LOGO Республиканский научно-практический семинар Индивидуально-групповые формы работы на уроках как средство эффективной организации учебно-познавательной,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Advertisements

Диагностика ИСУД ученика Параметры индивидуального стиля учебной деятельности ученика.
Диагностика учебных достижений в рамках требований ФГОС Хайруллина Г. А., учитель географии МБОУ «СОШ 89» Ново – Савиновского района г. Казани.
Тема: Развитие индивидуального стиля учебной деятельности учащегося. (ИСУД)
Доминирующая перцептивная модальность. - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. От них можно требовать быстрого решения задач.
« Дифференцированное обучение младших школьников в УМК « Начальная школа XXI века » на уроках математики, русского языка » « Дифференцированное обучение.
Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами. На первом месте стоит личность, его интересы, а предметы – на втором.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Типы и структура уроков. Современные требования к уроку. Дата проведения семинара: Автор:к.п.н. Семенова Л.А.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
ПЕДСОВЕТ «Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках и внеурочной деятельности как условие повышения качества обучения в школе»
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 9 им. А.С. Пушкина Республиканский семинар: « Качество образования в общеобразовательной.
Управление деятельностью учеников Составляющие технологии ИСУД.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Вариативные маршруты. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка должен характеризовать особенности его обучения и развития на.
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
П. Ф. ЛЕСПАФТ Вся тайна состоит в том, чтобы дать ребёнку самому развёртываться, взрослые должны всегда относиться к ребёнку, как к человеку, с полным.
Гайсинюк М.Н преподаватель физики и электротехники ГБОУ СПО «ТГМТ» КК 2013 г.
Городской трехступенчатый семинар для заместителей директора по проблеме «Обучение школьников методом уровневой дифференциации» (3 ступень ) МОУ «Средняя.
Обобщение педагогического опыта учителя математики СОШ 1 г. Меленки Стукаловой Галины Вячеславовны 1 квалификационная категория. Тема: «Развитие познавательных.
Транксрипт:

LOGO Республиканский научно-практический семинар Индивидуально-групповые формы работы на уроках как средство эффективной организации учебно-познавательной, развивающей, деятельности учащихся Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 9 им. А. С. Пушкина

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo Актуальность рассматриваемого вопроса проблема: снижение значимости индивидуально-групповых форм работы в условиях массовой школы как средства повышения качества обучения предметом работы семинара является рассмотрение психолого-педагогических условий эффективной организации индивидуально-групповых форм работы с учащимися

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo Гипотеза использование групповой формы на уроках позволит: повысить качество обучения, будет способствовать формированию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе; использование индивидуальной формы будет способствовать: выявлению трудностей при усвоении материала, выявлению склонностей к учебным предметам, выявлению одаренных детей;

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo Вникаем…обсуждаем… Делимся опытом… Цель работы семинара: выявление методических особенностей организации индивидуально- групповой деятельности, направленных на повышение качества обучения Задачи: рассмотреть содержание индивидуально-групповых форм работы в учебной деятельности выявить достоинства и недостатки индивидуально-групповых форм работы в учебной деятельности ознакомить с диагностиками, которые педагоги используют при делении класса на группы обобщить и распространить опыт работы педагогов школы по применению индивидуально-групповых форм работы с учетом психолого-педагогических диагностик

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo Формы организации учебного процесса изучали: И. М. Чередов – профессор педагогических наук В. К. Дьяченко – кандидат педагогических наук, профессор В.А. Сластенин – доктор педагогических наук, член академии АПН, заслуженный деятель науки М. М. Поташник – доктор педагогических наук, профессор А. В.Хуторской – доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. А. В. Хуторской. Современная дидактика: формы обучения Формы обучения, которые называют общими, делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, а также коллективные, парные, со сменным составом учеников В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, а также между самими учениками Понятие формы используется по отношению к обучению в двух вариантах: как форма обучения и как форма организации обучения. Форма организации обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения Обозначают определенный вид занятия – урок, лекцию, семинар, экскурсию, практикум, факультативное занятие, экзамен

