1 Технология формирования и реализации проекта по внедрению ФГОС Кафедра теории и практики управления образованием НИРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Направление анализа Метод анализа и определения необходимых изменений _ Существующие и реализуемые результаты образования Существующий процесс образования:
Advertisements

Управленческий практикум «Создание в школе условий для перехода на ФГОС начального общего образования» МОУ «Гляденская средняя общеобразовательная школа»
ПЕРЕХОД СПЕЦИАЛЬНОГО ( КОРРЕКЦИОННОГО ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ. Хорошева Ю. В. заместитель.
Организация работы школы в пилотном режиме по внедрению ФГОС в образовательный процесс Шаг1.Создание совета и рабочей группы для разработки и управления.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
План мероприятий введения (ФГОС НОО) 1. Создание нормативного обеспечения введения ФГОС НОО. Наименование мероприятияОжидаемые результаты 1. Решение органа.
Нормативно-правовая база введения ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях Калужской области.
2 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию.
Введение в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов.
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО.
Алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых образовательных стандартов основного общего образования.
Анализ готовности школы по введению ФГОС НОО в образовательный процесс Разработчик : Соловьева Д. Ю.
Причины возникновения проектной технологии Понятия проектов и программ появились к концу ХХ века Объективными причинами для их повсеместного распространения.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Шуляк Н. В.. Этапы разработки и осуществления программы модернизации 1. Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной.
Долинюк Валентина Александровна, ведущий специалист Департамента образования. Деятельность МОУ по введению ФГОС начального общего образования.
1 Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: актуальные вопросы введения Апрель 2011 г. Молчанова.
1 О ходе реализации пилотного проекта по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Костромской.
Анализ изменений образовательной системы школы с целью приведения в соответствие с требованиями ФГОС НО МОУ «Юбилейная СОШ» Медведевского района.
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного.
Транксрипт:

1 Технология формирования и реализации проекта по внедрению ФГОС Кафедра теории и практики управления образованием НИРО

2 ОРГАНИЗАЦИОНО –УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Разработка ФГОС 1.ФГОС начального общего образования - утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373 и зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г ) 2..ФГОС основного общего образования (проект) – утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от «01» февраля 2011 г ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии обсуждения Введение ФГОС Обязательное введение ФГОС: 1 класс - во всех образовательных учреждениях РФ начинается с учебного года на ступени основного общего образования с учебного года; на ступени среднего (полного) общего образования с учебного года.

3 1.Использование деятельностного подхода в обучении школьников: изменения в отборе и структурировании содержания учебных предметов; изменение в технологиях обучения: постановка учениками учебной задачи; проблемное обучение, учебные ситуации, исследования; проектные технологии. 2. Обязательное формирование УУД (умения учиться) как основы для самостоятельной учебной деятельности школьников. 3. Расширение прав и свобод образовательного учреждения в формировании учебного плана и образовательной программы, включающей программы обучения по предметам и программы воспитания. 4. Введение комплексной оценки результатов обучения, включающей сформированность УУД. 5. Обязательная реализация в школах программы духовно- нравственного воспитания учащихся на предметных занятиях и во внеурочной деятельности. 6. Реализация стандарта по принципу общественного договора. ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ФГОС Кафедра теории и практики управления образованием НИРО

4 Проект - целенаправленное создание или изменение некоторой системы, ограниченное во времени и ресурсах и имеющее специфическую организацию и конкретный конечный продукт. Особенности проекта как формы организации деятельности : 1)определение проблемы и обоснование ее актуальности; 2)четкое определении целей (желаемых результатов); 3)сроки и этапы, ожидаемые результаты реализации проекта, 4)формирование временных рабочих групп, перестающих существовать по завершении проекта; 5)использование дополнительных ресурсов, отсутствующих в рамках функционирования учреждения; 6)применении специальных методов координации действий. Введение новшеств с помощью проектных технологий обеспечивается аналитической работой команды исполнителей и ее поэтапным осуществлением. Проектная технология внедрения инноваций Кафедра теории и практики управления образованием НИРО

