Турченко В.И., к.п.н., профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии ГОУ ВПО Магнитогорский государственный университет Охримова М.В., технический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления 10 » Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека,
Advertisements

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
Уважаемые родители! Приказом Министерства образования и науки РФ от года 655 были утверждены Федеральные государственные требования к структуре.
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГТ и ФГОС НОО Комплексная подготовка детей к школе в условиях реализации.
Примерные виды интеграции образовательных областей.
ФГТ. ФГТ. Требования к выпускнику дошкольного учреждения интегративные качества ребенка - выпускника детского сада.
«Система мониторинга результатов воспитанников в условиях внедрения ФГТ как инструмент обеспечения качества образования» МДОУ «Детский сад 6» г. Ухта Старший.
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Физическое развитие Познавательно -речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное.
Городское методическое объединение музыкальных руководителей « Организация предметно - развивающей среды музыкального зала и музыкального центра группы.
Деловая игра для педагогов дошкольного образования ФГТ в жизни нашего ДОУ.
Заведующая ДОУ О.Е. Гааг ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
Организация социально-личностного развития дошкольников в соответствии с ФГТ. Методическое объединение секции воспитателей Советского района города Ростова-на-Дону.
Школа для родителей. «Познание» Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие.
МУККА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ЗАВЕДУЮЩЕГО МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД 33 «РОСИНКА» «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Вторая младшая группа у.г.. Педагоги группы. Гончарова Екатерина Васильевна – воспитатель Балалова Надежда Валерьевна – помошник воспитателя.
ОТ ФГТ К ФГОС В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Левицкая М.В. заведующая МБДОУ д/с 4 Дроздова Е.А. воспитатель МБДОУ д/с 4 г. Заполярный.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 11 «Пчелка» г.Нурлат Республики Татарстан»
Задачи: - укрепле­ния здоровья дошкольников -- - формирования ориентации на здоровый образ жизни с вовлечением всех участников образовательного процесса.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Транксрипт:

Турченко В.И., к.п.н., профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии ГОУ ВПО Магнитогорский государственный университет Охримова М.В., технический редактор.

Образовательная область ФГТ «Социализация»

Образовательную область «Социализация» авторы ФГТ относят к новым, появившимся в последнее время. Задачи психолого – педагогической работы, связанные с социализацией, решаются во всех действующих образовательных программах, но задачи структурно неоформлены, что приводит к «размытости» направления социально-личностного развития детей, его вторичности по отношению к познавательно-речевому и физическому развитию

Цели и задачи образовательной области «Социализация» Освоение первоначальных представлений социального характера, включение детей в систему социальных отношений развитие игровой деятельности приобщение к элементарным принятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

Интеграция содержания образовательной области «Социализация» с содержанием других образовательных областей «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения); «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире); «Труд» (формирование представлений о труде, профессия, людях труда, желание трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности); «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира); «Физическая культура» (развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами).

Примеры интеграции образовательной области «Социализация» с другими образовательными областями примерная основная общеобразовательная программа «Успех» По задачам и содержанию психолого- педагогической работы «Физическая культура» (развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами и других видов совместной двигательной деятельности с детьми и взрослыми). «Труд»(формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности). По средствам организации оптимизации образовательного процесса и «Физическая культура» (использование подвижных игр и физических упражнений для реализации образовательной области «Социализация»). «Безопасность», «Коммуникация» (использование сюжетно- ролевых, режиссёрских игр и игр с правилами как средства реализации указанных образовательных областей).

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира). Коммуникация (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения). «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме,государстве, мире «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире). «Познание»(использование дидактической игры как средства реализации образовательной области «Познание»). «Художественное творчество» (использование продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация»)

Пример реализации образовательной области «Социализация» в ООП «От рождения до школы» (4-й год жизни) Содержание образовательной области "Социализация" направлено на до стижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу", Развитие игровой деятельности Поощрять участие детей в совместных играх. Развивать интерес к раз­личным видам игр. Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. Развивать умение соблюдать в ходе игры элемен­тарные правила. В процессе игр с игрушками, природными и строительными материала­ми развивать у детей интерес к окружающему миру.

Сюжетно-ролевые игры Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов); обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных дейст­вий в единую сюжетную линию. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками не­сколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер - пассажир, мама - дочка, врач - больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку. Показывать детям способы ролевого поведения, используя обучаю­щие игры. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек Учить детей использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины), простейшие деревянные и пластмассовые конструкто­ры, природный материал (песок, снег, вода); разнообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки). Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непро­ должительной совместной игре. Подвижные игры Развивать активность детей в двигательной деятельности. Организо­вывать игры со всеми детьми. Поощрять игры с каталками, автомобилями,

тележками, велосипедами; игры, в которых развиваются навыки лазанья, ползания; игры с мячами, шарами, развивающие ловкость движений. Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений. Театрализованные игры Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения. Формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрос­лых и старших детей. Развивать умение имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением). Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопро­ вождать движения простой песенкой. Вызывать желание действовать с элементами костюмов (шапочки, во­ ротнички и т. д.) И атрибутами как внешними символами роли. Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок. Вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, обус­траивая место для выступления. Дидактические игры Закреплять умение подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2-3 цветов), собирать пирамидку из умень­шающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета. Учить собирать картинку из 4-6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.).

В совместных дидактических играх развивать умение выполнять посте­ пенно усложняющиеся правила. приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Создавать условия для формирования доброжелательности, доброты, дружелюбия. Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, забот­ливого отношения к окружающим. Развивать умение детей общаться спокойно, без крика. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благода­рить за помощь). Приучать жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, по­ могать друг другу. Формировать уважительное отношение к окружающим.

Формирование гендерной. семейной. гражданской принадлежности. патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу Образ Я. Продолжать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка, изменении его социального статуса в связи с началом посещения детского сада. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, ка­сающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т.п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова). Формировать начальные представления о человеке. Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные). Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи, закреплять умение называть их имена. Детский сад. Через вовлечение детей в жизнь группы продолжать формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для де­тского сада. Стимулировать детей (желательно привлекать и родителей) к посильному участию в оформлении группы, созданию ее символики и традиций. Знакомить с традициями детского сада. Знакомить с права­ми (на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязан­ностями (самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки и др.) де­тей в группе. Напоминать имена и отчества работников детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель и др.). Учить здороваться с педагогами и детьми, прощаться с ними. Родная страна. Дать первые представления о родной стране (название родного города, поселка). Знакомить с родной культурой, с изделиями (иг­рушками) народных мастеров. Побуждать детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке).

Интегративные качества, формируемые в образовательной области «Социализация» В ФГТ планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяется на итоговые и промежуточные. Таких интегративных качеств всего девять (личностные, физические, интеллектуальные). В программе «Успех» определены проявления качеств, сформированных в процессе реализации образовательной области «Социализации». Для ребенка 4-х лет это следующие проявления: любознательный, активный. Проявляет интерес к социальной стороне действительности, Задает вопросы о себе, о родителях, о том что было, когда он еще не родился. Проявляет интерес к совместным играм со взрослыми и детьми. Эмоционально отзывчивый. Проявляет сочувствие к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживает им. Адекватно откликается на радостные и печальные события в семье в детском саду. Радостно откликается на предложения поиграть. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Откликается на предложения общения. Обнаруживает попытки установления вербальных и невербальных контактов в разных видах деятельности. Участвует в коллективных играх устанавливая положительные взаимоотношения на основе соблюдения элементарных моральных норм и правил поведения.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы. Имеет отдельные нравственные представления. Различает хорошие и плохие поступки, добрых и злых людей. В речи данные представления выражает словами (хороший – плохой, добрый – злой). Обнаруживает способность действовать по указанию взрослых и самостоятельно, придерживаясь основных разрешений и запретов. В практике общения самостоятельно совершает нравственно направленные действия (утешает). Способный решать интеллектуальные и личностные задачи. Воспроизводит самостоятельно или по указанию взрослого не сложные образцы социального поведения в играх, в повседневной жизни. Умеет играть на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений с двумя-тремя детьми, к которым испытывает симпатию. Выполняет несколько взаимосвязанных игровых действий, используя предметы и игрушки. В театрализованных и режиссерских играх умеет последовательно отражать игровые действия, передает не сложные эмоциональные состояния, используя средства выразительности. Имеющий первичные представление о себе, семье, мире, обществе, природе. Положительно оценивает себя. Знает свое имя, возраст, пол. Относит себя к членам семьи и группы детского сада. Называет близких родственников, город, страну, в которой живет.

