Реализация ФГОС через содержание предметов «Русский язык» и «Литература» Лекция 1 С.Л.Каганович, д.филол.н., профессора кафедры педагогики и психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Advertisements

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (РУССКИЙ ЯЗЫК). Общая характеристика программы Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Литература ст. преподаватель кафедры ФО Сверкунова Е. В.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (литература). Общая характеристика программы Примерная программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального.
Работу выполнила учитель русского языка и литературы НОУ СОШ «Творчество» г.Екатеринбурга Морозова Е.В.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Преемственность содержания русского языка и литературы при переходе из начальной школы в основную Корнеева А.Б. Амурский областной ИРО 2013 г.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Литература ст. преподаватель кафедры ФО Сверкунова Е. В.
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Выступление на педагогическом совете Лопаткиной Т. В., руководителя МО учителей русского языка.
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 9 КЛАСС. ГИА-9.
Транксрипт:

Реализация ФГОС через содержание предметов «Русский язык» и «Литература» Лекция 1 С.Л.Каганович, д.филол.н., профессора кафедры педагогики и психологии ОАОУ «НИРО» 201 2

Источники Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: Просвещение, Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. М.: Просвещение, Примерные программы по учебным предметам. Литература. М.: Просвещение, Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М.: Просвещение, 2010.

Русский язык и литература в базисном учебном плане учебном плане (в неделю)

Русский язык 5 кл.6 кл.7 кл.8 кл.9 кл. ГОС6 (3фед. +3рег.) 6 (3фед. +3рег.) 4 (3фед. +1рег.) 33 ( 2 фед рег.) ФГОС5 (-1) 6433 (+1)

Литература 5 кл.6 кл.7 кл.8 кл.9 кл. ГОС22223 ФГОС3 (+1) 223

Требования ФГОС к содержанию предметов «Русский язык» и «Литература»

Русский язык

Цели преподавания предмета «Русский язык»

ГОС-2004 воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; … освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

ФГОС ФГОС (Фундаментальное ядро содержания общего образования) формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения…; формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования; обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения; овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).

ФГОС (Примерная программа) воспитание уважения к родному языку; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, … осознание эстетической ценности родного языка; овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; … овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умениями формулировать цели деятельности, планировать ее, … проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию…. осуществлять информационную переработку текста и др.); освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, … развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты…

Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций. /Фундаментальное ядро…/

Обязательный минимум содержания в ГОС 2004 г. Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Фундаментальное ядро содержания в ФГОС 1. Речь. Культура речи 2. Языковая система: - Фонетика и орфоэпия - Графика - Морфемика и словообразование - Лексикология и фразеология - Морфология - Синтаксис - Правописание: орфография и пунктуация

Примерная программа по русскому языку (ФГОС) Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции -Раздел 1. Перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. -Раздел 2. Основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Примерная программа по русскому языку (ФГОС) Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции -Раздел 1…. -Раздел 2…. -Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции -Раздел 1…. -Раздел 2….

Литература

Концепция преподавания предмета «Литература»: Литература – это «искусство словесного образа особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего». /Примерная программа по литературе/

Цели преподавания предмета «Литература»

ГОС 2004 воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

ФГОС ФГОС (Фундаментальное ядро содержания общего образования) воспитание эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором.

ФГОС ФГОС (Примерная программа) формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Обязательный минимум содержания ГОС 2004 Представлен в хронологической последовательности включает три уровня детализации учебного материала:

Три уровня детализации: названо имя писателя с указанием конкретных произведений; названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю); предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю).

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО- ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Фундаментальное ядро содержания в ФГОС Теория литературы Поэтика как основа науки о литературе, природе литературы и закономерностях ее развития. Художественное, нравственно- философское и общественное значение литературного произведения. Человек как предмет литературы. Основы анализа художественного произведения; анализ читательского впечатления; анализ одного произведения; сравнительный анализ; анализ произведения в контексте творчества писателя, национальной и мировой литературы. Базовые литературоведческие понятия и термины: произведение, текст; литературный язык, стиль; роды (эпос, лирика, драма); жанры литературы; содержание и форма; композиция; тема, проблема, идея;…и т.д. тропы: метафора, метонимия и т.д.; стих, проза; строфа, ритм, метр, рифма, основные стихотворные размеры; художественная деталь (портрет, пейзаж, интерьер). Взаимодействие литературы и мифа, литературы и фольклора. Понятие о литературоведческих направлениях и школах (академические школы, историческая поэтика А. Н. Веселовского, формальный метод, семиотика, структурализм, постструктурализм).

