Воробьев Юрий Леонидович Санкт-Петербургский государственный Политехнический университет Первый Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Определение РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных.
Advertisements

Тема: «Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения безопасности людей.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) Основная цель создания системы объединение усилий центральных.
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ.
Тема: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Титульный лист Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю «Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия.
Гражданская оборона. Функции по защите населения и территорий были разделены в 1992г. Между Гражданской обороной(ГО) Российской системой предупреждения.
РСЧС ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.
РСЧС. Составила Расчетова Анна ученица 10 б класса.
Немного истории: Функции по защите населения и территорий были разделены в 1992 г. Между Гражданской обороной(ГО) Российской системой предупреждения и.
МЧС России Федеральный орган управления в области защиты населения от ЧС.
обучение населения в области гражданской обороны; оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий,
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны 900igr.net.
ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Назначение: обучение личного состава подразделений, спасательных воинских формирований и органов управления РСЧС действиям.
Организация системы антитеррористической деятельности в Российской Федерации г.Томск – 2008г.
МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Учебная дисциплина: «Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» «Государственный надзор в области защиты.
Транксрипт:

Воробьев Юрий Леонидович Санкт-Петербургский государственный Политехнический университет Первый Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Перспективы развития МЧС РОССИИ 1 Лекция профессора кафедры Управление и защита в чрезвычайных ситуациях Гуменюк Василия Ивановича РСЧС И ГО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Санкт-Петербург – 2013 г.

40 5 Задачи и структура ГО Заключение Введение Предназначение и функционирование МЧС и РСЧС. 1. Время (мин.) Содержание План лекции:

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1.Федеральный закон О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера от г. 68-ФЗ, инв – С Федеральный закон О пожарной безопасности от г. 69-ФЗ. Инв –С Федеральный Закон О гражданской обороне от г., 28-ФЗ. Инв С Указ Президента РФ 784 от г. Вопросы ГО РФ. Положение о войсках ГО РФ. 5.Указ Президента РФ 314 от г. Структура Федеральных органов исполнительной власти. 6.Указ Президента РФ 868 от г. Положение о Министерстве РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. 7.Постановление Правительства РФ 794 от г. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС. 8.Приказ МЧС от г. 353 О мероприятиях по реализации Указа Президента РФ от г. 868 (название см. выше). 9.Аналитические материалы по Постановлению Правительства РФ от г. 794 О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС. Департамент ГЗ МЧС России. 10.Гражданская оборона. Нормативные акты. М.; 2000г. -62с. 11.Сборник основных нормативных и правовых актов по вопросам ГО и РСЧС. М.; 2000г. -128с. 12.Журналы Гражданская защита, 1,2,3 за 2005г. 13.Замысел развития сил и средств МЧС на период до 2005г. Вх. 174 от г. – 10с. 14.Государственный доклад О состоянии защиты населения и территории РФ от ЧС природного и техногенного характера в 2003 г. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС с.

Число крупных катастроф (ЧС) на территории РФ в гг. Таблица 1. Слайд ….

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ потенциально-опасных объектов по регионам России Слайд ….

– Указ ПРФ 184 «Вопросы ГО РФ» – Постановление ПРФ 620 «О гражданских организациях ГО» – Указ ПРФ 953 «Вопросы МЧС РФ» – Постановление ПРФ 1266 «О федеральных службах ГО» – Указ ПРФ 1309 «О преобразовании ГПС МВД в ГПС МЧС…» – Указ Президента РФ 1011 «Положения о министерстве РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий» – Постановление ПРФ 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» «Основы ЕГП в области ГО на период до 2010 года». Утверждено Президентом РФ – Постановление СМ РСФСР 606 о создании Российского корпуса спасателей – Указ ПРФ об образовании на базе корпуса спасателей Госкомитета по делам ГОЧС (ГКЧС) – Постановление ПРФ 261 о создании Российской системы предупреждения и действий в ЧС. ГО выведена из структуры МО и подчинена ГКЧС – Постановление ПРФ 968 об образовании 9 региональных центров (РЦ) по делам ГОЧС – Указ ПРФ 66 о преобразовании ГКЧС в МЧС – ФЗ 68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Основа для реформирования РСЧС. Этапы создания МЧС, РСЧС и ГО Слайд___

СТРУКТУРА ПОЛОЖЕНИЯ О МЧС I. Общие положения (6 статей) II. Основные задачи МЧС России (их 5) III. Основные функции МЧС IV. Полномочия МЧС (их 13) V. Организация деятельности МЧС Кратко о руководстве МЧС - ст.ст. 10 и 11 Вопросы, решаемые Министром - ст. 12 (всего их – 37) В МЧС создается Коллегия МЧС: 19 чел. (ст.14) Научно-технический совет (НТС) - (ст.15) Совет по оценке и стратег. планирова- нии международной деятельности (ст.16) Н а п р а в л е н и я 1) Разрабатывает и представляет Президенту и Правительству ) Разрабатывает и утверждает (устанавливается) ) Организует ) Осуществляет - 41 В с е г о – 100 функций Разработка основных направлений международного сотрудничества Обучение деятельности Российского националь- ного корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования (РНКЧГ) Слайд 9

Структура МЧС России Слайд 12 МИНИСТР РФ ПО ДЕЛАМ ГОЧС 1-й заместитель министра Заместители министра (2 чел.) Коллегия (19 чел.) Главный военный эксперт (на правах Зам. Министра) Центральный аппарат МЧС России Департаменты (11 департаментов)Управления (8 управлений) Образовательные учреждения Академия гражданской защиты Факультет ГО ВИА МО РФ 40-й Российский центр подготовки спасателей УМЦ ГУ ГОЧС 5 учебных заведений ГПС Курсы ГО Организации центрального подчинения 151 ЦУКС ВЦ ЭРМ ЦАМО Войска ГО ЦКП ЦСИ ГУАП ГПС ЦУС ВЦ МПЧС 6732 ЦБИТ АС и ПС форм-я 294 ЦСООРЛидер ВНИИГОЧС 348 спец. центр ГИМС Региональные организации Территориальные (местные) организации Региональные центры по делам ГОЧС и ЛПСБ Региональные силы МЧС России Органы управления по делам ГОЧС Территориальные силы МЧС России Госинспектор по пожарному надзору (на правах Зам. Министра)

Структура центрального аппарата МЧС России (на г.) Слайд … МИНИСТР 1-ый зам. Министра Заместители Министра -2 Аппарат советников (пресс- служба и внутренняя безопасность) Главный военный эксперт (на правах зам. Министра) Главный гос. инспектор РФ по пожарному надзору (на правах зам. Министра) Д е п а р т а м е н т ы Оперативного управления Тыла и вооружения Предупреждения и чрезвычайных ситуаций Территориальной политики Гражданской защиты Развития инфраструктуры Организационно- мобилизационный Кадровой политики Международной деятельности Административно- правовой Финансово- экономический У п р а в л е н и я Войск и сил гражданской обороны ПожаротушенияГосударственного пожарного надзора Государственной инспекции по маломерным судам Поисково-спасательных служб, организации поиска и спасания на водных объектах Авиации и авиационно- спасательных технологий Контрольно- ревизионное Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ

Основные цели развития сил и средств МЧС России Замысел развития… Утвержден С.К. Шойгу г. Создание многопрофильной, высокоэффективной, функционально единой группировки спасательных сил оптимального состава. Повышение мобильности спасательных формирований и их технологических возможностей по выполнению АСДНР. Повышение готовности сил к переводу с мирного на военное время и выполнение задач в соответствии с предназначением. Повышение эффективности управления силами при выполнении возложенных на них задач в мирное и военное время. Повышение оперативности реагирования органов повседневной готовности при возникновении чрезвычайных ситуаций. Совершенствование материально-технического обеспечения сил. Повышение кадрового и технического потенциала сил и средств подсистем РСЧС на территориях с наиболее неблагоприятными природными, климатическими и техногенными факторами.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – большая многоуровневая и разветвленная организационная система, объединяющая подсистемы управления (органы, пункты и средства управления), силы и средства федеральных, региональных и территориальных (субъектов РФ) органов власти, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входят выполнение мероприятий предупреждения и защиты населения, территорий (со всеми объектами материальных и культурных ценностей независимо от форм собственности) и окружающей природной среды от ЧС различного характера (техногенного, природного, биолого-социального, экологического, космического и др.).

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСЧС И ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ ГОТОВНОСТИ Основной целью функционирования РСЧС является обеспечение гарантированной безопасности и условий нормальной жизнедеятельности человека, общества, государства при любых угрозах и воздействиях техногенного и природного характера РСЧС должна обеспечивать : эффективное предупреждение чрезвычайных ситуаций; максимально возможное снижение размеров ущерба от ЧС (допустимый общий годовой ущерб не более 1-2% от валового национального продукта); комплексную защиту населения от ЧС (количество человеческих жертв в год от ЧС различного характера не более 4-5 человек на 1 млн.жителей); оперативное оказание помощи пострадавшим и ликвидацию чрезвычайных ситуаций (в течение 2-3 суток); активное участие в мероприятиях по социальной поддержке пострадавших граждан. В угрожаемый период и в военное время РСЧС оказывает активное содействие мероприятиям гражданской обороны 12

Органами повседневного управления единой системы являются: центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы (ДДС) ФОИВ; центры управления в кризисных ситуациях РЦ; центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам ГО и ЧС, информационные центры, ДДС территориальных органов ФОИВ; ЕДДС муниципальных образований; ДДС организаций (объектов). Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства ФОИВ, ОИВС РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС.

а) в режиме повседневной деятельности: изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС; сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности; планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности; подготовка населения к действиям в ЧС; пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности (ОПБ); руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС; проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и ОПБ; осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования; проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС; ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

б) в режиме повышенной готовности: усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий; введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления (СПУ); принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС; уточнение Планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов; приведение при необходимости сил и средств, единой системы в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий; восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС; проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации: непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий; оповещение руководителей соответствующих ОУ, а также населения о возникших ЧС; проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС; непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации; организация и поддержание непрерывного взаимодействия ОУ и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий; проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.

Режимы функционирования РСЧС Р Е Ж И М Ы функционирования РСЧС Р Е Ж И М Ы функционирования РСЧС при нормальной производственно- промышленной, радиационной, хи- мической, пожарной, биологической (бактериологической), ветеринар- ной, сейсмической, гидрометеоро- логической обстановке; при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий, пожаров Режим повседневной деятельности при ухудшении производственно- промышленной, радиационной, хи- мической, пожарной, биологичес- кой (бактериологической), вете- ринарной, сейсмической, гидроме- теорологической обстановке; при получении прогноза о возможности возникновения ЧС Режим повышенной готовности при возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации Режим чрезвычайной ситуации РСЧС при угрозе или с началом войны передает свои полномочия ГО страны Решение о вводе режима функционирования РСЧС в зависимости от от возможной или реально сложившейся обстановки; от масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС принимают: Решение о вводе режима функционирования РСЧС в зависимости от от возможной или реально сложившейся обстановки; от масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС принимают: Правительство Российской Федерации Органы исполнительной власти субъектов РФ Органы местного самоуправления городов, районов 21

Организация и ведение ГО - одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент безопасности страны. Она организуется и ведется в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ, а также международным правом. В мирное время силы и средства ГО могут привлекаться к проведению АСДНР при ликвидации ЧС, обусловленных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. Гражданская оборона (ГО) - организационная система, объединяющая органы, пункты и средства управления, силы и средства органов исполнитель ной власти всех уровней и организаций, предназначенная для выполнения в мирное и военное время комплекса общегосударственных оборонных мероприятий, обеспечивающих защиту населения, территории, природных ресурсов, социально-экономического комплекса, материальных и культурных ценностей государства от чрезвычайных ситуаций природно-техногенного и военного характера, возникающих в военное время при угрозе или в период ведения военных действий, а также вследствие этих действий.

Задачи гражданской обороны Борьба с пожарами Восстановление и поддержание порядка в районах Срочное захоронение трупов в военное время Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся РХБ заражению Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб Сохранение объектов, необходимых для экономики и выживания населения Обеззараживание Закон о ГО 28-ФЗ от г. Обучение населения Оповещение населения Эвакуация населения Предоставление населению убежищ и СИЗ Маскировка Аварийно- спасательные работы Первоочередное обеспечение населения (медицинское обслуживание, предоставление жилья и др.) Обеспечение готовности сил и средств ГО 22

I Федеральные министерства (ФМ), федеральные службы (ФС), федеральные агентства (ФА), руководство деятель- ностью которых осуществляет Президент РФ; ФС и ФА, подведомственные этим ФМ. Всего в Правительстве РФ: - Министерств – 14 ФС в составе министерств – 27 - Самостоят. ФС – 7 ФА в составе министерств – 26 - Самостоят. ФА – 2 СТРУКТУРА ФОИВ РФ Министерства РФ (5) (1) Внутренних дел (МВД) (2) МРФ по делам ГО, ЧС и ЛПСД (МЧС) (3) Иностранных дел (МИД) ФС судебных приставов II Федеральные министерства, находящиеся в веде- нии Правительства РФ, ФС и ФА, подведомствен- ных этим ФМ (представлены отдельно). Федеральные миграционная служба (4) Обороны (МО) Федеральные службы по: 1) военно-техн.отр.2) оборонн. заказу 3) техн. и экспортн. контролю ФА спецстроительства (5) Юстиции (Минюст) Федеральная регистрационная служба ФС исполнения наказаний (6) Государственная фельдъегерская (7) Служба внешней разведки (СВР) (8) Федеральная служба безопасности (ФСБ) (9) По контролю за оборотом наркотических Средств и психотропных веществ (10) Охраны (ФСО) (11) Главное управление спец. программ (ГУСП) Президента РФ (ФА) (12) Управление делами президента РФ (ФА) Федеральные службы (5)

СТРУКТУРА ФОИВ РФ II. Федеральные министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ, ФС и ФА, подведомственные этим ФМ Министерства 1. Здравоохранения и социального развития РФ 2. Культуры и массовых коммуникаций РФ 3. Образования и науки РФ 4. Природных ресурсов РФ 5. Промышлен- ности и энергетики РФ Федеральные службы 1. По надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральные агентства 1. По здравоохранению и социальному развитию 2. По надзору в сфере здравоохранения и социального развития 3.По труду и занятости 2. По физической культуре, спорту и туризму 1.Архивное 2. По культуре и кинематографии 3.По печати и массовым коммуникациям 1. По интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам 2. По надзору в сфере образования и науки 1. По науке2. По образованию 1. По надзору в сфере экологии и природопользования 1. Водных ресурсов2. Лесного хозяйства 3. По недропользованию 1. По атомному надзору 2. По техническому регулированию и метроологии 3. По технологическому надзору 1.По атомной энергии 2. Космическое агентство 5.По энергетике 3. По промыш- ленности 4. По строитель- ству и жилищно- коммунальному хозяйству

Министерства Федеральные службыФедеральные агентства 6. Сельского хозяйства РФ 7. Транспорта и связи РФ 8. Финансов РФ 9. Экономического развития и торговли РФ 1. По ветеринарному и фитосанитарному надзору 1. По рыболовству 2. По сельскому хозяйству 1. По надзору в сфере связи 2. По надзору в сфере транспорта 1. Воздушного транспорта2. Дорожное 3. Железнодорожного транспорта 4. Морского и речного транспорта 5. Связи 1. Налоговая 2. Страхового надзора 3. Финансово- бюджетного надзора 4. По финансовому мониторингу 5. Федеральное казначейство (ФС) 1. Государственной статистики 2. Таможенная3. По тарифам 1. По государственным резервам 2. Кадастра объектов недвижимости 3. По управлению федеральным имуществом Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Правительства РФ 1. Антимонопольная 2. По финансовым рынкам

СТРУКТУРА ОСНОВ ЕГП В ОБЛАСТИ ГО НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА I. Общие положения II. Основные факторы, опреде- ляющие состояние и развитие ГО в современных условиях и до 2010 г. III. Основные направления ЕГП в области ГО IV. Реализация ЕГП в области ГО Цель Определение ЕГП На основе чего форми- руется Основные задачи ЕГП в области ГО Перечень факторов Задачи ГО в: - мирное время - при нарастании военной угрозы - в военное время Органы власти в ее реализации Правовая и социальная защита граждан Финансирование мероприятий ГО 3.1. Развитие нормативно- правовой базы 3.2. Совершенствование системы управления и оповещения 3.3. Повышение эффективности защиты населения, материальных и культурных ценностей 3.4. Развитие сил ГО (12 направлений) 3.5. Основные цели и мероприятия по обучению населения, по подготовке руководящего состава, служб и ГОГО (цели и задачи) 3.6. Обеспечение сохранения объек- тов для устойчивого функциони- рования экономики и выживания населения в военное время 3.7. Формирование и развитие системы научных знаний в области ГО 3.8. Развитие международного сотрудничества в области ГО

ОСНОВЫ ЕГП В ОБЛАСТИ ГО НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА Основы ЕГП в области до 2010 года разработаны в целях реализации ФЗ от г. 28-ФЗ «О гражданской обороне» на основании Концепции национальной безопасности РФ, Военной доктрины РФ и Основ государственной политики РФ по воен- ному строительству на период до 2010 года, утвержденных Президентом РФ. ЕГП в области ГО представляет собой систему официальных взглядов на оборонное строительство и обеспечение безопасности государства, а также систему мер политического, экономического, социального и иного характера, реализуемых ФОИВ, ОГВС РФ, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, по совершенство- ванию подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вслед- ствие этих действий (далее именуются опасности). ЕГП в области ГО направлена на формирование условий для реализации на- циональных интересов и обеспечение безопасности страны, укрепления оборонного потен- циала и защиты населения, материальных и культурных ценностей. ЕГП в области ГО формируется на основе Конституции РФ, федеральных зако- нов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правитель- ства, Положения о ГО в РФ, иных нормативных правовых актов, а также на основе обще- признанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.

