Германия - важнейший ярмарочный штандорт мира. Факторы конкурентоспособности и тенденции развития крупнейших ярмарочных центров на рубеже 1990-2000- х.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЗАО «Межрегиональный маркетинговый центр «Оренбург-Москва» Штандортный маркетинг как основа продвижения региона Склонюк Вячеслав Иванович.
Advertisements

Концепция маркетинга Выполнила Хропина Ольга. Концепция маркетинга определяет ориентиры фирмы на настоящие и будущие нужды покупателей и создания приемлемого.
Концепция маркетинга Выполнил Рафиков Эмиль. Концепция маркетинга определяет ориентиры фирмы на настоящие и будущие нужды покупателей и создания приемлемого.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
3.3 Маркетинг страховщика. 3.4 Сущность и виды рекламы.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Характеристика производства безалкогольных напитков в Беларуси Выполнил Якушев И., 4 к., 5 гр.
ТЕМА 1.13 МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЛАНИРОВАНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Лекция 10.
«Управление гостиничным бизнесом». В Послании "Нұрлы жол – путь в будущее" Глава государства особо выделил инфраструктуру для туризма как отдельное направление.
Тема 1. Сущность и значение маркетинга. Вопросы: 1.Понятие, сущность и особенности развития маркетинга 2.Цели и функции маркетинга 3.Основные принципы.
Выполнил студент 4 курса Проскурин Виталий. Ульяновская область входит в состав Поволжского экономического района и Приволжского федерального округа.
1 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Лекция. 2 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ это деятельность, направленная на анализ и сбор информации, которые необходимы для проведения.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Р Ы Н О К Витебский государственный профессиональный лицей 1 машиностроения им. М.Ф. Шмырева 2009.
Внутренняя среда организации. Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное.
УЧЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Балькин Ю. Г., рук. проекта разработки стратегии Ярославской.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
Транксрипт:

Германия - важнейший ярмарочный штандорт мира. Факторы конкурентоспособности и тенденции развития крупнейших ярмарочных центров на рубеже х гг

Основные задачи исследования Осветить экономические и географические аспекты развития международных ярмарок и выставок в Германии, показать место Германии на карте выставочного бизнеса мира Дать сравнительную характеристику 5 ведущих ярмарочных центров страны Оценить конкурентный потенциал, сильные и слабые стороны штандортов международных ярмарок с учетом новейших тенденций в развитии отрасли и современной конкурентной ситуации в мире

Структура работы Глава 1. Общая характеристика ярмарок и выставок как отрасли экономики. Особенности Германии как штандорта - лидера в деле проведения международных ярмарок и выставок. Глава 2. Структура ярмарочной деятельности и основные тенденции развития крупнейших ярмарочных центров страны Ганновер, Дюссельдорф, Лейпциг,Мюнхен и Франкфурт. Глава 3. Характеристика основных факторов конкурентоспособности ярмарочных Ганновер, Дюссельдорф, Лейпциг, Мюнхен и Франкфурт с точки зрения штандортного маркетинга Заключение. Выводы и рекомендации по проведению мероприятий штандортного маркетинга.

Классификация источников информации Основные типы источников информации Работы общеэкономического характера и работы, посвященные проблемам экономического развития отдельных регионов Литература по общим проблемам развития отрасли Монографии и статьи по различным аспектам развития ярмарочного бизнеса Германии, ежегодные обзоры и методические материалы АУМА Справочные и статистические материалы АУМА и ФКМ Справочные материалы и публикации выставочных концернов

Знакомьтесь – основной объект нашей работы Ярмарка -это организуемое с определенной периодичностью рыночное мероприятие с ограниченным временем проведения, на котором многочисленные фирмы-участники демонстрируют образцы основных товаров и услуг одной или нескольких отраслей с целью их дальнейшей реализации преимущественно промышленным заготовителям и предприятиям оптовой торговли. Основной целевой группой фирм- экспонентов на ярмарках являются посетители-специалисты, представляющие отрасли производства товаров и услуг или торговли. Выставки – это рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения, на которых предприятия - участники демонстрируют основные товары или услуги одной или нескольких отраслей с целью их непосредственной реализации или же информирования посетителей об их особенностях и качестве с целью стимуляции сбыта. Основной целевой группой при этом чаще является широкая публика. Международные ярмарки и выставки – это мероприятия, на которых доля зарубежных экспонентов ежегодно превышает 10 %, а посетителей- специалистов из-за рубежа - 5 %, в некоторых случаях отбор производится и по другим критериям. В последние годы в связи с расширением и углублением международных экономических связей именно международные ярмарки для посетителей специалистов приобретают все большее значение в экономике, и именно они будут в дальнейшем преимущественно рассматриваться в этой работе.

