Модель мира в эвенкийских кумаланах и настенных панно Бузаева Анна Творческая группа «Авангард» специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Практический аспект в изучении эвенкийской культуры со студентами отделения «Декоративно-прикладное искусство» Амурского педагогического колледжа.
Advertisements

1 Дробинская Ольга Верхний мир эвенков в искусстве головных повязок Творческая группа «Авангард» специальность «Декоративно- прикладное искусство и народные.
Творческая работа Ковёр – кумалан (стилизованная форма ) Выполнила студентка 5 курса ИЗО ТиП Лейченко Е. В. Творческая работа Ковёр – кумалан (стилизованная.
Возрождение культовой резьбы по дереву эвенкийского народа на примере изучения священных птиц Загалец Ксения Творческая группа «Авангард» специальность.
Художественные особенности орнаментального искусства народов Дальнего Востока.
Коренные малочисленные народы, проживающие на севере Западной Сибири. Ханты и манси традиционно занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. Суровость.
МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
«Древо Жизни» Узор салфетки Презентацию выполнила Ученица 6В класса Вотякова Виктория.
Древние образы в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта, которые имеют функциональное назначение, создаются.
Презентация муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 73» г.Красноярска Октябрьского района.
5 класс Среди различных коренных малочисленных народов Сибири, Дальнего Востока и Забайкалья наиболее представительной этнической общностью являются эвенки.
СААМЫ Северный край Саамы (устаревшее название – лопари) – самый западный из коренных малочисленных народов Крайнего Севера России. Численность около.
Солодухина Н.И. г.Красноярск МОУ СОШ 144 Народы Таймыра Характерные виды орнаментов в оформлении одежды технология 8 класс технология 8 класс.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык…
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности.
Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Тема четверти: «Древние корни народного искусства». «Чувашский национальный орнамент» 5.
Чему нас может научить декоративно – прикладное искусство народов Севера? Мне надо узнать! Чему оно может научить меня? Что такое искусство? Что такое.
УРОК ИРК 8 класс. Каждому человеку известен термин «декоративное искусство». Все прекрасно понимают, что декоративное означает красивое, а именно то,
Выполнили: студентки 3 курса ИиСН Богатырёва О.В Лопатина А.А.
Район Амурский, тихий край, таежный, России здесь начало и истоки. И не влюбиться просто невозможно И в это небо, и в Амур широкий. Амурская область.
Транксрипт:

Модель мира в эвенкийских кумаланах и настенных панно Бузаева Анна Творческая группа «Авангард» специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Научный руководитель Кушнарёва С.А.

Цель исследовательской работы: изучение мировоззрения эвенков и его отражения в искусстве изготовления ковров-кумаланов и настенных панно. Задачи исследования: определение значения эвенкийских ковров- кумаланов; изучение модели мира эвенков и возможности её отражения в искусстве кумаланов и настенных панно; Создание кумалана-панно, содержащего основные образы трёх миров эвенков (модель мира).

Актуальность исследования: Изучение эвенкийской культуры научными сотрудниками г. Благовещенска (экспедиции научной группы БГПУ в районы расселения эвенков на Дальнем Востоке и в Китае);

Сотрудничество преподавателей и студентов специальности декоративно- прикладного искусства Амурского педагогического колледжа с БГПУ (создание фильма «Орнамент эвенков»).

Сотрудничество с краеведческим музеем (помощь в организации выставки «Традиции и современность в эвенкийской культуре»)

Сотрудни- чество с эвенками Дальнего Востока и России (создание сайта о культуре эвенков Дальнего Востока).

Введение Коренные народности Амура и их культура имеют глубокие исторические корни на своей земле. Они являются наследниками, созданной их предками оригинальной и по-своему высокой художественной культуры. На Дальнем Востоке эвенки проживают на территории Селемджинского района (п. Улген или Ивановское), Зейского (п. Бомнак) и Тындинского (п. Первомайское). Некоторые эвенки расселены на территории Южной Якутии (с. Иенгра). Большая часть эвенков проживает в Эвенкийском автономном округе (столица п. Тура), который занимает территорию 767,6 тыс.км2 и имеет население чел. Эвенкия расположена на Среднесибирском плоскогорье, на правобережье реки Енисей.

Происхождение этнонима "эвенк" возводят к древним оленеводам увань, которые упоминались в VII в. в китайских источниках, как жители горно-таежных районов Забайкалья. Наряду с общим этнонимом отдельные территориальные подразделения эвенков и их этнографические группы, имеют собственные наименования. Орочен - "оленные" (Забайкалье и Приамурье), илэ (охотники и оленеводы Верхней Лены и Подкаменной Тунгусски), килэ - килен (от Лены до Сахалина), солон - "верхние по течению" (часть амурских эвенков), хамниган - монголо-бурятское обозначение эвенков- скотоводов. Широко известны обозначения эвенкийских групп: бирары, самагиры, манегиры, мурчены и т.д.