5 Цель: Привести образовательную систему школы в соответствие с требованиями ФГОС к началу 2011 – 2012 уч. года ПРОБЛЕМА И ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Кафедра теории и практики управления образованием НИРО Проблема: Образовательная система ОУ не соответствует в той или иной степени требованиям ФГОС

6 Формирование проектной команды по внедрению: 1. Создание Координационного совета. Функции: координация всей деятельности по внедрению ФГОС информационная поддержка разработки проектов научно-методическая поддержка разработки проектов экспертиза проектов контроль всей деятельности по внедрению Состав: педагоги – ключевые специалисты администрация ОУ родители представители муниципального органа управления образованием Руководитель Совета – директор ОУ Нормативный документ: Приказ по ОУ «О создании и полномочиях Совета по введению ФГОС» с утверждением Положения о Совете. АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. 1 ЭТАП: СОЗДАНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ Кафедра теории и практики управления образованием НИРО

7 2. Создание проектной группы по разработке проекта. Шаги создания группы: 1) определить состав группы; 2) назначить руководителя группы; 3) определить цели, задачи группы и функции членов группы 4) определить порядок ее работы обеспечить подготовку группы к разработке проекта Нормативный документ: Приказ по ОУ «О создании и полномочиях проектной группы по введению ФГОС» с указанием состава и назначением руководителя. АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. 1 ЭТАП: СОЗДАНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ Кафедра теории и практики управления образованием НИРО

8 Руководитель проектной группы. Лидер изменений по: Содержанию: педагогическая, инновационная компетентность, понимание требований ФГОС Эмоциональной атмосфере: активность, оптимизм, умение мотивировать участников Управлению: легитимно зафиксированные полномочия, навыки организации групповой работы. АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. 1 ЭТАП: СОЗДАНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ Кафедра теории и практики управления образованием НИРО

9 Цели и задачи проектной группы определяются: Целями и задачами внедрения требований ФГОС Объемом изменений образовательной системы ОУ Функции участников проектной группы: сбор, обработка и анализ информации о существующей образовательной системе определение необходимых изменений в образовательной системе разработка проекта по внедрению изменений разработка плана-графика реализации проекта Нормативный документ: Протоколы заседания проектной группы АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. 1 ЭТАП: СОЗДАНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ Кафедра теории и практики управления образованием НИРО

10 Направления подготовки проектной группы: концепция, содержание и условия реализации ФГОС цели и задачи внедрения ФГОС в ОУ проектная деятельность (цели, этапы, ресурсы, требования к промежуточным и окончательным результатам, их оформлению и т.д.) технологии групповой работы Обеспеченность материалами: полный комплект документов ФГОС методические, инструктирующие и рекомендательные материалы по внедрению Нормативный документ: Программа методического семинара для проектной группы АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. 1 ЭТАП: СОЗДАНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ Кафедра теории и практики управления образованием НИРО

11 Порядок работы проектной группы включает: План работы группы Порядок предоставления результатов (отчетность) и их оценки Формы дополнительного материального и морального поощрения за полученные результаты Нормативные документы: Приказ по ОУ «О дополнениях в Положение о фонде материального стимулирования в соответствии с НСОТ» АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. 1 ЭТАП: СОЗДАНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ Кафедра теории и практики управления образованием НИРО

_ Существующие и реализуемые результаты образования Существующий процесс образования: содержание и технологии Существующие ресурсы: кадровые, учебники, программы, оборудование кабинетов Требования ФГОС к планируемым результатам Требования ФГОС к процессу образования: содержание и технологии Требования ФГОС к ресурсам: кадровым, учебникам, программы, оборудование кабинетов _ _ АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 2 ЭТАП: АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Кафедра теории и практики управления образованием НИРО Анализ проводят рабочие(проектные) группы по отдельным элементам образовательной системы.

Кафедра теории и практики управления образованием НИРО 2 ЭТАП: АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ Виды целей и содержание целей Оценка достижения целей Не ставилис ь Не достигались Требуют коррекции Личностные цели Метапредметные УУД: познавательные, регулятивные коммуникативные Предметные: в области филологии в области математики и информатики в области обществознания и естествознания в области основ духовно-нравственной культуры в области искусства в области технологии в области физической культуры * В таблицу заносятся конкретные цели

Кафедра теории и практики управления образованием НИРО 2 ЭТАП: АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ Учебные планы Оценка достижения целей Требуют изменения Требуют коррекции Не требуют изменени я Состав предметов по образовательным областям школьного учебного плана Компонент учебного плана, формируемый школой Количество часов, которые отводится на изучение предметов Организация учебного процесса в течение учебного года Содержание воспитывающей деятельности и методы ее организации Кафедра теории и практики управления образованием НИРО

2 ЭТАП: АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНИКОВ Предметы учебного плана Действующа я программа (название, автор) Используемы е учебники (название, автор) Оценка необходимой степени изменений программ и учебников изменения не требуются нужна коррекция нужно использовать новые программы и учебники Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Основы духовно- нравственной культуры народов России Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Часть, формируемая участниками образовательного процесса Воспитательная работа * В таблицу ставится знак + в соответствии с экспертной оценкой членов рабочей группы школы. Если программы нуждаются в коррекции, то указывается, какие темы программы должны быть откорректированы, чтобы содержание программы стало соответствовать требованиям ФГОС.

2 ЭТАП: АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЙ Разделы учебного плана и ООП Используем ые технологии *Оценка необходимой степени изменений технологий обучения и воспитания изменения не требуются нужна коррекциязаменить используемую технологию Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Основы духовно-нравственной культуры народов России Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Часть, формируемая участниками образовательного процесса (указать, какая конкретно) Формирование УУД в предметной деятельности Воспитательная работа Спортивно-оздоровительная работа Проектная деятельность Коррекционная работа *В таблице ставится знак плюс в соответствии с заключением о необходимости изменения в технологиях. Могут быть указаны новые технологии.

Перечень способов и организационных механизмов контроля и оценки планируемых результатов образования : включаемых в новую систему без изменений; требующих корректировки; разработка новых способов и организационных механизмов Результаты анализа: определение необходимых изменений в способах контроля результатов образования Кафедра теории и практики управления образованием НИРО 2 ЭТАП: АНАЛИЗ СПОСОБОВ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Кафедра теории и практики управления образованием НИРО 3 ЭТАП: АНАЛИЗ РЕСУРСОВ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС Виды ресурсов Оценка необходимой степени изменений изменения не требуются нужна коррекция требуются изменения Кадровые ресурсы: укомплектованность кадрами квалификация кадров обучение Финансовые ресурсы Материально-технические ресурсы: учебное оборудование, в т.ч. по ИКТ оборудование рабочих мест педагогов и руководителей объекты инфраструктуры Нормативная база внедрения ФГОС Информационный ресурс (информирование общественности, изучение общественного мнения)

АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 2 ЭТАП: АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Кафедра теории и практики управления образованием НИРО Результат этапа перечень и состав изменений в существующей образовательной системе для приведения ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС. задания рабочим группам, определяющие требования к результатам и срокам проектирования.

20 АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 3 ЭТАП: РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА Кафедра теории и практики управления образованием НИРО Определение перечня проектных единиц (единичных проектов): Разработка и реализация ООП школы Подготовка кадров Создание информационно-коммуникационной среды школы Учебное оборудование и учебно-материальное обеспечение Система управления начальной школой. Государственно- общественное управление введением ФГОС. Психологическое сопровождение младших школьников в рамках ФГОС Система работы с родителями Разработка единичных проектов – функционал созданных рабочих группы (по технологии создания проектных групп - этап 1) Нормативный документ: Приказ по ОУ «О создании и полномочиях рабочих групп по введению ФГОС» с указанием состава Приложение к приказу - Форма задания на разработку единичного проекта Задача руководителя проектной группы - обеспечить полноту и связность единичных проектов, их интеграцию в единый проект