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. А. В. Хуторской. Современная дидактика: общие формы обучения Фронтальная Индивидуальная Групповая Парная Коллективная

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. Фронтальная форма организации учебной деятельности Достоинства: Учитель получает возможность свободно влиять на весь коллектив класса, излагать учебный материал всему классу, достигать определенной ритмичности в деятельности школьников вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают ее результаты. Недостатки: Деятельность нацелена на некоего абстрактного ученика; Для всех учащихся единый темп работы

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. Групповая форма организации учебной деятельности Достоинства: Взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Недостатки: Слабый ученик может оказаться в пассивном положении, работать могут только лидеры, а остальные списывать.

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. Парная форма организации учебной деятельности Достоинства: Самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, осуществляется хороший контроль Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Недостатки: Тормозит развитие детей с низким уровнем учебных возможностей, ведет к списыванию, подсказкам, отсутствие социальной активности школьников.

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. Коллективная форма организации учебной деятельности Достоинства: Каждый ученик попеременно является то учителем, то учеником, повышается ответственность за свои знания перед коллективом означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. Недостатки: Отсутствие профессиональной организации данной формы учебной деятельности

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. Индивидуальная форма организации учебной деятельности Достоинства: Самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, осуществляется хороший контроль Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Недостатки: Тормозит развитие детей с низким уровнем учебных возможностей, ведет к списыванию, подсказкам, отсутствие социальной активности школьников.

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo А.В Хуторской Современная дидактика: способы образования групп 1. Группы создаются на основе уже существующего размещения учеников к классе. Например, группу образуют 4 ученика, сидящие за двумя соседними партами, либо ученики, сидящие в одном ряду. Данный способ имеет формальную основу, но требует меньше всего времени на его осуществление. 2.Состав ученических групп определяет учитель. Способ эффективности для оперативного решения задач учителя при условии его авторитета среди учеников. 3. Ученики самостоятельно разбиваются на группы по 4-6 человек еще до семинара или в самом его начале. 4. Класс (или учитель) в начале по определенным критериям выбирает лидеров будущих групп, которые затем набирают себе в группы остальных учеников. Например, каждый из лидеров называет ученика, которого приглашает в свою группу; если тот согласен, то он подходит к лидеру. Затем право выбора переходит по очереди к другому лидеру. Группы заполняются постепенно и равномерно.

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo А.В Хуторской Современная дидактика: способы образования групп 5. Учитель назначает учеников, которые осуществляют набор в свои группы, затем в созданных группах выбираются новые групповоды. Данный способ помогает развитию коммуникативных навыков учеников. Дает им шанс активного взаимодействия. 6. Учитель или ученики определяют и записывают на доске перечень главных вопросов (проблем) по изучаемой теме. Каждый учащийся выбирает для себя проблему и входит в соответствующую группу. Если группы оказываются слишком большими, они разбиваются на подгруппы. В созданных группах выбираются лидеры. 7. Сначала выбираются лидеры групп, которые определяют проблему для занятия в группе, затем остальные ученики расходятся к лидерам по известным темам. Способ эффективен при наличии авторитетных учеников специалистов.

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo А.В Хуторской Современная дидактика: способы образования групп 8. По одной и той же теме задается несколько аспектов ее изучения с разными видами деятельности ( например, «История», «техника», «опыты», «задачи», «игра», «проблемы»). Ученикам предлагается выбрать группу с приоритетными для них видами деятельности, при этом происходит выбор ими индивидуальной траектории изучения темы. 9. Самоорганизация групповой работы. Ученикам предлагается самим определить проблемы для групповых занятий и виды деятельности своих групп. Учителем задаются временные рамки деятельности групп и формы предоставления образовательного продукта. Группы запрашивают необходимое оборудование для проведения эксперимента, идут в библиотеку, на экскурсию и т. д. Такая форма применяется в подготовленном для групповой работы классе.