Классификация ярмарок и выставок По составу представленных отраслей экономики различают: Универсальные ярмарки и выставки, представляющие весь комплекс товаров как потребительского, так и промышленного значения. Их в Германии больше нет. Примером такой ярмарки была Лейпцигская ярмарка времен ГДР. Многоотраслевые ярмарки и выставки, представляющие основной ассортимент нескольких отраслей промышленности или сферы услуг. Тематические специализированные ярмарки и выставки, ориентированные на определенные группы продуктов, определенные технологии, темы или определенные группы потребителей. Различают также группы ярмарок и выставок предметов потребления и средств производства. Международные ярмарки и выставки – это мероприятия, на которых доля зарубежных экспонентов ежегодно превышает 10 %, а посетителей- специалистов из-за рубежа - 5 %, в некоторых случаях отбор производится и по другим критериям. В последние годы в связи с растущей интернационализацией экономики международные ярмарки для посетителей специалистов приобретают все большее значение в экономике, и именно они будут в дальнейшем преимущественно рассматриваться в этой работе.

под штандортом ярмарочной деятельности в дальнейшем будем понимать место реального или потенциального проведения ярмарок и выставок, включающее в себя ярмарочный комплекс и его окружение в рамках города и тяготеющего к нему экономического района. Каждый штандорт обладает уникальным набором характеристик и условий осуществления ярмарочной деятельности (экономических, социальных, культурных и т.д.), именуемых в дальнейшем штандортными факторами. Экономические процессы последних лет, новые тенденции развития международных ярмарок и выставок на современном этапе способствуют обострению конкурентной борьбы в отрасли, предъявляя все новые и новые требования как к системе организации и проведения мероприятий, так и к качеству ярмарочных штандортов.

В настоящее время в Германии проводится более 200 ярмарок и выставок, относимых АУМА к категории международных. При этом более 130 мероприятий, т.е. около 2/3 всех проводимых в стране, признано Союзом международных выставок (UFI) ведущими в своих отраслях экономики во всем мире. Из 10 крупнейших по выставочной площади европейских ярмарочных центров половина находится в Германии, причем Ганновер является крупнейшим не только в Европе, но и в мире. Всего же на страну приходится 20% всех мировых выставочных площадей: 2,562 млн м 2

Суммарная выставочная площадь павильонов и особенности специализации международных ярмарочных центров Германии

Общее количество регулярно проводимых международных ярмарок и выставок по ярмарочным центрам Германии

Характерные особенности Германии как штандорта выставочной деятельности Полицентрический характер размещения важнейших международных ярмарок и выставок, существование ряда сопоставимых по значимости центров ярмарочной деятельности, специализирующихся на проведении ярмарок и выставок с различной тематикой. Значительная территориальная концентрация отрасли. В настоящее время в стране 23 ярмарочных центра, в которых проводится хотя бы одна международная ярмарка или выставка. При этом почти 60 % площадей выставочных залов приходится на первые 5 крупнейших по площади выставочных павильонов центров. Преобладание тематических мероприятий для посетителей – специалистов, к которым относится около 90 % всех ежегодно организуемых в стране ярмарок и выставок. Долевое участие в капитале большинства предприятий- организаторов ярмарок и выставок администраций городов и федеральных земель. Повышенная доля зарубежных экспонентов и посетителей и постоянное ее увеличение в последние годы. В 200 году 49,9 % экспонентов и 20,6 % посетителей приехали из-за рубежа.