21 АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 3 ЭТАП: РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА Кафедра теории и практики управления образованием НИРО Структура комплексного проекта внедрения ФГОС: Аналитическое основание, содержащее перечень изменений, которые нужно произвести в образовательной системе ОУ Цели и планируемые результаты комплексного проекта введения ФГОС Перечень единичных проектов Содержание и планы реализации единичных проектов План - график реализации комплексного проекта График контроля за реализацией комплексного и входящих в него единичных проектов введения ФГОС

22 АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 4 ЭТАП: ПЛАНИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Кафедра теории и практики управления образованием НИРО План-график реализации проекта. 1. Разрабатываются планы-графики реализации единичных проектов. Для этого каждая рабочая группа: определяет полный состав действий, необходимых для их реализации; распределяют эти действия во времени. 2. Разрабатывается план-график комплексного проекта: согласовать по содержанию все единичные проекты; согласовать по срокам связи между единичными проектами, обеспечив их скоординированность; распределить все единичные проекты во времени.

ПРИМЕР. ПЛАН РАБОТЫ ПО ПОДПРОЕКТУ «КАДРЫ» ЗадачаМероприятияОтветственныеСроки Результат (документ, материал) 1. Корректировк а и внесение изменений в должностные инструкции 1. Анализ существующих должностных инструкции педагогов и руководителей по начальной школе Зам. директора по начальной школе 1 неделя марта Перечень изменений в должностные инструкции 2. Анализ требований ФГОС и ЕКС 3. Внесение изменений и утверждение должностных инструкций Зам. директора по начальной школе Директор 2 неделя марта Измененные и утвержденны е должностные инструкции 4. Ознакомление работников с должностными инструкциями Зам. директора по начальной школе Росписи работников на должностных инструкциях

ПРИМЕР. ПЛАН РАБОТЫ ПО ПОДПРОЕКТУ «КАДРЫ» ЗадачаМероприятияОтветственныеСроки Результат (документ, материал) 2. Обеспече ние условий для непрерыв ного образован ия работнико в ОУ 1. Анализ фактического кадрового обеспечения ОУ: укомплектованность, уровень квалификации, сроки аттестации Зам. директора по УВР 1 неделя апреля Информационная справка по результатам анализа. 2. Разработка диагностического инструментария и проведение анкетирования для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС Зам. директора по УВР Психолог 2 неделя апреля 1. Диагностический инструментарий 2. Информационная справка по результатам анкетирования 3. Разработка и утверждение плана-графика поэтапного повышения квалификации работников ОУ во вопросам внедрения ФГОС во внешних центрах подготовки Зам. директора по УВР 3-4 неделя апреля Утвержденный план-график повышения квалификации

ПРИМЕР. ПЛАН РАБОТЫ ПО ПОДПРОЕКТУ «КАДРЫ» ЗадачаМероприятияОтветственныеСроки Результат (документ, материал) 2. Обеспече ние условий для непрерыв ного образован ия работнико в ОУ 4. Разработка и утверждение плана – графика методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС с обязательным разделом по самоподготовке. Руководитель методического Совета 3-4 неделя апреля Утвержденный план-график методической работы 5. Внедрение планов- графиков подготовки работников ОУ (см.п.3,4) Зам. директора по УВР Руководитель методического Совета В соответстви и со сроками в планах- графиках Отчет о реализации планов подготовки с указанием доли работников ОУ по начальной школе, прошедших подготовку по вопросам введения ФГОС

ПРИМЕР. ПЛАН РАБОТЫ ПО ПОДПРОЕКТУ «КАДРЫ» ЗадачаМероприятия Ответственны е Сроки Результат (документ, материал) 2.2. Обеспечение условий для непрерывног о образования работников ОУ 6. Разработка плана по консультационной методической поддержки работников ОУ по вопросам внедрения ФГОС Руководитель методического Совета 1 неделя мая Утвержденный план 7. Реализация плана по консультационной методической поддержки работников ОУ по вопросам внедрения ФГОС Зам. директора по УВР Руководитель методического Совета В соответстви и со сроками в плане Отчет о реализации плана консультацион ной методической поддержки