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo А.В Хуторской. Современная дидактика: способы образования групп 10. Поэтапное образование групп. Первоначально 3-5 учеников, достигнувшие определенных успехов в изучении темы или проблемы объединяются в группу и самостоятельно работают в ней во время обычных уроков отдельно от остальных. С остальными учениками учитель занимается по своему плану. Группа учащихся по ходу обучения расширяется, разбивается на подгруппы по определенным критериям. Так, происходит до тех пор, пока большинство учеников не войдут в группы. Данная форма стимулирует учащихся к групповой работе, однако требует от учителя владения ситуативными методами организации труда

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo А. В.Хуторской об индивидуальной траектории обучения Учет индивидуальных особенностей и характера обучения необходим уже в начальной школе. Каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин. Одновременность реализации персональных моделей образования одна из целей образования в старшей профильной школе. Задача обучения состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития ученика, позволяющей ему на каждом этапе создавать ту образовательную продукцию, опираясь на свои индивидуальные качества и способности.

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo ИСУД – индивидуальный стиль обучения. Автор – Галеева Н. Л. Чтобы эффективно использовать технологию «ИСУД», учителю необходимо: 1) Уметь диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и сворачивать эту информацию в матрицу – эти умения учитель приобретает на 1-м этапе реализации проекта.

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo Какие параметры берутся для диагностики индивидуального стиля учебной деятельности и отражают структуру учебного успеха ученика? Автор технологии включила в этот набор 10 характеристик: обучаемость, внимание, память, модальность, доминирование полушарий мозга, организационные ОУУН, коммуникативные ОУУН, информационные ОУУН, мыслительные ОУУН, уровень развития мотивационно-потребностной сферы.

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo ИСУД – индивидуальный стиль обучения. Автор – Галеева Н. Л. Чтобы эффективно использовать инновационную технологию, учителю необходимо также иметь картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика – эти умения учитель приобретает на 2-м этапе реализации проекта. 3-й этап реализации проекта предусматривает проектирование индивидуальных программ развития обучающихся средствами школьных учебных курсов.

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo М. М. Поташник, М. В. Левит. Как подготовить и провести открытый урок: « Жизнь рано или поздно заставит учителя вернуться к проблеме изучения личности школьника, преодолеть незнание… На основе индивидуальных признаков делаются выводы о ситуации во всем классном коллективе…»

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo Вникаем… Думаем… Рассуждаем… Какие критерии использовать при делении класса на группы? Как выстраивать работу с учетом индивидуальных особенностей? Как оценивать деятельность учащихся? И все же в основе – личностно- ориетированный подход с учетом психолого- педагогических диагностик

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo Результаты обработки ответов педагогов МОУ СОШ 9 на вопрос 2 «Какие критерии Вы используете при делении класса на группы?» Кол-во педагогов Какие критерии вы используете при делении класса на группы? Стихийное Выбор ученика Уровень успеваемости (сильный, средний, слабый) На основании психолого- педагогических диагностик Уровень знаний ( степень усвоенности пройденного материала Начальное звено – Среднее и старшее звенья Всего

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo Результаты обработки ответов педагогов школ города на вопрос 2 «Какие критерии Вы используете при делении класса на группы?» Кол-во педагогов города Какие критерии вы используете при делении класса на группы? Стихийное Выбор ученика Уровень успеваемости (сильный, средний, слабый) На основании психолого- педагогических диагностик Уровень знаний ( степень усвоенности пройденного материала

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. 1 Аудиалы 2 Визуалы 3 Кинестетики В школе проведены психолого-педагогические диагностики На выявление ведущего типа модальности

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. В школе проведены психолого-педагогические диагностики 1 Лево полушарные 2 Право полушарные На выявление ведущего типа полушариев

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. 1 ThemeGallery is a Design Digital Content & Contents mall developed by Guild Design Inc. 2 холерики 3 флегматики 1 Сангвиники 4 меланхолики В школе проведены психолого-педагогические диагностики На выявление ведущего типа темперамента