Выдвижению Германии в ряд лидеров в ярмарочном деле способствовал ряд факторов. 1.Давние традиции и значительный опыт проведения крупных ярмарок и промышленных выставок. 2. Выгодное географическое положение страны, заметно улучшившееся в последние десятилетия в связи с изменением политических режимов в странах Восточной Европы. а) Расположение в центре крупного высокоразвитого и экономически все более интегрируемого региона ЕС б) Близость к вновь открывшимся рынкам Центральной и Восточной Европы 3. Мощная промышленность с высокой долей наукоемких отраслей и развитая сфера услуг, высокая экспортность экономики, большое значение в ней различных форм международных отношений, роль страны как одного из мировых экономических лидеров. 4.Высокоразвитая транспортная инфраструктура на макро-, мезо- и микроуровне. 5.Высококачественная инфраструктура на территории ярмарочных центров и их крупные размеры. 6.Привлекательность страны для международного туризма. 7 Высокое качество мероприятий, преобладание узкоспециализированных тематических ярмарок и выставок; гибкая система организации и проведения, планирования и согласования сроков отдельных мероприятий. 8. Постоянное сотрудничество и кооперация фирм-организаторов ярмарок и выставок, отраслевых и профессиональных организаций, фирм – участников выставок, научно-исследовательских институтов и государства в рамках АУМА и других организаций координирующих ярмарочную деятельность в стране. 9. Конкуренция штандортов на территории Германии, способствующая совершенствованию отдельных ярмарочных центров. В последние несколько десятилетий известно несколько случаев перенесения мероприятий на новый штандорт с лучшими конкурентными условиями

Новейшие тенденции, определяющие конкурентную ситуацию в выставочном бизнесе: 1 ) Научно-технический прогресс: - появление новых отраслей производства и непроизводственной сферы, экспонируемых на ярмарках и выставках; развитие ассортимента традиционных отраслей и увеличение числа экспонатов и экспонентов каждого мероприятия; - заметное усложнение технических характеристик продукции; -ускорение темпов инноваций -активное развитие новых средств коммуникации, во многом заменяющих ярмарку 2) Интернационализация экономик: -увеличение открытости экономики и усиления взаимосвязи региональных и отраслевых мировых рынков; -появление новых «фокусов силы», новых рынков и штандортов международных ярмарок в растущих регионах; -региональная экономическая интеграция.

Новейшие тенденции, отражающие реакцию выставочного бизнеса на изменение условий конкуренции 1. Наиболее эффективным типом мероприятий в данных условиях стали специализированные тематические ярмарки, основными посетителями которых являются квалифицированные специалисты из соответствующих отраслей экономики. 2. Повысилась роль информационной функции выставочных мероприятий, они также чаще сопровождаются конференциями, симпозиумами. 3. Внедрение новых мультимедийных технологий на выставочные стенды, использование новейших средств и методов коммуникации при подготовке и проведении мероприятия, появление феномена электронной ярмарки. 4. Изменения роли отдельных факторов в определении уровня конкурентоспособности мероприятия и центра ярмарочной деятельности. Результат: резкое обострение конкуренции в выставочном бизнесе, борьба между отдельными компаниями за клиентов и между регионами за проведение выставочных мероприятий. В связи с тем, что работа написана на географическом факультете, в ней пришлось ограничиться рассмотрением географической составляющей…..

Вопросами улучшения качества штандорта и его приспособления к новейшим требованиям рынка занимается штандортный маркетинг. Под последним понимается является концептуальным подходом, обеспечивающим эффективное осуществление стратегического рыночного планирования для территорий. Справа представлены ключевые этапы в штандортном маркетинге. Наше исследования относится к блоку номер 2: Проведение аудита территории: анализ сильных и слабых сторон штандорта, возможностей и рисков для его развития с учетом факторов внешней среды и потребностей целевых групп. 1. Предварительный анализ: определение перспективных целевых групп, их потребностей, предварительная постановка целей ШМ 2.Проведение аудита территории: анализ сильных и слабых сторон штандорта, возможностей и рисков для его развития с учетом факторов внешней среды и потребностей целевых групп. 3. Определение целей развития и перспективного «видения» штандорта (образ штандорта в перспективе) 4.Разработка маркетинговых стратегий для штандорта 5.Составление плана действий и конкретных мероприятий, координация действий различных субъектов ШМ, налаживание эффективного менеджмента предстоящих мероприятий 6.Реализация мероприятий ШМ: воплощение плана развития в реальность 7.Аудит маркетинговой деятельности: оценка эффективности проведенных мероприятий и их менеджмента, соответствие результатов поставленным целям развития штандорта

