Роль правительства в экономике Тренинг для журналистов Киевская школа экономики Владимир Вахитов 22 марта 2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разминка Являются ли следующие утверждения верными? Величина земельной ренты уменьшится, если кривая спроса на землю сдвинется вправо вверх. Предложение.
Advertisements

Тема 6. Несовершенства рынка и роль государства. Основные вопросы Что понимается под экономической эффективностью? При каких условиях состояние экономики.
Главные вопросы экономики Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания.
Раздел III: Микроэкономика Тема 2. Спрос и предложение Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Спрос и предложение. На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг.
Городской общественный сектор Цилинская Е.Н. ФЭУТ IV-1.
Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы.
Урок по теме: Несостоятельность рынка и роль государства в экономике.
РЫНОК КАК ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 2 Рынок как форма функционирования экономики 1. Формирование рыночных механизмов координации экономического.
Экономические задачи государства Должно ли государство вмешиваться в экономику?
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Производитель на рынке. СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА Д/З: §12.
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
Экономика и государство. Экономические функции государства.
«Не налагать руку на самодеятельность, а развивать её, создавая благоприятные для её применения условия, - вот истинная задача государства в народном.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Экономические системы 1-й способ – административно- плановая система Государственное планирование выпуска эк. благ, распределение факторов производства.
Микроэкономика. Налог Пигу
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Транксрипт:

Роль правительства в экономике Тренинг для журналистов Киевская школа экономики Владимир Вахитов 22 марта 2011 г.

2 От рождения... Мы родились в государственных роддомах, получили от государства свидетельство о рождении и гражданство, со всеми обязанностями и привилегиями. Учились в государственных школах и вузах Четверо из десяти занятых в Украине работает на государственных предприятиях

3 … по жизни... Мы используем деньги, выпущенные государством На какой бы работе мы не работали, налоги мы платим государству Железные дороги и шоссе, водоканалы и канализация, каналы связи, почта, газопроводы созданы и принадлежат государству

4... и до смерти Государство гарантирует минимальный уровень качества и безопасности многих услуг и товаров Государство выступает арбитром в решении хозяйственных и гражданских споров Государство платит пособия бедным и пенсии старым

5... Свидетельство о смерти тоже государство выдает

6 А если бы государства не было? Зачем оно вообще нужно? И если все-таки нужно, сколько его нужно?

7 Государство – это... Институт

8 Главная роль государства Устанавливать правила игры для всех Это право делегировано обществом Следить за их исполнением Для этого есть способы принуждения Это два основных признака, отличающие государство от частного предприятия

9 Зона действия Государство нужно там, где частная инициатива не работает (корректирует провалы рынка)

10 Провалы рынка Теоретически, если участники рынка имеют одинаковый доступ к информации действуют рационально, в собственных интересах, по одним правилам рано или поздно они достигают эффективного распределения ресурсов (Принцип Парето: тебе не стало хуже, а мне стало лучше).

11 Провалы рынка Практически, нередко бывает, что: 1. Нельзя установить права собственности (общественные блага) 2. Действия одних затрагивают интересы других (экстерналии, внешние эффекты) 3. Невозможен равный доступ к рынкам (естественная монополия) 4. Доступ к знаниям у контрагентов неодинаков (асимметричная информация)

12 1. Общественные блага Неконкурентные: потребляют многие (анонимно), а оно «не кончается» Неисключительные: невозможно исключить никого из круга потребления, установить «право собственности» «Чистые» примеры: воздух, солнце, море, национальная оборона, маяки, радио эфир «Смешанные»: дороги, парки, радиочастоты, воздушное пространство над аэропортами (ограниченная неконкурентность)

13 1. Общественные блага Почему провал: проблема «зайцев» либо «пере растраты» Производство: «кому надо, тот и бегает» Индивидуальный вклад каждого – практически ноль, поэтому нет стимулов ни вкладываться, ни экономить Выход: государство может либо само предоставлять эти товары, либо делегировать это право частным фирмам за плату

14 1. Общественные блага Практическое задание: Выбрать из следующего списка два «блага» и разобрать их по критериям «конкурентности» и «исключительности». Обсудить потенциальные проблемы, связанные с их производством (кто?) и потреблением (как распределять и контролировать?) Какой исход наиболее вероятен? Какова роль государства? Список: объединение собственников дома, пляж, косяк рыбы, лес под вырубку, парк, церковь, пешеходный мост, автомобильный тоннель, спутниковое телевидение, радио эфир, мобильная связь, таможенный союз, газотранспортная система. Можно также привести свой локальный пример.

