Болеслав Игнатьевич Статковский (1825- 1898) - известный исследователь Кавказа, инженер, писатель, начальник Кавказского округа путей сообщения, основатель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Василий Васильевич Салов ( ) – инженер путей сообщения, специалист в области водных путей сообщения и морских портовых сооружений, профессор, тайный.
Advertisements

Мост искусственное сооружение, перекинутое через реку, овраг, озеро или другое физическое препятствие. Мост, перекинутый через дорогу, называют путепроводом,
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ). Михаил Юрьевич Лермонтов не был ни великим, ни даже широко известным русским живописцем. Он был Лермонтовым гениальным.
Вид Пятигорска. Масло г.. Крестовый перевал. Масло г.
Италия в середине XIX века (проблемы) Раздробленность Зависимость от Австрийской империи Наиболее развитое итальянское государство в середине XIX века.
Крымская Война История России 19 век.
РЕКТОРЫ ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ( К 200-ЛЕТИЮ ПГУПСа)
Современник из прошлого века Николай Георгиевич Гарин – Михайловский
"Михаил Васильевич Ломоносов и его значение для экономической географии "
Внешняя политика России Iп.XIX в. Кавказская война. История России XIX в.
Нашествие Наполеона. М. И. Кутузов - Кутузов родился в 1745 году в Петербурге. Когда Миша подрос, его отдали учиться в Кадетский корпус – так называлась.
РИМСКАЯ БРИТАНИЯ Переверзева Валерия, Белич Екатерина МОУ «СОШ 12 с УИОП» г. Старый Оскол Руководители – Гулов Артем Петрович, Винникова Гелена Станиславовна.
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Иисус Христос родился в Христа предал Христос был Первые христиане собирались Назарете Иерусалиме Вифлееме Иоан Матфей Иуда.
Гражданская война Задания для посещающих электив.
Выполи ученицы 10«Б» класса Макарова Кс. И Лукина Кс. Проверил: учитель географии Маркова Т.В.
Тема урока: «Крымская война гг. Оборона Севастополя» Выполнил учитель МОУ Алексеевской ООШ Зайцев Николай Николаевич.
Ноябрь 2015 Исследователь: учащийся 10 класса Савельев Никита. Научный руководитель работы: Костанова Д.А КГУ «Кайранкольская средняя школа» С.Кайранколь.
Русская культура в первой половине XIX века. «Вся надежда России на просвещение, а не на перевороты, не на революцию и на конституцию» В.Г.Белинский.
Учитель мировой литературы Широковской СОШ 1 Бровко Р.П.
«Кавказский цикл в творчестве М. Ю. Лермонтова: к соотношению живописной и поэтической традиций» Автор проекта: Н.Гладкова, ученица 9 класса лицея 9 Волгограда.
Транксрипт:

Болеслав Игнатьевич Статковский ( ) - известный исследователь Кавказа, инженер, писатель, начальник Кавказского округа путей сообщения, основатель Альпийского Кавказского Клуба.

Образование получил в Пинской гимназии (Белоруссия) и в Институте корпуса инженеров путей сообщения.

В 1847 г. Б. Статковский назначен на службу на Кавказ. М. Ю. Лермонтов - Военно- Грузинская дорога близ Мцхета.

Любая страна существует благодаря своей системе путей сообщения. В середине XIX века Россия впервые за несколько столетий проиграла не отдельное сражение, но целую войну – Крымскую. Одной из причин поражения стала слабость отечественной транспортной системы, затруднявшая снабжение отдаленных театров военных действий – из которых вторым по важности был Кавказский.

Неизвестный художник – А. И. Барятинский Кавказский наместник князь А.И. Барятинский докладывал Императору: «В настоящее время закавказские области связаны с Империей только на географической карте, в сущности они составляют край во всех отношениях отдельный от прочей России. Чрезвычайное затруднение в сообщениях и огромные расстояния от пунктов, в которых сосредоточены главные силы государства, вполне разъединяют Закавказье с Империей и в военном, и в экономическом отношении»

Поэтому-то сразу после заключения Парижского мира администрация наместника приступила к рассмотрению сразу нескольких проектов кавказской железной дороги. Самый первый из этих проектов был изложен в записке инженер-капитана Б.И. Статковского. Автор предлагал построить дорогу от Тифлиса до села Сангар – места, где река Кура становится судоходной. В 1857 году, власти командировали Б. Статковского в Швейцарию, Францию, Бельгию и Англию для ознакомления с методами строительства горных дорог и тоннелей.

Во время своего пребывания во Франции Статковский издал в Париже в 1858 г. брошюру на французском языке под заглавием "О наводнениях". В брошюре этой изложена та мысль, что все те меры, которые предпринимаются владельцами прибрежных имений для ограждения их от наводнения, вредны, если они замедляют течение реки, а не способствуют скорейшей убыли воды.

Г. Орбелиани После возвращения из-за границы, к этому времени уже в чине инженер- подполковника, Б. И. Статковский представил окончательный проект новой дороги. Начались работы, общее руководство которыми осуществлял Григол Орбелиани.

Новая трасса начиналась от села Квешети, шла вверх по реке Арагви, пересекала реку через красивый каменный мост. И, перейдя на левый берег, семью зигзагами общей протяженностью в пять с половиной километров, достигала плато у села Кумисцихе. Затем перевальная дорога, обойдя снизу Гуд-гору, достигала высшей точки перевала – Крестовой горы

30 августа 1861 года Г. Орбелиани перерезал ленту, и под звуки военного оркестра по Млетскому спуску прошел кавалерийский эскадрон, а затем - гражданский транспорт. На Земомлетском подъеме в так называемую «Белую скалу» была врезана медная плита, надпись на которой гласила, что шоссе сооружалось по проекту подполковника Б. Статковского.

Военно-Грузинская дорога имела важное государственное значение. Она стала источником вдохновения многих выдающихся представителей литературы и искусства. Могучей природе Кавказа отдали дань восхищения И.Чавчавадзе, А.Пушкин, Л.Толстой, А.Грибоедов, А.Чехов, В.Маяковский, А.Рубинштейн, И.Айвазовский.

Г. Орбелиани и других специалистов беспокоили лавины и селевые потоки, которые обрушивались на дорогу. Особенно сильные обвалы были зафиксированы в 1785, 1808, 1817 и 1835 годах. Существует предположение, что Б.И. Статковский первый ввел из бытовой речи в научный оборот термин "сель".

Б. И. Статковский не только разъяснил причины происхождения этих завалов, но и указал самые простые средства для их устранения. Результатом изучения этого вопроса явился в 1878 г. труд Статковского «Задачи климатологии Кавказа».Кроме того, Статковский напечатал "О причинах происхождения Казбекского завала" (1887); "Микроскопические организмы и наблюдения над ними в Парижской обсерватории Монсури" (1882); "Прекращение овражных выносов и возобновление лесов на горах" (1895). Статковский также напечатал ряд статей в технических журналах.

Болеслав Игнатьевич Статковский отдал много сил изучению района вулкана Казбек.

Статковский Болеслав Игнатьевич