Фонетика Основы общей фонетики Фонетика-учение о звуковом строе языка.Бывает общая и частная фонетика.Общая изучает : 1)общие условия звукообразования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РАЗДЕЛ 2. ФОНОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ (ФОНОЛОГИЯ).
Advertisements

Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.
Преподаватель – к. ф. н., доцент Крапотина Татьяна Геннадьевна.
ЗВУКИ В ПОТОКЕ РЕЧИ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАСНЫХ В ПОТОКЕ РЕЧИ Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются.
1 Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации,
Изменения звуков в речевом потоке. Вопросы: 1.Изменения звуков, обусловленные действующими в языке фонетическими законами. 1.Изменения звуков, обусловленные.
Первая лекция: Основное положение о фонетике Предмет и значение фонетики Различные фонетические единицы линейные и суперсегментные фонетическая транскрипция.
Звуки речи Вопросы: 1.Понятие о звуке речи. 2.Природа, признаки и функция звуков. 3.Три аспекта изучения звуков языка.
Фонетика как лингвистическая дисциплина Вводная лекция.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
Понятие о фонеме. Выделяются перцептивная и сигнификативная функции звуков речи. Перцептивная функция обеспечивается акустическими и артикуляционными.
Фонетика как раздел языкознания. План Понятие и предмет фонетики. Аспекты изучения звукового строя языка. История фонетики. Фонетические дисциплины. Фонетика.
Фонематический слух Фонематическое восприятие Фонематические представления.
Фонетика Подготовила Тинчурина Дания М.. Фонетика (от греческого слова phone – звук) – это раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические.
Формирование фонетических навыков речи. План роль и место фонетики в обучении иностранному языку, виды фонетических навыков; цель обучения произносительной.
Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.
ТРИ АСПЕКТА ЗВУКОВОЙ РЕЧИ ЗВУК АКУСТИЧЕСКИЙ (физический) аспект: звук - колебательные движения воздушной среды, вызванные органами речи АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ.
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
Формирование восприятия О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К О Г.
Транксрипт:

Фонетика Основы общей фонетики Фонетика-учение о звуковом строе языка.Бывает общая и частная фонетика.Общая изучает : 1)общие условия звукообразования 2)акустические особенности звуков речи 3)функциональный аспект 4)закономерности сочетания и их влияния друг на друга 5)природу слога и слогоотделения 6)ударение как средство организации фонетической структуры

7)интонацию как средство организации фразового единства 8)связь звуковой стороны с письмом и графикой

Фонетика изучает 3 стороны: 1)артикуляторную(объект изучения речи,аппарат,его устройство,функциональное определение его частей) 2)акустическую(связан с физикой.Исследуются характеристики звука,высота,сила,тембр,тон,шум,резонанс и так далее) 3)функциональную(изучает структуру и функциональные закономерности звукового строя языка)

Фонология – раздел языкознания, изучающий звуки речи как средство различения звуковых оболочек (звуковой стороны, выражения) слов и морфем, исследующий функциональные свойства звуков, звукосочетаний и просодических средств.

Звук выполняет определённые функции в языке и речи, и в этом своем качестве он является определённой единицей – фоном в потоке речи и фонемой в системе языка.

Звук в сочетании с другими звуками выступает как материальное, чувственно воспринимаемое средство закрепления и выражения мысли, как экспонент или составная часть экспонента языкового знака.

Язык может служить орудием общения и обмена мыслями только потому, что значащие единицы языка (морфемы, слова, предложения) материализуются в звуках, произносимых говорящим и воспринимаемых слушающим.

Для языкознания именно функциональная сторона является самой важной. Поэтому функциональный, или фонологический, аспект в изучении звуков следует считать собственно лингвистическим.

Впервые понятие фонемы ввёл в науку И.А. Бодуэн де Куртэне в конце 19 века. Фонема - устойчивое представление о звуке, обобщённый образ в нашем сознании.

Фонема – минимальная структурно- функциональная звуковая единица в языке, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка: слов и морфем.

