Использование систематизирующих комплексных таблиц при изучении темы «Климат» – одной из самых трудных в курсе физической географии. Кулышева Е.В., учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок географии в 7 классе Разработала и провела: Швецова Виктория Аркадьевна
Advertisements

Климат Африки Учитель географии Е.С.Дунина. Цель: определить причины формирования различных типов климата на континенте. Задачи: называть и показывать.
8 класс учитель географии Шевченко Л.И. Вспомните !!! Какими показателями чаще всего характеризуют климат? Какими показателями чаще всего характеризуют.
КЛИМАТ Кли́мат (греч. κλίμα (klimatos) наклон) многолетний режим погоды, характерный для данной местности в силу её географического положения.греч.погодыгеографического.
АФРИКА КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА. Цель: Познакомиться с особенностями климата Африки. Изучить особенности основных и переходных климатических поясов.
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ: ГАЛКИНА С.В. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ «КЛИМАТ» (6 класс)
Анализ климатограмм ( урок – практическое занятие ) Выполнила учитель географии Петрова Галина Васильевна Петрова Галина Васильевна ГОУ 413 Стрельна.
КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ Урок по географии материков и океанов Урок по географии материков и океанов 7 класс 7 класс Спас-Ильдинская основная Спас-Ильдинская основная.
Опрос Этап проверки знаний теоретического материала – 10 минут Форма: устный ответ, тест, работа с картой и т.д. Объяснение материала Изложение материала.
Климат России |Урок – обобщение| 8 класс Цели и задачи урока: систематизировать знания, полученные в ходе изучения темы. --Определить уровень освоения.
КЛИМАТ РОССИИ. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ»
Учитель географии высшей категории победитель конкурса лучших учителей Кировской области и Российской Федерации ПНП «Образование» Стаж педагогической работы.
Климатические пояса Климатообразующие факторы ? © Разумова Ольга Юрьевна, учитель географии МОУ СОШ 17 г. Рыбинска Ярославской области География, 7 класс.
«Природная зональность» Урок географии. 7 класс. Учитель географии МОУ «СОШ 1» города Валуйки Белгородской области Яскилка Елена Петровна.
Учитель географии МБОУ СОШ 2 п. Гигант Раменская Т.И.
Методика решения заданий ГИА с использованием синоптической карты и климатограмм.
Климат Северной Америки. Вспомним! Австралия - самый сухой материк.
Климат и климатические ресурсы
Климатические пояса Климатообразующие факторы ? БОЧАРОВ ИВАН География, 7 класс.
Изотермы летом на равнинах протягиваются вдоль параллелей Распределение летних температур определяет солнечная радиация Солнечная радиация зависит от географической.
Транксрипт:

Использование систематизирующих комплексных таблиц при изучении темы «Климат» – одной из самых трудных в курсе физической географии. Кулышева Е.В., учитель географии I кв. категории. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Малыгинская средняя общеобразовательная школа»

Современная география – это система наук. Объектом изучения физической географии является географическая оболочка в целом, а также составляющие ее компоненты. Физическая география дает учащимся знания о взаимосвязях и взаимодействии неживой и живой природы, показывает целостность природного окружения человека. Происходит обобщение разнородных сведений о природных компонентах, в том числе полученных из курсов других предметов естественного цикла (биологии, физики, химии…).

Формирование географического мышления – составная часть общего развития учащихся. Практика показывает, что на уроках географии можно успешно решать вопросы изучения всех компонентов природы в едином комплексе и раскрывать значение влияния природных условий и ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Знания, в том числе географические, остаются формальными, если школьники не научились их применять и приобретать новые. Учить учиться сегодня является делом первостепенной важности.

Главная характеристика полных и прочных знаний – то, что они воспроизводятся учащимися спустя определенное время с момента их усвоения. Основной признак системных знаний – понимание каждого объекта или явления как части целого или целого, состоящего из взаимосвязанных элементов. Качественные знания по географии проявляются в том, что учащиеся умеют сосредоточить главное внимание на выявлении структуры явления, причинно-следственных связей, а также в наличии системности, обобщенности, анализа внутренней стороны объектов.

В любом природном комплексе вместе с рельефом климат определяет существование остальных компонентов (внутренних вод, почв, флоры и фауны), распределение природных зон. Климат во многом исторически влияет на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Никто из учителей географии не будет возражать против утверждения: тема «Климат» – одна из наиболее трудных в курсе физической географии. Сложность изучения климата обусловлена объективными причинами: в этой теме заложены важные теоретические знания о закономерностях распределения тепла и влаги, о взаимосвязях всех компонентов природы.

Знания легче восстанавливаются и воспроизводятся с опорой на тематические карты, картосхемы, диаграммы, графики, таблицы, памятки. Прочные знания учащиеся способны применять в новых учебных ситуациях. У них формируется осознанный подход к учебной деятельности. Некоторые учащиеся испытывают затруднения в анализе климатических карт, чтении климатограмм, в определении типов климата по цифровым данным. Чтобы школьники овладели перечисленными умениями следует начать поэтапное знакомство с климатическими параметрами на краеведческом материале.

