Набоков: творчество и эпоха Произведения Критика и литературоведение Произведения В. Набокова в театре и кино Эпоха Биография
Произведения Проза Поэзия Драматургия Автобиография Эссе, рецензии Литературоведение Интервью Вернуться
Критика и литературоведение о творчестве В. Набокова Эмигрантская критика х гг. Российское литературоведение Зарубежная критика и литературоведение Вернуться
Произведения В. Набокова в театре и кино Экранизации Театральные постановки Вернуться
Эпоха Исторический очерк Наука и техника на рубеже веков Литература и искусство в первой половине XX века Философские искания Вернуться
Биография Этапы жизни и творчества Биография Вернуться
В. В. Набоков ( ) периоды жизни и творчества
Детство и юность РОССИЯ ПЕТЕРБУРГ, Выра
Первые годы эмиграции КРЫМ АНГЛИЯ, учеба в Кембридже
Европейский (Берлинский) период Женитьба и рождение сына Активная литературная деятельность
Американский период Преподавательская деятельность Создание самого известного романа «Лолита»
Второй европейский период ШВЕЙЦАРИЯ, Монтре
Exegi monumentum…
Набоков и Петербург
… Навеки в душе моей, как чудо, сохранится твой легкий лик, твой воздух несравненный, твои сады, и дали, и каналы, твоя зима, высокая, как сон о стройности нездешней… «Петербург», 1923 г.
Образы Петербурга в творчестве В. Набокова В. Набоков в Петербурге
«Другие берега»: дом на Морской …У нас был на Морской (47) трехэтажный, розового гранита, особняк с цветистой полоской мозаики над верхними окнами. Я там родился – в последней (если считать по направлению к площади, против нумерного течения) комнате, на втором этаже – там, где был тайничок с материнскими драгоценностями: швейцар Устин лично повел к нему восставший народ через все комнаты в ноябре 1917 года.
Фрагмент витража Дом на Морской Комнаты в доме Набоковых
9 мая 1899 года В. Набоков был крещен в церкви Святых Двенадцати Апостолов при Главном Управлении почт. Крестные родители: Иван Васильевич Рукавишников и Мария Фердинандовна Корф. (здание сохранилось) Род Набоковых
… Дайте мне, на любом материке, лес, поле и воздух, напоминающие Петербургскую губернию, и тогда душа вся перевертывается. Каково было бы в самом деле увидать опять Выру и Рождествено, мне трудно представить себе несмотря на большой опыт. Часто думаю: вот, съезжу туда с подложным паспортом, под фамильей Никербокер... Владимир Набоков, "Другие берега" Дом Набоковых в Выре
«Другие берега»: Выра и Рождествено Его (В. Рукавишникова) александровских времен усадьба, белая, симметричнокрылая, с колоннами и по фасаду, и по антифронтону, высилась среди лип и дубов на крутом муравчатом холму за рекой Оредежь, против нашей Выры. Рождествено сегодня
… это был очаровательный, необыкновенный дом. По истечении почти сорока лет я без труда восстанавливаю и общее ощущение и подробности его в памяти: шашечницу мраморного пола в прохладной и звучной зале, небесный сверху свет, белые галерейки, саркофаг в одном углу гостиной, орган в другом, яркий запах тепличных цветов повсюду… «Другие берега»
«Другие берега»: училище Мне было одиннадцать лет, когда отец решил, что получаемое мною домашнее образование может с пользой пополняться школой. В январе 1911-го года я поступил в третий семестр Тенишевского Училища…
«Другие берега»: Тамара …Тамара, в своей скромной серой шубке, и я с кастетом в бархатном кармане пальто, принуждены были странствовать по улицам, по обледенелым петербургским садам, по закоулкам… Мы сиживали на скамейках в Таврическом Саду, сняв сначала ровную снежную попону с холодного сидения, а затем варежки с горячих рук …
15 ноября 1917 г. В.Набоков уезжает в Крым вслед за другими членами семьи, покинувшими Петроград ранее. В родной город он не вернется никогда, но и ни в одной части мира не обретет настоящего дома… … Отдал бы я полмира, Чтоб снова увидать мир яркий, молодой, который видел я, когда ходил зимой вдоль скованной Невы великолепным утром! Снег, отливающий лазурью, перламутром, Туманом розовым подернутый гранит, - как в ранние лета все нежит, все пленит!... «Детство», авг.1918 Вернуться к началу
Мотив утраты Тексты Увы! Все, все теперь мне кажется другим: собор не так высок, и в сквере перед ним давно деревьев нет, и уж шаров воздушных, румяных, голубых, всем ветеркам послушных, на серой площади никто не продает... Да что и говорить! Мой город уж не тот...
Приземистый вагончик темно-синий, пером скользя по проволоке тонкой, через Неву пушистую по рельсам игрушечным бежит себе, а рядом расчищенная искрится дорожка меж елочек, повоткнутых в сугробы: бывало, сядешь в кресло на сосновых полозьях, - парень в желтых рукавицах за спинку хвать, - и вот по голубому гудящему ледку толкает, крепко отбрасывая ноги, косо ставя ножи коньков, веревкой кое-как прикрученные к валенкам, тупые, такие же, как в пушкинские зимы...
Тревожишь ты меня, сон дальний, сон неверный... Как сказочен был свет сквозь арку над Галерной! А горка изо льда меж липок городских, смех девочек-подруг, стук санок удалых, рябые воробьи, чугунная ограда? О сказка милая, о чистая отрада!