Не обладают значениями, но потенциально связаны со смыслом как элементы единой знаковой системы; В сочетании друг с другом и по отдельности образуют экспоненты слов и морфем; Обеспечивают опознание (идентификацию) и различение (дифференциацию) языковых знаков как значимых единиц.

В фонему объединяются звуки, которые для носителя языка не различаются между собой: этот, эта, эти [э] произносится по- разному. Носитель не ощущает этого различия – для него это – один звук. А во французском языке два примерно таких же звука воспринимаются как разные и различаются на письме. Английские фонемы [e], [æ] и [ə] для русских -практически неразличимы, т.к. они в менталитете русских не выстраиваются в оппозицию.

это обобщённая единица, т.е. инвариант одной и той же сущности (единицы), присутствующая в нашем сознании и выражающаяся в речи в разных её вариантах.

1. Делимитативная – обозначение границы между двумя последовательными единицами: морфемами и словами; 2. Дистинктивная / различительная – различение звуковых оболочек слов и морфем, включает в себя: a) Перцептивную функцию, или опознавательную – доведение звуков речи до восприятия; b) Сигнификативную, или смыслоразличительную – различие значимых элементов языка: морфем и слов.

Выделимость фонем в речи опирается на признаки не акустические или артикуляционные, структурно-функциональные, т.е. собственно языковые. Чтобы определить фонему, надо найти такую позицию в слове, в которой различается больше всего фонем. Фонологическая позиция – произносительные условия реализации фонемы в речи, т.е. её положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом.

1) Сильная позиция – благоприятная позиция для выполнения фонемой её функций, позиция, в которой звучание фонемы в наименьшей степени зависит от фонетических условий и она звучит наиболее чётко. Фонема выступает в своём основном виде. Для гласных фонем это - положение под ударением. Для согласных фонем - это положение 1) перед гласными; 2) перед звуком в (твой), 3) перед звуком й (объявить); 4) перед сонорными.

2) Слабая позиция – неблагоприятная позиция для выполнения фонемой своих функций. В слабых позициях фонемы видоизменяются, выступая в виде своих вариаций и вариантов. В перцептивно слабой позиции фонема меняет своё звучание, выступает в виде вариаций. Осн. вид мал мял- вариации фонемы м [м] и [м] сильная слабая позиция позиция мел мель - вариации фонемы э: [мEл] [мəл]

В сигнификативно слабой позиции фонема теряет своё различие в смысловом отношении и выступает в виде вариантов фонем. лука – луга - сигнификативно сильная позиция. лук – луг – сигнификативно слабая позиция. => Нейтрализация фонем, т.е. когда две разные фонемы, утрачивая свои специфические признаки, произносятся одинаково, или наблюдаемое в тех или иных условиях «снятие», неиспользование того или иного противопоставления.

Основные типы позиций Каждая фонема в потоке речи подвергается различным модификациям (видоизменениям) в результате: 1. Коартикуляции – наложения артикуляций смежных звуков; 2. Комбинаторных звуковых изменений типа аккомодации и ассимиляции; 3. Позиционных звуковых изменений типа редукции, обусловленных её реализацией в ударном или неударном слоге.

Основные типы позиций: Ассимиляция-уподобление однотипных звуков в потоке речи по тем или иным признакам в пределах одного слова или сочетания слов.Бывают прогрессивными и регрессивными Диссимиляция-расподобление.замена одного из двух одинаковых или сходных звуков в слове (смежных или несмежных) другим звуком, отличным или менее сходным с ним. Аккомодация-приспособление разнотипных звуков друг к другу в потоке речи

Диэреза-выпадение звуков Протеза-вставка в начале слова(осень- восемь) Метатеза- перестановка звука или слога Редукция -ослабление звучания или изменение звучания

фонетически обусловленные (специфические комбинаторные и позиционные варианты фонемы (вариации и варианты фонем). Вариации (оттенки фонемы) – позиционные модификации фонем, которые не утрачивают своей различительной функции и являются тождественными основному виду фонемы, появляются в перцептивно слабой позиции: мал - мял

Варианты фонем – такие модификации фонемы, которые не различаются с другой фонемой, совпадая с ней в своём качестве; теряют частично свою способность различать значения слов; появляются в сигнификативно слабой позиции: лук - луг. Фон - индивидуальный, единичный представитель (репрезентант) определённой фонемы в речи. Каждой фонеме соответствует бесконечное множество фонов.