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. Если ведущий тип модальности – визуал, то … Они используют слова Смотреть Видеть Наблюдать картина

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. Если ведущий тип модальности – визуал, то … Особенностивнимания Шум практически не мешает Особенностизапоминания Помнит, что видел, запоминает картинками В процессе Учебной работы Педагогу можно требовать быстрого решения поставленных задач

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. Если ведущий тип модальности – визуал, то … При объяснении новогоматериала употреблять слова, описывающие цвет, форму, местоположение, можно выделять цветом пункты в книге, использовать таблицы, схемы, наглядные пособия; При выполнении самостоятельной работы работы разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать При замечаниях Достаточно покачать головой, погрозить пальцем; Педагогу необходимо

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. Если ведущий тип модальности – кинестетик, то … Он использует слова Чувствовать Трогать Придерживаться Хватать

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. Если ведущий тип модальности – кинестетик, то … Особенностивнимания трудно концентрировать внимание, и его можно отвлечь чем угодно; Особенностизапоминания помнит общее впечатление, запоминает двигаясь В процессе Учебной работы не требовать быстрого решения задач, предоставлять больше времени, проявлять максимум терпения

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. Если ведущий тип модальности – кинестетик, то … При объяснении новогоматериала использовать жесты, прикосновения, довольно медленную речь, позволять ему "обыгрывать" информацию При выполнении самостоятельной работы работы не заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки При замечаниях положить руку на плечо, похлопать по нему. Педагогу необходимо

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. Если ведущий тип модальности – аудиал, то … Он использует слова Слушать Звуки Ритм Подобные речи

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. Если ведущий тип модальности – аудиал, то … Особенностивнимания легко отвлекается на звуки Особенностизапоминания то, что обсуждал, запоминает слушая В процессе Учебной работы требует немедленного повторения услышанного им материала

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. Если ведущий тип модальности – аудиал, то … При объяснении новогоматериала использовать вариации голоса (громкость, паузы, интонации) При выполнении самостоятельной работы работы не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами При замечаниях достаточно сказать шепотом Педагогу необходимо

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo Типы функциональной организации мозга Левополушарные. (доминирование левого полушария) имеют словесно-логический характер процессов познания Правополушарные ( доминирование правого полушария) имеют конкретно образное мышление и развитое воображение Равнополушарные (отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий)

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo Типы функциональной организации мозга Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, левополушарные за отдельными деревьями не видят леса.

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo Педагогу необходимо знать, что… Логик, аналитик. Анализирует от целого к части Много пишет, имеет грамматически правильную речь Любит ясные письменные инструкции Левополушарный ученик ученик Не любит проверять работу

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo Педагогу необходимо знать, что… Интеллект образный, чувственно-эмоциональный. Мышление поисковое,творческое, конкретное. Мышление поисковое,творческое, конкретное. Предпочитает информацию в виде карт, графиков, картинок. любит проверять работу. любит проверять работу. Анализирует от части к целому Правополушарный ученик ученик Повторяет фактическую информацию

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo ПОМНИТЕ, ЧТО… Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг! И. Соньер

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. Если ведущий тип темперамента – сангвиник, то … В начале урока учитель с первых минут урока должен стараться держать такого ученика в поле зрения и направлять его сосредоточенность на учебную работу, на парте не должно быть ничего постороннего. При объяснении объяснении нового материала для поддержания сосредоточенности следует привлекать их к ответу на вопросы по ранее известному материалу При закреплении материала, опросе помогает разнообразие приемов закрепления нового материала и опроса.

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. Если ведущий тип темперамента – холерик, то … В начале урока необходимо найти соответствующие приемы быстрого вовлечения в учебную работу. Определенное знание здесь имеют обращения учителя к ученику с такими вопросами, как: "Что было задано на дом?", "Какие трудности были при подготовке к уроку?» При объяснении объяснении нового материала особенно важно увлечь работой, подчеркнуть важность изучаемого вопроса При закреплении материала, опросе Причиной сильного возбуждения холерика во многих случаях является незнание или непонимание, какого- либо вопроса. Снижению возбудимости будет способствовать спокойное разъяснение учителем вопроса.

