Средневековый университет как институт мышления В.Л.Данилова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОДИ 80-х годов: несостоявшийся институт методологического мышления Данилова В.Л. XIX Чтения памяти Г.П. Щедровицкого.
Advertisements

Образование, наука и философия в средневековье
Подготовили презентацию ученицы 6 класса Б Асхадуллина Валерия, Дроздкова Наталья, Корнильцева Арина.
© Тольяттинская академия управления Чтения 2008 Педагогика Г.П.Щедровицкого (СМД – педагогика в версии ТАУ)
Особенности методологической рефлексии (в традиции ММК) и формы ее организации В.Л. Данилова.
Лекция 5. Тема: Основные потребности, интересы и ценности человека, его психофизические возможности и связь с социальной активностью. Преподаватель: Ильина.
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
ОБРАЗОВАНИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА. ПЛАН УРОКА 1.Школьное образование. 2.Средневековые университеты. 3.Развитие науки.
Средневековые школы и университеты. . Проблема : Определить основные этапы образования. Понятия : Образование, Школа, Университет, « семь рыцарских добродетелей.
Культура Западной Европы в XI-XV веках. Разработала учитель истории и обществознания Чернореченской ООШ Сергеенко Екатерина Александровна.
Политика как общественное явление 1. Содержание мира политики 2. Причины возникновения политики 3. Понятие политики. 4. Структура политики. 5. Функции.
Формирование метапредметного содержания образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего среднего(полного)
Роль Университета в формировании школьного образования МГУ им. М.В. Ломоносова д.х.н. Марина Глебовна Сергеева.
Институционализация методологического мышления (ММ) Вадим Розин Институт философии РАН Институционализация ММ – это вопрос о дальнейшем развитии и судьбе.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 22 Понятие научной картины мира. Ее исторические формы. Функции научной картины мира (как онтология, форма систематизации.
Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
1 Лекция «Политическая культура и политическое сознание»
Социальный институт.. Содержание. Определение социального института. Типология социальных институтов. Функции социальных институтов. Институционализация.
Формирование ИКТ- компетентности в условиях ФГОС.
Василий Васильевич Давыдов родился 31 августа 1930 года. В 1948 году он окончил школу рабочей молодежи и поступил в Московский государственный университет.
Транксрипт:

Средневековый университет как институт мышления В.Л.Данилова

Самоопределение относительно темы Чтений Тема «институты мышления» привлекает меня как одно из направлений поиска и проектирования форм позволяющих транслировать культуру мышления и воспроизводить условия (возможность) мышления. Другими направлениями можно считать технологизацию мышления и оформление языка (ов) мышления (в частности, обсуждение схематизации как языка гуманитарного мышления). В первую очередь меня занимает здесь проблема трансляция той интеллектуальной культуры, которая была создана в ММК.

Наброски к понятию «институт» Институт – это механизм воспроизводства. Он представляет собой устойчивую связь между мыследеятельностным (нормами деятельности, средствами мышления, языками, стилистикой и формами организации коммуникации, требованиями к рефлексивной организации), социальным и антропным. Институт воспроизводит не только деятельность, но и сообщество, этой деятельностью занимающееся, и человека, способного это делать.

Схема «института» 1 Нормы МД Нормы социал. жизни Нормы индив. жижни

Институт как популятивный объект Эти нормы реализуются на совокупности организаций, относящихся к определенному институту. Таким образом институт представляет собой популятивный объект, целостность которого задается трансляцией специфических для этого института норм, а в качестве отдельных популей выступают отдельные социальные организации.

Схема «института» 2 Нормы МД Нормы соц. жизни Нормы инд. жизни

Институт и рефлектирующее сообщество Выделенные три типа норм изменяются в разном темпе и под влиянием разных условий. В результате между ними возникают рассогласования, которые могут проявляться в конфликтах (внутри организаций или между организациями). Эти конфликты заставляют людей выходить из своих институциональных мест в рефлексивную позицию по отношению к институту в целом. В конечном счете целостность института задается рефлексивной коммуникацией по его поводу.

Схема «института» 3

Институт мышления Исходя из предложенной выше схемы институтом мышления я буду называть такие социокультурные системы, в которых транслируются нормы мышления (логики, способы решения задач, операциональные системы и т.д.), фигура мыслителя (как идеал и/или образец для подражания) и такие формы организации сообществ и коммуникации, которые поддерживают мышление.

Временные рамки выбранного кейса Я буду рассматривать средневековый университет на временном отрезке от XI до XIV века. Здесь можно выделить 3 этапа: XI – XII века; становление университета как нового социокультурного института. XIII век; легитимация первых университетских корпораций (Болонья, Монпелье, Париж и Оксфорд), создание новых университетов по их образцу. XIV век; кризис университета, попытки его преобразования.

