красотой, вглядывался в небо, в этот час; 4) вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы.

7. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание? 1) Тотчас остановиться, тихо подошел, стать к окну; 2) давно забытый, когда-то нашел, на это место; 3) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись; 4) стремиться туда, тихо летали, помнил их.

8. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание? 1) Гораздо меньше, искренне полюбил, этой новости; 2) глубоко несчастлив, однажды решил, мое сердце; 3) заметно увеличиваясь, постоянно недосыпал, увидев его; 4) его слова, шел не спеша, очень важно.

9. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание? 1) Собрались вместе, шепотом повторял, читавшего стихи; 2) проснулся утром, прежде помнили, опять замолчал; 3) вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке; 4) вновь повторил, была там, не глядя на него.

10. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание? 1) Пробыла недолго, медленно листать, ожидая встречи; 2) желание вернуться, заново родившимся, всегда поражала; 3) сделан по-новому, уже коснулся, перебирая подарки; 4) цвета хаки, не переставая стучали, утаил на исповеди.

11. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета

12. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли.

13. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий

14. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору, потому что была уже осень и гололедица

15. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание Меня удивляет эта готовность задушить в себе ложный стыд, голос светской чести и оскорбленного самолюбия

16. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление Люси поняла, что нужно искать то, что может спасти

17. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание А однажды даже показалось Алеше, что спина Ковалева мелькнула в толпе

18. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление Вечерами, когда гасли фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем

19. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление И мы искренне привязались к маленькому хромому утенку

20. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление Кто знает, какая циклопическая сила разрушила древние постройки

КЛЮЧИ К ТЕСТУ

Ключ к тесту Ответ

Ключ к тесту Ответэту поступь что-то сочиняли по- весеннему зеленели мою тележку готовность задушить Ответискать то однажды показалось мечтали о будущем привязались к утенку разрушила постройки

Критерии оценки Оценка Количество правильно выполненных заданий 5 (отлично)18–20 4 (хорошо)15–17 3 (удовлетворительно)12–14

УРОК ОКОНЧЕН.СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