Цветовая гамма Мне чудится в Рождественское утро мой легкий, мой воздушный Петербург... Я странствую по набережной... Солнце взошло туманной розой. Пухлым слоем снег тянется по выпуклым перилам. И рысаки под сетками цветными проносятся, как сказочные птицы; а вдалеке, за ширью снежной, тают в лазури сизой розовые струи над кровлями: как призрак золотистый, мерцает крепость (в полдень бухнет пушка: сперва дымок, потом раскат звенящий); и на снегу зеленой бирюзою горят квадраты вырезанных льдин.
Цветовая гамма Тексты Санкт-Петербург Ко мне, туманная Леила! Весна пустынная, назад! Бледно-зеленые ветрила дворцовый распускает сад. … Леила, полно, перестань, не плачь, весна моя былая. На вывеске плавучей - глянь - какая рыба голубая. В петровом бледном небе - штиль, флотилия туманов вольных, и на торцах восьмиугольных все та же золотая пыль. 1924
Цветовая гамма Проснешься, бывало, летним утром и сразу, в отроческом трепете, смотришь: какова щель между ставнями? Ежели водянисто-бледна, то валишься назад на подушки; не стоит и растворять ставни, за которыми заранее видишь всю досадную картину - свинцовое небо, рябую лужу, потемневший гравий, коричневую кашицу опавших соцветий под кустами сирени и преждевременно блеклый древесный листок, плоско прилипший к мокрой садовой скамейке!......
Проснешься, бывало, летним утром и сразу, в отроческом трепете, смотришь: какова щель между ставнями? Ежели водянисто-бледна, то валишься назад на подушки; не стоит и растворять ставни, за которыми заранее видишь всю досадную картину - свинцовое небо, рябую лужу, потемневший гравий, коричневую кашицу опавших соцветий под кустами сирени и преждевременно блеклый древесный листок, плоско прилипший к мокрой садовой скамейке! Но если ставни щурились от ослепительно-росистого сверканья, я тотчас принуждал окно выдать свое сокровище: одним махом комната раскалывалась на свет и тень. Пропитанная солнцем березовая листва поражала взгляд прозрачностью, которая бывает у светло-зеленого винограда; еловая же хвоя бархатно выделялась на синеве, и эта синева была такой насыщенности, какою мне довелось опять насладиться только много лет спустя в горнобуровой зоне Колорадо. Сыздетства утренний блеск в окне говорил мне одно, и только одно: есть солнце - будут и бабочки. «Другие берега»
Некоторые итоги Набоков – мастер не столько цвета, сколько оттенка Как отражение противоречивого характера города чаще других встречаются «ЦВЕТОВЫЕ ЭПИТЕТЫ» бледно-зеленый, линялый охряный, седой, серебристый, голубой, полусерый, полузолотой, свинцовый, рябой, блеклый, водянисто-бледный перламутровый, лазурный, розовый, золотистый, румяный, прозрачный, светло-зеленый, фиолетовый, синий
Город смерти и апокалипсиса Он на трясине был построен средь бури творческих времен: он вырос - холоден и строен, под вопли нищих похорон. …
И оснеженный, в дымке синей однажды спал он, - недвижим, как что-то в сумрачной трясине внезапно вздрогнуло под ним. И все кругом затрепетало, и стоглагольный грянул зов: раскрывшись, бездна отдавала зaвopoженныx мертвецов. И пошатнулся всадник медный, и помрачился свод небес, и раздавался крик победный: "Да здравствует болотный бес". Петербург Он на трясине был построен средь бури творческих времен: он вырос - холоден и строен, под вопли нищих похорон. Он сонным грезам предавался, но под гранитною пятой до срока тайного скрывался мир целый, - мстительно-живой. Дышал он смертною отравой, весь беззаконных полон сил. А этот город величавый главу так гордо возносил.
Но иногда во сне я слышу звуки далекие, я слышу, как в раю о Петербурге Пушкин ясноглазый беседует с другим поэтом, поздно пришедшим в мир и скорбно отошедшим, любившим город свой непостижимый рыдающей и реющей любовью. И слышу я, как Пушкин вспоминает все мелочи крылатые, оттенки и отзвуки: "Я помню, - говорит, - летучий снег, и Летний Сад, и лепет Олениной... Я помню, как, женатый, я возвращался с медленных балов в карете дребезжащей по Мильонной, и радуги по стеклам проходили, но, веришь ли, всего живее помню тот легкий мост, где встретил я Данзаса в январский день, пред самою дуэлью..." Город Пушкина
Петербург в творчестве В. Набокова мотив утраты мотив холода, зимы детское восприятие, сказочный облик города Город Пушкина Цветовая гамма Петербург – город апокалипсиса Целостный облик + внимание к деталям
Эпилог Санкт-Петербург - узорный иней, ex libris беса, может быть, но дивный... Ты уплыл, и ныне мне не понять и не забыть. Мой Пушкин бледной ночью, летом, сей отблеск объяснял своей Олениной, а в пенье этом сквозная тень грядущих дней. И ныне: лепет любопытных, прах, нагота, крысиный шурк в книгохранилищах гранитных; и ты уплыл, Санкт-Петербург. И долетая сквозь туманы с воздушных площадей твоих, меня печалит музы пьяной скуластый и осипший стих. Берлин,