Фундаментальное ядро содержания в ФГОС История литературы Смысл и объем понятия «история литературы». Стадии развития мировой литературы: древняя, средневековая, литература Возрождения, Нового и Новейшего времени. Общее представление о мировой литературе и фольклоре: античная литература и мифология; эпос народов Европы и Азии; европейская литература Средневековья, Возрождения, Нового времени (общее представление и знакомство с одним-двумя произведениями). Влияние и взаимодействие литератур разных народов. Переводы художественных произведений. Искусство перевода.

Фундаментальное ядро содержания в ФГОС История литературы История русской словесности. Исторические стадии развития отечественной словесности: устное народное творчество, древняя русская литература, литература XVIII в., литература XIX и XX вв.. Литературные направления, течения, школы: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм, модернизм, авангард. Жизнь и творчество крупнейших русских писателей. Формирование и развитие русского литературного языка (язык древней русской литературы, языковая программа Н. М. Карамзина, спор «архаистов» и «новаторов», язык А. С. Пушкина и становление нормы литературного языка, проблемы современного литературного языка). Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора.

Примерная программа по литературе(ФГОС) 1. Устное народное творчество. 2. Древнерусская литература. 3. Русская литература XVIII в. 4. Русская литература первой половины XIX в. 5. Русская литература второй половины XIX в. 6. Русская литература первой половины XX в. 7. Русская литература второй половины XX в. 8. Литература народов России (Г.Тукай, М.Карим, К.Кулиев, Р.Гамзатов). 9. Зарубежная литература-фрагменты (Гомер, Данте, Шекспир, Сервантес, Дефо, Гёте, Мольер, Байрон, Сент- Экзюпери, Брэдбери). 10. Обзоры (героический эпос, литературная сказка, жанры басни, баллады, новеллы, рассказа, сказового повествования; темы детства, животных, природы, родины, войны, автобиографические произведения). 11. Сведения по теории и истории литературы. 12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

Рабочая программа составляется автором учебника или самим педагогом на основе Примерной программы по предмету и утверждается педсоветом ОУ

Требования к структуре рабочей программы по предмету 1.Пояснительная записка (цели изучения предмета, его место в БУПе, результаты – личностные, метапредметные, предметные; изменения по сравнению с Примерной программой…) 2.Основное содержание курса с указанием разделов 3.Тематическое планирование с указанием видов деятельности учащихся 4.Рекомендации по оснащению учебного процесса

Тематическое планирование содержания курса «….» Содержание по темамХарактеристика основных видов деятельности обучающихся, направленных на формирование общеучебных умений и компетентностей, на получение личностных, метапредметных и предметных результатов Раздел 1 1. Название темыВиды деятельности Прочитать текст… Составить план решения… Проанализировать, сопоставить, составить схему, сформулировать вопрос и т.д. 2……

Федеральный перечень учебников 2012 – 2013 гг. Русский язык

Основное общее образование Рекомендованный список, соответствующий ФГОС Бабайцева В.В.5-9Дрофа Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.5 - 9Баласс Быстрова Е.А. и др.5-9Р.слово Граник Г.Г. и др.5-9Мнемозина Ладыженская Т.А., и др.5-9Просвещение Львова С.И., Львов В.В.5 - 9Мнемозина Панов М.В. и др. Русский язык5 - 9Русск.слово Разумовская М.М. и др. Русский язык5 - 9Дрофа Рыбченкова Л.М., и др.5-9Просвещение Шмелев А.Д.и др.5-9Вент.-Граф

Основное общее образование Рекомендованный список, соответствующий ГОС 2004 Бабайцева В.В.5-9Дрофа Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.5 - 9Баласс Ладыженская Т.А., и др.5-9Просвещение Львова С.И., Львов В.В.5 - 9Мнемозина Панов М.В. и др. Русский язык5 - 9Русск.слово Разумовская М.М. и др. Русский язык5 - 9Дрофа

Среднее (полное) общее образование Рекомендованный список Бабайцева В.В., Михальская А.К. (профильный уровень) 10-11Дрофа Богданова Г.А.(проф.уровень)10-11Р.слово Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. И др. (базовый и профильный уровни) 10-11Баласс Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. (базовый уровень) 10-11Просвещение Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. (базовый и профильный уровни) 10-11Просвещение