1. Координационный совет реализации комплексного проекта введения ФГОС 2. Проектная группа по разработке и реализации комплексного проекта введения ФГОС 3. Рабочие группы по разработке единичных проектов внедрения ФГОС 4. Коллектив школы, реализующий проект внедрения ФГОС. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА Кафедра теории и практики управления образованием НИРО

Контроль система проверки соответствия фактически полученного результата запланированному результату Мониторинг - система регулярного измерения изменений, происходящих в ОУ. Задачи системы контроля и мониторинга: четко определять кто, что и когда должен делать при осуществлении контроля работ по разработке и реализации проекта; осуществлять сбор информации о состоянии работ по проекту, ее обработку и анализ; устанавливать соответствие фактического хода работ запланированному, проводить корректировку планов обеспечивать информирование о состоянии работ по разработке и реализации проекта участников проекта, муниципальный орган управления. АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 5 ЭТАП: КОНТРОЛЬ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Кафедра теории и практики управления образованием НИРО

29 АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 5 ЭТАП: КОНТРОЛЬ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Сетевой график

АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 5 ЭТАП: КОНТРОЛЬ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Кафедра теории и практики управления образованием НИРО Этапы введения ФГОС Содержание проектной деятельности Виды внутришкольного контроля ПодготовительныйРазработка проекта введения ФГОС Предварительный ВнедренческийРеализация проекта введения ФГОС Текущий ИтоговыйПодведения итогов реализации проектов Итоговый

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ВидЦели ВШК и мониторинга Объекты ВШК и мониторинга Периодичность ВШК и мониторинга Предварит ельный 1. Оценить наличие ресурсов для разработки проектов введения ФГОС 2. Оценить наличие ресурсов для внедрения ФГОС 1. Ресурсы (кадровые, организационные, правовые и т.д.) для разработки проектов введения ФГОС 2. Ресурсы для внедрения ФГОС 1.До начала работ, связанных с разработкой проекта 2.На этапе разработки 3.По итогам завершения разработки проекта Текущий 1. Выявить степень (динамику) соответствия процесса введения ФГОС процессу, запланированному в проекте. 2. Определить причины возникающих отклонений. 3. Разработать решения по коррекции возникших сбоев. 4. Откорректировать процесс реализации проекта введения ФГОС. 5. Выявить степень готовности ОУ к внедрению ФГОС Реализация запланированных изменений: в процессе обучения и воспитания школьников; в результатах образования в условиях реализации ОПП Не менее 3 раз в течение срока введения ФГОС

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ВидЦели ВШК и мониторинга Объекты ВШК и мониторинга Периодичность ВШК и мониторинга Итоговый Установить полноту реализации целей введения ФГОС; выявить причины недостатков; внести коррективы в следующий этап работы 1.Сформированност ь УУД 2.Реализация личностных целей 3.Реализация предметных целей По итогам учебного года и первого года реализации проекта Предварит ельный Выявить степень готовности ресурсов, созданных в проекте, к введению ФГОС в новом уч. году 1.ООП 2.Кадровые, материально- технические, нормативно- правовые, финансовые ресурсы Перед началом нового учебного года

33 Кафедра теории и практики управления образованием НИРО КритерииДокументы, программы, материалы Создан Совет, группы по внедрению ФГОС Положение о Совете, группах по введению ФГОС. Разработаны, утверждены и реализуются программы и планы введения ФГОС начального общего образования в образовательном учреждении. Протокол заседания органа государственно-общественного управления ОУ (Совета школы, управляющего совета) с решением о введении в ОУ ФГОС. Проект внедрения ФГОС План-график, сетевой график внедрения ФГОС Система контроля хода работ по введению ФГОС КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