Первый этап: достижения На первом этапе в связи с быстрым развитием городов и ростом в них числа разного рода школ складывается: учебное содержание, характерное для средневекового университета (семь свободных искусств, римское право, медицина, теология), образцы и традиции преподавания; латынь как единый для всей Европы язык ученых занятий; образ жизни городского интеллектуала (появляется и само слово «интеллектуал» означающее того, кто занимается мышлением и преподаванием); отношение к ученым занятиям как к ремеслу особого рода, у которого есть свои средства (материальные и идеальные) и свои приемы работы, которым надо учиться; традиция регулярного проведения диспутов и регламентирующие их правила.

Первый этап: источники проблематизации В XII разворачивается работа по переводу и освоению наследия Аристотеля. Его труды становятся очень популярными в школах Парижа и Оксфорда. Активно обсуждается отношение идей Аристотеля и Птолемея к христианским догматам. В университетское обучение втягиваются и достижения арабской мысли (медицина, математика). Преподаватели при этом стремятся к построению непротиворечивых систем знаний и к переорганизации всего содержания образования на основе логики Аристотеля

Второй этап Студенты и преподаватели отдельных школ объединяются в universitas, т.е. сообщества, объединенные присягой, которую их члены приносят друг другу. Университетские корпорации организуют учебный процесс, успешно борются за привилегии (право присуждения ученых степеней, назначения профессоров и ректоров, собственный суд над членами корпорации, право на забастовку), организуют социальную жизнь, создают и поддерживают внутрикорпоративную иерархию. Университеты образуют единую сеть, границы распространения которой совпадают с границами западного христианства. К началу XVI -го века в Европе уже свыше 80-ти университетов. Растет престиж университетов – в частности, потому, что их выпускники становятся как князьями церкви, так и высшими государственными чиновниками. Университет приобретает функцию социального лифта. Содержание университетских дискуссий и размышлений оформляется в философские и теологические системы. Великие мыслители того времени все связаны с университетами - Фома Аквинский, Бонавентура, Роджер Бэкон, Альберт Великий, Дунс Скотт.

Третий этап преодолена противоречивость содержания обучения (ереси осуждены, то, что осталось, систематизировано); обучение все в большей мере становится ориентированным на передачу сложившихся систем понятий и теоретических знаний; Аристотель становится непререкаемым авторитетом, его идеи догматизируются; медицинская практика начинает транслироваться за пределами университетов (аптекари); университеты перестают быть многонациональными, а значит, теряют свою интегрирующую функцию; как процесс преподавания, так и жизнь университетских сообществ все более регламентируется; усиливается социальное и имущественное расслоение внутри университетских корпораций, профессура стремится к статусу аристократов и осваивает соответствующий образ жизни, студенты ищут богатых покровителей; за пределами университетов складываются сообщества новых интеллектуалов, для которых мышление является не ремеслом, а видом аристократического досуга; логика и диалектика теряют авторитет, содержание образования начинает филологизироваться.

Какое мышление было таким образом институционализировано? Я считаю, что здесь сложился институт европейского теоретического мышления, в частности: сложились каналы трансляции логики (как логики Аристотеля, так и диалектики схоластов) и математики (которую тоже можно рассматривать как систему образцов и норм теоретического мышления); была выделена общезначимая совокупность образцов теоретической работы (от Аристотеля и Евклида до Фомы Аквинского); сложился прототип сообщества интеллектуалов – экстерриториального, претендующего на интеллектуальную власть, имеющего собственную социальную иерархию (место в которой зависит от интеллектуальных достижений человека) и собственную систему ценностей (стремление к истине, рациональная объективность, скептицизм); возник и был закреплен (выражен) в произведениях искусства прототип (идеал) интеллектуала – амбициозного, стремящегося к знаниям и пониманию сути вещей, скептически настроенного по отношению к любым традициям и обычаям, не привязанного к определенной территории, зарабатывающего на жизнь интеллектуальным трудом.

Недостатки средневекового университета в качестве института мышления В его устройстве не воспроизводится ни процесс проблематизации, ни целенаправленность и продуктивность мышления. В XI – XII веках эти процессы были обеспечены активностью межкультурных обменов, ростом городов, возникновением новых ремесел и развитием систем церковного и государственного управления. Когда внешняя для университета среда перестала поддерживать эти процессы, то преподавание в университете догматизировалось, а мышление «ушло» в другие социальные организованности.