«Когда человек видит цель, у него вырастают крылья, чтобы достичь ее».
«Целеполагание как средство повышения мотивации учебной деятельности школьников»
Цель исследования: Найти механизмы целеполагания, активизирующие усвоение знаний на уроках биологии.
Задачи исследования: 1. Выявить значимость целеполагания для повышения мотивации и усвоения знаний учащихся; 2. Изучить технологии, активизирующие процесс усвоения знаний; 3. Найти оптимальные механизмы целеполагания; 4. Провести диагностику в исследуемых классах; 5. Апробировать на уроках биологии в 9 – 11 классах.
Цель Предвосхищаемый результат деятельности Предметная проекция будущего Субъективный образ желаемого
«Цель - идеальное предвосхищение результата. К цели ведут только ясные цели для учителя и для его учащихся». В.П.Беспалько
Отличие мастерской от традиционного урока:
Алгоритм построения урока:
I. Индуктор. Ввожу, навожу, побуждаю. Создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.
II. Работа с материалом. 1. Работа в группах. 2. Обсуждение. 3. Разрыв.
Работа в группах: Задание группам: 1) Изучить материал параграфа. 2) Заполнить таблицу: Название органоидаСтроение органоидаФункция органоида
«Разрыв» - учащиеся вовлекаются в индивидуальную проработку противоречивой ситуации, происходит общение и выделение главного.
Вопрос: Какое воздействие оказывает громкая музыка, шум на орган слуха? Вывод: Слишком громкие звуки вредны для слуха. Человек должен быть защищен от вредного воздействия шума. Тишина нам нужна так же, как солнце и свежий воздух.
III. Рефлексия. Учащиеся заполняют графу «Узнали». Производят самоанализ собственных знаний, который позволяет им понять достигли они поставленной цели или нет.
Таблица 1. «Вопрос 5: «При возникновении проблемной ситуации, возникает ли у тебя страх, что ты не справишься с ней (и опускаешь руки)?» Ответы:9 классI полугодие 10 класса Да 124 Не всегда83 Нет 515
Таблица 2. «Вопрос 6: Склонен ли ты к планированию своей деятельности?» Ответы:9 классI полугодие 10 класса Да817 Не всегда105 Нет70 Таблица3. «Вопрос 11: Склонен ли ты доделывать начатое дело, даже если возникают определенные трудности?» Ответы:9 классI полугодие 10 класса Да719 Не всегда112 Нет71
Таблица 4. «Вопрос 9: Способен ли ты к самостоятельной постановке цели, активному стремлению к ее достижению?» Ответы:9 классI полугодие 10 класса Да217 Не всегда103 Нет132 Таблица 5. «Вопрос 14:. Занимаясь определенным видом деятельности, легко ли тебе спрогнозировать результат?» Ответы:9 классI полугодие 10 класса Да816 Не всегда103 Нет73
Таблица 6. «Вопрос 1: Легко ли тебе найти новые варианты решения какой–нибудь задачи?» Ответы:9 классI полугодие 10 класса Да39 Не всегда106 Нет127 Таблица 7. «Вопрос 3: При возникновении затруднений, стремишься ли ты к преодолению появившихся трудностей, и поиску новых способов решения проблемы?» Ответы:9 классI полугодие 10 класса Да28 Не всегда169 Нет75
Таблица 8. «Вопрос 6: Склонен ли ты к планированию своей деятельности?» Ответы:Контрольный 10 А класс Исследуемый 10 Б класс Да717 Не всегда75 Нет20
Таблица 9. «Вопрос 9: Способен ли ты к самостоятельной постановке цели, и активному стремлению к ее достижению?» Ответы:Контрольный 10 А класс Исследуемый 10 Б класс Да217 Не всегда133 Нет12
Таблица 10. «Вопрос 14:. Занимаясь определенным видом деятельности, легко ли тебе спрогнозировать результат?» Ответы:Контрольный 10 А класс Исследуемый 10 Б класс Да216 Не всегда43 Нет103
Теоретические выводы: