Структурная организация концептуального поля оппозитивности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория экономических информационных систем Семантические модели данных.
Advertisements

1. Сущность и алгоритм работы с терминами и понятиями. 2. Сущность и алгоритм работы с понятиями «теория», «закономерность», «закон». 3. Сущность понятий.
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Технологии в образовании Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Толковый словарь.
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Варпахович Л. В.
ПРОСТРАНСТВО ДОМА В РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ 1. Связь между языковым знаком и использующим его в процессе коммуникации человеком является сложной и многоаспектной:
Лекция 2. Системный подход. Основные понятия и определения Системный подход, как основа анализа технических систем Системы. Основные понятия и определения.
ДИСТАНЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТРАНТКИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КАФЕДРЫ РОМАНО - ГЕРМАНСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ АСТАПКИНОЙ ЕКАТЕРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТРАНТКИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО.
Текстообразующие функции производных имен прилагательных в романе Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов» Магистерская диссертация магистрантки филологического.
Грамматические категории. Универсальная схема анализа.
Логика Темы 3-4 Суждение Непосредственные умозаключения МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
1 из 16 Как образуются понятия. 2 из 16 Формирование понятий Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Обобщение.
Описания, базовые структуры и этапы анализа систем План I. Цель, структура, система, подсистема, задача, проблема. II. Основные признаки и топологии систем.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 33 г.Калининграда Основные задачи и методы лингвокультурологии.
Николай Иванович Субботин, д.Заборье, 2008 г. Учись учиться.
Методология комплексного подхода к защите информации.
Теория систем и системный анализ Тема2 «Системный подход. Система»
Информация и её свойства. Вопросы: 1.Информация: определение, свойства, особенности, разновидности. 2.Меры информации. 3.Показатели качества информации.
Транксрипт:

Структурная организация концептуального поля оппозитивности

Объект: Оппозитивные номинации, используемые в художественных текстах для описания внешности человека, его характера и особенностей взаимодействия с окружающими

Предмет: Языковые средства создания концептуального поля оппозитивности, языковые реализации общих и частных случаев использования оппозиций при описании и характеристике человека

Методы и частные методики работы Концептуальный метод – ведущий метод, направленный на экспликацию логических свойств той идеальной модели, относительно которой производится квалификация объекта и ее представление; Полевый метод, позволяющий структурировать смысловое пространство концепта; Метод классификации, используемый при выделении тематических групп оппозитов; Метод компонентного анализа, применяемый при выделении коннотативных сем и смыслов противоположной номинации; Когнитивное моделирование – процедура описания противоречивого образа; Трансформационный и дефиниционный методы, эксплицирующие семантические, структурные особенности сложных слов; Количественно-симптоматический метод, позволяющий дать качественно-количественную оценку материала.

Основные положения курса Концептуальный анализ оппозитивных отношений, характеризующих человека в его взаимодействии с окружающим миром и людьми, в современном языке позволяет выявить универсальное и специфическое в структуре художественного текста. Оппозитивные отношения демонстрируют типологическую идентичность знаний, лежащих в основе данного типа номинаций. В рамках исследуемого концептуального поля оппозитивности моделируется образ человека, его деятельность и отношения с окружающим миром, что отражается на языковом уровне в использовании противоположных номинаций при его описании. Анализируемое концептуальное поле системно организовано, включается в языковую картину мира как структурированный фрагмент оценочной характеристики человека. В нем образуются синонимические ряды, соотносительные по общему признаку; составляющие его элементы поддаются градации по степени выраженности признаков. Оппозитивность представлена в анализируемых текстах совокупностью четырех типов отношений: контрарности, контрадикторности, конверсивности и контрастивности. Элементы, объективирующие в языке концепт «оппозиция», могут приобретать противоположную семантику, тем самым образуя антонимичный концепт «согласие».

Процедура установления смыслового объема концептуального поля определение референтной ситуации, к которой принадлежит концепт, на основе художественного произведения; установление места концепта «оппозиция» в научной и языковой картине мира через обращение к энциклопедическим и лингвистическим словарям; обращение к этимологии имени концепта и учет ее особенностей; привлечение к анализу текстов различных писателей; выявление моделей организации отношений противоположности; установление ассоциативных связей между понятиями (по форме, по содержанию, по форме и содержанию)

Процедура описания структурной организации концептуального поля выделение метапонятий (фреймовое представление отношений противоположности); определение типа отношений противоположности (контрарные, контрадикторные, конверсивные, контрастивные) и отнесение оппозитов к одному из этих типов; анализ установленных отношений в системе концептуального поля оппозитивности; установление связей концептуального поля оппозитивности с другими концептуальными полями (в частности, с концептуальным полем согласия).

Концептуализация заключается в осмыслении поступающей к человеку информации и приводит к образованию концептов, концептуальных структур (Кубрякова 1997), последние могут быть представлены и в виде концептуальных полей.

Под концептуальным полем понимается пространство, в пределах которого проявляется функционирование когнитивных единиц – концептов.