Для выполнения роли складывания и различения значимых единиц языка фонемы должны быть противопоставлены друг другу в системе языка. Важнейшим инструментом для выделения и описания фонемы стали два понятия – фонологической оппозиции и дифференциального признака.

1.нулю, т.е. отсутствию данной фонемы: скот- кот; table – able, пара – пар; 2. другой фонеме: том – дом, кон – конь, клёв – клюв; 3. другим фонемам: бам – дам – гам – вам; В основе данных противопоставлений лежит принцип минимальных пар.

Отсюда можно заключить, что фонема – это звук со смыслоразличительной функцией. Фонема не несёт значения, но помогает различать его в словах. Тем самым она участвует в процессе коммуникации.

Те признаки (артикуляционные и акустические), которые отличают одну фонему от другой, называются дифференциальными или различительными признаками, например, том – дом – глухость – звонкость, кон – конь – твёрдость мягкость, клёв – клюв (о/у) – степень подъёма языка.

Дифференциальными называются такие признаки, которые различают по крайней мере 2 фонемы в данном языке. Каждой фонеме соответствует свой собственный набор дифференциальных признаков, которые отличают её от любой другой.

Например, /t/ & /d/ имеют интегральные признаки: передеязычность, взрыв юность, твёрдость, дифференциальные признаки: звонкость/глухость.

Интегральные признаки образуют основание оппозиции, а дифференциальные формируют противопоставление. Каждая фонема может быть описана путём противопоставления её другим фонемам. Фонему нельзя произнести или услышать, каждый раз она будет иметь тот или иной оттенок.

Фонема – инвариант, абстрактное обозначение одной и той же сущности (единицы) в отвлечении от её конкретных модификаций - вариантов. Реализации одной и той же фонемы в зависимости от разных причин могут быть разными по артикуляции и звучанию. Фонема всегда реализуется в данном языке одним и тем же звучанием. Напротив, реализации одной и той же фонемы в зависимости от разных причин могут быть разными по артикуляции и звучанию.

Фонема [t] в русском языке выступает по меньшей мере в 2-х вариантах: 1) как обыкновенная [t]: таз, ты и 2) как лабиализованная в положении перед [u] и [o]: тумба, туз, ток. данные звуки никогда не встречаются в одинаковой фонетической позиции. Выбор каждого варианта обусловлен характером фонетического окружения, влиянием соседней фонемы.

Дистрибуцией какого-либо элемента языка (фонемы, морфемы) называют его распределение относительно других элементов, т.е. совокупность всех позиций и окружений, в которых этот элемент встречается в данном языке - в противоположность всем тем позициям и окружениям, в которых он встретиться не может. Фонемы существуют в языке в составе слогов, тактов, фраз и попадают, таким образом, в разные произносительные условия. Распределение фонем по этим условиям называется дистрибуцией.

1. под ударением (дума), 2. в безударной позиции (кусок), 3. в начале, середине и конце слова (ухо, оглушить, несу), 4. после твёрдых и мягких согласных (лук-люк), 5. перед твёрдыми и мягкими согласными.

1. Так, варианты одной фонемы находятся между собой в отношении т.н. непересекающейся (дополнительной) дистрибуции. 2. Эти варианты делят между собой все возможные позиции данной фонемы так, что каждая позиция отходит одному и только одному варианту.

Именно отношения дистрибуции и определяют невозможность противопоставления вариантов одной фонемы друг другу: никогда не встречаясь в одинаковой позиции, они не могут быть противопоставлены друг другу в качестве единственных различителей экспонентов двух языковых знаков.

фонема [ŋ] различает sin & sing. [ŋ] встречается в основном в конце или в середине слова singer, но не в начале слова. каждый язык определяет дистрибуцию по-своему. В речи фонема реализует свои варианты – аллофоны. e.g., таз, туз, ты – варианты одной фонемы, т.е. огубленность / неогубленность. например, для корейцев фонемы [r] & [l] – варианты одной фонемы.