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. Если ведущий тип темперамента – флегматик или меланхолик то … В начале урока Устный опрос, контрольная работа, новый вид занятий являются для них сильными раздражителями, вызывающими повышенное переживание При объяснении объяснении нового материала при слушании нового материала в случаях, когда требуется сообразительность, не всегда успевают следить за ходом мысли учителя. В таких случаях следует излагать материал более размеренным темпом, стараться проверить усвоение нового. При закреплении материала, опросе обычно говорят медленно, вяло. Стремление учителя поторопить таких детей не всегда приводит к положительным результатам

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. Система диагностики и мониторинга в работе учителя – исследователя 1. Валидность(соответствие ) Требования к диагностике Теоретическая - это соответствие результатов одной диагностики результатам другой диагностики Эмпирическая - это соответствие результатов диагностики наблюдению 2.Регулярность – трехкратное повторение 3. Комплексность (системность)

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo г. Диагностика зоны актуального и ближайшего развития. (моментальная, поурочная, диагностика) Если у ученика при выполнении задания возникли затруднения, он не справился с заданием без помощи педагога, то он находится В зоне ближайшего развития Если ученик справился сам, без помощи педагога, то он находится В зоне актуального развития

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo Уровень обучаемости ( способность к учению) (проводится 3 раза в год) ОБУЧАЕМОСТЬ - это восприимчивость к обучению. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОБУЧАЕМОСТИ. 1) Учитель выбирает небольшой по объему новый материал на 7-8 минут (делается это по предметно) 2) Повторяет все, что нужно для успешного усвоения новой информации. 3) Объясняет. 4) Показывает образец применения. 5) Предлагает самостоятельную работу

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo Уровень обучаемости ( способность к учению) (проводится 3 раза в год) Алгоритм задания ученику: а) Повторите то, что вы услышали б) Ответьте на вопросы по этому содержанию в) Выполнить задание по образцу г) Осуществить перенос этого знания в новую ситуацию.

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo Уровень обучаемости ( способность к учению) (проводится 3 раза в год) Алгоритм обработки материала: Когда 3-4 человека выполнят задание, собрать листочки у всех. Если ученик выполнил все 4 задания - это высокий уровень обучаемости; 3 задания – хороший уровень; 2 задания – удовлетворительный уровень Составляется дифференцированный список учащихся по предмету. Но эти группы подвижны, их состав может изменяться!!!

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo Уровень обученности - результат ОБУЧЕННОСТЬ - это реально усвоенный уровень знаний, умений и навыков. уровень обученности определяется тестовыми заданиями В них проявляются и педагогические, и психологические особенности личности !!!.

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo Уровень обученности – это результат 1 уровень обученности: - различение. Он характеризует низшую степень, когда учащийся отличает объект от его аналогов только по ярко выраженным признакам. 2 уровень обученности - запоминание. Учащийся может пересказать содержание текста, правила, но это не служит доказательством понимания. 3 уровень обученности - понимание. Он предполагает нахождение существенных признаков и связей явлений, предметов на основе анализа и синтеза. 4 уровень - простейшие умения и навыки. Показатель высокой степени обученности. Умения – это закрепленные способы применения знаний в практической деятельности. Навыки – это умения, доведенные до автоматизма 5 уровень – перенос: Учащиеся умеют обобщать, применять полученные знания в новой ситуации. Это самый высокий уровень.

Зам.директора по НР Шевченко Р.В.Company Logo Company Logo Использование индивидуально-групповых форм работы на уроке с учетом психолого-педагогической диагностики позволяют определить критерии эффективности Позитивная динамика всех параметров учебного процесса – уровня мотивации, обучаемости, памяти, внимания, общеучебных навыков. Изменение отношения учащихся к учебному процессу Позитивная динамика качества знаний по предметам.

LOGO Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. (Б.Шоу) Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. (Д. Пойа)