Основные факторы, определяющие конкурентоспособность штандорта международных ярмарок и выставок I Экономико-географическое положение и особенности экономики города и окружающего его региона: ( напр. общая характеристика экономики региона, ее важнейшие структурные особенности, наличие фирм-потенциальных поставщиков участников и посетителей выставок) II Транспортно-географическое положение региона, развитие транспортной инфраструктуры на макро-, мезо- и микроуровнях. (напр. наличие международного аэропорта, возможность быстрого достижения территории ярмарочного центра на личном или общественном транспорте, территориальная близость ярмарочного центра, вокзалов, аэропорта и гостиниц) III Развитие гостиничной инфраструктуры (напр. общее количество спальных мест в гостиницах различных категорий,распределение по ценовым категориям) IV Качество инфраструктуры и возможности ее усовершенствования на территории ярмарочного комплекса (напр. общая выставочная площадь, соотношение выставочных площадей павильонов и под открытым небом, возможности для расширения, техническая инфраструктура павильонов и территории ярмарочного комплекса в целом; а также экологичность и эстетическая ценность ярмарочного комплекса) V Имидж и атмосфера города- "мягкие штандортные факторы": (напр. «присутствие на карте мира», основные черты международного имиджа города, наличие памятников истории и архитектуры, культурных мероприятий, экологическая обстановка и эколого-эстетическая ценность городских ландшафтов)

В нашей же работе мы ограничимся рассмотрением нескольких ярмарочных центров Германии, оценка их конкурентоспособности и тенденций развития в дальнейшем может служить образцом для подобных исследований, касающихся остальных ярмарочных центров. Для анализа выбраны пять городов –ярмарочных центров: Ганновер, Дюссельдорф, Лейпциг, Мюнхен и Франкфурт. Все эти города находятся в разных экономических районах страны. В то же время в каждом из этих районов город является самым крупным и значимым ярмарочным центром с самой разнообразной специализацией. Развитие ярмарочной деятельности в этих городах происходило в своеобразных исторических и социально- экономических условиях, в связи с чем в каждом центре сформировалась особая отраслевая структура мероприятий и региональная структура посетителей и экспонентов, а также наблюдаются разнонаправленные тенденции развития. Далее будет рассмотрена структура ярмарочных мероприятий и тенденции их развития, проведен подробный анализ факторов развития пяти выбранных ярмарочных центров.

Результаты анализа. тенденций развития ярмарочных центров Условные обозначения, используемые в таблице: ; + - исключительно положительные тенденции развития; ++- -разнонаправленные тенденции развития, преобладание положительных; +- - разнонаправленные тенденции развития, компенсирующие друг друга; --+ разнонаправленные тенденции развития с преобладанием отрицательных; - - исключительно отрицательные тенденции развития : Основные черты динамики ярмарочной деятельности в ярмарочных центрах Ганновер, Дюссельдорф, Лейпциг, Мюнхен и Франкфурт в г. ГанноверДюссельдорфЛейпцигМюнхенФранкфурт Сданные в аренду выставочные площади Число экспонентов Число экспонентов из-за рубежа Число посетителей Посетители из-за рубежа Средний размер ярмарочного стенда Интенсивность посещения Интенсивность контактов Доля зарубежных экспонентов Доля зарубежных посетителей

