Составила Синичкина Наталья Анатольевна, педагог-психолог МБДОУ 76 «Ветерок» г. Набережные Челны, высшая квалификационная категория.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Старший воспитатель МАДОУ 376 Гришанина И.Б. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Advertisements

МОНИТОРИНГ В ДОУ. Требование к системе мониторинга в ДОУ Система мониторинга в ДОУ призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения.
ФГТ в ДОУ В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД 63 СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ ФЕОКТИСТОВА ЗОЯ ЗУФАРОВНА.
Семинар «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Давыдова Гелуся Вазыховна, старший воспитатель МБДОУ 62 «Весняночка»
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ Подготовила: старший воспитатель Торопова С.Н.
Методические рекомендации по составлению аналитической справки по итогам мониторинга.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
@ Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ( федеральный уровень Основная общеобразовательная программа дошкольного.
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ В ДОУ.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Уксянский детский сад «Рябинушка» Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения основной.
«Система мониторинга результатов воспитанников в условиях внедрения ФГТ как инструмент обеспечения качества образования» МДОУ «Детский сад 6» г. Ухта Старший.
Внутренний мониторинг качества образования в ДОУ методист ЛДО Исса О.Ф.
Будже Тамара Андреевна, заведующая организационно-технической лабораторией отдела оценки качества дошкольного образования Современные требования к качеству.
Заведующий ГБДОУ30 Курортного района Сержант Н.В. Сохранение преемственности между детским садом и начальной школой – одно из условий реализации требований.
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований С.Ю.Максимова инспектор управления образования Череповецкого.
Преемственность ступеней образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС.
Проектирование основной образовательной программы дошкольного учреждения 3 декабря 2010г.
« «Мониторинг качества образования в системе управления качеством образования в Д ОУ» Попова Л.А., старший воспитатель ГБДОУ детского сада 20.
Транксрипт:

Составила Синичкина Наталья Анатольевна, педагог-психолог МБДОУ 76 «Ветерок» г. Набережные Челны, высшая квалификационная категория

Понятие мониторинга (от лат. MONITOR) 1 вариант – осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения. 2 вариант - постоянное наблюдение за каким-либо процессом в целях выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям

Определение понятия МОНИТОРИНГ (М. М. Поташник, А. А. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева). Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития

Отличия мониторинга от диагностики МониторингДиагностика Особенности течения процесса (в данном случае – педагогического) (контроль процесса) Раскрытие сущности явления, уже открытого ранее в ходе научного исследования и имеющее конкретное описание (контроль результата) Систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки (в динамике) Уровень освоения ООП (констатация показателей на момент обследования) образовательные области интегративные качества

Алгоритм проведения мониторинга Определение формата проведения мониторинга Постановка цели мониторинга Определение объекта мониторинга Определение методов и форм мониторинга Определение содержания мониторинга (определение показателей мониторинга) Подбор диагностических методик с учетом возрастной группы, вида группы и кадрового обеспечения образовательного процесса ДОУ Разработка форм для фиксации результатов мониторинга Определение периодичности и сроков проведения мониторинга Обеспечение профессиональной готовности педагогических кадров к осуществлению системы мониторинга Проведение мониторинга педагогами ДОУ Оформление результатов мониторинга Педагогический анализ результатов мониторинга Коллегиальное обсуждение результатов мониторинга (по результатам каждого проведенного мониторинга- не менее 2-х раз в год) Оформление и хранение результатов мониторинга Составление аналитической справки по результатам мониторинга ( к анализу годового плана ДОУ - ежегодно; к аттестации педагогов – за 2-3 предыдущие года)

Классификация видов мониторинга по масштабу целей образования этапам обучения временной зависимости частоте процедур охвату объекта наблюдения организационным формам формам объект-субъектных отношений используемому инструментарию

Масштаб целей образования стратегически й тактическийоперативный

Этапы обучения Входной (отборочный) Учебный (промежуточны й) Выходной (итоговый)

ВременнАя зависимость ретроспективны й предупредительн ый (опережающий ) текущий

Частота процедур разовый периодически й систематически й

Охват объекта наблюдения локальный выборочны й сплошной

Организационные формы индивидуальны й групповойфронтальный

Формы субъект-объектных отношений внешний (социальный) взаимоконтрол ь самоанализ

Используемый инструментарий стандартизованны й нестандартизованный матричный и т.д.