Историческая справка декоративно-прикладное искусство эвенков, представляло собой занятие кузнечным делом, обработку кости и рога, дерева и бересты, кожи и меха, вышивку нитями и бисером. Эвенки занимались техникой аппликации и инкрустации, тиснения и мозаики.

Исследовательская работа по теме Изучение орнаментального наследия декоративно- прикладного искусства эвенков стало стимулом к созданию настенного панно по мотивам эвенкийского кумалана. Кумалан – это национальный ковёр эвенков из оленьих шкур с чередованием белых и черных фрагментов.

Кумалан всегда считался мерилом достатка семьи, ее благополучия. Большие кумаланы расстилались в передней части чума для гостей, самые красивые передавались девушкам и были важной частью приданого.

В связи с тем, что кумаланы часто имеют не только традиционную овальную или восьмёркообразную форму, но и форму круга, круглые кумаланы ассоциируют с солнцем и небом, поэтому так часто они напоминают звёздное небо.

Кумаланы шьются в технике меховой мозаики и украшаются изображениями солнца, луны и звёзд. Они декорируются широкой кожаной каймой, придающей им нарядность и декоративность. Украшают кумаланы и геометрическим, растительным орнаментом из кожи или вышивкой.

Общим способом для украшения меховых ковриков-кумаланов является комбинирование полос белого и темного меха. Их шьют из двух или четырех шкур лобовины оленя или лося. На окантовку и детали идут кусочки меха рыси, лисицы, медведя.

Фрагмент стихотворения эвенка Василия Лебедева «Кумалан» красноречиво передаёт образ ковра-кумалана и его значение в жизни эвенков: Вот женщина, что шьёт она? Я вижу – за полем шахматным прядь волчьей шерсти серой… Вот в самом центре эпизод охоты, А по краям бежит узор старинный.

кумаланы имели хозяйственное значение (коврики подстилали в чумах)

Коврики использовались при транспортировке на оленях

Кумаланы применялись и для укрывания вещей. Также некоторые кумаланы имели ритуальное значение. Это были шаманские коврики, необходимые в различных обрядах.

Модель мира в эвенкийском кумалане Традиционно в кумалане эвенков через орнаментальные композиции раскрывается модель мира. В ковриках-кумаланах последовательно раскрываются образы трёх миров: верхнего, среднего и нижнего.

Персонажи верхнего мира В верхнем мире по представлениям эвенков живёт Агды (хозяин грома и молнии), Буга, Майи́н (дух-хозяин верхнего мира), Óми (душа человека), Пóдя (дух-хозяин огня и домашнего очага), Сэвэки́ (творец земли, животных и человека, дух- хозяин верхнего мира, покровитель людей и оленей) Сэли́ (мамонт, помощник творца Вселенной Сэвэки, принимавший участие в сотворении земли), Чо́лбон (дух-хозяин планеты Венера, небесное божество) и т.д.

Персонажи среднего мира Средний мир представлен образами лягушки-Баха (охраняет спокойствие на средней земле), Дуннэ́ (дух-хозяйка земли, тайги) и др.

Персонажи нижнего мира Нижний мир населяют Мугды́ (души умерших, духи предков), Дябдар (змей, охраняющий вход в нижний мир), Харги́ (дух-хозяин нижнего мира, старший брат Сэвеки, соперничавший с ним в актах творения по эвенкийским мифам) т.п.

Результаты работы В результате исследования данной темы была создана композиция кумалана- настенного панно, на которой отражена модель мира эвенков. Верхний мир представлен образами белых оленей (символ святости, Бога) и солнца. В среднем мире изображён танцующий человек (символ радости и единства человека с природой). В нижнем мире показан образ змеи Дябдар, охраняющей вход в нижний мир.

Создание настенного панно по мотивам кумалана Кумалан выполнен из кожи (замша) и меха и декорирован вышивкой нитками и бисером. Цветовая символика кумалана выражена в голубом, белом, жёлтом, зелёном и коричневом цветах.

Образ танцующего эвенка (Средний земной мир) изображён в голубом цвете на фоне коричневого (единство небесного и земного начал).

В Верхнем мире изображены небесные белые олени (святость, чистота) и жёлтое солнце (свет знания). В Нижнем мире находится образ зелёной змеи, которая обозначает иную жизнь умерших и подземных духов.

Вывод В результате выполненной исследовательской работы был обобщён материал по истории и технологии создания традиционных эвенкийских ковров-кумаланов. Разработано содержание панно-кумалана, позволившее понять глубину мировоззрения эвенкийского народа. Создано декоративное изделие - настенное панно по мотивам эвенкийского кумалана, работа над которым позволила на практике понять специфику и сложность выполнения кумаланов.

Список используемой литературы Василевич Г.М. Эвенки. Историко- этнографические очерки (XVII–XX вв.)– Л., В краю оленьих троп: Эвенкийскому селу Иенгра – 80 лет: Фотоальбом. – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2007.

Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Кн. для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, Мазин А.И. Представления эвенков Приамурья об окружающем их мире. Новосибирск: "Наука", Сибирское отделение, 1984.