НАСЕЛЁНН. ПУНКТ СУММ. СОЛН. РАДИАЦ. (ккал/см 2 ) СРЕДН. t ° С ЯНВАРЯ СРЕДН. t ° С ИЮЛЯ ГОДОВАЯ АМПЛИТ. t ° С ГОДОВОЕ КОЛ-ВО ОСАДКОВ (мм) ИСПАРЯ- ЕМОСТЬ (мм /год) К УВЛАЖНЕНИЯ (степень) ТИП КЛИ- МАТА ДИКСОН МУРМАНСК НОРИЛЬСК КАЛИНИН- ГРАД ВЛАДИМИР (КОВРОВ) ОМСК ЧИТА ВЛАДИ- ВОСТОК СОЧИ Практическую работа в форме таблицы по типам климата России :

Из-за большого объема теоретического материала по теме «Климат» в учебниках, сложного понятийного аппарата, разнообразия тематических карт необходимо научить школьников концентрировать внимание на наиболее значимых объектах и явлениях, учить отбирать главное, сопоставлять, анализировать. Я считаю, что практические работы целесообразно выполнять по данным календарей наблюдений за погодой, которые ведут шестиклассники. Важно, что температурные графики и розы ветров учащиеся вычерчивают не по данным учебника или карточкам учителя, а на основании собственных наблюдений.

Уже в 6-м классе практическая направленность вызывает интерес и осознанный подход к полученным знаниям. Конкретизировать материал помогают систематизирующие, сводные таблицы. Таблица «Параметры погоды» выполняется после изучения всех элементов погоды и позволяет не только повторить и обобщить изученный материал, но и подвести учащихся к понятию «Климат», а также показать взаимозависимость всех параметров погоды.

ТЕМПЕРАТУРА: + 5˚; - 12˚. ОБЛАЧНОСТЬ: ЯСНО ПЕРЕМЕННО ПАСМУРНО ОСАДКИ: ДОЖДЬ СНЕГ ТУМАН НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА: СЕВЕРНЫЙ ЮЖНЫЙ ЗАПАДНЫЙ ВОСТОЧНЫЙ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ СИЛА ВЕТРА: ШТИЛЬ СЛАБЫЙ УМЕРЕННЫЙ СИЛЬНЫЙ РОСА ИНЕЙ,, МОРОСЬ СНЕЖНАЯ КРУПА ГРАД МЕТЕЛЬ ~ ГОЛОЛЁД

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕКАБРЬ ПОГОДЫ … ТЕМПЕРАТУРА +5˚ ОБЛАЧНОСТЬ НАПРАВЛЕНИЕ И СИЛА ВЕТРА ОСАДКИ ДРУГИЕ ЯВЛЕНИЯ ПОГОДЫ ВЫСОТА СНЕЖНОГО ПОКРОВА ВЫВОДЫЗАМЕСЯЦ: СРЕДНЯЯ t˚ С= ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ВЕТРЫ: КОЛИЧЕСТВО ДНЕЙ С ОСАДКАМИ:

Таблица «Параметры погоды» (6 класс): Параметры погоды. Приборы для наблюдений. От чего зависят? Данная таблица показывает зависимость погоды от других компонентов природы (начало изучения климатообразующих факторов).

КЛИМАТИЧЕСКИЙ ПОЯС АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ ПОСТОЯННЫЕ ВЕТРЫ СРЕДНЯЯ (tºС) РЕЖИМ И КОЛ-ВО ОСАДКОВ (ММ В ГОД) ЛЕТОЗИМАЛЕТОЗИМАЛЕТОЗИМАЛЕТОЗИМАЛЕТОЗИМА АРКТИЧЕСКИЙ ВВАВ СЕВЕРО-ВОСТОЧН. 0˚ -35˚ -40˚ СУБАРКТИЧЕСКИЙ НВУВАВ ЗАПАДНЫЕСЕВЕРО- ВОСТ. +5˚ +10˚ -20˚ -35˚ МАЛО УМЕРЕННЫЙ ННУВ ЗАПАДНЫЕ +16˚ +20˚ -5˚ -15˚ СУБТРОПИЧЕСКИЙ ВНТВУВ ПАССАТЫЗАПАДНЫЕ +25˚+10˚ МАЛО ТРОПИЧЕСКИЙ ВВТВ ПАССАТЫ +32˚ +25˚ +16˚ +20˚ СУБЭКВАТОРИАЛЬНЫЙ НВЭВТВ ПАССАТЫ +25˚+20˚ МАЛО ЭКВАТОРИАЛЬНЫЙ ННЭВ ПАССАТЫ +25˚ ПАССАТЫ СУБЭКВАТОРИАЛЬНЫЙ НВЭВТВ ПАССАТЫ +25˚+20˚ МАЛО ТРОПИЧЕСКИЙ ВВТВ ПАССАТЫ +32˚ ˚ +20˚ СУБТРОПИЧЕСКИЙ ВНТВУВ ПАССАТЫЗАПАДНЫЕ +25˚+10˚ МАЛО УМЕРЕННЫЙ ННУВ ЗАПАДНЫЕ +16˚ +20˚ -5˚ -15˚ СУБАНТАРКТИЧЕСКИЙ НВУВ АВ ЗАПАДНЫЕЮГО- ВОСТОЧН. 0˚-16˚ -20˚ МАЛО АНТАРКТИЧЕСКИЙ ВВАВ ЮГО-ВОСТОЧН. -32˚ -48 ˚ -64 ˚ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛИМАТИЧЕСКИХ ПОЯСОВ (сводная таблица – 7кл.):

