Эволюция психики: характеристика стадий Рисунок: © Проф. Гагарин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ Авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ППВШ Михалец И.В. Зав. НППЛ Рогашова И.Ю.
Advertisements

ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ Концепция А.Н.Леонтьева Стадия элементарной сенсорной психики Стадия перцептивной психики Стадия интеллекта.
ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ПРИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Выполнили: Оля Гусева и Кристина Салмина. * Критерий того, что зачатки психики существуют у живых организмов, наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев)
ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ПРИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Координация и регуляция. Регуляция процессов жизнедеятельности Раздражимость Цель урока: познакомить учащихся с особенностями регуляции процессов жизнедеятельности.
тканей Морфологическое и функциональное различие клеток их тела. В ходе эволюции сходные клетки в теле многоклеточных животных специализировались на выполнении.
Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость.
Усложнение живых организмов в процессе эволюции..
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Тема урока: Органы чувств. Регуляция деятельности организма.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Учитель биологии Шмыкова И.А. МБОУ СОШ 29 г.Георгиевска Ставропольского края.
Человек как объект психологического познания 1. Категории «психика» и «сознание», их специфика 2. Ступени и формы отражения 3. Структура психики.
Эволюция нервной системы. Нервная система, совокупность отдельных нейронов и других структур нервной ткани животных, объединяющая деятельность всех органов.
Движение Цель: изучить виды и особенности движения у различных живых организмов.
Нервная система.Рефлекс.Инстинкт. Презентация к уроку биологии 7 класс. Подготовила Кольцова Ольга Павловна, учитель биологии ГБОУ СОШ 372, Московского.
Этология (от греч. ethos – обычаи, нрав, характер и… logos – учение) – наука, изучающая поведение животных в естественных условиях; уделяет преимущественное.
Бессознательное и сознательное в человеке. Выполнила: Крывчун Софья, 322 группа.
У кого есть психика: варианты мнений: Антропопсихизм (Р. Декарт): психика свойственна только человеку.
Транксрипт:

Эволюция психики: характеристика стадий Рисунок: © Проф. Гагарин Александр Валерьевич Лекция 9-10 по дисциплине: «Зоопсихология и сравнительная психология»

Вопросы для обсуждения: 1. Стадиальные и уровневые концепции развития психики в филогенезе 2. Стадия сенсорной психики 3. Стадия перцептивной психики 4. Стадия интеллекта 5. Стадия сознания

Вопрос 1 Стадиальные и уровневые концепции развития психики в филогенезе Фотография:

Стадиальная концепция развития психики Алексея Николаевича Леонтьева Критерий выделения стадий: содержание психического отражения и структура деятельности СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ: Сенсорная психика: отражение отдельных свойств предметов, инстинктивные формы поведения, развитие образа при переходе на новую стадию. Перцептивная психика: отражение отношений между предметами, появление игровой деятельности, медленное формирование прижизненных навыков. Стадия интеллекта: отражение отношений между предметами и причинно-следственных связей, орудийная деятельность, быстрое формирование навыков, подготовка к действию, способность переноса опыта в другие условия. Фото из архива семьи Леонтьевых

Уровневая концепция Курта Эрнестовича Фабри Стадии и уровни развития психики: Элементарная сенсорная Перцептивная Стадия сознания (на каждой стадии низший и высший уровни) Включил стадию интеллекта в стадию перцептивной психики, т. к. сложно провести грань между высшим уровнем перцептивной психики и стадией интеллекта (наличие стадии подготовки действия как критерий интеллекта) ФАБРИ Курт Эрнестович ( , Вена , Москва) отечественный зоопсихолог. Фотография:

Стадии и уровни развития психики по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри Сенсорная Перцептивная Интеллектуальная Сознательная Стадии делятся на уровни (низший и высший) Между стадиями выделяются переходные фазы

Критерии выделения стадий развития и основные направления в эволюционном изменении психики: Особенности психического отражения (содержание и формы) и его изменения Особенности субъекта психики и его изменения (органы чувств, нервная система, структура деятельности, формы ее регуляции, потребностно-мотивационная сфера) Особенности взаимосвязей субъекта психики со средой и их изменений (локомоции, манипуляции, ориентировочно-исследовательская деятельность, общение, онтогенез, забота о потомстве)

Вопрос 2 Стадия сенсорной психики

2.1. Переходная фаза от биологической к психической форме отражения Одноклеточные животные со смешанной формой питания и реагирования: автотрофное (фотосинтез) и анимальное гетеротрофное (захват пищевых частиц) Ориентируется при помощи биологического отражения (положительный фототаксис), попадая в место скопления пищевых организмов, где ориентируется уже на другие стимулы (движение воды и т.д.). Изменение Состояния хлоропластов приводит в движение жгутик, обеспечивающий изменение интенсивности и направления движения тела

2.2. Низший уровень сенсорной стадии Одноклеточные животные (амебоидные, жгутиковые, ресничные); Радиолярии u/pics.htm Инфузории modules/4images/deta ils.php?image_id=80& s=4... Амеба Дифференцированные органы чувств отсутствуют. Все одноклеточные подвижны за счет локомоторных приспособлений (жгутики, реснички и др.), которые также выполняют и манипулятивные функции (захват пищи и т.д.). Различные виды чувствительности (световая, химическая, температурная, сейсмическая, тактильная). У многоклеточных самая примитивная нервная система у гидры (диффузная), у остальных отдельные нервные клетки (губка). Практически отсутствуют формы общения. В целом психика направлена на добывание пищи и определение ее пригодности, избегание неприятных воздействий (при этом они отклоняются или обползают препятствия). Способны к научению. возможно, некоторые многоклеточные (гидры, губки)

2.3. Высший уровень сенсорной стадии Кишечнополостные Примитивные моллюски Низшие черви Иглокожие Фотографии с сайтов: Здесь и далее использованы видеоотрывки из интерактивной энциклопедии опасных животных «Опасные создания» (© 1996, Micro World Corporation) Хитоны (Куба) Панцирный моллюск

Главное достижение на ВУСС – переориентация нервной системы, появление нервных узлов: Кольцевая (медуза) Радиальная (иглокожие) Билатеральная (низшие моллюски и плоские черви) Общение отсутствует. Ориентируются только на отдельные свойства среды (химия, свет, температура).

2.4. Общая характеристика сенсорной стадии Особенности психического отражения: содержание и форма отражения тождественны, слиты в едином процессе, отражение существует в форме простого ощущения, скорее всего «разлитого» во всем теле в момент действия стимула (воздействия раздражителя); стимул переживается субъектом как изменение своего состояния при отсутствии разделения по «чувственной окраске» (отдельные органы чувств отсутствуют); когнитивная функция совпадает с эмоциональной, выполняет роль оценки состояния субъекта как «хорошего» или «плохого».

Вопрос 3 Стадия перцептивной психики

3.1. Переходная фаза от сенсорной к перцептивной стадии Кольчатые черви Двустворчатые и брюхоногие моллюски Ранние хордовые (оболочники, бесчерепные) Фотографии с сайтов: Начинается цефализация, появляется головной ганглий – руководящий по отношению к другим отдел нервной системы. Есть слабо развитые локомоторные и манипулятивные (с тактильными рецепторами на концах) органы (параподии) Способность к постройке убежищ. Контакт половых партнеров во время размножения.

3.2. Низший уровень перцептивной стадии Некоторые брюхоногие моллюски Большинство членистоногих Бесчелюстные Возможно, некоторые хрящевые рыбы

Низший уровень перцептивной стадии (продолжение) Дифференцированные локомоторные и манипулятивные органы (нога у молюсков, плавники, конечности, крылья), хорошо развит ротовой аппарат. Хорошо развиты органы чувств, появляются дистантные (зрительные, слуховые) Сложный образ жизни. Сложная деятельность по постройке убежищ и др. приспособлений. Синхронизация поведения половых партнеров, сложные формы половых ритуалов. Появляется забота о потомстве на уровне подготовки места гнезд и охраны. Появляется общение на уровне инстинктивной ритуализированной формы. Специализировнные органы химического чувства и органы слуха, тактильные чувства. Функциональное деление в группе. Визуальная, химическая, тактильная коммуникация.

3.3. Высший уровень перцептивной психики Высшие насекомые (муравьи, пчелы, осы) Головоногие моллюски Холоднокровные позвоночные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся) Сложные (сочлененные) манипулятивные и локомоторные органы (точная координация движений) Способны воспринимать объекты, взаимодействовать с ними, учитывая целостную ситуацию, замечают появление новых объектов, различают формы. Сложный образ жизни во всех сферах (пищевой, комфортной, репродуктивной), обеспечен ганглиозной сложной иерархии нервной системой. Охота, гнездостроение, территориальное поведение, забота о потомстве. Ритуализированное общение. Сложный групповой образ жизни. Приближающаяся к интеллектуальной индивидуальная деятельность (осы, осьминоги). Сложное межиндивидуальное общение (осьминоги). Забота о потомстве. Способность к приручению человеком.

