Эволюция психики: характеристика стадий Рисунок: © Проф. Гагарин Александр Валерьевич Лекция 9-10 по дисциплине: «Зоопсихология и сравнительная психология»
Вопросы для обсуждения: 1. Стадиальные и уровневые концепции развития психики в филогенезе 2. Стадия сенсорной психики 3. Стадия перцептивной психики 4. Стадия интеллекта 5. Стадия сознания
Вопрос 1 Стадиальные и уровневые концепции развития психики в филогенезе Фотография:
Стадиальная концепция развития психики Алексея Николаевича Леонтьева Критерий выделения стадий: содержание психического отражения и структура деятельности СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ: Сенсорная психика: отражение отдельных свойств предметов, инстинктивные формы поведения, развитие образа при переходе на новую стадию. Перцептивная психика: отражение отношений между предметами, появление игровой деятельности, медленное формирование прижизненных навыков. Стадия интеллекта: отражение отношений между предметами и причинно-следственных связей, орудийная деятельность, быстрое формирование навыков, подготовка к действию, способность переноса опыта в другие условия. Фото из архива семьи Леонтьевых
Уровневая концепция Курта Эрнестовича Фабри Стадии и уровни развития психики: Элементарная сенсорная Перцептивная Стадия сознания (на каждой стадии низший и высший уровни) Включил стадию интеллекта в стадию перцептивной психики, т. к. сложно провести грань между высшим уровнем перцептивной психики и стадией интеллекта (наличие стадии подготовки действия как критерий интеллекта) ФАБРИ Курт Эрнестович ( , Вена , Москва) отечественный зоопсихолог. Фотография:
Стадии и уровни развития психики по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри Сенсорная Перцептивная Интеллектуальная Сознательная Стадии делятся на уровни (низший и высший) Между стадиями выделяются переходные фазы
Критерии выделения стадий развития и основные направления в эволюционном изменении психики: Особенности психического отражения (содержание и формы) и его изменения Особенности субъекта психики и его изменения (органы чувств, нервная система, структура деятельности, формы ее регуляции, потребностно-мотивационная сфера) Особенности взаимосвязей субъекта психики со средой и их изменений (локомоции, манипуляции, ориентировочно-исследовательская деятельность, общение, онтогенез, забота о потомстве)
Вопрос 2 Стадия сенсорной психики
2.1. Переходная фаза от биологической к психической форме отражения Одноклеточные животные со смешанной формой питания и реагирования: автотрофное (фотосинтез) и анимальное гетеротрофное (захват пищевых частиц) Ориентируется при помощи биологического отражения (положительный фототаксис), попадая в место скопления пищевых организмов, где ориентируется уже на другие стимулы (движение воды и т.д.). Изменение Состояния хлоропластов приводит в движение жгутик, обеспечивающий изменение интенсивности и направления движения тела
2.2. Низший уровень сенсорной стадии Одноклеточные животные (амебоидные, жгутиковые, ресничные); Радиолярии u/pics.htm Инфузории modules/4images/deta ils.php?image_id=80& s=4... Амеба Дифференцированные органы чувств отсутствуют. Все одноклеточные подвижны за счет локомоторных приспособлений (жгутики, реснички и др.), которые также выполняют и манипулятивные функции (захват пищи и т.д.). Различные виды чувствительности (световая, химическая, температурная, сейсмическая, тактильная). У многоклеточных самая примитивная нервная система у гидры (диффузная), у остальных отдельные нервные клетки (губка). Практически отсутствуют формы общения. В целом психика направлена на добывание пищи и определение ее пригодности, избегание неприятных воздействий (при этом они отклоняются или обползают препятствия). Способны к научению. возможно, некоторые многоклеточные (гидры, губки)
2.3. Высший уровень сенсорной стадии Кишечнополостные Примитивные моллюски Низшие черви Иглокожие Фотографии с сайтов: Здесь и далее использованы видеоотрывки из интерактивной энциклопедии опасных животных «Опасные создания» (© 1996, Micro World Corporation) Хитоны (Куба) Панцирный моллюск
Главное достижение на ВУСС – переориентация нервной системы, появление нервных узлов: Кольцевая (медуза) Радиальная (иглокожие) Билатеральная (низшие моллюски и плоские черви) Общение отсутствует. Ориентируются только на отдельные свойства среды (химия, свет, температура).
2.4. Общая характеристика сенсорной стадии Особенности психического отражения: содержание и форма отражения тождественны, слиты в едином процессе, отражение существует в форме простого ощущения, скорее всего «разлитого» во всем теле в момент действия стимула (воздействия раздражителя); стимул переживается субъектом как изменение своего состояния при отсутствии разделения по «чувственной окраске» (отдельные органы чувств отсутствуют); когнитивная функция совпадает с эмоциональной, выполняет роль оценки состояния субъекта как «хорошего» или «плохого».
Вопрос 3 Стадия перцептивной психики
3.1. Переходная фаза от сенсорной к перцептивной стадии Кольчатые черви Двустворчатые и брюхоногие моллюски Ранние хордовые (оболочники, бесчерепные) Фотографии с сайтов: Начинается цефализация, появляется головной ганглий – руководящий по отношению к другим отдел нервной системы. Есть слабо развитые локомоторные и манипулятивные (с тактильными рецепторами на концах) органы (параподии) Способность к постройке убежищ. Контакт половых партнеров во время размножения.