Основные задачи ЕГП в области ГО: обеспечение реализации полномочий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны, осуществления эффективного управления и координации их деятельности в данной сфере; проведение мер по организации и ведению (гражданской обороны, по защите населения, материальных и культурных ценностей, по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; совершенствование нормативно-правовой базы в области ГО с учетом современных требований, в том числе в области противодействия новым видам опасностей и угроз для РФ, включая терроризм; формирование эффективного механизма выполнения положений законодательных, нормативных правовых и иных актов, а также реализации специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области ГО, международное сотрудничество в целях предотвращения военной опасности, кризисов и конфликтов посредством тесного взаимодействия в рамках МОГО, а также с соответствующими органами иностранных государств.

ГО как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой: выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов, в том числе в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения; при этом основное внимание должно уделяться готовности к действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия; принимать участие в защите населения и территорий в условиях ЧС природного и техногенного характера, а также при террористических актах. В мирное время основными задачами ГО являются: создание органов управления ГО; подготовка сил ГО; обучение населения; поддержание в готовности, модернизация и дальнейшее развитие средств защиты; планомерное накопление ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий ГО; создание условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период; проведение комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время. В случае крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения отдельных работ.

В период нарастания военной угрозы (в угрожаемый период) до объявления мобилизации основной задачей ГО является: выполнение комплекса спланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления и сил ГО, а также организаций - исполнителей мобилизационных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований к переводу на организацию и состав военного времени, ФОГВ, ОГВС РФ, органов местного самоуправления и организаций - к переводу на работу в условиях военного времени. С объявлением мобилизации на ГО возлагается выполнение всего объема мероприятий по ее переводу с мирного на военное время в установленные сроки. В военное время основными задачами ГО являются: проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей; повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств поражения, в том числе оружия массового поражения.

ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ГО ПРЕДПОЛАГАЕТ ВЫПОЛНЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ (ДО 2013 г.): создание системы нормативных правовых актов, регламентирующих основы развития системы ГО в РФ, органов управления и сил ГО; формирование механизма реализации требований нормативно-правовой базы в области ГО, разработка положений о ГО и других нормативных правовых и методических документов, совершенствование нормативной базы в органах самоуправления и организациях; разработка нормативных документов по установлению порядка осуществления специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области ГО; совершенствование работы по разграничению предметов ведения и полномочий в области ГО между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, обеспечение централизации управления мероприятиями ГО; разработка проектов федерального закона О государственной спасательной службе и иных нормативных правовых актов; реализация действующих организационных и методических документов, определяющих порядок подготовки и ведения ГО, перевода системы ГО на условия военного времени, развертывания и применения сил ГО.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ ГО ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ: обеспечение интеграции системы управления ГО в единую систему государственного и военного управления; создание и поддержание в готовности органов, осуществляющих управление ГО на территориальном и объектовом уровнях; создание на федеральном, региональном и территориальном уровнях технических систем управления ГО; совершенствование и поддержание в готовности системы основных, запасных и подвижных пунктов управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций; поддержание системы централизованного оповещения населения в постоянной готовности, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения, совершенствование систем оповещения; создание локальных систем оповещения, сопрягаемых с системой централизованного оповещения населения, на ПОО и районах их размещения; организация взаимодействия с органами государственного и военного управления в рамках согласованных планов по мероприятиям ГО на базе современных средств связи и информирования, волоконно-оптических сетей, цифровой и спутниковой связи.

Развитие сил гражданской обороны осуществляется на основе качественно новых подходов к оптимизации их состава и структуры, повышения готовности к решению возложенных задач, комплексного применения современной техники и новейших технологий, Улучшения подготовки личного состава.

Развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны направлено на повышение эффективности использования научно-технического и иного потенциала мирового сообщества в интересах защиты населения, материальных и культурных ценностей от различных опасностей и угроз. Это предполагает: - формирование системы ГО государств – участников СНГ на основе гармонизации национальных систем ГО; - участие органов управления ГО и сил ГО в мероприятиях, Проводимых МОГО, оказание содействия в обучении и подготовке иностранных специалистов в области ГО; - участие органов управления сил ГО в установленном порядке в международных предприятиях, связанных с эвакуацией гражданского населения из опасных зон и первоочередным жизнеобеспечением пострадавшего населения, в других мероприятиях.