ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ 2009 – 2014г.г. Кредо коллектива: растить гражданина и патриота страны, села и школы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Баткатская средняя общеобразовательная школа»
Концепция развития школы «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» (Концепция модернизации российского образования)
Гражданско-патриотическое образование в школе – это образовательная, воспитательная, управленческая и иная деятельность, направленная на формирование гражданина, способного, умеющего и желающего жить в гражданском обществе и в правовом государстве, преданного своей Родине, готового возрождать ее славу своим трудом и талантом, бережно относящегося к истории, культуре, традициям своего народа
Миссия: Школа гражданско- патриотического образования способствовать воспитанию гражданского самосознания выпускника, позволяющего ему использовать приобретенные знания и опыт на благо своей Родины
Цель школы Воспитание современного цивилизованного человека- гражданина и патриота, уважающего права и свободы человека, ориентированного в своих поступках на благо родины и народа, готового защищать интересы России, возрождать ее славу своим трудом и талантом
Цель программы Создание и внедрение системы гражданско-патриотического образования в рамках сельского образовательного учреждения
Задачи Обеспечить обновление предметного содержания школьного образования, с целью наполнения идеями гражданского образования Обновить систему воспитательной работы в соответствии с миссией школы: Совершенствовать систему краеведческо- экологического образования как одного из важных направлений гражданского и патриотического воспитания школьников Развивать школьные традиции, в основе которых лежит идеология демократических ценностей Совершенствовать систему ученического самоуправления Разработать систему сохранения и укрепления физического здоровья учащихся и педагогов, позволяющих повысить эффективность данной деятельности Обеспечить развитие активных партнерских связей школы с общественностью, различными предприятиями и организациями Разработать систему эффективного и действенного управления демократическими преобразованиями школы
Этапы реализации программы 1-ый этап - (2009 год) подготовительный Разработка нормативно-правовых, организационно-методических условий гражданско-патриотического образования Подготовка организационных основ реализации программы Изучение и обобщение лучшего опыта гражданско-патриотического образования Проблемно- ориентированный анализ состояния школы и ее социального окружения
Этапы реализации программы 2-ой этап ( ) - практический Поиск путей реализации миссии школы, создание целостной системы гражданского становления учащегося, его патриотического воспитания
Этапы реализации программы 3-ий этап (2014 г.) - обобщающий Подведение итогов реализации программы развития, обобщение опыта; выявление проблемных зон, определение перспектив дальнейшего развития школы и подготовка новой программы развития школы
Принципы реализации программы Принцип равных возможностей - в школе каждый ученик должен иметь возможность в получении достойного образования на доступном для него уровне Принцип открытости как преодоление замкнутого уклада школы Принцип сотрудничества - не только взаимопонимание, доверительность, взаимная требовательность педагога и ученика, но и совместная постановка задач, совместный анализ их решений, достигнутых результатов. Это создание правового пространства школы через совместное участие в разработке норм и правил школьной жизни, прав и обязанностей всех участников образовательного процесса, выстраивание школьного самоуправления Принцип самоорганизации - предусматривает смещение акцентов учебно-воспитательного процесса на самостоятельную работу обучаемых Принцип гуманности -создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважение чести и достоинства личности ребенка и педагога, формирование человеческих взаимоотношений на основе дружбы, доброжелательности, справедливости, честности, порядочности Принцип государственного общественного управления
Механизм реализации К числу приоритетных направлений развития школы в период с 2009 по 2014 г.г. коллективом отнесены следующие: Изменение содержания образования Изменение системы воспитательной работы Сохранение и укрепление здоровья учащихся Развитие демократического уклада в учреждении
Механизм реализации 1. ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Усиление гуманитарной и практической направленности обществоведческих дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуры, в которых они живут, способы самоопределения в них Включение в систему гражданского образования педагогов предметников естественно-научного профиля, посредством внедрения инновационных методик преподавания Обеспечение своевременного повышения квалификации педагогических кадров, ознакомление их с теорией и приобщение к практике гражданского образования, использование в указанной практике потенциала преподаваемых учебных дисциплин Разработка и обеспечение выполнения программ элективных, факультативных курсов с целью создания механизмов построения образовательной среды, обеспечивающей условия для воспитания гражданственности, патриотизма, любви к Родине Наполнение и информатизация библиотеки в соответствии с Программой развития и миссией школы
Механизм реализации 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Задачи: Формировать духовно-богатую, нравственную и физически-развитую личность Формировать активную жизненную позицию личности, понимание принципов и ценностей демократического гражданского общества, навыков жизни в этом обществе через совершенствование системы ученического самоуправления Повысить профессиональное мастерство классных руководителей Установить более тесное сотрудничество классных руководителей и родителей для совместной организации учебно-воспитательного процесса Активизировать работу педагогического коллектива по патриотическому воспитанию и вовлечь всех классных руководителей в творческую деятельность Систематизировать экологическую и краеведческую работу школы Сохранять и развивать школьные традиции
Механизм реализации 3. СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ Формирование личности, стремящейся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья Задачи: Разработать комплекс мер по воспитанию здорового образа жизни укрепления здоровья Объединить усилия и координацию работы школы и системы здравоохранения Повысить квалификации педагогов и родителей в вопросах охраны здоровья, воспитания здорового образа жизни, предупреждения школьных проблем
Механизм реализации 4. СОЗДАНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В УЧРЕЖДЕНИИ Создать условия для активизации деятельности Управляющего совета школы Совершенствовать систему ученического самоуправления Развивать взаимодействие школы и общественности села
Ожидаемые результаты Результатом реализации программы станет : система гражданско – патриотического образования, включающая курсы (элективные, факультативные) гражданского образования, наполнение всех дисциплин идеями гражданского образования, систему краеведческо – экологического образования, воспитательную систему, стержнем которой является гражданско – патриотическое воспитание демократическое школьное сообщество
Выпускник должен быть: личностью, уважающей себя, осознающей свою ценность и признающей ценность другой личности, способной сделать правильный моральный выбор и нести ответственность перед собой и обществом гражданином страны, признающим общечеловеческие ценности, уважающим людей других национальностей, стремящимся к установлению с ними отношения сотрудничества человеком, имеющим уровень образования, адекватный современным мировым требованиям, способствующий свободному выбору области деятельности личностью, с высоким уровнем физической культуры и потребностью в здоровом образе жизни жителем планеты, осознающим себя частью природы и стремящимся к сохранению окружающей среды