1 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ курс 2012-13 уч. г. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ к.пол.н., доцент, зав. каф. общегуманитарных и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные понятия, термины и определения Гришагин Виктор Михайлович, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности,
Advertisements

Казахская Академия Труда и Социальных Отношений Презентация По дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» На тему: «Здоровье и безопасность жизнедеятельности»
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия, определения, их классификация Презентацию подготовила учитель ОБЖ Берестянская В.Ф. Ворошиловская СОШ д.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Вводная «Основные понятия и определения»
Лекция 1 Введение в курс «Безопасность жизнедеятельности» Курс ведет доцент кафедры ТС и ТБ Поляков Виктор Владимирович.
Вводный урок ОБЖ. Вводный урок ОБЖ.. Потребности человека Каждый человек является индивидуальной личностью, но и в то же время общественным существом.
Выполнила Чернышева Татьяна Группа ГМУ 1-1. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.
Понятие безопасности личности, общества и государства.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОСИПОВА Н.А.
Теоретические и методические основы теории безопасности как глобальной проблемы современности Доцент кафедры техносферной безопасности и экологии РГСУ,
Чрезвычайные ситуации.. Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,
Воспитатель 9 класса: Деревенчук Ирина Николаевна.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЖ. Осно́вы безопа́сности жизнеде́ятельности ( ОБЖ ) область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие.
Москва, 2013 Терроризм и информационная безопасность сегодня, глазами россиян Источник - всероссийские опросы ВЦИОМ. Проведены в 2006 г г. Опрошено.
Назначение ОО БЖД – формирование учащихся мировоззрения и культуры безопасности, адекватных современной эпохе цивилизации Задачи: 1.Ознакомление с особенностями.
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире УРОК 2:
Курс "Безопасность жизнедеятельности" для колледжа
Подготовили; студенты 1-го курса Группа Тс 01/1701 Акимтай Мухамедали Иманберди Баглан.
Среда обитания человека. Среда обитания – окружающая человека среда, для которой характерны в данный момент физические, химические, биологические, социальные.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Под редакцией профессора К.В. Папенова.
Транксрипт:

1 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ курс уч. г. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ к.пол.н., доцент, зав. каф. общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин О.Г. Зубова

2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЛАН 1.Проблемы, задачи и опасности жизнедеятельности 2.Основные понятия 3.Объекты, принципы и направления БЖ

3 1. Проблемы, задачи и опасности жизнедеятельности Потребность обеспечения безопасности жизнедеятельности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ Маслоу Абрахам Гарольд

ГЛАВНЫЕ СТРАХИ РОССИЯН Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, какие проблемы страны волнуют россиян больше всего. В рейтинге проблем страны по-прежнему лидируют инфляция (56%) и алкоголизм (53%). Всероссийский центр изучения общественного мненияВЦИОМ К числу наиболее значимых вопросов, стоящих перед Россией, респонденты также относят безработицу (46%), коррупцию и бюрократизм (44%), уровень жизни населения (42%). Несколько ниже уровень тревожности относительно ситуации в жилищно-коммунальной сфере (34%0, пенсионного обеспечения (33%), а также преступности (31%), здравоохранения (30%). 4

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён октября 2010 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.ВЦИОМ Далее следуют такие проблемы, как положение молодежи, терроризм (по 26%), состояние морали и нравственности (23%), ситуация в сфере образования (19%), влияние олигархов на жизнь страны (18%), экологическая ситуация, демографическая ситуация (по 16%), экономический кризис (15%), задержки выплат заработных плат (13%), ситуация в армии (11%). Наименьшее беспокойство вызывают у наших сограждан такие проблемы, как демократия и права человека, национальная безопасность (по 8%), межнациональные и межконфессиональные отношения, отношения со странами СНГ, положение России в мире (по 7%), экстремизм и фашизм (5%). 5