Педагогический мониторинг Медицинский мониторинг Социологический мониторинг Психологический мониторинг

Отличия видов мониторинга социологическиймедицинскийпсихологическийпедагогический определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной сферы, сравнение повторных замеров с базовыми и нормативными показателями. обеспечивает слежение за динамикой здоровья и функционального состояния ребенка в разных условиях: развития в семье и ДОУ, в городе и селе и т.д. При этом важны не просто констатация, а прогноз развития в соответствии со сложившимися условиями, и, в случае необходимости, коррекция данных условий. устанавливает тенденции и закономерности формирования психологического здоровья и психического развития детей, определяет возрастные границы развития их способностей к разным видам деятельности. имеет специфический объект изучения и обеспечивает педагогов, руководителей ОУ и органов управления образованием качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений.

1. Образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития. 2. Соотношение контроля, педагогической диагностики и мониторинга 3. Мониторинг предполагает: - постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функций слежения; изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений; - компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Виды образовательного мониторинга дидактическийвоспитательныйсоциально- психологический управленческий слежение за различными сторонами образовательного процесса; слежение за различными сторонами воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса; слежение за системой коллективно- групповых, личностных отношений, характером психологической атмосферы коллектива, групп; слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях (в системах: руководитель педагогический коллектив; руководитель коллектив родителей; руководитель внешняя среда ОУ; педагог педагог; педагог ребенок; педагог семья).

включает в себя два компонента: Основная задача мониторинга – определить степень освоения ребёнком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребёнка. мониторинг образовательного процесса мониторинг детского развития отслеживание результатов освоения образовательной программы оценки развития интегративных качеств ребёнка

По группе Сравнительный по годам (3-5 лет) По ДОУ (межгрупповой) Структура мониторинга в ДОУ

Основа для организации системы мониторинга в ДОУ: Приказ Минобрнауки РФ от «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Федеральный (приказ), типовое Положение Региональный (приказ) Муниципальный (приказ) Локальный (ДОУ) – приказ, Положение о психолого-педагогическом мониторинге в ДОУ Рабочий – (педагог) – рабочий инструментарий, циклограммы, Карты мониторинга, и т.д.

СТРУКТУРА И ЭТАПЫ МОНИТОРИНГА 1. Определение объекта. 2. Сбор информации об объекте. 3. Обработка и анализ полученной информации. 4. Интерпретация и комплексная оценка объекта. 5. Принятие решения об изменении деятельности

ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ (В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА) 1. Отслеживание качества результатов образовательного мониторинга в ДОУ. 2. Отслеживание качества педагогического процесса в ДОУ. 3. Отслеживание качества условий деятельности ДОУ.

Цель педагогического мониторинга в ДОУ - выявление динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств дошкольников Функции педагогического мониторинга: Интегративная обеспечивает комплексную характеристику развития ребенка в дошкольный период; Диагностическая позволяет дать объективную оценку сформированности интегративных качеств ребенка дошкольного возраста Информационная является способом систематического получения информации о развитии физических, интеллектуальных и личностных качествах ребенка; Прагматическая позволяет использовать мониторинговую информацию для принятия своевременных объективных решений, направленных на достижение положительных результатов развития каждого воспитанника.

О БЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка, представленные в интеграции ( интегративные качества ): 1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; 2. Любознательный, активный; 3. Эмоционально отзывчивый; 4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; 6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; 7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; 8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; 9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Периодичность и сроки проведения мониторинга Устанавливаются образовательным учреждением и должны обеспечивать возможность: - оценки динамики достижений детей, - сбалансированность методов, - не приводить к переутомлению воспитанников - не нарушать ход образовательного процесса. Периодичность проведения мониторинга – не менее 2-х раз в год (начало и конец учебного года) Рекомендуемая длительность проведения мониторинга недели.

Требования ФГТ к проведению мониторинга в ДОУ Промежуточные результаты освоения Программы Итоговый мониторинг раскрывают динамику формирования интегративных качеств детей в каждый возрастной период по всем направлениям их развития. описывает интегративные качества ребёнка, которые он приобрёл в результате освоения основной общеобразовательной программы ДОУ.

ПОДБОР ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК Специалистами ДОУ подбираются апробированные, описанные в психолого- педагогической литературе диагностические методики. Воспитатель осуществляет диагностику путем педагогического наблюдения, беседы, анализа продуктов детской деятельности

Используемые в ДОУ МЕТОДЫ И ФОРМЫ МОНИТОРИНГА низкоформализованные высокоформализованные наблюдения за ребенком, беседы, экспертные оценки, o критериально- ориентированные методики нетестового типа o анализ продуктов детской деятельности тесты, пробы, аппаратурные методы критериально-ориентированное тестирование, скрининг-тесты и др. o стандартизированные задания o проектные методы

Обеспечение профессиональной готовности педагогических кадров к осуществлению системы мониторинга Определение основного содержания системы мониторинга с учетом возраста детей, вида групп, кадрового обеспечения, других особенностей ДОУ («Положение о психолого-педагогическом мониторинге в ДОУ»). Организация обучения педагогов методике проведения мониторинга и оформления его результатов (консультации, практикумы, др.) На педагогическом совете ДОУ утверждается система мониторинга, исполнители, сроки и периодичность проведения мониторинга, оформление его результатов. Внесение дополнений в должностные инструкции (педагогов, специалистов, др.) о проведении системы мониторинга.