Среднее (полное) общее образование Рекомендованный список Воителева Т.М. (базовый уровень)10-11Академия СПб Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. и др. (базовый уровень) 10-11Русское слово Греков В.Ф., Крючков С.Е. и др. (базовый уровень) 10-11Просвещение Гусарова И.В. Проф.уровень10-11Вентана-Граф Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. (базовый и профильный уровни) 10-11Вербум-М Хлебинская Г.Ф. (проф.уровень) (проф. и базовый уровень) ОЛМА-Учебн. Мнемозина

Дополнение к учебнику Гольцовой и Шамшина: Граудина Л.К., Мищерина М.А., Соловьева Н.Н. Риторика и стилистика. Учебн. пособие для кл. Изд-во «Русское слово», 2008.

Допущенный список, соответствующий ГОС 2004 Бархударов С.Г., Крючков С.Е.8 - 9Просвещение Быстрова Е.А., Гостева Ю.Н., Кибирева Л.В. и др Русское слово Граник Г.Г., Борисенко Н.А., Бондаренко СМ. 5-8 Олма- учебник Рыбченкова и др.5-6Просвещение

Федеральный перечень учебников 2012– 2013 гг. Литература

Основное общее образование Рекомендованный список, соответствующий ФГОС Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.5 - 9Баласс Коровина В.Я. и др.5 - 9Просвещение Курдюмова Т.Ф.5 - 9Дрофа Ладыгин М.Б., Нефедова Н.А., и др.5-9Дрофа Ланин Б.А. и др.5-9Вентана-Граф Меркин Г.С. Пособие 5–8 9 Р. слово Зинин С.А., Сахаров В.И., и др.9Р. слово

Основное общее образование Рекомендованный список, соответствующий ФГОС Москвин Г.В. и др.5-9Вент.-Граф Снежневская М.А., Беленький Г.И. и др.под ред. Беленького Г.И Мнемозина Черкезова М.В. и др. 5-9Дрофа Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. 5-7 Просвещение

Основное общее образование Рекомендованный список, соответствующий ГОС-2004 Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.5 - 9Баласс Коровина В.Я. и др.5 - 9Просвещение Курдюмова Т.Ф.5 - 9Дрофа Кутузов А.Г. И др Дрофа Ладыгин М.Б., Нефедова Н.А., и др.5-9Дрофа Ланин Б.А. и др.5-9Вент.-Граф Маранцман В.Г. и др.5-9Просвещение

Основное общее образование Рекомендованный список, соответствующий ГОС 2004 Меркин Г.С. Пособие 5–8 9 Р. слово Зинин С.А., Сахаров В.И., и др.9Р. слово Москвин Г.В. и др.5-9Вент.-Граф Снежневская М.А., Беленький Г.И. и др.под ред. Беленького Г.И Мнемозина

Среднее (полное) общее образование Рекомендованный список Архангельский А.Н. Агеносов В.В. и др. (базовый уровень) 10-11Дрофа Биккулова И.А., Лейфман И.М., Обернихина Г.А. / Под ред. Обернихи- ной Г.А. (проф. уровень) 10-11Русское слово Бунеев Р.Н. и др.(базовый уровень)10-11Баласс Голубков М.М., Скороспелова Е.Б. / Под ред. Беленького Г.И. (базовый и профильный уровни) 10-11Мнемозина Ионин Г.Н., Скатов Н.Н., Лотман Л.М. и др. / Под ред. Ионина Г.Н., Беленького Г.И. (базовый и профильный уровни) Мнемозина

Среднее (полное) общее образование Рекомендованный список Демидова Н.А.и др. / Под ред. Курдюмовой Т.Ф. Литература (базовый уровень) 10-11Дрофа Лебедев Ю.В. Чалмаев В.А. и др. (базовый и профильный уровни) 10-11Просвещение Лыссый Ю.И., Беленький Г.И., и др. (базовый уровень) 10-11Мнемозина Маранцман В.Г., Полонская О.Д. и др. (базов. и проф. уровни) 10-11Просвещение Сахаров В.И., Зинин С.А. и др. (базов.и проф. уровни) 10-11Русское слово Сухих И.Н. (базовый уровень)10-11Академия

Допущенный список Гулин А.В., Романова А.Н., 5-7Русское слово Лебедев Ю.В., Романова А.Н.5-6Просвещение Кац Э.Э., Карнаух Н.Л.5-6Астрель Кубасова О.В.5-6 Асс. XXI век Михальская Н.П.8-9Дрофа Рыжкова Т.В.и др. Под ред. И.Н. Сухих. 5-6Академия Свиридова В.Ю.5-6 Изд.дом «Федоров» Чертов В.Ф. и др.5-8Провещение Коровин В.И. (базовый и проф. уровни) 10Просвещение

Требования ФГОС к результатам изучения предметов «Русский язык» и «Литература»

Требования к результату изучения предмета «Русский язык»

Требования к уровню подготовки в ГОС 2004 г.: - Знать/понимать роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

- Уметь: различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию); читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым); извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект); создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление); осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

говорение и письмо соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества; развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально- культурных ситуациях общения; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

ФГОС Личностные результаты 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты 1) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

Метапредметные результаты Метапредметные результаты 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты 1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности 3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации); владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями; способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с выборочным извлечением информации); умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

Предметные результаты говорение и письмо: умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи, различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

говорение и письмо: владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, правил орфографии и пунктуации; норм речевого этикета уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных жизненных ситуациях общения; осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Предметные результаты 4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествова­ие, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенно­стей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Особенности оценки предметных результатов Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. 5 уровней достижения предметных результатов: Базовый (3) Достаточный для перехода на следующую ступень Пониженный (2) Повышенный (4) Низкий (1) Высокий (5)

Примеры проверочных заданий Планируемый результат: определять грамматические признаки имен существительных род, число, падеж, склонение. Проверяемое умение, характеризующее достижение этого результата: определять род, число, падеж, склонение имен существительных и находить имя существительное с заданными грамматическими признаками. Задание базового уровня: Отметь словосочетание, в котором есть имя существительное женского рода, 3-го склонения, в форме творительного падежа: 1) гордится книгой; 2) любуется молодёжью; 3) пятно на скатерти; 4) боится мыши. Образец правильного ответа: 2) любуется молодежью. Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.

Примеры проверочных заданий Задание повышенного уровня У слов дедушка, юноша, девушка, дядюшка есть общие признаки. Отметь верное утверждение. 1) Все эти слова являются именами существительными женского рода. 2) Все эти слова являются именами существительными мужского рода. 3) Все эти слова могут изменяться по числам. 4) Все эти слова относятся ко 2-му склонению. Образец правильного ответа: 3) Все эти слова могут изменяться по числам. Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.

Требования к результату изучения предмета «Литература»

Требования к уровню подготовки в ГОС Знать/понимать образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; изученные теоретико-литературные понятия;

-Уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно- выразительных средств; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- Уметь выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Требования к результатам ФГОС Личностные результаты 1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; ? 2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Требования к результатам ФГОС Личностные результаты ? 2) Самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «Я» с художественным миром авторов и судьбами их героев

Метапредметные результаты умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Стандарт: метапредметные результаты должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности определять способы действий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; ) 6)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

8)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 9) осуществлять смысловое чтение(понимать смысл текстов разных жанров, извлекать необходимую информацию, различать основную и второстепенную информацию); 10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 7)умение работать с информацией: искать – в соответствии с целью, систематизировать, структурировать ее;

11) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 12) формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные результаты 1) в познавательной сфере: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIXXX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

1) в познавательной сфере: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; ? умение интерпретировать художественный текст

2) в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере: понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Компетентности в литературном образовании Общекультурная компетентность - восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, понимание принадлежности литературы к сфере художественной культуры (искусства); знание и понимание содержания и проблематики отечественных и зарубежных художественных произведений; представление о важнейших этапах развития литературного процесса, об основных фактах жизни и творчества выдающихся писателей;

Компетентности в литературном образовании ценностно-смысловая компетентность - понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, отстаивать гуманистические нравственные позиции;

Компетентности в литературном образовании читательская компетентность - способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог "автор - читатель", погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения; умение формировать круг чтения в соответствии с эстетическими критериями.

Компетентности в литературном образовании Коммуникативная компетентность - знание норм русского литературного языка; владение основными видами речевой деятельности; способность к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров.

Компетентности формируются и реализуются в деятельности Универсальные учебные действия