Что самое важное в жизни россиян? Специалисты Фонда "Общественное мнение" выяснили, что самое важное в жизни современных жителей России По данным исследования ФОМ, главными жизненными ценностями для молодежи России является финансовое благополучие, в то время, как для пожилых россиян главное – идеалы справедливости и мира. А люди среднего возраста больше всего ценят стабильность. Но несмотря на разницу в жизненных приоритетах россиян разных возрастных групп, на первом месте у большинства респондентов оказались семья (64%), далее – безопасность (51%) и достаток (43%). 6

7

8 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Бурное развитие науки и техники в ХХ веке породило немало проблем глобального масштаба. Главной целью международного сотрудничества по решению глобальных проблем остается обеспечение безопасности развития человечества. К числу основных глобальных проблем относится: 1.Сохранение мира на Земле 2.Экологическая проблема 3.Демографическая 4.Продовольственная 5.Экономическая 6.Энергетическая и сырьевая 7.Информационная 8.Проблема здоровья человечества

9 Проблема выживания человечества требует активизации усилий в области безопасности. Этому процессу соответствуют следующие объективные предпосылки: 1.Потребность в системе безопасности для сохранения и развития человечества 2.Нарастающая уязвимость людей при отсутствии единой системы безопасности 3.Глобальность различного рода угроз при массовости направлений негативного воздействия.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Гиппократ: «здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания». Парацельс ( гг.) – родоначальник фармакологии. Б.Ромаццини ( конец XVII – начало XVIII в.) работал в области металлургии; описал проф. заболевания; заметил, что существует определённая связь между характером труда и здоровьем человека. Бенджамин Франклин изобрел молниеотвод. М. Ломоносов: исследовал условия работы «горных людей», «Работа об условиях движения вольного воздуха»(устройство вентиляции). В.В. Петров – изобретатель батареи постоянного тока (1801 г.); разрабатывал средства защиты от электрического тока; изобрёл изоляцию. 10

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности ( Кирпичев и др.). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин «техника безопасности». И.М. Сеченов: «Физиология труда», в ней он рассматривает нагрузки, обосновывает восьмичасовой рабочий день. Ф.Ф. Эрисман: «Руководство по гигиене». В 1965 г. был введен предмет «охрана труда» в ВУЗах, а также читались курсы «Охрана окружающей среды», «Гражданская оборона» – предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Основная цель – выработка общих правил, закономерностей безопасности. 11

12 БЖД КАК НАУКА Объект БЖД- комплекс явлений и процессов в системе «Человек- Среда обитания» негативно действующих на человека и среду обитания. Предмет –вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях. Цель: получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла.

13 БЖД КАК НАУКА Задачи БЖД: 1.Получение знаний о процессах обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности человека. 2.Разработка концепций, программ и предложений по обеспечению комплексной БЖ. 3.Выявление закономерностей и тенденций, обоснование показателей и критериев устойчивого, безопасного развития человека и человечества.

АКСИОМЫ БЖД Основополагающая формула БЖД – предупреждение и упреждение потенциальной опасности. Аксиомы БЖД: 1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна. 2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности. 14

АКСИОМЫ БЖД 3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском. 4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу. 15

АКСИОМЫ БЖД 5.Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия. 6. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим системам, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники). 16

АКСИОМЫ БЖД 7. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы. 17

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЖД КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Безопасность жизнедеятельности - область научно-практической деятельности, направленная на изучение общих закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий их влияния на организм человека, основ защиты здоровья и жизни человека, среды его обитания от опасностей, а также на разработку и реализацию соответствующих средств и методов, создание и поддержание здоровых и безопасных условий жизни и деятельности человека.

