МОУ Деяновская средняя школа Создание условий для мотивации познавательной деятельности учащихся через дифференциацию обучения химии Выполнила: учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Городской трехступенчатый семинар для заместителей директора по проблеме «Обучение школьников методом уровневой дифференциации» (3 ступень ) МОУ «Средняя.
Advertisements

ОБОЩЕНИЕ ОПЫТА работы ОБОЩЕНИЕ ОПЫТА работы Учителя начальных классов высшей категории НАДЯЙКИНОЙ ВЕРЫ ИВАНОВНЫ по теме: ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ.
П. Ф. ЛЕСПАФТ Вся тайна состоит в том, чтобы дать ребёнку самому развёртываться, взрослые должны всегда относиться к ребёнку, как к человеку, с полным.
Выполнил: заместитель Директора по УВР Е.В. Опра.
Обобщение педагогического опыта учителя математики СОШ 1 г. Меленки Стукаловой Галины Вячеславовны 1 квалификационная категория. Тема: «Развитие познавательных.
Приемы дифференцированного и индивидуального подхода на уроках.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Дифференцированное обучение. - это форма организации учебного процесса, при которой учитель работая с группой учащихся, учитывает наличие у них каких-либо.
« Дифференцированное обучение младших школьников в УМК « Начальная школа XXI века » на уроках математики, русского языка » « Дифференцированное обучение.
Первомайский район Володарская средняя общеобразовательная школа полного дня год Яковлева Е.Б.
СПОСОБЫ И ПРИЁМЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИ И НА ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПАХ УРОКА из опыта работы группы учителей МОУ Павловской СОШ им. А.К.Васильева Тутаевского района Ярославской.
Подготовила Павлова С.В.- методист. Учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного; проверочного: подготовительного; основного; контрольного;
МОУ Скугареевская средняя (полная) общеобразовательная школа Сафиуллина Гульнара Рифкатовна.
Индивидуализация и дифференциация. Индивидуальный подход включает… Индивидуализация – это Дифференциация – это Типы гомогенных классов (школ) Индивидуализация.
ПЕДСОВЕТ «Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках и внеурочной деятельности как условие повышения качества обучения в школе»
Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема. Формы и методы работы с неуспевающими. Понятие школьной неуспеваемости. Понятие школьной.
Методический совет по теме: «Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного.
Презентация подготовлена педагогом дополнительного образования ЦРТДиЮ «Ровесник» г. Истра Касаткиной Светланой Владимировной.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Транксрипт:

МОУ Деяновская средняя школа Создание условий для мотивации познавательной деятельности учащихся через дифференциацию обучения химии Выполнила: учитель химии Чилеева Л.Г.

Содержание Введение Глава I.Условия возникновения и становления опыта 1.1.Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе 1.2.Ведущая педагогическая идея опыта 1.3.Теоретическая база опыта Глава II. Технология опыта 2.1.Постановка целей и задач педагогической деятельности 2.2.Организация учебно-воспитательного процесса 2.3.Методы, формы и средства учебно-воспитательной работы Результативность опыта Заключение

Введение Дифференцированный процесс обучения- широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого -педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Отсюда следует: Построение дифференцированного процесса обучения невозможно без индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям; Построение дифференцированного процесса обучения невозможно без индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям; Обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности; Обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности; Только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно- ориентированного процесса обучения. Только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно- ориентированного процесса обучения.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности- раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям Цель: обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по предметам; Создание условий учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне Методическая основа: индивидуализация обучения ; дифференцированный уровень требований; материал даётся всем учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведётся на трёх разных уровнях; от ученика требуется то, что он в состоянии усвоить.

Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для мотивации познавательной деятельности учащихся через дифференциацию обучения химии, позволяющей обеспечить базовую химическую подготовку и возможности для развития способностей учащихся, проявляющих интерес к предмету. Считаю эту проблему актуальной и созвучной с целевой установкой Российского образования в целом- повышение эффективности обучения с ориентацией на сущностный потенциал ребёнка как личности, и своей школы, в частности- всестороннее развитие личности учащихся через учебно- воспитательный процесс. Химия, на мой взгляд является одним из важнейших средств формирования личности школьника и его компетентностей, необходимых ему для дальнейшей социализации. С целью активизации учащихся на уроке я использую различные приёмы, в которых основополагающим является: учитель не над учеником, а с учеником; учитель не над учеником, а с учеником; включение в работу не только органов чувств, но и эмоциональной сферы ребёнка; включение в работу не только органов чувств, но и эмоциональной сферы ребёнка; выполнение всей работы учащимися самостоятельно, исходя из своих способностей, интересов, личного опыта; выполнение всей работы учащимися самостоятельно, исходя из своих способностей, интересов, личного опыта; сглаживание традиционной оценки, её в какой-то степени заменяют самооценка, самокоррекция, самовоспитание. сглаживание традиционной оценки, её в какой-то степени заменяют самооценка, самокоррекция, самовоспитание.

Ведущая педагогическая идея Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для реализации природных задатков и развития личности ребёнка. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для реализации природных задатков и развития личности ребёнка. Решаются следующие задачи: Решаются следующие задачи: Выявление природных задатков учащихся и максимальное их развитие Выявление природных задатков учащихся и максимальное их развитие Активное включение учащихся в процессе самообразования и саморазвития, которое поможет более успешной социализации и профориентации Активное включение учащихся в процессе самообразования и саморазвития, которое поможет более успешной социализации и профориентации

Дифференцированный подход в обучении – это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно- управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах. Дифференцированный подход в обучении – это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно- управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах. По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию: По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию: по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы); по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы); по полу; по полу; по области интересов (гуманитарные, физико- математические, биолого-химические и другие группы); по области интересов (гуманитарные, физико- математические, биолого-химические и другие группы); по уровню умственного развития (уровню достижений); по уровню умственного развития (уровню достижений); по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т. д.). по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т. д.).

Гузик Николай Петрович В основе данной методики лежит то, что в силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому учитель организует уровневую дифференциацию работы этих учащихся на уроке, на всех его этапах: при рассмотрении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН. Выделяется три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности. Гузик Николай Петрович В основе данной методики лежит то, что в силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому учитель организует уровневую дифференциацию работы этих учащихся на уроке, на всех его этапах: при рассмотрении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН. Выделяется три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности. Фирсов Виктор Васильевич В данной технологии предлагается введение двух стандартов: В данной технологии предлагается введение двух стандартов: Фирсов Виктор Васильевич В данной технологии предлагается введение двух стандартов: В данной технологии предлагается введение двух стандартов: 1.для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому ученику); 1.для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому ученику); 2.стандарт обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый ученик). 2.стандарт обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый ученик). Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей», деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить ученику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне. Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей», деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить ученику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне. Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову – систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путём организации пересдачи материала. Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову – систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путём организации пересдачи материала.

Согласно гипотезе Шадрикова В. Д. развитие способностей эффективно, если давать ребёнку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен. По данной методике весь учебный план, программы и методические пособия представлены шестью уровнями, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности, ученики оказываются в классах с переменным составом. И, не теряя в объёме и содержании предмета, вместе движутся в освоении учебной программы. Причём, выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда», как в классах выравнивания, например, а в соответствии с сегодняшним наличным состоянием способностей учащихся. Согласно гипотезе Шадрикова В. Д. развитие способностей эффективно, если давать ребёнку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен. По данной методике весь учебный план, программы и методические пособия представлены шестью уровнями, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности, ученики оказываются в классах с переменным составом. И, не теряя в объёме и содержании предмета, вместе движутся в освоении учебной программы. Причём, выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда», как в классах выравнивания, например, а в соответствии с сегодняшним наличным состоянием способностей учащихся.

