Личные стратегии адаптации россиян к кризису. © ВЦИОМ, 2008 105064 РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) 748-0807, (495) 261-0414 Апрель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Финансово-экономический кризис:мониторинг. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Январь.
Advertisements

Любовь во время кризиса. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Февраль 2 По результатам.
Люди, деньги и работа: социально-экономические итоги 2008 года.
Люди и работа в условиях финансового кризиса. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Февраль.
СБЕРЕГАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОССИЯН И ИХ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ О СИСТЕМЕ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ.
Экономический кризис = кризис доверия?. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Ноябрь По.
Дмитрий Медведев: 100 дней на посту президента России По результатам инициативного всероссийского репрезентативного опроса общественного мнения ВЦИОМ 16–17.
Люди и события 2008 года. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Декабрь 2 По результатам.
РОССИЯ И ГРУЗИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ДИАЛОГА Ольга Каменчук, д.п.н. Директор по коммуникациям Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ)
Россия, Белоруссия, Украина: кто сильнее пострадал от мирового финансового кризиса?
Россия, Европа, Америка: мировой кризис и национальные стратегии борьбы с ним Международное сравнительное исследование Он-лайн опрос проведен «Ciao Surveys–Greenfield.
Россияне о местном самоуправлении. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Ноябрь Характеристики.
Москва и Киев: «холодный мир» после «газовой войны» По результатам опросов общественного мнения населения России в январе 2006 – январе 2009 гг. (1600.
Южная Осетия, Абхазия… кто следующий? Ольга Каменчук, д.п.н. Директор по коммуникациям ВЦИОМ.
Москва, 2009 г. Кризис и потребительское поведение на рынке недвижимости.
Москва, 2008 г. ПРОТЕСТНЫЕ НАСТРОЕНИЯ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ Презентация данных ВЦИОМ.
Лето-2010: как и где отдохнут россияне? Всероссийские опросы общественного мнения, гг. Выборка: 1600 человек в 140 населенных пунктах 42 регионов.
Недвижимость и кризис: поведение россиян По результатам мониторинговых репрезентативных опросов.
Москва, 2007 г. Прогноз результатов выборов в Государственную Думу РФ 2 декабря 2007 г.
Москва, 2007 г. «Отношение населения Москвы и Московской области к ситуации на рынке недвижимости» Аналитический отчет по результатам социологического.
Транксрипт:

Личные стратегии адаптации россиян к кризису

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель По результатам репрезентативных опросов общественного мнения населения России: ВЦИОМ - Россия, г.; выборка: 1600 человек в 140 населенных пунктах 42 регионов России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%;

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель 1.Россияне привыкают жить в условиях кризиса. Экономические изменения уже не кажутся такими тотальными и опасными, какими представлялись в конце прошлого года. Респонденты адаптировались к новым условиям и считают их трудными, но вполне сносными. 2.В условиях кризиса россияне стали упорнее работать, опасаясь потерять рабочее место. Усиление конкуренции привело к ухудшению отношений в трудовых коллективах. 3.У большинства россиян есть «спасательная подушка» в виде накоплений. В условиях кризиса россияне переводят сбережения из рублей – в доллары и евро, а из банков – «под матрацы». 4.Чтобы противостоять кризису, менее ресурсные россияне становятся «ближе к земле» (усиленно эксплуатируют свои приусадебные участки), более ресурсные - заводят собственный мелкий бизнес. 5.В условиях кризиса россияне предпочитают сокращать расходы, а не увеличивать доходы. Приоритетными становятся пассивные методы борьбы с кризисом, и главный – экономия. 6.Кризис меняет структуру общества, уничтожает средний класс, обнуляет все социальные достижения «тучных лет». 7.Кризис – повод к разрыву прежнего общественного договора («несвобода в обмен на колбасу») и первый шаг к падению «антинародного режима». Гипотезы

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Кризисное сознание

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Кризис вошел в каждый дом

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Большинство россиян размышляют о последствиях кризиса

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Жить трудно, но можно терпеть

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Ситуация в стране постепенно нормализуется

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Во время работы большинство россиян думает о кризисе

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Две трети россиян обсуждают проблему безработицы в кругу близких

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Кризис мало повлиял на работоспособность россиян

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Отношения в трудовых коллективах не стали хуже

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Стратегия поведения в случае потери работы

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Гибкость рынка труда растёт

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Финансовые ресурсы семей

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Инфляция, увеличение расходов, потеря работы – главные причины финансового неблагополучия россиян

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Накопления «тают»

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Сберегательное поведение – по-прежнему не в фаворе

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Улучшать свое материальное положение планируют в основном за счет работы по найму

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Экономия должна быть экономной…

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Экономить стали почти все

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Экономия – основной способ борьбы с кризисом

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель На чем экономим?

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Экономия на питании: различные модели потребления

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Что дальше?

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Оптимизм жив!

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Прогноз на 2009 г.

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Выживание – не приоритет!

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Приспосабливаться – или бунтовать?

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Выводы 1. Гипотеза «адаптация к кризису началась» подтверждается. Россияне начинают привыкать к жизни в новых, менее благоприятных условиях. Уровень обеспокоенности падает, новая жизнь кажется «терпимой». 2.Гипотеза «за работу началась война всех со всеми» не подтверждается. Только 17% опрошенных стали трудиться усерднее, чем раньше. Работоспособность большинства россиян не изменилась (63%). Благоприятный климат в трудовом коллективе остается важной ценностью для людей. Отношение к работодателям если и ухудшилось, то незначительно. 3.Гипотеза «жировой запас сохраняется» не подтверждается. 64% россиян к апрелю 2009 года не имеют накоплений (против 39% в 2006 г.). Те, у кого они сохранились, предпочитают хранить их в рублях (30%). 4.Гипотеза «ищем альтернативы работе по найму» не подтверждается. За счет альтернативных источников дохода (частного предпринимательства, продажи урожая с приусадебного участка) планируют поправить материальное положение не более 14% россиян. Массовой депрофесссионализации людей, как и массового возрождения мелкого бизнеса, не происходит, занятость в этом смысле сохраняет прежнюю структуру. 5.Гипотеза подтверждается: россияне предпочитают сокращать расходы, а не увеличивать доходы. Основная стратегия борьбы с кризисом – экономия (67%), активные методы увеличения доходов используют 17% (например, за счет разного рода подработок – 16-17%, сдачи в наем недвижимости – 3%). 6.Гипотеза «средний класс умрет» не подтверждается. Масштабные структурных изменений в обществе не происходит. В условиях кризиса россияне не хотят менять образ жизни. Большинство пытаются сделать все возможное, чтобы не менять привычный уклад (ничего не предпринимают для этого только 18% опрошенных). Особенно держится за прежний стиль потребления средний класс, который предпочитает сократить «количество», но сохранить качество жизни. 7. Гипотеза «темницы рухнут, и свобода вас встретит радостно у входа» не подтверждается. Кризис в России - как экзамен: все занимаются индивидуальным «самоспасением», а не объединяются в политической борьбе против «антинародного режима». Такой выбор делают только 10% самых бедных россиян, большинство же ищет пути адаптации к новым, ухудшившимся, но пока еще терпимым жизненным условиям.

© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Апрель Контактная информация Центральный офис ВЦИОМ Москва, ул. Казакова, 16 т./ф. (+7495)