По результатам мониторинга необходимо : оценить уровень полученных результатов (низкий, средний, высокий или иные его градации, если это предусмотрено методикой); определить группу показателей с наиболее низкими результатами, определить коллегиально возможные причины полученных данных; провести сравнение с аналогичными предыдущими показателями, выявить характер динамики (положительный, отрицательный); определить возможные причины изменений и факторы, которые повлияли на полученные результаты.

РАЗРАБОТКА ФОРМ ДЛЯ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА Возможные варианты фиксации результатов: рабочие тетради, технологические карты, карты наблюдения, карты развития ребенка и др.; оформление результатов в цвете, в баллах, др.

Составление аналитической справки по результатам мониторинга Аналитическая справка о результатах мониторинга (за 2-3 года), заверенная руководителем ДОУ должна отражать: Для воспитателей, старших воспитателей, руководителей (инструкторов) по физическому воспитанию, музыкальных руководителей: Динамику достижения стабильных положительных (промежуточных и итоговых) результатов формирования интегративных качеств воспитанников в каждой возрастной период: Для учителей- логопедов, учителей-дефектологов: наличие стабильных результатов коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья положительную динамику в коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Для педагогов –психологов: наличие стабильных положительных результатов коррекции развития, адаптации обучающихся и воспитанников положительная динамика в коррекции развития, адаптации обучающихся и воспитанников

Аналитическая справка по результатам освоения воспитанниками группы основной общеобразовательной программы по образовательным областям:__________________________________________________________________ В _______________ году Программа по разделу «_» усвоена детьми данной группы на _____ уровне (_%) программного материала По итогам контрольных срезов _% детей показали положительный результат освоения программного материала по данному разделу. (_ %) детей показали высокий уровень освоения программного материала, _ %- средний уровень. Однако в группе имеются _ % детей, показавших по итогам контрольных срезов недостаточный (низкий) уровень освоения программного материала (перечислить с соблюдением конфиденциальности и указать причину данного явления) __ отдельных подразделов раздела программы Анализ качества освоения детьми данной группы отдельных подразделов раздела программы позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок: по подразделам Наиболее высокие результаты показаны детьми по подразделам: - % по подразделам Несколько ниже результаты по подразделам: - % по подразделам Наиболее низкие результаты по подразделам: - % программного материала по данному разделу Предполагаемая причина низкого качества освоения программного материала по данному разделу: отдельных тем раздела программы по теме Анализ качества освоения детьми данной группы отдельных тем раздела программы показывает, что наиболее высокие результаты показаны детьми по теме по теме: Низкий уровень освоения программы по теме: « Предполагаемая причина_ Рекомендации Справку составили: Дата: Воспитатели: __(_________________) ____________________(___________________) Ознакомлена: ст. воспитатель (заведующий) () Аналитическая справка по результатам освоения воспитанниками группы основной общеобразовательной программы по образовательным областям:__________________________________________________________________ В _______________ году Программа по разделу «_» усвоена детьми данной группы на _____ уровне (_%) программного материала По итогам контрольных срезов _% детей показали положительный результат освоения программного материала по данному разделу. (_ %) детей показали высокий уровень освоения программного материала, _ %- средний уровень. Однако в группе имеются _ % детей, показавших по итогам контрольных срезов недостаточный (низкий) уровень освоения программного материала (перечислить с соблюдением конфиденциальности и указать причину данного явления) __ отдельных подразделов раздела программы Анализ качества освоения детьми данной группы отдельных подразделов раздела программы позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок: по подразделам Наиболее высокие результаты показаны детьми по подразделам: - % по подразделам Несколько ниже результаты по подразделам: - % по подразделам Наиболее низкие результаты по подразделам: - % программного материала по данному разделу Предполагаемая причина низкого качества освоения программного материала по данному разделу: отдельных тем раздела программы по теме Анализ качества освоения детьми данной группы отдельных тем раздела программы показывает, что наиболее высокие результаты показаны детьми по теме по теме: Низкий уровень освоения программы по теме: « Предполагаемая причина_ Рекомендации Справку составили: Дата: Воспитатели: __(_________________) ____________________(___________________) Ознакомлена: ст. воспитатель (заведующий) () Образец аналитической справки воспитателя (педагога) ДОУ Образец аналитической справки воспитателя (педагога) ДОУ