Вопрос 4 Стадия интеллекта

4.1. Переходная фаза от перцептивной к интеллектуальной стадии Высшие пресмыкающиеся (крокодилы, и, возможно, черепахи) Примитивные неплацентарные млекопитающие ЦНС, зачатки коры головного мозга Сложное общение как самостоятельная форма поведения Возможность приручения человеком Элементы игровой деятельности Забота о потомстве, чаще в виде охраны, но в контакте родителей с детенышами Сложные и дифференцированные органы чувств Сложное зрение, позволяющее локализовать мир вне себя, состоящий из совокупности объектов Постнатальное запечатление ode=search&sessionid=c085a488770ba472fa62 06cd26c ountry=4 bin/guide.pl?id_org=1367&action=... ml Здесь и далее также использованы фото с

Интеллектуальная стадия - высший итог и проявление индивидуального накопления опыта, особой категории научения с присущими ей качественными особенностями.

4.2. Низший уровень интеллектуальной стадии Птицы Звери Теплокровность. Сложные взаимосвязи со средой во всех сферах Устанавливают связи и отношения объектов -на основе в основном локомоторного (реже манипулятивного) опыта обследования; -на основе взаимодействия, в т.ч. игрового. Отражение объектов, пространственных связей и их передвижения относительно субъекта. Предвидение изменения положения объектов по отношению друг к другу, когда они двигаются (но осваивается только посредством научения), поведения других субъектов. Способны к решению задач с помощью обходного пути, экстраполяции, широкому переносу навыков в другие условия. Сложный постнатальный период развития психики и поведения. Сложные формы запечатления, поэтапное формирование облигатного научения. Хорошо развитая игровая деятельность (локомоторные одиночные и совместные игры). Гагара чернозобая

4.3. Высший уровень интеллектуальной стадии Высшие приматы Ластоногие Китообразные Хоботные Устанавливают связи с объектами преимущественно на основе манипулятивного взаимодействия, которое абсолютно свободно и переносится в любые деятельности Отражение пространственных и динамических связей и отношений объектов как относительно субъекта, так и между собой Орудийная деятельность Сложно устроенное общение (выразительные движения, позы, жесты, мимика, которые осваиваются в онтогенезе в форме облигатного научения) Гиббон Догопят-привидение Морж Тюлень Уэдделла Афалина Косатка Слон африканский Слон индийский

Вопрос 5 Стадия сознания

5.1. Переходная фаза от интеллектуальной к сознательной стадии ПОНГИДЫ, крупные человекообразные обезьяны семейства узконосых: орангутан, шимпанзе, горилла Способны взаимодействовать сразу с двумя объектами, отражают функциональные свойства объектов, способны к их обобщению объектов, используют объекты как орудия, изменяют их (изготовление орудий) Основные критерии интеллекта понгид: 1.Решение задачи возникает не путем проб и ошибок, а путем внезапного нахождения операции, которая приводит к успеху. 2.Повторное решение осуществляется сразу, без дополнительных проб. 3.Перенос операции осуществляется не по сходству объектов, а по принципу сходства ситуаций, что ведет к широкому переносу и объединению в одой деятельности разных операций. 4.Деятельность имеет двухфазовую структуру – фазу подготовления и осуществления.

5.2. Возможный вариант разделения стадии сознания Переходная фаза от понгид к низшему уровню – Австралопитек (3-5 млн л.н) Низший уровень сознательной стадии – Человек умелый (2,5 млн л.н.) и Человек прямоходящий (архантроп, 1,5 млн л.н.) Переходная фаза от низшего к высшему уровню – Человек неандертальский (палеоантроп, 300 т.л.н.) Высший уровень сознательной стадии – Человек разумный (неоантроп) dSt

Предпосылками и основой развития интеллекта в направлении, ведущем к человеческому сознанию, являются способности высших позвоночных: к разнообразному манипулированию; к широкому чувственному (зрительному) обобщению; к решению сложных задач и переносу сложных навыков в новые ситуации; к полноценной ориентации и адекватному реагированию в новой обстановке на основе прежнего опыта.

Выявление предпосылок возникновения сознания – важнейшая задача зоопсихологии и сравнительной психологии