О.А. КЛИМАНОВА кандидат географических наук, доцент географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок географии в 10 классе. Автор: Карезина Нина Валентиновна, учитель географии МОУ СОШ 5 города Светлого Калининградской области.
Advertisements

Основные элементы научного знания в средней школе История Обществознание География.
ПОНЯТИЕ «ГЕОГРАФИЯ» География (от греч. geo «земля» и grapho «пишу») наука, изучающая географическую оболочку Земли, её структуру и динамику, взаимодействие.
Экспериментальная работа учителя географии МОУ СОШ 81 Ревякина Михаила Сергеевича.
(греч. γεωγραφία, землеописание, от γεια Земля и γραφειν писать, описывать) - единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и выявляющих.
Волынкина Марина Алексеевна, учитель географии Уваровщинской СОШ, Кирсановский район, Тамбовская область.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. География 6-11 классы (Примерная программа)
Методы географических исследований и основные источники географической информации.
МЕТОДЫ ЭКОНОМИКО- ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Доц. Федорцова Тамара Аркадьевна.
География в системе наук: дифференциация и интеграция в географии. Система географических наук
Перспективы перехода на ФГОС по географии. География Общая характеристика программы Примерная программа по географии для основной школы составлена на.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (2004 г.) освоение знаний овладение умениями развитие познавательных интересов.
Примерная программа по географии для основной школы.
О ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Концепция учебного предмета «География». Утверждено Приказ Министерства образования Республики Беларусь Концепция учебного предмета «География»
Концепция учебного предмета «География». Утверждено Приказ Министерства образования Республики Беларусь Концепция учебного предмета «География»
Лобанок Елена Николаевна учитель географии ГУО «СШ 12 г. Молодечно.
Тема 13: Факторы устойчивого развития. Сущность и характеристика факторов устойчивого развития продуктивных сил Устойчивое развитие – это такое развитие,
ФГОС : мета предметные приемы на уроках географии Подготовила : Королева Е.Н руководитель РМО г.Советский ХМАО Учитель географии МБОУСОШ 4.
Программа элективного курса по географии для учащихся классов «Природа и человек: проблемы экологии» составитель – учитель географии МАОУ Центр образования.
Транксрипт:

О.А. КЛИМАНОВА кандидат географических наук, доцент географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

Фундаментальное ядро 1) система ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к географии – в основе линии представление о географии как науке, изучающей пространственно приуроченные комплексные системы (природа-население-хозяйство) 2) состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебных действий, адекватных требованиям стандарта к результатам образования – формирование географического мышления.

· познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира (страноведческий подход в рамках линии); · познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира (комплексный подход в рамках линии); · понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды, рационального природопользования и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира (геоэкологический подход в рамках линии); · понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания (комплексный и геоэкологический подходы) ; · глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости (комплексный подход в рамках курса географии России).

Землеведческий - объект рассмотрения – природные комплексы Страноведческий – объект рассмотрения – страны в их комплексном многообразии Комплексный – интеграция знаний о природе, населении и хозяйстве в рамках природно-хозяйственных зон и географических районов Связь повседневного опыта и географического познания Географическое познание через эксперимент Активное познание

Территориальность (привязанность к месту) Комплексность, системность Наличие причинно-следственных связей Представление об иерархии уровней

5 - 6 классГеография. Землеведение 7 классГеография. Страноведение 8-9 классы География России 10 классБазовые и профильные курсы, в том числе «Региональные геоэкологические проблемы»

Цель курса знакомство с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и населения Распределение материала между 5 и 6 классом проведено не механистически, а с учетом года обучения. Более простой материал по большинству тем раскрывается в пятом классе, а затем его изучение на более сложном уровне продолжается в 6 классе.

Способы подачи учебного материала ответы на вопросы уроки - практикумы работа с иллюстрациями Способы проверки вопросы трех уровней сложностей работа с краеведческим материалом

(по А.С.Баркову) …В среде географов теперь волнующий вопрос – о надлежащей постановке изучения на географическом факультете внесоюзных стран… …Я обратился с запиской об учреждении института страноведения… ( , из переписки с В.А. Кондаковым) Страноведение, частное землеведение – ветвь географии, занятая комплексным изучением отдельных стран и отдельных их районов, ландшафтов Словарь-справочник по физической географии. М., 1940, 1948, 1950, 1954 Региональная география должна делиться на географию частей света, отдельных стран или групп их, географию районов (Барков, 1948) Геоэкологическое страноведение как результат эволюции традиционного для кафедры физического страноведения

Тенденции мирового развития – от «Пределов роста» через «Наше общее будущее» до «Зеленого роста» (Green growth) Чрезвычайная доступность разнообразной, в том числе и пространственно привязанной информации – необходимость синтеза и обмена информацией Ценность природных экосистем как поставщиков услуг, в том числе и нематериальных, а не столько как источника ресурсов Технологические возможности – геоинформационные системы, моделирование, сценарный анализ

Миф 1: о страноведении в целом Страноведение – наука исключительно экономико- географическая Миф 2: о спасении от всех бед Страноведение – панацея от всех бед в школьном курсе географии Миф 3: об образе региона Образ региона (страны) сформировать легко: достаточно интересно о нем (ней) рассказать

Страноведческому (региональному) содержанию есть место во всех частях школьной географии Меньше моделей, больше региональной специфики Больше карт и изобразительных материалов, отобранных и скомпонованных специально для реализации страноведческого содержания

Цель: знакомство с географическими характеристиками стран мира (включая страны СНГ) Подходы к изложению материала: индивидуальные, а не типологические черты стран l включение блока социально-экономических понятий l новый порядок в региональном обзоре

Порядок рассмотрения стран и регионов l учитывает характер освоения земной поверхности человеком (от Старого к Новому Свету) l учитывает значимость знаний о странах для жителей России l первостепенное значение - страны Евразии (родной материк россиян)

Географический образ - совокупность ярких, характерных сосредоточенных знаков, символов, ключевых представлений, описывающих какие-либо реальные пространства (местности, регионы, страны, ландшафты и т.д.) Что может быть отражением такой совокупности?

Учебник «Страноведение» для 7-го класса (общая часть и региональный блок) Атлас «Страноведение» Комплекс наглядных пособий (настенные и раздаточные)

Где находятся эти страны? Какая природа в этих странах? Какие люди в них живут и чем они занимаются?

Новая форма подачи материала l больше географических названий, меньше терминов l «визитные карточки» всемирно известных географических объектов и стран l уроки-практикумы (игровая форма)

Коллектив авторов КЛИМАНОВА Оксана Александровна БЕЛОВА Мария Николаевна КИМ Эльвира Васильевна КЛИМАНОВ Владимир Викторович СИРОТИН Владимир Иванович Методические материалы по адресу: