Новые требования законодательства в области охраны окружающей среды.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
Advertisements

"Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ Статья Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую.
ГБУ КО «РАЭБ КО» Калуга, ул.Заводская, д. 57, кабинет 100 Тел: начальник отдела - Вишняков Артем Павлович , 8 (4842) ведущий инженер.
Директор Департамента природопользования ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Передня Татьяна Валерьевна 03 июля 2013г. Федеральный закон «О водоснабжении.
Федеральный закон от ФЗ «Об охране окружающей среды» Федеральный закон от ФЗ «Об отходах производства и потребления» Необходимость.
Федеральный закон от ФЗ «Об охране окружающей среды» Платность природопользования, виды негативного воздействия Постановлением Правительства.
Федеральный закон от ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Необходимость получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный.
Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами Приказ Минприроды России от «Об.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Федеральным законом от ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 12) установлены следующие нормативы: технические нормативы выбросов (ТНВ),
Государственное бюджетное учреждение Калужской области «Региональное агентство экологии и благоустройства Калужской области» Калуга
Организация и проведение производственного контроля на предприятиях.
1 Итоги деятельности Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу за 2014 год.
Нормативы качества окружающей среды. Понятие "нормативы качества окружающей среды" закреплено в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
Услуги ЭКОПРОМПРОЕКТ: Абонентское экологическое обслуживание – услуга «внештатный эколог» (расчет платы за НВОС, экологическая отчетность, производственный.
Президент России Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Анализ изменений.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
Законодательство РФ: сброс производственных сточных вод в водные объекты через централизованные системы водоотведения И.В. Алексеева директор Департамента.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Изменения нормативно-правового регулирования в части регистрации медицинских изделий Суханова Мария.
Транксрипт:

Новые требования законодательства в области охраны окружающей среды

Извлечения из Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Д.А. Медведевым 6 декабря 2010 г. …15. Разработать нормативы качества окружающей среды, учитывающие состояние и особенности конкретных территорий, положив их в основу нормирования воздействия хозяйствующих субъектов на окружающую среду. Срок до Подготовить предложения о механизмах содействия предприятиям, осуществляющим программы экологического оздоровления производства и соответствующих территорий… Срок до …18. Публиковать доклад об экологической ситуации в субъекте РФ. Ежегодно до 1 марта.

Доклад Министра природных ресурсов и экологии РФ Юрия Трутнева в рамках «Правительственного часа» в Государственной Думе ФС РФ Проект закона о совершенствовании системы нормирования в области охраны окружающей среды предусматривает переход крупных предприятий на принцип наилучших доступных технологий, на основании которых будут устанавливаться нормативы выбросов, сбросов, образования отходов. Законопроект об экономическом стимулировании деятельности в области обращения с отходами. Принятие этого закона позволит привлечь инвестиции в переработку отходов; увеличить использование отходов в качестве вторичных ресурсов; сократить количество захораниваемых отходов. Проект закона об особо охраняемых природных территориях включает в себя меры, направленные на повышение туристической и рекреационной привлекательности заповедников и национальных парков России, улучшение их охраны и материально-технической базы, в т.ч. связанной с обеспечением пожарной безопасности.

Законопроект, которым устанавливаются полномочия органов по ликвидации прошлого экологического ущерба, вводятся меры экономического стимулирования этих работ, определяются механизмы государственно-частного партнерства. Законопроекты, направленые на сохранение морской среды и ее защиту от нефтяного загрязнения; повышение эффективности организации государственного экологического мониторинга и экологического контроля. Подготовлен проект Указа Президента Российской Федерации «Основы экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года». Источник: Пресс-служба Минприроды России Доклад Министра природных ресурсов и экологии РФ Юрия Трутнева в рамках «Правительственного часа» в Государственной Думе ФС РФ

Из доклада Ю.П.Трутнева г. в Государственной Думе РФ в рамках «Правительственного часа» «…Можно отметить, что международное агентство «Transparensy International» присвоило России 3-е место по степени прозрачности и эффективности государственного управления природными ресурсами. Например, США по данному рейтингу занимают только 11-е место»…

Ежегодный государственный доклад МПР «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2009 г.» от г. В 2009 г. наибольший уровень загрязнения атмосферного воздуха зафиксирован в 34 городах России с общим числом жителей 9,7 млн. человек. Наблюдения велись в 250 городах (2008 г. – 248 городов) на 668 станциях. В список городов с наибольшим уровнем атмосферного загрязнения включены города Ачинск, Иваново, Курган, Нижнекамск, Новочеркасск, Петровск-Забайкальский, Радужный, Салехард, Ставрополь, Улан-Удэ, Чегдомын. Исключены из списка города Балаково, Барнаул, Карабаш, Махачкала, Сызрань, Челябинск, Черемхово. В 40 субъектах РФ более 54% городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения воздуха: гг. Москва и Санкт-Петербург (100% населения), Астраханская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Самарская области, Республика Хакасия, Хабаровский край, Чувашская Республика (75% городского населения и более).

