Развитие универсальных учебных действий младших школьников Развитие универсальных учебных действий младших школьников к.пед.наук, доцент Кульчицкая И.Ю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Advertisements

. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения Программа развития универсальных учебных действий.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития.
Методическая проблема школы: Урок, как универсальное пространство развития личности ученика.
Подготовила учитель начальных классов Батищева Г. И.
Универсальные учебные действия. Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний,
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Программа развития универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Реализация программы формирования УУД. Цели и результаты общего образования Структурные компоненты учебной деятельности (мотив, цель, задача, учебные.
Формирование УУД Формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности Л.С.Выготский.
Универсальные учебные действия. Сущность деятельностного подхода Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные.
Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.
«Организация мониторинга качества образования в 1 классе » Бондаренко Светлана Валентиновна учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ 2»
Транксрипт:

Развитие универсальных учебных действий младших школьников Развитие универсальных учебных действий младших школьников к.пед.наук, доцент Кульчицкая И.Ю.

В каждом обществе явно или неявно присутствуют представления об идеальном типе личности (М. Вебер), отражающие набор ценностных нормативных характеристик, которые даются человеку обществом в определенную историческую эпоху В каждом обществе явно или неявно присутствуют представления об идеальном типе личности (М. Вебер), отражающие набор ценностных нормативных характеристик, которые даются человеку обществом в определенную историческую эпоху

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося

Ценностные ориентиры начального общего образования: Формирование основ гражданской идентичности личности; Формирование основ гражданской идентичности личности; Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества; Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества; Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма; Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма; Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию; Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию; Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

Развитие – это процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему (Толковый словарь Ожегова)

Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова под руководством А.Г. Асмолова

? Универсальные учебные действия

Универсальные способы действий Умение учиться Обобщенные способы действий

Универсальные учебные действия совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Функции универсальных учебных действий 1. Регуляция учебной деятельности - принятие и постановка учебных целей и задач, - поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач, - контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности

Функции УУД 2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности: - готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться, - формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе, - развитие высокой социальной и профессиональной мобильности

Функции УУД 3. Обеспечение успешности обучения: - успешности усвоения знаний, умений и навыков; - формирование целостной картины мира; - формирование компетентностей в любой предметной области познания

Основания выделения УУД Цели и результаты общего образования Цели и результаты общего образования Структурные компоненты учебной деятельности (мотив, цель, задача, учебные действия, контроль, коррекция, оценка) Структурные компоненты учебной деятельности (мотив, цель, задача, учебные действия, контроль, коррекция, оценка) Этапы процесса усвоения Этапы процесса усвоения Формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Универсальный характер УУД проявляется том, что: носят надпредметный, метапредметный характер; носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

Виды универсальных учебных действий Личностные Личностные Регулятивные Регулятивные Общепознавательные Общепознавательные Коммуникативные Коммуникативные

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

Личностные УУД Личностные УУД Смысло- образование Нравственно- этическое оценивание Самопознание и само- определение

Применительно к учебной деятельности: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор; личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

Программа развития УУД в начальной школе. Личностные результаты Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и ориентации на содержательные моменты школьной действительности, и образец «хорошего ученика» Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и ориентации на содержательные моменты школьной действительности, и образец «хорошего ученика» Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Продолжение: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; осознание своей этнической принадлежности Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; осознание своей этнической принадлежности Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей Развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения Развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения

Продолжение: Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм; развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм; развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню Установка на здоровый образ жизни Установка на здоровый образ жизни Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой Эмпатия как понимание и сопереживание чувствам других людей Эмпатия как понимание и сопереживание чувствам других людей

П р а к т и к а Методика 1: «Кто Я?» Методика 1: «Кто Я?» Цель: выявление сформированности Я-концепции и Самоотношения Оценивание УУД: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Инструкция: Напишите как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?»