Цели и задачи педагогической деятельности Цели и задачи педагогической деятельности Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития учащихся на уроках химии, раскрытие индивидуальности ребёнка, что создаёт благоприятные условия для развития познавательной активности, профессиональной направленности личности. Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития учащихся на уроках химии, раскрытие индивидуальности ребёнка, что создаёт благоприятные условия для развития познавательной активности, профессиональной направленности личности. Достижению этих целей служит решение задач: 1.объяснение материала на более высоком, чем минимальный, уровне; 2. чёткое выделение содержания учебного материала, который ученики должны усвоить, занимаясь на том или ином уровне; 3.перед началом изучения очередной темы ознакомление учеников с результатами, которых они должны достичь; 4. формирование у детей стремления к состязательности, здоровому соперничеству, полной реализованности; 5.организация групповой работы учащихся по модели полного усвоения знаний с учётом интеллектуальных способностей и интересов учащихся.

Организация учебно- воспитательного процесса В основу организации учебно-воспитательного процесса заложен личностно-ориентированный характер обучения. Он направлен на реализацию принципа развивающего обучения с учётом зоны ближайшего развития школьников и основополагающих идей гуманизации, гуманитаризации, демократизации. Диагностика и определение групп учащихся Данную технологию дифференцированного обучения осуществляю внутри обычных классов. Поэтому первым этапом считаю этап диагностики распределение (предварительное) по уровням. Диагностика проводится в три этапа. Данную технологию дифференцированного обучения осуществляю внутри обычных классов. Поэтому первым этапом считаю этап диагностики распределение (предварительное) по уровням. Диагностика проводится в три этапа. На первом этапе выявляется уровень сформированности общих учебных умений; логичность мышления; скорость мыслительной оперативности; скорость мыслительной оперативности; самостоятельность мышления. На втором этапе выявляю уровень знаний по предметуКонтрольное выявление уровня знаний учащихся по предмету необходимо для последующего отслеживания роста знаний по предмету. По результатам тестирования выделяю три группы учащихся: Первая группа (уровень) – низкий уровень умений и навыков. Первая группа (уровень) – низкий уровень умений и навыков. Вторая группа (уровень) - средний уровень знаний и умений Вторая группа (уровень) - средний уровень знаний и умений Третья группа (уровень) – высокий уровень знаний и умений Третья группа (уровень) – высокий уровень знаний и умений

Результаты первичной дифференциации уточняю на третьем этапе диагностики. Основным средством на этом этапе является наблюдение. При этом учитываются характеристики: cамостоятельность учащихся при выполнении заданий; глубина и полнота ответов; глубина и полнота ответов; активность на уроке; активность на уроке; темп усвоения учебного материала; темп усвоения учебного материала; уровень знаний по предмету. Активные формы обучения стараюсь применять на всех этапах урока. уровень знаний по предмету. Активные формы обучения стараюсь применять на всех этапах урока. Основными способами и приёмами на этом этапе являются определение плана нового материала; работа с учебниками и дополнительными источниками; работа в группах; объяснение трудных моментов в изучении нового материала

Основными способами и приёмами на этом этапе являются индивидуальная работа по уровням: со слабоуспевающими, сильными учащимися и средними; составление схем, опорных сигналов, таблиц; взаимопроверка. Основными способами и приёмами на этом этапе являются индивидуальные задания; исследовательские задания; разноуровневые задания. Основными способами и приёмами на этом этапе являются постановка проблемы; использование индивидуальных и дифференцированных заданий; взаимоконтроль; создание проблемных ситуаций при переходе к объяснению нового материала.

