Добро пожаловать в мир самой из увлекательных наук - химии Тема: «Свойства оксидов и роль в жизни и деятельности человека» Учитель химии - Косорукова Г.С., руководитель волонтерских групп- Алямова С.А., МОУ «Школа 27»
Девиз урока: «Можно не любить химию, но прожить без неё сегодня и завтра нельзя.» (О.М. Нефёдов )
1. показать важность оксидов в природе и жизни человека; 2. научиться записывать формулы оксидов и давать им названия по химической номенклатуре; 3. производить расчеты с использованием формул оксидов; 4. совершенствовать логическое мышление и память; 5. учиться работать собранно, внимательно с различными источниками знаний, индивидуально и в группах, используя коммуникативные навыки. Цель урока:
1.создать условия для ознакомления учащихся с представителями оксидов и их физическими свойствами; 2. способствовать формированию у учащихся представления о важности оксидов в жизни и деятельности человека и живой природы; 3. организовать деятельность по развитию умений и навыков самостоятельной работы; 4.воспитывать потребность добиваться успехов в приобретении знаний. Задачи:
. Определите степени окисления элементов в указанных соединениях: K 2 O, SO 2, P 2 O 5, SO 3, Cu 2 O, Mn 2 O 7. Интеллектуальная разминка
Самопроверка K 2 +1 O -2, S +4 O 2 -2, P 2 +5 O 5 -2, S +6 O 3 -2, Cu 2 +1 O -2, Mn 2 +7 O 7 -2.
Оксиды – это простые или сложные вещества? сложные 2. Из скольких элементов они построены ? из двух 3. Один из элементов в них обязательно….? кислород 4. Чему равна степень окисления кислорода в оксидах ? Что называется оксидами ? Интеллектуальная разминка Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2
Руководитель Леонова Алина (кислород)
Используя свои знания о кислороде, дополните химическое определение терминами. Кислород – это... газ. Он... воздуха,... в воде, легко реагирует с..., при этом образуются сложные вещества, которые называются.... Первичная проверка знаний бесцветныйтяжелеерастворим веществамиоксидами
Бинарное (двухэлементное) соединение записывают всегда в следующем порядке: вначале элемент с положительной степенью окисления Cu +2, Запомни! а потом элемент с отрицательной степенью окисления O -2. Cu +2 O -2
Запомни! А вот при названии соединения Cu +2 S -2 поступают наоборот: вначале произносят название элемента с отрицательной степенью окисления с суффиксом «ид», а затем название элемента с положительной степенью окисления в родительном падеже.
Если последний элемент имеет переменную степень окисления, то она тоже входит в название. Например, SO 2 – оксид серы(IV), P 2 O 5 – оксид фосфора(V).
Проверка изученного материала : 1. Назвать следующие оксиды: SO 3, Cu 2 O, Mn 2 O 7 Ответ SO 3 – оксид серы(VI), Cu 2 O – оксид меди(I), Mn 2 O 7 – оксид марганца(VII).
Проверка изученного материала: 2. Выпишите из приведенного перечня веществ оксиды и дайте им названия: H 2 O, Na 2 O, CuCl 2, NО, OF 2, HNO 3, H 2 S, H 2 O 2
Самопроверка H 2 O - оксид водорода Na 2 O – оксид натрия NО – оксид азота (II)
Закрепление изученного материала: игра оксид фосфора(III) оксид фосфора (V) P 2 O 3 оксид фосфора (II) оксид азота (I) оксид азота (II) NO оксид азота (III)
Подумай Проведи соответствие между формулой вещества и его названием 1. Nа 2 Sа) оксид алюминия 2. Al 2 O 3 б) сульфид натрия 3. CO 2 в) оксид кальция 4. СаО г) оксид углерода(IV) Ответ: 1.б 2.а3.г4.в
Проверка изученного материала: игра NaCl AgCl CuCl 2 Cl 2 O 7 K 2 O MgCl 2 As 2 O 3 ОF 2 NO 2 CaO MnO 2
Самопроверка игра NaCl AgCl CuCl 2 Cl 2 O 7 K 2 O MgCl 2 As 2 O 3 ОF 2 NO 2 CaO MnO 2
Руководитель Спириденок Ксения (вода)
Решите задачу Дано:m(орг.) = 50 кг, w = 80%, или 0,8 Найти:m (воды) -?
Самопроверка Решение: w = m (воды) 100% : m (орг.), M (воды) = w m (орг.) = 0,8 50 = 40 кг. Ответ: m (воды) = 40 кг.
Угадай! Этот оксид стал важной причиной всемирного потепления климата, используется растениями в процессе фотосинтеза для образования органических веществ.
Руководитель Красман А. (со 2)
Давайте подумаем, какие оксиды вам хорошо известны из вашего жизненного опыта. Н 2 О – жидкость, СО 2 – газ, СаО- твердое вещество. По какому признаку классифицируют оксиды? По агрегатному состоянию.
ТАБЛИЦА Заполните эту таблицу Классификация оксидов газообразн. жидкие твердые
ТАБЛИЦА Заполните эту таблицу Классификация оксидов газообразн. жидкие твердые СО,СО 2 Н 2 О СаО
Руководствуясь правилами по технике безопасности, аккуратно добавим небольшое количество соляной кислоты в пробирку 1, содержащую кусочки мрамора. Закроем пробирку 1 пробкой с газоотводной трубкой, которую опустим в известковую воду.
Наблюдение При действии сильных кислот на мрамор наблюдается характерное «вскипание» наблюдается характерное «вскипание»вскипание из-за выделения углекислого газа ( СО2). СО 2
Откуда в атмосфере берется углекислый газ?
Составить следующие логические схемы:
Схема 1 Фотосинтез, дыхание, кислород, углекислый газ. О2О2 СО 2
О2О2 фотосинтез дыхание Схема 1 Самопроверка
Схема 2 Фотосинтез, дыхание, человек, растения, животные. Схема 2 Фотосинтез, дыхание, человек, растения, животные. СО 2 О2О2 фотосинтез животные
Самопроверка СО 2 О2О2 растения фотосинтез животные дыхание человек
Чернышева Таня
Тульская Настя (гемоглобин)
Цифровой диктант 1.Задача гемоглобина заключается в транспортировке кислорода. 2. Гемоглобин находится в эритроцитах. 3. Эритроциты -белые кровяные клетки. 4. Анемия – недостаток кислорода. Ответ:1100
«Гипоксия» Романычева С.
Что такое гипоксия? Патологический процесс, развивающийся в результате недостаточного снабжения тканей кислородом. 2. Признаки острой гипоксии: наблюдается потеря сознания и судороги. 3. Первая медицинская помощь при гипоксии: вывести или вынести пострадавшего на свежий воздух, а если есть возможность, дать вдыхать кислород и обязательно нужно вызвать скорую медицинскую помощь.
Практическая часть «Изучение состояния дыхания у школьников с различной степенью физической подготовки» Цель: установить зависимость частоты дыхания от физической нагрузки.
Пояснение - Дыхательная и сердечно-сосудистая система обеспечивает обмен газов. С их помощью молекулы кислорода доставляются во все ткани тела, а оттуда выносится углекислый газ. - В организме сохраняются оптимальное соотношение кислорода и углекислого газа. Наличие углекислого газа можно обнаружить с помощью известковой воды, а также в присутствии индикатора бромтимола синего. Изменение цвета раствора является показателем наличия углекислого газа. - В организме сохраняются оптимальное соотношение кислорода и углекислого газа. Наличие углекислого газа можно обнаружить с помощью известковой воды, а также в присутствии индикатора бромтимола синего. Изменение цвета раствора является показателем наличия углекислого газа.
В исследовании принимали участие учащиеся 8-9 классов: - не занимающиеся спортом; - не занимающиеся спортом; - занимающиеся нерегулярно; - занимающиеся нерегулярно; - спортсмены. - спортсмены. У обследуемых измерялась частота дыхания. У обследуемых измерялась частота дыхания.
Таблица Частота дыхания в покое Частота дыхания после физ. нагрузки Не занимаются спортом Не регулярно, но не регулярно Занимаются
Сравниваем кол-во вдохов в спокойном состоянии и после физической нагрузки приходим к выводу, что кол-во вдохов увеличивается после физ. нагрузки. Показатели дыхания у школьников- спортсменов значительно ниже, чем у их сверстников, не занимающихся спортом.
Выводы 1. Сравнивая кол-во вдохов в спокойном состоянии и после физической нагрузки приходим к выводу, что кол-во вдохов увеличивается после физ. нагрузки, так как внутренние органы при усиленной работе требуют повышенное снабжение кислородом. 2. Показатели дыхания у школьников- спортсменов после нагрузки значительно ниже, чем у сверстников, не занимающихся спортом. Это объясняется тем, что с увеличением жизненной емкости легких, глубина дыхания у них увеличивается и реже становятся дыхательные движения.
3. Малая подвижность организма приводит к недостаточному дыханию тканей. Особенна чувствительна к недостатку кислорода нервная ткань. Это приводит к появлению головных болей и головокружениям. Особенна чувствительна к недостатку кислорода нервная ткань. Это приводит к появлению головных болей и головокружениям. Кислородное голодание сердечной мышцы, вызывает болевые ощущения в области сердца. Кислородное голодание сердечной мышцы, вызывает болевые ощущения в области сердца.
4. Чтобы обменные процессы в организме проходили нормально необходимо заниматься спортом, ежедневно в любую погоду гулять на свежем воздухе. Не менее 2-3 часов в день. 4. Чтобы обменные процессы в организме проходили нормально необходимо заниматься спортом, ежедневно в любую погоду гулять на свежем воздухе. Не менее 2-3 часов в день.
О целительной силе чистого воздуха очень убедительно говорит один из героев в романе А. Павленко «Счастье»: « Побольше его – и наяву и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клеточку свою свежим воздухом. Есть на открытом воздухе. А спать непременно… Итак, начните принимать воздух в самых неограниченных дозах. Научитесь дышать Привыкайте относится к воздуху как к пище пережевывайте его носоглоткой, ощущайте на вкус. На запах, наслаждайтесь им как гурман…» « Побольше его – и наяву и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клеточку свою свежим воздухом. Есть на открытом воздухе. А спать непременно… Итак, начните принимать воздух в самых неограниченных дозах. Научитесь дышать Привыкайте относится к воздуху как к пище пережевывайте его носоглоткой, ощущайте на вкус. На запах, наслаждайтесь им как гурман…»
В нашей жизни мы часто сталкиваемся с вопросами, на которые пытаемся найти ответ: почему соль соленая, почему трава зеленая, почему мыло мылится… Химия на все найдет ответ. В том числе и как быть здоровым. 53
Мы уверенны что все знания, которые вы получили на уроке обязательно будете применять в повседневной жизни. « Знания без применения – тучи без дождя» (восточная мудрость) « Знания без применения – тучи без дождя» (восточная мудрость)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1. § 18, упр. 1,2,4
Мое настроение ПессимистОптимист