Изменение системы экологического нормирования и экономического стимулирования Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования системы нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер по экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий) На настоящий момент закреплена Федеральным законом от г. 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ Статья 22. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду 1. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду…

Существующая система нормирования Предприятие Органы исполнительной власти нормативы ВСВ, ВСС (лимиты) Необходимое условие: наличие планов природоохранных мероприятий по достижению нормативов. Плата за негативное воздействие на ОС: в пределах нормативов, в случае лимита - с коэффициентом 5, за сверхлимитное воздействие - с коэффициентом 25

Недостатки системы: 1. Субъективна; 2. Нет мотивации к внедрению энергосберегающих и природоохранных технологий; 3. Разработка проектов ПДВ,НДС,ПНООЛР и др. требует значительных финансовых и временных затрат; 4. При согласовании проектов в соответствующих органах власти нет четких критериев оценки. Существующая система нормирования

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Предусматривает: 1. Исключение практики установления лимитов выбросов и сбросов; 2. Создание системы технологического нормирования с применением показателей наилучших доступных технологий (НДТ); 3. Замену установлений индивидуальных разрешений для каждого предприятия декларированием (для объектов с незначительными и умеренными воздействиями) и комплексными разрешения (для особо опасных объектов); 4. Поэтапный переход к новой системе нормирования до 2020 г.

Три группы предприятий Экологически особо опасные объекты Объекты с умеренным уровнем воздействия Объекты с незначительным уровнем воздействия 650 тыс. юридических лиц и ЧП – плательщики за негативное воздействие на ОС 11 тыс. – крупных (более 150 тыс.руб/год)

Перечень типов объектов каждой категории будет определяться назначенным Правительством РФ органом исполнительной власти совместно с Роспотребнадзором. Объекты с незначительным уровнем воздействия Органы исполнительной власти расчет нормативов допустимого воздействия Согласование и утверждение не требуется Цель: определение платы

Принцип технологического нормирования Экологически особо опасные объекты Органы исполнительной власти Комплексные разрешения Технологический показатель применяемой технологии должен быть меньше или равен технологическому показателю НДТ. Технологический норматив (Объем воздействия) = технологический показатель* масса производимой продукции в единицу времени Технологическое нормирование - определение технологических показателей и технологических нормативов для снижения НВОС на основе использования НДТ

Этапы введения новой системы нормирования по законопроекту 1. Ликвидация института установления лимитов – 2011 г; 2. Постановка предприятий на учет – 2011 г. 3. Повышение экологических платежей за сверхнормативное воздействие: в 2011г. – в 2 раза; в 2016 г. – в 8 раз; 4. Реализация мер экономического стимулирования по переходу на НДТ с 2012 г.; 5. Создание информационно-технических справочников НДТ и реестра НДТ – 2014 г.; 6. Внедрение технологического нормирования для предприятий по их желанию – с 2014 г.

Платежи за НВОС Взымается: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий (при установлении нормативов и ставок платы). База исчисления: количество ЗВ, поступивших от стационарных источников в виде выбросов и сбросов, количество размещенных отходов. Отчетный период -1 год, внесение – ежеквартально.

Платежи за НВОС Новелла: Корректировка платы самостоятельно предприятиями: Плата НВОС = сумма платы – фактически произведенные затраты на осуществление мер по снижению воздействия в пределах сверхнормативного воздействия. Ставки платы и коэффициенты, учитывающие экологическое состояние, устанавливаются постановление Правительства РФ; Стимулирующие коэффициенты – Федеральными законами. Коэффициенты от 1 до 100

Атмосферный воздух

Федеральный закон N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 г. Статья 11. Нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух 1. В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.

