Предугадывание Предвосхищение Предположение Этап 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Advertisements

Т ЕМА УРОКА : ПИШЕМ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ «Коротко и ясно, оттого и прекрасно». пословица.
Главная задача - научить ся кратко, в обобщенной форме передать воспринятую информацию.
Пишем сжатое изложение. Этап первый Первое прочтение текста 1. определите тему текста а) по началу текста б) по ключевым словам в) по заглавию г)по ключевым.
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
Методика обучения сжатому изложению Ресурсный центр.
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Приёмы компрессии исходного текста *Содержательные *Языковые.
Стили речи 1. Разговорный стиль 2. Научный стиль 3.Официально-деловой стиль 4. Публицистический стиль 5. Художественный стиль.
Эпитет Метафора Сравнения Олицетворения Гипербола Гротеск Инверсия Оксюморон …
Тема « Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста».
Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
Мастер-класс по теме: «Приемы работы с текстом при подготовке части С в ГИА и ЕГЭ». Выполнила: учитель высшей категории Захарченко Ольга Александровна.
Готовимся к экзаменам в новой форме. Выделение микротем (составление плана). Выделение ключевых слов и понятий. Установление смысловых связей между ключевыми.
Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
Стили речи Разговорный стиль Задачи речи: обмен впечатлениями, общение. Задачи речи: обмен впечатлениями, общение. Условия общения: беседа со знакомыми.
Урок русского языка в 9 классе. Учитель Гаврилова И.В. МОУ «Алексейковская СОШ».
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1 7 класс. Тема: стили литературного языка Цели: -закрепить понятие о стилях речи; -развивать навыки анализа текста.
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
Подведение итогов. Рефлексия на уроках русского языка и литературы.
Транксрипт:

Предугадывание Предвосхищение Предположение Этап 1

БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА ЖИВОТНОЕ СОЗВЕЗДИЕ МАТЬ МЕДВЕЖОНКА НАЗВАНИЕ КОНФЕТЫ НАЗВАНИЕ ПЕСНИ

Чтение текста Этап 2

Английская легенда 1) ЛЕГЕНДА 2) АНГЛИЙСКАЯ

Работа со словарем Легенда –это поэтическое предание о каком-нибудь событии. Миф – это древнее народное сказание о легендарных героях, богах.

МИФ (греч. mithos) - вымышленный рассказ, плод народной фантазии, в котором явления природы или культуры представляются в наивной форме. Миф отличается от сказки тем, что всегда содержит в себе попытку объяснения явления. ЛЕГЕНДА - (лат. legenda, букв. - то, что следует прочесть) … В широком смысле - это жанр фольклора, в основе которого лежит фантастический сюжет, воспринимаемый рассказчиками и слушателями как достоверный.

Этап 3 Происхождение созвездия Тема милосердия Определите тему текста

Пока существуют люди на Земле, будет существовать милосердие. Звезды – это отражение самых лучших человеческих качеств и чувств. Вот почему человек тянется к звездам. Этап 4 Определите идею текста

Типы речи описание повествование рассуждение Этап 4

Типы речи Зависимость значения текста от содержания высказывания повествованиеописаниерассуждение События излагаются в определенной последовательности. Что за чем происходит? Содержание высказывания можно передать несколькими фотографиями. Разновременные действия. Полное или частичное описание предметов, людей, животных. Содержание высказывания можно передать одной фотографией. Одновременные признаки. Дается объяснение какому-либо явлению, факту, событию. Почему так? Почему это случилось? Содержание высказывания нельзя передать в фотографиях.

Стили речи разговорный книжные научный деловой художественный Этап 5

Художественный стиль 1.Задача речи – нарисовать живую картину, изобразить предмет или события. 2. Условия обращения – употребляется в художественных произведениях. 3. Ведущие стилевые черты – конкретность, образность, эмоциональность, наглядная представляемость. 4. Языковые средства – слова в конкретном и переносном значении, эмоционально-оценочные слова, предложения восклицательные, вопросительные, с однородными членами. 5. Типы речи и жанры : - В повествовании- рассказ, повесть, быль, летопись, легенда, мифы; - в описании – пейзаж, портрет, клятва, обещание, гимн, загадка; - - в рассуждении – басня, поэма.

Этап 6 Деление текста на микротемы Микротема Абзац

Микротема Абзац Это минимальные отрывки текста, заключающие в себе законченную мысль. Они могут не совпадать с границами абзацев. Каждую микротему надо озаглавить как пункт плана текста. Это часть текста, объединенная микротемой. Абзац начинается с красной строки. Строение абзаца: зачин (начало); Развитие мысли; Концовка, конец.

Микротема 1 1абзац =

Микротема 1 Микротема 2 Микротема 3 Микротема 4 1 абзац Вступительная часть Основная часть Заключительная часть Микротема 5 2 абзац 3 абзац 4 абзац 5 абзац

Этап 7 Составление плана

Этап 8 Определение ключевых слов в микротемах

Была давным-давно на земле большая засуха: пересохли все реки, ручьи, колодцы, засохли деревья, кусты и травы, умирали от жажды люди и животные. Была давным-давно на земле большая засуха: пересохли все реки, ручьи, колодцы, засохли деревья, кусты и травы, умирали от жажды люди и животные.

Микротема 1 Засуха, жажда, умирали.

Раз ночью вышла из дома девочка с ковшиком поискать воды для больной матери. Нигде не нашла она воды и с усталости легла на траву и уснула. Когда она проснулась и взялась за ковшик, то она чуть не пролила из него воду. Он был полон чистой свежей воды. Микротема 2

Девочка с ковшиком, для матери, полон воды

Девочка обрадовалась и хотела было напиться, но потом подумала, что недостанет матери, и побежала с ковшиком домой. Она так спешила, что не заметила под ногами собачки, споткнулась и уронила на нее ковшик. Собака жалостно визжала. Девочка хватилась ковшика. Она думала, что разлила его, но нет, он стоял прямо на своем дне, и вся вода была цела в нем. Девочка отлила в ладонь воды, собачка все вылакала и повеселела. Тогда девочка опять взялась за ковшик, он из деревянного стал серебряным. Микротема 3

Собачка, из деревянного стал серебряным Самостоятельная работа Ключевые слова микротем 4,5

Микротема 4 Мать, из серебряного стал золотым

Микротема 5 Странник, брильянты, струя воды, Большая Медведица

Из 3 абзаца выпишите слова с орфограммой «Написание Н-НН в прилагательном» 1 Из 1 абзаца выпишите слово с орфограммой «Чередования гласных в корнях МИР-МЕР- Из 5 абзаца выпишите слово с орфограммой «Чередования гласных в корнях ЛАГ-ЛОЖ-» 23 Из 5 абзаца выпишите слово с орфограммой «Чередование гласных в корнях –ин-, -им-/а, я» Выпишите из текста 2 глагола в форме инфинитива Из последних двух абзацев выпишите 2 глагола в форме прошедшего времени 6 Из второго абзаца выписать 2 слова с приставками 7 4 Из 3 абзаца выпишите слова с орфограммой «Не с глаголом» 8 5 Из третьего абзаца выписать слово с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова» 9

Когда она проснулась и взялась за ковшик, то она чуть не пролила из него воду. Синтаксический разбор предложения

Приемы сжатого воспроизведения сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; разбивка сложного предложения на сокращенные простые; перевод прямой речи в косвенную; пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Была давным-давно на земле большая засуха: пересохли все реки, ручьи, колодцы, засохли деревья, кусты и травы, умирали от жажды люди и животные. Была давным-давно на земле большая засуха: пересохли все реки, ручьи, колодцы, засохли деревья, кусты и травы, умирали от жажды люди и животные.

Была давным-давно на земле большая засуха: пересохли все реки, ручьи, колодцы, засохли деревья, кусты и травы, умирали от жажды люди и животные.

Раз ночью вышла из дома девочка с ковшиком поискать воды для больной матери. Нигде не нашла она воды и с усталости легла на траву и уснула. Когда она проснулась и взялась за ковшик, то она чуть не пролила из него воду. Он был полон чистой свежей воды.

Девочка обрадовалась и хотела было напиться, но потом подумала, что недостанет матери, и побежала с ковшиком домой. Она так спешила, что не заметила под ногами собачки, споткнулась и уронила на нее ковшик. Собака жалостно визжала. Девочка хватилась ковшика. Она думала, что разлила его, но нет, он стоял прямо на своем дне, и вся вода была цела в нем. Девочка отлила в ладонь воды, собачка все вылакала и повеселела. Тогда девочка опять взялась за ковшик, он из деревянного стал серебряным.

Домашнее задание 1.Продолжить отрабатывать приемы сжатия текста (4, 5 абзацы текста). Допускается работа в парах. 2. Конечный вариант сокращенного текста записать в тетрадь. Работа индивидуальная. 3. Творческое письменное задание «О чем рассказывают легенды?» Использовать другие известные вам легенды.

Рефлексия 1. Я все понимаю на уроке, успеваю выполнять задания, ухожу в хорошем настроении. 2. Некоторые нюансы темы мне не совсем понятны, нуждаюсь в дополнительных пояснениях. Настроение нейтральное. 3. Я не понимаю. Мне очень трудно. Настроение тяжелое, но я знаю, что учитель мне все объяснит еще раз.