Структура безопасности жизнедеятельности: 1.безопасность всех народов (глобальная или международная); 2.безопасность региона (региональная); 3.безопасность нации (национальная); 4.бытовая безопасность (безопасность существования человека); 5.безопасность животного и растительного мира. 19

ЦЕЛЬ БЖД КАК НАУКИ Основная цель БЖД как науки- защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. Средство достижения этой цели- реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. 20

Основные функции БЖД- обеспечить безопасность труда и жизнедеятельности человека, охрану окружающей природной среды через: -описание жизненного пространства; - формирование требований безопасности к источникам негативных факторов; - организацию мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативного воздействия; - разработку и использование средств биозащиты; - реализацию мер по предотвращению и ликвидации последствий ЧС; - обучение населения основам БЖД, подготовку специалистов всех уровней и форм деятельности. 21

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ основное практическое значение БЖД – это защита жизни и здоровья людей в чрезвычайных ситуациях. Наука БЖД исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании наука о БЖД изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении ЧС техногенного и природного происхождения. 22

Изучение курса БЖД позволяет: получить, расширить и углубить знания в области анатомо-физиологических свойств человека и его реакциях на воздействие негативных факторов; комплексного представления об источниках, количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций. 23

24 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Опасность- явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы «Человек - Окружающая среда» и возникает, когда их характеристики не совпадают. Опасности вероятностны нет человека, которому они не угрожают

Структура воздействия опасности Статический аспект предполагает: а) источник (субъект) опасности; б) объект, подвергающийся опасности; в) средства, которыми источник опасности воздействует на объект опасности. Динамический аспект предполагает: а) цель, которую источник ставит по отношению к объекту; б) процесс самого воздействия на объект; в) результат этого воздействия. 25

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ По происхождению: природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические. По характеру воздействия на человека: физические, химические, механические, психофизиологические. По локализации: опасности, связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом. По времени проявления отрицательных последствий: импульсивные, кумулятивные. По вызываемым последствиям: утомление, заболевание, травмы, аварии, пожары и т.д. По структуре организации: простая, сложная. По степени угрозы для объекта: реальная опасность, вымышленная. 26

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Риск- возможная опасность неудачи предпринимаемых действий или сами действия, связанные с такой опасностью Остаточный риск- свойство систем, объектов быть потенциально опасными. Угроза- опасность на стадии перехода из возможности в действительность, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим 27

Классификация угроз По объектам: человек, общество, государство; По направлениям: экономические, социальные, политические, информационные и т.д.; По величине ущерба: предельные, значительные, незначительные; По вероятности возникновения: весьма вероятные, вероятные, мало вероятные; По причинам появления: стихийные, преднамеренные; По иерархическому принципу: межпланетные, национальные, локальные, глобальные, межгосударственные, локальные, личностные. 28

29 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Безопасность – состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности человечества (личность, общество, государство, мировое сообщество) по выявлению, предупреждению, ослаблению, устранению и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных, материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый ущерб, закрыть путь для выживания и развития. (В.И. Ярочкин «Секьюритология – наука о БЖ)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Деятельность специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудовой, научной, учебной и других сферах жизни. Условия деятельности совокупность факторов среды обитания, воздействующих на человека. 30

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Здоровье естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Идентификация опасности процесс распознавания образа опасности, установления возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности. 31

32 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В Законе РФ «О безопасности»: Безопасность- «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз». Признаки безопасности человека: 1.Состояния среды обитания, при котором с определенной вероятностью исключено причинение морального, материального, экономического, физического ущерба человеку. 2.Отсутствие вредных или опасных факторов жизнедеятельности

Признаки безопасности человека Готовность человека к профилактике, устранению негативных последствий воздействия вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Мера защищенности организма от внутренних и внешних опасностей. Средства обеспечения защищенности, профилактики рисков. Степень самозащищенности человека, его способность обеспечивать личную безопасность. 33

Объект, принципы и направления БЖД Опасности и угрозы указывают на взаимодействие двух сторон: субъекта- источника, носителя опасности объекта, на который направлена опасность (человек, объекты пространственно-географического масштаба, сферы жизнедеятельности человека) 34

35 ПРИНЦИПЫ БЖД Ориентирующие- основополагающие идеи, определяющие направление поиска безопасных решений и служащие методологической и информационной базой: 1.принцип системности; 2.принцип взаимосвязи и взаимозависимости; 3.принцип деструкции; 4.принцип снижения опасности; 5.принцип ликвидации опасности.