15 2. Внешние эффекты Потребление (производство) одного блага оказывает непосредственное воздействие на потребление (производство) другого (анти)блага Примеры: курение, сброс токсических отходы в воду или атмосферу, иммунизация детей, «частные» подъездные пути, цветник перед домом

16 2. Внешние эффекты Почему провал: внешний эффект не оплачивается никем. Пример А: загрязняющее предприятие не платит за испорченный воздух Пример Б: родители непривитых детей бесплатно пользуются благами иммунизации В результате общество недополучает оптимальный объем благ

17 2. Внешние эффекты Пути решения: 1. Интернализация внешнего эффекта (объединение). Не всегда реально. 2. Корректирующий налог или штраф. Проблема: точно измерить величину эффекта. 3. Установить право собственности на раздражающий фактор и торговать им

18 2. Внешние эффект: пример Химзавод сливает в реку отходы. Ниже по течению – санаторий. Либо санаторий платит химзаводу мзду, сокращая его прибыль, но также сокращая количество отходов (свои затраты на очистку) Либо химзавод платит санаторию мзду за разрешение сливать в воду отходы, сокращая свою прибыль и компенсируя затраты санатория В результате можно достичь более эффективного перераспределения ресурсов Роль государства: обеспечить такую сделку. Если трансакционные издержки такого решения слишком высоки, внешний эффект убрать невозможно

19 2. Внешние эффекты Практическое задание Для одного из нижеследующих примеров идентифицировать «объект» и «субъект» внешнего эффекта и предложить возможный способ его минимизации, либо объяснить, почему это невозможно сделать. Нарушение ПДД, загрязнение воздуха в городе, обустройство и уборка придомовой территории, строительство небоскреба на месте детской площадки, парковка на газонах и тротуарах, посыпка дорог солью вместо более дорогого реагента, вырубка парка

20 3. Натуральная монополия Одна фирма может производить Х единиц дешевле (на единицу продукции), чем если бы две фирмы производили то же количество Поскольку подобные фирмы очень велики, вход новых участников на рынок очень ограничен (асимметрия) Примеры: коммунальное хозяйство (электричество, вода, газ); железные дороги, нефти- и газотранспортная системы, телекоммуникационные линии

21 3. Натуральная монополия Если монополия не регулируется: Цены выше, выпуск ниже, рента – в карман владельца Эффективность – ??? (А. Харбергер: 3%) Задача госрегулирования: увеличение выпуска, снижение затрат, уменьшение цены. Кто собственник: государство или частный бизнес?

22 3. Натуральная монополия Инструменты госрегулирования: Контроль ценообразования: Прямой контроль цен (напр. НКРЭ) Косвенный контроль цен: лимиты прибыльности или доходности Регулирование предела повышения цен Конкурсная продажа «права на монополию» (концессии, аукционы) Выделение из монополии конкурентных структурных единиц (транспортная сеть, добыча, генерация, потребление, местные операторы, и т.п.)

23 3. Натуральная монополия На выбор метода регулирования влияют: Эффект масштаба производства Степень зависимости потребителей от монополии Наличие заменителей Эластичность (чувствительность) спроса Физическая связь потребителя с поставщиком Виды деятельности внутри монополии (Нафтогаз, РАО ЕЭС, Газпром, ж/д)

24 3. Натуральная монополия Дополнительные проблемы Размер рынка (местный, национальный) Необходимость реструктуризации вертикально интегрированных отраслей Лоббистские возможности естественных монополий: покрытие неплатежей налоговыми льготами, недопущение конкурентов на рынок

25 3. Натуральная монополия Практическое задание Выбрать одну из отраслей: железные дороги, распределение электричества, «Белорусьнефть» или «Нефтегаз». Определить признаки естественной монополии Обсудить возможные последствия одного из двух сценариев: 1. Сохранение монополии и регулирование цен либо нормы прибыли. 2. Разделение компании на несколько мелких структурных единиц, открыв тем самым рынок для конкурентов

26 4. Асимметрия информации Часто покупатель и продавец имеют разный объем информации о товаре (состояние, качество, свойства) Объем информации влияет на спрос покупателя и цену, которую тот хочет заплатить, т.е. ведет к «провалу» рынка: равновесная цена и распределение ресурсов неоптимальный Иногда эту асимметрию исправить невозможно: продавец не может или не хочет выделить свой товар из тысяч подобных

27 4. Асимметрия информации Примеры Покупка подержанной машины «Скрытые проценты» в при оформлении кредита в банке «Кредитонадежность» заемщика Найм нового сотрудника Отношение клиента страховой компании к риску

28 4. Асимметрия информации Последствия для рынка: Г. Акерлофф (1970): рынок либо сжимается, либо «хороший» товар вытесняется «плохим»: эффект «неблагоприятного (ухудшающего) отбора»

29 4. Асимметрия информации На асимметрию влияют: Частота использования товара «Стандартность», бренд Цена поиска Возможность быстро проверить свойства товара после покупки Наличие «вторичных рынков» товаров

30 4. Асимметрия информации «Риск недобросовестности» После заключения контракта (страхование, получение прав, покупка «all inclusive») поведение покупателя меняется (например, повышается риск аварии или угона машины) Зная об этом заранее, продавец поднимает цену Пример: общедомовые счетчики для воды

31 4. Асимметрия информации Преодоление асимметрии: Сигналы рынка: Репутация Гарантийное обслуживание Государственное регулирование: Сертификация Нормы и правила (СНИПы, ГОСТы, лицензии...)