3.2. Низший уровень перцептивной стадии Некоторые брюхоногие моллюски Большинство членистоногих Бесчелюстные Возможно, некоторые хрящевые рыбы
Низший уровень перцептивной стадии (продолжение) Дифференцированные локомоторные и манипулятивные органы (нога у молюсков, плавники, конечности, крылья), хорошо развит ротовой аппарат. Хорошо развиты органы чувств, появляются дистантные (зрительные, слуховые) Сложный образ жизни. Сложная деятельность по постройке убежищ и др. приспособлений. Синхронизация поведения половых партнеров, сложные формы половых ритуалов. Появляется забота о потомстве на уровне подготовки места гнезд и охраны. Появляется общение на уровне инстинктивной ритуализированной формы. Специализировнные органы химического чувства и органы слуха, тактильные чувства. Функциональное деление в группе. Визуальная, химическая, тактильная коммуникация.
3.3. Высший уровень перцептивной психики Высшие насекомые (муравьи, пчелы, осы) Головоногие моллюски Холоднокровные позвоночные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся) Сложные (сочлененные) манипулятивные и локомоторные органы (точная координация движений) Способны воспринимать объекты, взаимодействовать с ними, учитывая целостную ситуацию, замечают появление новых объектов, различают формы. Сложный образ жизни во всех сферах (пищевой, комфортной, репродуктивной), обеспечен ганглиозной сложной иерархии нервной системой. Охота, гнездостроение, территориальное поведение, забота о потомстве. Ритуализированное общение. Сложный групповой образ жизни. Приближающаяся к интеллектуальной индивидуальная деятельность (осы, осьминоги). Сложное межиндивидуальное общение (осьминоги). Забота о потомстве. Способность к приручению человеком.
Вопрос 4 Стадия интеллекта
4.1. Переходная фаза от перцептивной к интеллектуальной стадии Высшие пресмыкающиеся (крокодилы, и, возможно, черепахи) Примитивные неплацентарные млекопитающие ЦНС, зачатки коры головного мозга Сложное общение как самостоятельная форма поведения Возможность приручения человеком Элементы игровой деятельности Забота о потомстве, чаще в виде охраны, но в контакте родителей с детенышами Сложные и дифференцированные органы чувств Сложное зрение, позволяющее локализовать мир вне себя, состоящий из совокупности объектов Постнатальное запечатление ode=search&sessionid=c085a488770ba472fa62 06cd26c ountry=4 bin/guide.pl?id_org=1367&action=... ml Здесь и далее также использованы фото с
Интеллектуальная стадия - высший итог и проявление индивидуального накопления опыта, особой категории научения с присущими ей качественными особенностями.
4.2. Низший уровень интеллектуальной стадии Птицы Звери Теплокровность. Сложные взаимосвязи со средой во всех сферах Устанавливают связи и отношения объектов -на основе в основном локомоторного (реже манипулятивного) опыта обследования; -на основе взаимодействия, в т.ч. игрового. Отражение объектов, пространственных связей и их передвижения относительно субъекта. Предвидение изменения положения объектов по отношению друг к другу, когда они двигаются (но осваивается только посредством научения), поведения других субъектов. Способны к решению задач с помощью обходного пути, экстраполяции, широкому переносу навыков в другие условия. Сложный постнатальный период развития психики и поведения. Сложные формы запечатления, поэтапное формирование облигатного научения. Хорошо развитая игровая деятельность (локомоторные одиночные и совместные игры). Гагара чернозобая
4.3. Высший уровень интеллектуальной стадии Высшие приматы Ластоногие Китообразные Хоботные Устанавливают связи с объектами преимущественно на основе манипулятивного взаимодействия, которое абсолютно свободно и переносится в любые деятельности Отражение пространственных и динамических связей и отношений объектов как относительно субъекта, так и между собой Орудийная деятельность Сложно устроенное общение (выразительные движения, позы, жесты, мимика, которые осваиваются в онтогенезе в форме облигатного научения) Гиббон Догопят-привидение Морж Тюлень Уэдделла Афалина Косатка Слон африканский Слон индийский
Вопрос 5 Стадия сознания
5.1. Переходная фаза от интеллектуальной к сознательной стадии ПОНГИДЫ, крупные человекообразные обезьяны семейства узконосых: орангутан, шимпанзе, горилла Способны взаимодействовать сразу с двумя объектами, отражают функциональные свойства объектов, способны к их обобщению объектов, используют объекты как орудия, изменяют их (изготовление орудий) Основные критерии интеллекта понгид: 1.Решение задачи возникает не путем проб и ошибок, а путем внезапного нахождения операции, которая приводит к успеху. 2.Повторное решение осуществляется сразу, без дополнительных проб. 3.Перенос операции осуществляется не по сходству объектов, а по принципу сходства ситуаций, что ведет к широкому переносу и объединению в одой деятельности разных операций. 4.Деятельность имеет двухфазовую структуру – фазу подготовления и осуществления.
5.2. Возможный вариант разделения стадии сознания Переходная фаза от понгид к низшему уровню – Австралопитек (3-5 млн л.н) Низший уровень сознательной стадии – Человек умелый (2,5 млн л.н.) и Человек прямоходящий (архантроп, 1,5 млн л.н.) Переходная фаза от низшего к высшему уровню – Человек неандертальский (палеоантроп, 300 т.л.н.) Высший уровень сознательной стадии – Человек разумный (неоантроп) dSt
Предпосылками и основой развития интеллекта в направлении, ведущем к человеческому сознанию, являются способности высших позвоночных: к разнообразному манипулированию; к широкому чувственному (зрительному) обобщению; к решению сложных задач и переносу сложных навыков в новые ситуации; к полноценной ориентации и адекватному реагированию в новой обстановке на основе прежнего опыта.
Выявление предпосылок возникновения сознания – важнейшая задача зоопсихологии и сравнительной психологии