Приказ Минприроды РФ от N 579 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию" Зарегистрировано в Минюсте РФ N Разработан Порядок, определяющий правила и процедуру установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию

Приказ Минприроды РФ от N 579 Порядок применяется, в частности, при: установлении порядка разработки технических нормативов выбросов, утверждении технических нормативов выбросов, а также перечня объектов (кадастров), в отношении которых они разрабатываются; установлении порядка, разработке и утверждении предельно допустимых выбросов воздействий на атмосферный воздух; установлении порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; проведении оценки воздействия на окружающую среду при планировании хозяйственной и иной деятельности, а также государственной экологической экспертизы; расчете платежей за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Также в Приказе приводится Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, включающий в себя 115 позиций.

Отходы производства и потребления

Нормирование отходов Основные нормативные акты Приказ МПР N 30 от 16 февраля 2010 г. «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»; Приказ МПР 50 от г. «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». (Вступил в силу ) Постановление Правительства РФ 461 от «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»; Утратило силу. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. приказом Федеральной службы экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 г. N 703).

Действие Приказа по кругу лиц Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, Росприроднадзора и его территориальных органов (абз. 1 п. 2 Порядка). Исключение: 1. индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства. 2. вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений. Приказ МПР от 25 февраля 2010 г. 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

Приказ МПР N 30 от 16 февраля 2010 г. «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)» Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов включает: 1) общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства; 2) баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период; 3) сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы; 4) приложения. Отчетность представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении до 15 января.

Природополь- зователь Департамент федеральной службы по надзору в сфере природополь- зования Лимиты ПНООЛР, ОТЧЕТ

Лимиты на размещение отходов Порядок устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты (п. 1 Порядка). Приказом установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются не только для юридических лиц, но и для их филиалов и других территориально обособленных подразделений (п. 7 Приказа). Приказ МПР от 25 февраля 2010 г. 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

Лимиты на размещение отходов Массы (объемы) отходов, предназначенные для накопления (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства РФ, в лимиты на размещение отходов не включаются (абз. 2 п. 5 Порядка). Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов фактически отправленные на размещение в соответствии с отчетностью. Приказ МПР от 25 февраля 2010 г. 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

Нормативы образования отходов Проекты нормативов образования отходов разрабатываются на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. При этом нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг (п. 4 Порядка). Таким образом, нормативы образования отходов не устанавливают жесткие требования к количеству образуемых отходов. Приказ МПР от 25 февраля 2010 г. 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

Срок действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Документ утверждается сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п. 11 Порядка). Датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении с указанием даты или дата почтового отправления. Приказ МПР от 25 февраля 2010 г. 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

Требования к материалам, необходимым для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Материалы, представляемые в территориальные органы Росприроднадзора, определены в п. 7 Порядка. Новое: указание о необходимости представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (для лиц, осуществляющих указанную деятельность). Приказ МПР от 25 февраля 2010 г. 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

Требования к материалам, необходимым для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Документы представляются по месту осуществления деятельности, в результате которой образуются отходы. Это требование не касается лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории городов федерального значения, которые представляют заявление и необходимые документы в территориальные органы Ростехнадзора по месту предлагаемого размещения отходов (п. 8 Порядка). ??? В какой территориальный орган представлять заявление и документы организациям, осуществляющим деятельность в нескольких субъектах РФ, но не имеющим в них своих структурных подразделений? Приказ МПР от 25 февраля 2010 г. 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

Отказ в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 1. Наличие недостоверной информации в составе представленных заявления и документов; 2. Количество отходов, предлагаемое для размещения, превышает имеющуюся производственную мощность объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации), необходимую для планируемого размещения отходов. Приказ МПР от 25 февраля 2010 г. 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Татарникова Лилия Николаевна Директор по развитию Кандидат технических наук Химические, токсикологические анализы воды, грунта, воздуха, отходов Разработка экологических проектов (ПНООЛР, паспорта опасного отхода и др.) Аттестация рабочих мест тел

В связи со вступлением в силу Приказа Минприроды РФ от г. N 173 в состав проекта ПДВ в обязательном порядке должны быть включены следующие разделы: Раздел «Определение источников выбросов и перечня загрязняющих веществ, подлежащих нормированию» (раздел 3.1. «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», СПб., 2005.) для оформления приложения к разрешению на выброс «Условия действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» в соответствии с Приказом Минприроды от 31 октября 2008 г. 288 (в ред. Приказа Минприроды РФ от N 173).* Таблица «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух с разбивкой по годам, кварталам» в соответствии с приложением к форме разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденной Приказом Минприроды от 31 октября 2008 г. 288 (в ред. Приказа Минприроды РФ от N 173).