32 4. Асимметрия информации Практическое задание Выберите один из следующих случаев и объясните, в чем состоит асимметричность информации, возможные провалы «рыночного механизма» и потенциальные пути решения Покупка подержанного ноутбука, покупка групповой медицинской страховки на компанию, поездка на курорт в Таиланд-Египет, прием к себе на работу свежего выпускника вуза, покупка новой книги, отчет правительства об экономическом росте, выборы новой власти, приватизация предприятия, прямые иностранные инвестиции в вашу страну.

33 Провалы рынка: заключение Государство должно вмешиваться в деятельность рынка только в том случае, если выгоды от принимаемых мер превышают издержки Государство обладает монополией на средства и методы принуждения Централизованное применение этих методов способно снизить личные затраты (на соблюдение контрактов, безопасность, и т.п.) Государственное вмешательство путем укрепления прав частной собственности может привести к совершенствованию деятельности рынка за счет сокращения ненужных расходов на самозащиту и мониторинг

34 Провалы государства Не все так просто Государство – не волшебник, и даже не делает вид, что учится «Недостатки рынка» не обязательно закрываются государственным вмешательством «Слишком много государства» тоже плохо

35 Провалы государства Рыночные провалы: отсутствие полных и совершенных рынков, асимметрия информации Провалы государства: несоответствие задач общества и элит

36 «Государственный продукт» Услуги по регулированию (штрафы, лицензии, контроль качества и т.п.) Общественные блага (оборона, фундаментальная наука) «Квазиобщественные блага» (образование, наука, инфраструктура) Трансферты (социальное обеспечение, субсидии, субвенции в бюджеты)

37 «Государственный продукт» Не «торгуется» на рынке: нет ценообразования Определяется нерыночным спросом и нерыночным предложением

38 Нерыночный спрос 1. Разрыв между стимулами тех, кто заказывает музыку и тех, кто ее танцует. Узкая группа получателей льгот и прочих госуслуг финансируется за счет всех налогоплательщиков (внешний эффект)

39 Нерыночный спрос 2. Короткий срок политика Экономическая эффективность приносится в жертву сиюминутной политической целесообразности Асимметрия информации политического рынка

40 Нерыночный спрос 3. Переизбирают «деятелей» В основном тех, кто пытается «исправить» провалы рынка, создавая иллюзию дефицита роли государства Рынок земли, затянутость реформ, языковые вопросы

41 Нерыночный спрос 4. Общественный запрос на «наведение порядка» и «твердую руку» Криминализация экономики = «провал рынка», хотя это явное невыполнение функций государства Кризис 2008 г. – следствие недостаточного регулирования инвестбанков, хотя вина возлагается на самих банкиров

42 Нерыночный спрос 5. Лоббизм организаций Экологи, аграрии, шахтеры продавливают усиления роли государства в своих интересах

43 Нерыночное предложение 1. Сложность измерения «государственного продукта» 2. Единственный производитель (монополия) 3. Кто отрегулирует регулятора, когда он вконец зарегулировался?

44 Причины «провалов государства» 1. Ценовой разрыв между доходами и расходами Цены не используются как индикатор ценности и качества госуслуг Перерасход ресурсов (слишком раздутый госсектор) Неповоротливость и инерционность ответов на вызовы рынка

45 Причины «провалов государства» 2. Разрыв мотиваций «собственников» и «менеджеров» Элиты преследуют свои собственные цели, не вполне совпадающие с общественными «Кто мониторит монитора?» - рыночные механизмы контроля не работают 3. Большая зависимость от политического процесса

46 Заключение Провалы государства, как правило, не менее легко идентифицируемы, описываемы и предсказуемы, чем провалы рынка. Провалы государства неотъемлемы от всех видов нерыночной продукции государства.

47 Заключение Являются ли провалы государства более "глубокими", чем провалы рынка, может быть установлено и продемонстрировано только в определенных случаях; в других же такие заключения представляют трудность. Выбор между рынком и государством не есть выбор между несовершенством и совершенством, скорее, это выбор между несовершенными альтернативами.