Формы и методы психолого-педагогической работы по реализации задач образовательной области «Социализация» В программе «Успех» предлагаются для этой цели игровые упражнения, игры, чтение, беседы, наблюдение, педагогические ситуации, экскурсии, праздники. Выделяется группа праздников, особо значимых для социализации: День защиты детей, 8 марта, Международный день семьи, День России, Всемирный день приветствий, День строителей, Международный день инвалидов. В русле программы «Детство» имеется технология В.А. Деркунской по развитию игры. Это обобщенный педагогический опыт, изюминки использования игры в укрепления здоровья (sms здоровья, научи умываться…). В руководстве сюжетно-ролевыми играми автор предлагает темы современности (оптовый рынок, человек-паук, Шрек), приемы – иллюстрации, вопросы, подведение итогов, город «Игралия», игры-фотографирования. Л.С. Римашевская (программа «Детство») разработала технологию развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Автор предлагает начать с диагностики (диагностические ситуации, беседы с детьми и воспитателями). Технология развития сотрудничество разворачивается как трехэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей. Первый этап – обогащение представлений о партнере по деятельности, развитие отдельных умений осуществления сотрудничества. Второй этап включает три ступени по овладению моделями сотрудничества (совместно- индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая). Совместно-индивидуальная модель это принятие общей цели в паре или подгруппе. Автор предлагает использовать «говорящих куколок», которые рассказывают детям о последовательности своих действий предлагают выполнить задание в паре или подгруппе. Используется карточки на которых схематично отражены моменты сотрудничества. Совместно-последовательная модель сотрудничество это принятие не только принятие общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми (как на производственном конвейере. Совместно-взаимодействующая модель сотрудничество это дети вначале работают в парах или подгруппах, а затем осуществляется взаимодействие между ними для достижения общего результата. Автор предлагает занимательные истории отражающие механизм модели сотрудничества (ресторан «Рафаэлло», Сапоги скоробеги, пять братьев.

О.В. Солнцева (программа «Детство») отмечает, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали роли и сюжеты. В технологии автора получили развитие идеи в отношении творческих игр детей о сочетании прямых и косвенных способов руководства. Автор рекомендует начинать с наблюдения за играми детей, выявление игровых умений и интересов; предлагает обогащать представление детей (экскурсии, беседы, чтение, мультфильмы, предметно-игровую среду. Автор ратует за педагогическое сопровождение игры, а за не руководство. Игровая позиция воспитателя (интерес к играм детей, рефлексия, эмпатия, креативность). Воспитатель использует позицию партнера, режиссера, соигрока. Координатора. Педагогическое сопровождение включает: регулярную диагностику, игровую позицию, сочетающую прямые и косвенные способы взаимодействия в игре, поэтапное изменение тактики педагогического сопровождения (от педагога партнера к педагогу координатору, к педагогу наблюдателю), отбор содержание игр на основе интереса, индивидуальный подход к детям, создание современной предметной игровой среды. Автор подробно освещает педагогическое сопровождение творческих игр от 2 до 7 лет.

Литература 1) Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Переработано в соответствии с федеральными государственными требованиями / под ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб «Детство-Пресс», ) От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы. – М., ) Деркунская, В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре / В.А. Деркунская. – М.: Педагогическое общество России, ) Мониторинг в детском саду. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под. ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: «Детство- пресс», ) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / дошкольное воспитание – 4. 6) Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников / Л.С. Римашевская. – М., Центр педагогического образования, ) Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры / О.В. Солнцева. – СПб.: Речь., М.: Сфера, ) Сушкова И. Образовательная область «Социализация» в Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех» / И. Сушкова // дошкольное воспитание. – ) Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция // дошкольное воспитание. –