Особенности специализации экономики городов и их ярмарочных центров Основные отрасли специализации промышленности региона Основные отрасли специализации непроизводственной сферы регионаОсновные темы ярмарок Ганновер Автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, производство резины и резинотехнических изделий, электроэнергетика, строительство Страхование, транспорт, логистика, коммунальные услуги, наука (исследования в области энергетики и охраны окружающей среды), гостиничное дело Инвестиционные товары для разных отраслей промышленности; телекоммуникации и информационные технологии; сельское хозяйство и биотехнология; автомобили; металлообработка Дюссельдор ф Металлургия и металлообработка, производство металлоконструкций, общее машиностроение, химическая, кожевенная, текстильная, швейная, пищевая оптовая торговля, сотовая связь, СМИ, мода и дизайн, реклама материалы и производственные технологии (металлы, пластмассы и прочие синтетические материалы, каучук); автоматизация и производственное оборудование (для металлургии и др.); упаковка товара; полиграфия и реклама; мода; гигиена, спорт и здоровье; свободное время, развлечения, косметика Лейпциг Общее машиностроение, автомобилестроение, энергетика; электротехника, точное машиностроение и оптико-механическая промышленность; химическая, пищевая, полиграфическая, строительство телекоммуникации и информационные технологии, СМИ, издательское дело, наука (исследования по биотехнологии и охране окружающей среды) потребительские товары, экология, книги, автомобили, строительство и инвестиции Мюнхен автомобилестроение, авиаракетостроение, электротехника, электроника, оптико- механическая, полиграфическая, швейная, пивоварение телекоммуникации, транспорт и логистика, страховое дело, банки, инжинириг, реклама, недвижимость, гостиничное дело, СМИ, наука электроника, телекоммуникации; инвестиции и строительство; инвестиционные товары для наукоемких отраслей промышленности; ремесленные изделия и ремесленное оборудование; потребительские товары, спорт, туризм Франкфурт автомобилестроение, авиаракетостроение, электроника, оптико-механическая, химическая, кожевенная Финансы, реклама, международные транспортные перевозки, наука, СМИ, телекоммуникации потребительские товары, текстиль, архитектура и техника, книги, финансы

Особенности экономико-географического положения и социально-экономическая ситуация в регионе результаты анализа ГанноверДюссельдорфЛейпцигМюнхенФранкфурт Международная значимость региона Высокая международная значимость как центра международных ярмарок Международная значимость как административного, финансового, производственного центра; наиболее высокая доля иностранных фирм в общем их числе среди крупных городов Германии; лидер по числу штаб-квартир крупнейших европейских фирм Международная значимость пока невелика, перспективный центр телекоммуникаций и высоких технологий, международных ярмарок и выставок и международного туризма Высокая международная значимость как административного центра, центра высоких технологий, телекоммуникаций, страхования, туризма Высокая международная значимость как административного, финансового, транспортного, телекоммуникационного центра Особенности специализации экономики региона, совпадения с основными темами международных ярмарок Незначительное совпадение отраслей специализации региона с отраслями специализации международных ярмарок, невысокий региональный потенциал экспонентов и посетителей Совпадение тем многих ярмарок и выставок с основными отраслями специализации региона Совпадение тем крупнейших ярмарок с отраслями специализации экономики региона Совпадение тем крупнейших международных ярмарок с отраслями специализации экономики региона Лишь некоторые темы ярмарок совпадают с отраслями специализации региона Развитие отраслей сферы услуг, обслуживающих ярмарки и выставки Достаточное развитие сферы услуг, особенно таких ее отраслей как транспортные перевозки, промышленный дизайн Достаточное, особенно такие отрасли как телекоммуникации, реклама, дизайн достаточное, особенно строительство и транспортные перевозки Достаточное, самые отрасли Достаточное, особенно транспорт, финансы, телекоммуникации Ситуация на рынке рабочей силы а) требования к оплате труда Умеренныеумеренныевесьма умеренныевысокие б) уровень квалификации средний и высокий высокий Высокий в) достаточное количество Дада ДаНет