Концепт – это «термин, служащий объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знания и опыт человека» (Кубрякова 1997)

Концепт характеризуется как вербальным, так и невербальным планами выражения. Его содержание складывается из эксплицитных и имплицитных признаков, выявленных на основе концептуального анализа.

Концептуальные признаки оппозитивности: Противопоставление однородных единиц; Наличие основания для сравнения; Несовместимость; Маркированность / немаркированность членов; Противопоставленность, ведущая к уничтожению одной из сторон; Парное (симметричное) расположение; Контрастность (цветовая, характерологическая); Сопротивление (чему-либо, кому-либо); Имплицитная противопоставленность; Качественное / количественное различие; Истинность / ложность.

Синтагматический аспект семантического анализа противоположных лексем

Девять основных видов семантических моделей организации отношений противоположности: Соединение Сопоставление Противопоставление Противоречие Разделение Чередование Сравнение Охват всего класса предметов, разделенных на противоположности Отождествление противоположностей

1. Реализация семантических отношений противоположности п/пСемантические модели организации отношений противоположности Тип оппозиции противоположности (по Е. Куриловичу) Примеры 1Соединение (конъюнкция)X и Y 2СопоставлениеX или Y 3ПротивопоставлениеX или (=и) Y 4Противоречие (совмещение противоположных начал) то X, то Y 5Разделение (дизъюнкция)(не)X, а Y; X, но Y 6Чередованиеот X до Y 7СравнениеX > чем Y 8Охват всего класса предметов, сущности, разделенных на противоположности X Y; X = Y 9Превращение, отождествление противоположностей X / Y (интонация соединения) X // Y (интонация перечисления)

Парадигматический аспект семантического анализа противоположных лексем

Конструкции, рассматриваемые в этом аспекте, имеют в качестве основания для сравнения ассоциативное сходство по форме, по содержанию или по форме и содержанию.

2. Концепт «оппозиция» с точки зрения парадигматики Ассоциации на основе общности формысодержанияформы и содержания

Прагматический аспект семантического анализа противоположных лексем

Набор фреймов: - фрейм отношений во времени - фрейм пространственных отношений - фрейм межличностных отношений - фрейм противоречий в самом человеке - фрейм взаимодействия человека с окружающим миром

3. Фреймовое представление концепта «оппозиция» (с точки зрения прагматики) Концепт «оппозиция» как набор фреймов Фрейм противоречий в самом человеке Фрейм межличностных отношений Фрейм взаимодействия человека с окружающим миром

Структурная организация концептуального поля оппозитивности представлена четырьмя типами отношений: - отношениями контрарности - отношениями контрадикторности - отношениями конверсивности - отношениями контрастивности

Отношения контрарности – это отношения, представляемые языковыми и контекстуальными антонимами. Члены контрарной оппозиции поддаются градации.

4. Контрарные оппозиты фрейма «внутреннее состояние» Слова-оппозиты

Противоположные номинации Образ человекаДеятельность человека Отношения человека с окружающим миром petit gracile grand gros énorme massif de taille large charnu procureur sans exucuses dénoncer la culpabilité avocat avec excuses plaider coupable mécontence trahison charmant refuser admiration fière source d´embêtemen t accepter

5. Лексема и ее оппозиты в художественной картине мира ЛексемаЛексема-оппозитДефиницияСемантические нюансы

6. Контрарные оппозиты фрейма «внешние характеристики» Слова-оппозиты

Отношения контрадикторности (дополнительности) характеризуются тем, что один член отличается от другого наличием/отсутствием различительной черты (коррелятивного признака)

7. Контрадикторные оппозиты в художественной картине мира, принадлежащие фрейму «внутренние характеристики» Лексемы-оппозиты +коррелятивный признак-

8. Контрадикторные оппозиты в художественной картине мира, принадлежащие фрейму «внешние характеристики» Лексемы-оппозиты +коррелятивный признак-

Конверсивы представляют одно и то же действие или отношение как в разной, так и в обратной направленности (например, от одного участника ситуации к другому)

9. Лексемы, принадлежащие скрипту пространственно-направленного действия Пары лексемНаправление действия

10. Лексемы, принадлежащие скрипту интерперсонально- направленного двустороннего действия Пары лексемЛексема-посредник

Контрастивы – это единицы синтагматического уровня, вступающие как смысловое целое при выражении оппозитивности.

11. Лексемы, передающие отношения контрастивности ЛексемаДефиниция

Имя класса – основной параметр выделения – конкретизатор параметра выделения Противоречия во внешнем или внутреннем облике человека Содержательное наполнение характеристики Форма ее выражения Результат действия или реакция Черты характера Мимика Речемыслительная деятельность

Механизм перехода (транспозиции) основан на выделении трех основных элементов: транспонируемого (исходная форма), транспозитора (средство транспозиции) и транспозита (результат транспозиции)

12. Случаи перехода концепта «оппозиция» в концепт «согласие» Исходная формаТранспозитор