.Методы, формы и средства учебно-воспитательной работы 1. Наглядные: Демонстрации: Демонстрации: а) предметов и процессов, б) изобразительных средств наглядности Организация наблюдений вне школы ; Организация наблюдений вне школы ; Работа учащихся с раздаточным материалом ; Работа учащихся с раздаточным материалом ; 2. Экспериментальные: Ученический эксперимент Осознание цели опыта; Осознание цели опыта; Изучение веществ; Изучение веществ; Сборка или использование готового прибора; Сборка или использование готового прибора; Выполнение опыта; Выполнение опыта; Анализ результатов и выводы; Анализ результатов и выводы; Объяснение полученных результатов и составление химических уравнений; Объяснение полученных результатов и составление химических уравнений; Составление отчёта Составление отчёта

Методы, формы и средства учебно-воспитательной работы 3.Словесные: 3.Словесные: Лекции, рассказ Лекции, рассказ Беседа Беседа Работа с книгой Работа с книгой Работа в группах Работа в группах

продуктивный, направленный на развитие творческого мышления и предполагающий творческую активность учащихся и самостоятельный поиск знаний; продуктивный, направленный на развитие творческого мышления и предполагающий творческую активность учащихся и самостоятельный поиск знаний; личностный, формирующий индивидуальность в процессе творческого социального взаимодействия; личностный, формирующий индивидуальность в процессе творческого социального взаимодействия; сущностно-репродуктивный, нацеленный на формирование знаний; сущностно-репродуктивный, нацеленный на формирование знаний; формально-репродуктивный, способствующий приобретению знаний. формально-репродуктивный, способствующий приобретению знаний. Большое значение в работе уделяю систематичности и оценки знаний учащихся. Практика показывает, что интерес к предмету бывает в том случае, если работа учащихся не остаётся без внимания со стороны учителя на каждом уроке. Поэтому на каждом уроке подвожу итоги работы каждого ученика, отмечаю положительные стороны в его работе, указываю на недостатки в знаниях, которые следует устранить самому или с помощью консультантов. Большое значение в работе уделяю систематичности и оценки знаний учащихся. Практика показывает, что интерес к предмету бывает в том случае, если работа учащихся не остаётся без внимания со стороны учителя на каждом уроке. Поэтому на каждом уроке подвожу итоги работы каждого ученика, отмечаю положительные стороны в его работе, указываю на недостатки в знаниях, которые следует устранить самому или с помощью консультантов. Проверку знаний провожу различными способами: химический диктант, кроссворды и ребусы, «конвейер», работа с химическим тренажёром, самостоятельные, практические, проверочные и и обучающие проверочные, контрольные работы, тестовые задания Проверку знаний провожу различными способами: химический диктант, кроссворды и ребусы, «конвейер», работа с химическим тренажёром, самостоятельные, практические, проверочные и и обучающие проверочные, контрольные работы, тестовые задания

Заключение Уровневая дифференциация помогает становлению личности, умеющей делать выбор. Гарантирует ребёнку учебный успех, способствует позитивной самооценке, так необходимой для самореализации. Уровневая дифференциация помогает становлению личности, умеющей делать выбор. Гарантирует ребёнку учебный успех, способствует позитивной самооценке, так необходимой для самореализации. Приучает детей к мысли, что все люди разные и имеют право такими быть и не надо стремиться, всех подвести под общий знаменатель. Складываются доверительные отношения между учителем и учеником. У ребёнка есть возможность доработать материал, а у учителя поставить заслуженный зачёт. Система позволяет учить всех, не разделяя. Уровень преподавания одинаковый для всех, снижаются только требования к уровню освоения.. Уровневая дифференциация осуществляется на этапе закрепления или контроля результатов обучения. Приучает детей к мысли, что все люди разные и имеют право такими быть и не надо стремиться, всех подвести под общий знаменатель. Складываются доверительные отношения между учителем и учеником. У ребёнка есть возможность доработать материал, а у учителя поставить заслуженный зачёт. Система позволяет учить всех, не разделяя. Уровень преподавания одинаковый для всех, снижаются только требования к уровню освоения.. Уровневая дифференциация осуществляется на этапе закрепления или контроля результатов обучения.

Результативность опыта Использование технологии дифференцированного подхода позволило мне добиться некоторых результатов. В ВУЗы поступило 4 учащихся; в колледж- 2 учащихся, в медицинское училище- 1 учащийся.