Особенности транспортно-географического положения и развития транспортной инфраструктуры ГанноверДюссельдорфЛейпцигМюнхенФранкфурт 1) макро- и мезоуровень Аэропорт межрегиональной значимости аэропорт международной значимости аэропорт межрегионального значения, в перспективе - один из крупных узлов по связям с Вост. Европой аэропорт международного значения аэропорт международного значения, крупнейший в Европе а)Воздушное сообщение б)Ж.-д. сообщение Ж.-д. вокзал общеевропейского значения в)Автодорожная сеть пересечение крупных трансъевропейских магистралей 2) микроуровень на окраине города в центральной части города а)расположение ярмарки внутри города б) время в пути до аэропорта, связь с ним 20 мин, автомобиль ж.-д, 5 мин, автомобиль, автобус мин., автомобиль, автобус, ж.-д 35 мин, автомобиль, автобус 12 мин, автобус,, автомобиль, ж.-д в)время в пути до ж.-д вокзала, связь с ним 10 мин, автомобиль, ж.-д, 10-15мин, автомобиль, метро, ж.-д., автобус 8-20мин, автомобиль, ж.-д. трамвай, автобус 20 мин, автомобиль, автобус, ж.-д,, метро мин, автомобиль, метро, ж.-д. г) время в пути до центра города, связь с ним 10 мин, автомобиль, ж/д, мин, автомобиль, метро, ж.-д, автобус 8-20мин, автомобиль, ж.-д трамвай, автобус 20 мин, автомобиль, автобус, ж.-д, метро мин, автомобиль, метро, ж.-д. д) связи с регионами на общественном транспорте хорошие недостаточно развитыхорошие е) прочие примечания наличие специальных автомагистралей внутри города ведущих к ярмарке, благоприятная ситуация на дорогах возможность попадания на территорию ярмарки минуя центр города, относительно благоприятная ситуация на дорогах непосредственное соединение территории ярмарки с грузовой ж.-д веткой, соединение территории ярмарки с грузовой ж.-д. веткой

Развитие гостиничного сектора, инфраструктура на территории ярмарочного центра и имидж региона Развитие гостиничного сектораГанноверДюссельдорфЛейпцигМюнхенФранкфурт а) качество высокое, дополнение мест в гостиницах частным секторамвысокое б) количествоДостаточное нехватка в отдельные месяцы, компенсация благодаря развитию региональной сети достаточное, особенно строительство и транспортные перевозкидостаточно в) уровень ценУмеренныйпериодически завышенныйвесьма умеренныйзавышенный Качество инфраструктуры на территории ярмарочного центра а)этажность залов преимущественно одноэтажные Одноэтажныеодноэтажные преимущественно многоэтажные б) структура размещения павильонов по территории ярмарки сложная многорядная структура, усложнение ориентации кольцевая, простая ориентация на территории ярмарочного центра смешанная линейно- кольцеваяосевая смешанная линейно- кольцевая в)делимость территориипроизвольнаяделимость на 4 части каждый зал может быть использован для отдельного мероприятия2- 6 частейделимость на 3 части г) уровень технической и транспортной инфраструктурывысокий д)ландшафтно-эстетическая ценностьвысокаясредняявысокаясредняя е) возможности для расширениядаограниченыДадаограничены, но есть ж) парковочные местадостаточно недостаток во время отдельных мероприятийдостаточное, недостаток во время отдельных крупных мероприятийдостаточно Имидж региона а) международная известностьда б) культурно-историческая ценностьсредняявысокая в) торговляда г) экологическая обстановка, благоприятность для проживания человекавысокаясредняя высокаясредняя

Выводы. В целом рассматриваемые нами ярмарочные центры обладают весьма благоприятным сочетанием штандортных факторов. Это обеспечивает высокую степень их конкурентоспособности как среди мировых ярмарочных штандортов, так и внутри Германии. Наибольшие различия между городами наблюдаются в характеристике «мягких штандортных факторов»(имидж и атмосфера города, ландшафтно-эстетическая ценность ярмарочного комплекса), а также транспортной инфраструктуры на микроуровне и развитии гостиничной сети. В последние годы развитие идет в направлении улучшения сочетания факторов конкурентоспособности ярмарочных штандортов.

Рекомендации по проведению мероприятий штандортного маркетинга Среди 5 рассмотренных нами штандортов ярмарочной деятельности наиболее отличаются от других Лейпциг и Ганновер. Уступая остальным регионам по общему экономическому потенциалу, разнообразию функций, выполняемых на международном уровне, данные регионы выделяются по таким параметрам как качество гостиничной инфраструктуры ( разветвленная гостиничная сеть высокого качества обслуживания, большое количество мест в гостиницах в непосредственной близости от ярмарки или центра города, уровень цен ( особенно Лейпциг)). Уникальной особенностью Ганновера является дополнение гостиниц и отелей частным сектором. В настоящее время данные штандорты отличаются также высоким качеством региональной транспортной сети ( причем в Лейпциге этот параметр изменился в положительную сторону прежде всего в последние несколько лет), хорошим развитием общественного транспорта. Их ярмарочные комплексы отличаются среди прочих высокой -эстетической оценкой. На фоне агломераций Германии, и особенно в отличие от Дюссельдорфа, Мюнхена и Франкфурта регионы отличаются также более низким уровнем цен (особенно Лейпциг). Наконец, данные города выделяются также большой лояльностью населения по отношению к ярмарке, связанной в его представлении с благополучием города. В международном имидже это прежде всего ярмарочные города. Лейпциг помимо этого является также важным культурным центром страны, и в настоящее время уже вошел в десятку крупнейших туристических центров Германии. Весьма благоприятным сочетанием штандортных факторов обладает Мюнхен. Мощный потенциал региональной экономики, функции административного, культурного, научного центра, господством в экономике самых современных отраслей являются благоприятными факторами для привлечения в регион инвестиций, туристов и участников и посетителей международных выставок и ярмарок из других регионов. Мощная экономика и высокий уровень квалификации рабочей силы обеспечивают также значительный региональный потенциал посетителей и участников ярмарок и выставок. Согласно исследованию, проведенному НФО Инфратест Мюнхен получает наивысшую оценку среди 12 крупнейших ярмарочных центров Германии по таким параметрам как имидж города и ярмарочный комплекс, развитие транспортной инфрастуктуры. Важным плюсом данного штандорта является также благоприятное экологическое окружение, отсутствие как в прошлом, так и в настоящем крупных вредных производств, большое количество зелени в городе. Среди недостатков штандорта можно назвать высокий уровень цен. Ряд недостатков характерен также для гостиничной сети Мюнхена – так, несмотря на высокое качество и разнообразие, для нее характерен завышенный уровень цен, особенно во время крупных мероприятий, недостаток мест в непосредственной близости к территории ярмарки, слабая кооперация служб резервирования мест в гостиница с регионами ( в отличие от Ганновера), слабые связи с регионом на общественном транспорте. К настоящему времени заложены основы для кооперации руководства ярмарки и крупнейших гостиничных предприятий города. Так, совместно с концерном Арабелла создана служба по резервированию мест в гостиницах, при этом отели, сотрудничающие с ней проходят специальную проверку на соответствие предоставляемых услуг необходимым нормам. В дальнейшем потребуется расширение сотрудничества в этой сфере. Как ярмарочный центр Мюнхен является относительно менее известным, чем другие города, в связи с этим мероприятия штандортного маркетинга можно нацелить также на увеличение его известности именно как крупного ярмарочного центра. Дюссельдорф выделяется благоприятным транспортно-географическим положением, мощной региональной экономикой. В результате здесь возникает значительный потенциал участников и посетителей ярмарок и выставок, тематически тесно переплетающихся с отраслями специализации Дюссельдорфа и соседних городов. В целом штандорт обладает положительным имиджем, хотя в мире он несколько менее известен чем Мюнхен или Франкфурт. Как и для Мюнхена, для Дюссельдорфа является характерным завышение цен в гостиницах города во время крупных мероприятий, однако благодаря большой мощности сети в регионе Дюссельдорфа, ее гораздо более низкой загруженности и уровню цен этот недостаток выражен не так остро. Некоторые недостатки наблюдаются в развитии транспортной сети города, прежде всего речь идет о ситуации на автодорогах, ведущих от центра города к территории ярмарки. Франкфурт выигрывает как ярмарочный штандорт благодаря разнообразию международных функций, развитию самых современных отраслей сферы услуг, первоклассной транспортной сети как на макроуровне так и в регионе. Однако в отличие от Дюссельдорфа и Мюнхена потенциал промышленности города и региона гораздо слабее, многие тематические мероприятия на которых специализирован ярмарочный центр совершенно не совпадают с отраслями специализации экономики. При этом, правда, усиливается международных характер ярмарок, однако более высоки оказываются требования ко всем прочим факторам. Среди недостатков также завышенные цены в гостиницах города во время крупных мероприятий, причем региональная сеть, в отличие от Дюссельдорфа, гораздо менее мощная и не составляет такой альтернативы городской сети как в Дюссельдорфе. Кроме того, требуется проведения ряда мероприятий по дальнейшему улучшению имиджа города. Слабее оценивается в регионе и параметр «рабочая сила».