36 ПРИНЦИПЫ БЖД Технические- направлены на непосредственное предотвращение действия опасностей: 1.принцип защиты расстоянием; 2.принцип прочности. Управленческие- определяют взаимосвязи и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности: 1.принцип плановости; 2.принцип стимулирования; 3.принцип компенсации; 4.принцип эффективности. Организационные- реализуются в целях безопасности положения научной организации труда: 1.принцип нормирования; 2.принцип эргономичности.

37 НАПРАВЛЕНИЯ БЖД БЕЗОПАСНОСТЬ НООСФЕРЫ- сохранение устойчивого развития, продолжение человеческого рода. Объект- взаимодействия природы и общества, в которых разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – обеспечение устойчивого развития регионов, этносов. Объект- государства, международные объединения, этносы. ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – защищенность и обеспеченность государственных интересов. Объекты- граждане, общество, государство, государственные интересы.

38 СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Геополитическая- защита геополитических интересов страны. Объект- территориальная целостность государства, информационное, экономическое, политическое пространство. Политическая- возможность проводить независимую внешнею и внутреннюю политику. Военная- способность защищать суверенитет. Экономическая- уровень развития производительных сил и экономических отношений. Социальная- совокупность мер по защите населения, развитие системы жизнеобеспечения

39 СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Экологическая - обеспечение устойчивого равновесия природными и антропогенными экосистемами, техносферой и населением. Информационная безопасность- состояние защищенности информационной среды общества. Демографическая безопасность- состояние защищенности количества и этнического состава населения. Культурологическая – обеспечение защиты культурного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. Продовольственная- обеспечение страны питанием, по объему и калорийности соответствующему минимальным медицинским нормам. Научно-техническая – поддержка научного потенциала в стране.

40 ФАКТОРЫ ВНУТРЕННИЕ (биологические, вредные привычки, поведение, микросоциальная среда, здоровье) ВНЕШНИЕ (воздействия естественной природной среды, техногенной среды, производственной, социальной. НАПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 1.Личная и коллективная безопасность человека в процессе его жизнедеятельности; 2.Охрана природной среды; 3.Государственная безопасность; 4.Глобальные безопасность.

41 ЛИТЕРАТУРА 1.Безопасность жизнедеятельности: Учеб. Пособие. 2-е изд., перераб. И доп. / Под ред. Проф. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, Арустамов Э.А., Безопасность жизнедеятельности / Э.А. Арустамов. - М.: Изд.центр Акад., Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни. – М.: Изд-во «Академический проспект», – 560 с. 4.Арустамов Э.А., Безопасность жизнедеятельности / Э.А. Арустамов. - М.: Изд.центр Акад., Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. – М.: Альфа – М, Белов С.В., Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Под общ. ред. Белова С.В. 2- е изд., испр. и доп./ С.В. Белов, А.Ф. Козьяков, Л.Л. Морозова, А.В. Ильницкая. – М.: Академия, Вайнер Э.Н., Введение в валеологию: метод. пособие / Э.Н. Вайнер.-Липецк, Кукин П.П., Лапин В.Л. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин В.Л. Лапин Н.Л. Пономарев. - М.: Высш. шк., Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности, В 2 кн. Кн 1 Коллективная безопасность: учебное пособие / В.Ю. Микрюков. - М.: Высш. шк., Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности, В 2 кн. Кн. 1 Личная безопасность: учебное пособие / В.Ю. Микрюков. - М.: Высш. шк., Михайлов Л. А. Безопасность жизнедеятельности / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. – Питер, Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. / О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Г. Занько. – СПБ.: Издательство «Лань», Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности. – М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для студентов вузов / Т.А. Хван, П.А. Хван. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

42 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!