Методика 2: Шкала выраженности учебно-познавательного интереса Методика 2: Шкала выраженности учебно-познавательного интереса Цель: определоение уровня сформированности учебно- познавательного интереса Определение УУД: действие смыслообразования, установление связи между учебных предметов и познавательным интересом учащихся Форма (ситуация оценивания): опросник для учителя

Регулятивные УУД Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности

Регулятивные УУД Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу- ляция КоррекцияОценка

Регулятивные УУД Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Планирование – определение после- довательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Планирование – определение после- довательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Волевая саморегуляция как способность Волевая саморегуляция как способность - к мобилизации сил и энергии; - к мобилизации сил и энергии; - к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов; - к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов; - к преодолению препятствий; - к преодолению препятствий; - эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; - эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; - эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями - эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями

Программа развития УУД в начальной школе. Результаты Принятие и сохранение учебной задачи; Принятие и сохранение учебной задачи; Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную; Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную; Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; Умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения; Умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

Продолжение: Итоговый и пошаговый контроль по результату; Итоговый и пошаговый контроль по результату; Адекватное восприятие и понимание оценки учителя; Адекватное восприятие и понимание оценки учителя; Дифференциация способа и результата действия; Дифференциация способа и результата действия; Адекватная оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; Адекватная оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

П р а к т и к а Методика 3: Проба на внимание Методика 3: Проба на внимание Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля Оценивание УУД: регулятивное действие контроля Инструкция: Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой

Познавательные УУД Обеспечивают учащимся успешное обучение в начальной школе Обеспечивают учащимся успешное обучение в начальной школе

Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем

Общеучебные универсальные действия самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково- символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково- символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

Продолжение: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности ; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;

Продолжение: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, построение логической цепи рассуждений, доказательство; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем формулирование проблемы; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Программа развития УУД в начальной школе. Результаты Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Использование знаково-символических средств, включая модели и схемы для решения задач; Использование знаково-символических средств, включая модели и схемы для решения задач; Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; выделение существенной информации из текстов разных видов; Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; выделение существенной информации из текстов разных видов; Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Синтез как составление целого из частей; Синтез как составление целого из частей;

Продолжение: Сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; Сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; Установление причинно-следственных связей; Установление причинно-следственных связей; Рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Обобщение –генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; Обобщение –генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; Установление аналогий; Установление аналогий; Общий прием решения задач. Общий прием решения задач.

П р а к т и к а Методика 4: Нахождение схем по задачам Методика 4: Нахождение схем по задачам Цель: методика позволяет определить умение ученика выделить тип задачи и способ ее решения Оценивание УУД: моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия, регулятивное действие оценивания и планирования; сформированность учебно-познавательных мотивов Инструкция: Найди правильную схему к каждой задаче. В схемах числа обозначены буквами

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером

Виды коммуникативных действий планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Программа развития УУД в начальной школе. Результаты Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии; Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии; Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; Умение формулировать собственное мнение и позицию; Умение формулировать собственное мнение и позицию; Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Продолжение: Умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; Умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; Умение задавать вопросы; Умение задавать вопросы; Умение контролировать действия партнера; Умение контролировать действия партнера; Умение использовать речь для регуляции своего действия; Умение использовать речь для регуляции своего действия; Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, включая монологическую речь и диалог. Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, включая монологическую речь и диалог.

П р а к т и к а Методика 5: «Дорога к дому» Методика 5: «Дорога к дому» Оценивание УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дается карточка с изображением пути к дому (рис. 5), другому – карточка с ориентирами- точками (рис. 4). Первый ребенок диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, второй – действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. 6).

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают: соответствие возрастно- психологическим нормативным требованиям; соответствие возрастно- психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития Свойства действий, подлежащие оценке, включают: - уровень (форму) выполнения действия; - уровень (форму) выполнения действия; - полноту (развернутость); - полноту (развернутость); - разумность; - разумность; - сознательность (осознанность); - сознательность (осознанность); - обобщенность; - обобщенность; - критичность и освоенность. - критичность и освоенность. (Гальперин П.Я., 2002)

Модель системы УУД Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД

УУД в системе общего образования Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты

Литература: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, – 151 с. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, – 151 с. Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий Школа для всех» Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий Школа для всех»