Южное полушарие лучше заполнять вместе, северное – учащиеся делают самостоятельно. Те, кто не уверен в себе, выполняют карандашом, потом проверяем. После заполнения таблицы цветными фломастерами выделяем основные пояса. Вложенная в атлас таблица в качестве памятки помогает учащимся в 7-м и 8-м классах в изучении климата любого материка, России, а также при анализе климатограмм. С памяткой всегда легче восстановить логические цепочки для характеристики климата любого природного комплекса.

В 8-м классе также использую таблицы разного уровня сложности в зависимости от подготовки учащихся по предмету. Для закрепления знаний о климатических явлениях: Атмосферные фронты: Атмосферный фронт.Схема. Районы влияния. Типичные погоды летомзимой Теплый фронт Холодный фронт

Крупный атмосферный вихрь. Схема.Области зарождения. Районы распространения Погоду формирует летомзимой Циклон Антициклон Циклоны и антициклоны:

НАСЕЛЁНН. ПУНКТ СУММ. СОЛН. РАДИАЦ. (ккал/см 2 ) СРЕДН. t ° С ЯНВАРЯ СРЕДН. t ° С ИЮЛЯ ГОДОВАЯ АМПЛИТ. t ° С ГОДОВОЕ КОЛ-ВО ОСАДКОВ (мм) ИСПАРЯ- ЕМОСТЬ (мм /год) К УВЛАЖНЕ НИЯ (степень) ТИП КЛИ- МАТА ДИКСОН МУРМАНСК НОРИЛЬСК КАЛИНИН- ГРАД ВЛАДИМИР (КОВРОВ) ОМСК ЧИТА ВЛАДИ- ВОСТОК СОЧИ Практическую работа в форме таблицы по типам климата России :

Города в каждом типе климата предлагаю для конкретизации знаний. Школьники учатся давать сжато характеристику климата любой территории, использовать все тематические карты атласа и картосхемы учебника при решении практических задач. При этом во-избежании перегрузок совсем необязательно давать все типы климата для практической работы на оценку. Чтобы проверить знания достаточно предложить 2-3 объекта (по вариантам). Важно сделать вывод после заполнения таблицы по данным объектам о влиянии климата на жизнь людей.

Особое внимание следует обратить на опасные климатические явления, раскрыть их причины, показать значение прогноза для уменьшения отрицательных последствий на жизнь и деятельность человека. Неблагоприятное явление Основные районы распространения Неблагоприятные, опасные последствия Меры предупреждения и защиты Дополнительное задание: выделить явления, которые наблюдаются или могут происходить на территории нашей области.

Климатический пояс. Тип климата. Господствующие воздушные массы; ветры. Циклоны и антициклоны; атмосферные фронты Суммарная солнечная радиация (ккал/см 2 в год). Средняя температура (от… до…) Годовое кол-во осадков (мм/год); их режим Коэффициент увлажнения, его степень. Типичные почвы. Природные зоны. Крупные заповедники, национальные парки. Зима Лето Зима Лето Зима Лето Зима Лето Для учащихся с высоким уровнем подготовки предлагаю заполнить сложную комплексную таблицу поэтапно по мере изучения нескольких компонентов природного комплекса России: Сделать вывод: выделить природные комплексы (ПК) с наиболее благоприятными (оптимальными) условиями для человека, назвать ПК с экстремальными условиями.

В дальнейшем эту таблицу можно использовать в качестве справочного материала при изучении природных районов России. Комплексное и целостное восприятие природы закладывает основы экологического мышления. У школьников формируется ценностное отношение к природе, создается естественнонаучное понимание и убеждение единства и хрупкости ПТК всей Земли, необходимости его охранять. Показывает взаимосвязь и взаимозависимость человека и окружающей его природы. Такой подход к изучению материала, оценка природных условий и ресурсов, важен для обеспечения преемственности с курсом экономической и социальной географии России.