О состоянии социально-трудовой сферы села области в 2011г. (по данным ежегодного доклада Центра социальной политики и мониторинга сельского развития ВНИИЭСХ)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Выполнил: Мельников Дмитрий, студент II курса 204 группы.
Advertisements

Межрегиональное управление Министерства регионального развития Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу Социально-экономическое развитие.
28 июня 2012 года О состоянии трудовых ресурсов Кировской области и обеспечении экономики области квалифицированными кадрами Мачехин Георгий Николаевич,
Программа социально-экономического развития Прионежского муниципального района на годы.
Межрегиональное управление Министерства регионального развития Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу Социально-экономическое развитие.
Социально-экономическое развитие Алтайского края за январь - июль 2008 года Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.
1 Постановление Правительства Правительства РФ РФ от Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области г.Иваново,
"Российский рынок труда в новых экономических и демографических условиях" Сухотина Ксения Анатольевна, Развитие Бизнес – Систем.
1 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010 ГОДУ.
Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области г.Ростов-на-Дону.
Демографическая ситуация Луганского М.О.. Оглавление: Введение Глава 1 "Демографический портрет планеты" 1.1 Соотношение мужского и женского населения.
На самом деле нет. Дальний Восток РФ В состав Дальневосточного федерального округа входят 9 субъектов федерации: 1. Амурская область 2. Еврейская автономная.
Г. Москва 18 июня 2013 г. Директор Департамента дополнительного образования детей, воспитания и молодёжной политики Минобрнауки России А.Э. Страдзе О МЕРАХ.
Итоги социально- экономического развития Крапивинского района в 2009 году.
Программа комплексного социально- экономического развития Катайского района Курганской области на годы докладчик: Малышев Юрий Геннадьевич,
Михаил Юрьевич Дитятковский, Министр труда и социального развития Омской области.
Тема: «Трудовые ресурсы и экономически активное население России»
Программа социально-экономического развития муниципального образования города Кургана на 2013 год и плановый период до 2015 года.
В Новосибирской области сложился относительно высокий уровень экономической активности населения.
О ситуации на рынке труда Омской области и о ходе реализации региональной программы, предусматривающей дополнительные мероприятия, направленные на снижение.
Транксрипт:

О состоянии социально-трудовой сферы села области в 2011г. (по данным ежегодного доклада Центра социальной политики и мониторинга сельского развития ВНИИЭСХ) и перспективы ее изменения в условиях вступления в ВТО Засл. деятель науки РФ, проф. Белокрылова О.С.

Специфику развития социально- трудовой сферы села определяют: 1. Поворот стратегии развития страны от постиндустриализации к реиндустриализации или неоиндустриализации 2. Вступление в ВТО 3. Сложные климатические условия лета 2012г.

Повышение вероятности второй волны кризиса обострило проблему постиндустриального развития, поскольку планетарный перенос производства сначала «грязного» в развивающиеся страны, а затем и всего негативно воздействует на динамику доходов населения, формируя безработицу. В условиях кризиса снижается спрос прежде всего на услуги, что повышает степень нестабильности экономик, лишенных промышленности. Объективно возникает проблема новой индустриализации (неоиндустриализации) или реиндустриализации.

Проблема неоиндустриализации для России обостряется, во-первых, недоиндустриализацией, а во-вторых – деиндустриализацией в ходе рыночно- трансформационных преобразований. Поэтому неоиндустриализация - важнейший императив как развитых стран, так и стран с переходной экономикой. Е.Примаков: неизбежность «реиндустриализации нашей страны можно считать альтернативой прыжку России в постиндустриальный мир»[1].[1] [1] Примаков Е год: взгляд в будущее // Российская газета марта. С. 1. [1]

Однако одним из сильнейших ограничителей неоиндустриализации, прежде всего, в сельском хозяйстве выступает суженное воспроизводство трудового потенциала, проявляющееся, с одной стороны, в неполной занятости рабочей силы - безработице, а с другой – в ухудшении ее количественно- качественных его характеристик.

2. Вступление России ВТО В России средняя стоимость рабочей силы в производстве - 10долл. в день, в Мексике – 8 долл., в Индии – 6, в Китае еще меньше Но «белые воротнички в России на порядок дешевле, чем в Мексике, Индии, Китае. Поэтому нам целесообразно развивать не трудоемкие, а знаниеемкие производства. В этом, трудообеспечивающем контексте вступление в ВТО повысит риски развития сложившихся промышленных производств и нацеленность иностранных инвесторов на формирование более конкурентоспособных с позиций стоимости человеческого капитала интеллектуальных отраслей. Для других трудоемких отраслей дополнительным императивом становится повышение эффективности производства и качества продукции.

3. Сложные климатические условия лета 2012г млрд. руб. потери по РФ В 2011 г. в Ростовской области произведено сельхозпродукции на 163,8 млрд. руб. - 2 место по объему производства в ЮФО. Индекс производства - 115,8 % - за счет прироста продукции растениеводства. В 2012г. номинальный объем валовой продукции сельского хозяйства области составит 167,4 млрд. руб. – на 7,0 % ниже 2011 г., что обусловлено напряженной климатической ситуацией в растениеводстве. В 7 районах области объявлена чрезвычайная ситуация в связи с засухой.

В результате в январе-марте 2012 г. индекс производства продукции сельского хозяйства в Ростовской области составил 106 % по отношению к аналогичному периоду 2011 г., январь-июнь 2012 г ,6%, что обусловлено более ранним на 3 недели началом уборки, но январь-июль -103,9%. В целом 2012г. ожидается - 93,0%. Собрано 5638тыс. т ранних зерновых, но качество их значительно выше – в Краснодарском крае доля клейковины более 28%, доля ценной пшеницы 33% (2011г %). Пострадавшим регионам выделил 138,1 млн. руб. региональный бюджет

Ожидаемое снижение господдержки сельского хозяйства вследствие членства в ВТО обусловливает прогнозирование сельхозпроизводства в области: 2013г ,7-104,3%, 2014г ,0-102,8%, 2015г ,2-102,8%. Положительная динамика в 2013г. будет наблюдаться в растениеводстве и в животноводстве (индекс производства 105,5 % и 102,1 % соответственно). Этому будет способствовать реализация Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на гг. и ее пролонгация до 2020г

Численность сельского населения В 2011г. сократилась во всех федеральных округах, за исключением Северо-Кавказского, где она увеличилась на 2,1%, и Южного ФО (+0,2%). В РО в гг. – снизилась на 75 тыс. чел.

В Ростовской области В 2011г. сократилась естественная убыль населения на 12,3 % до 14,3 тыс. чел. за счет снижения числа умерших на 3,2 % при сохранении числа родившихся почти на уровне 2010 г. Среднегодовая численность постоянного населения области ,9 тыс. чел., сельского населения ,5 тыс. чел. (33%)

По численности населения область занимает 6-е место среди 83 субъектов Федерации. Плотность населения - 42 чел. на 1 кв. км, что в 5 раз выше среднероссийского показателя (8,3 чел. на 1 кв. км).

Динамика сельского населения области: уменьшается число жителей моложе трудоспособного и трудоспособного возрастов и увеличивается число пенсионеров - с 1990 г. с 22,8% до 23 %. Сократилась доля населения младше трудоспособного возраста с 24,6% до 22,6%. Это говорит о незначительном старении населения, что увеличивает нагрузку на систему здравоохранения и соцзащиты. Сокращение численности детей и подростков - основная проблема пополнения трудовых ресурсов в будущем. Численность трудоспособного населения области за 20 лет увеличилась на 27% и составила 836,8 тыс. чел., или 59,7 % общего числа жителей

Значительно выше среднеобластного по РО коэффициент нагрузки на трудоспособное население на селе: 679 нетрудоспособных на 1000 трудоспособного населения (в городе – 578), он продолжает увеличиваться и по прогнозам достигнет 738 нетрудоспособных на 1000 трудоспособного населения в 2016 г.

с 2008 г. в возраст старше трудоспособного вошли многочисленные послевоенные поколения, что увеличивает численность пожилых людей к 2021г. Сохранится превышение численности и доли пенсионных возрастов над группой детей и подростков - к 2021 г. до 1,6 раза. Увеличение численности трудоспособного населения села РО происходит на фоне ежегодного сокращения занятых в сельском хозяйстве - до 269,2 тыс. чел. (32% трудовых ресурсов села). В области - 775,9 тыс. ЛПХ, что свидетельствует о высокой степени занятости в них населения.

В гг. прогнозируется дальнейшее сокращение численности населения РО, но масштабы его не увеличатся за счет принимаемых мер на федеральном и областном уровнях по сохранению и укреплению здоровья населения, увеличению рождаемости и продолжительности жизни, сокращению смертности, формированию мотивации здорового образа жизни. Это способствует росту миграционной привлекательности региона и миграционному приросту населения. Численность постоянного населения области в 2015 г. составит 4223,4 тыс. чел., что ниже уровня 2012 г. на 0,7 %.

В 2011г.в области сократилось число регистрируемых безработных на 20,8% - до 22,9 тыс. чел. (1,1 % ЭАН) на г. за счет роста вакансий предприятий на 27,1% и мер, принимаемых службами занятости. Средняя заработная плата крупных и средних организаций за январь-май 2012г. выросла на 115,6%. Сохранение позитивных тенденций и рост вакансий предприятий увеличит число занятых к 2015 г. до 1909,4 тыс. чел. (на 0,6 процентных пункта против 2012 г.). Но сохранится превышение предложения рабочей силы над спросом. Число регистрируемых безработных в гг. - в пределах 1,0% ЭАН

На г. зарегистрированных безработных 19,6 тыс. чел. (79,5%)

Однако для сельского хозяйства обостряется проблема обеспечения квалифицированными кадрами вследствие сокращения численности сельского населения. Но это обусловлено рядом причин: общим сокращением численности населения РФ за гг. на 5 млн. чел. - со 148 млн. чел. до 143млн.; общецивилизационной тенденцией повышения технической вооруженности крестьянского труда, снижающей потребность в рабочей силе; глубокой дифференциацией российских и внутриобластных регионов по степени экономического развития, в т.ч. по развитости фермерства: если в Чертковском районе в 2009г. был зарегистрирован 121 ИП в форме крестьянского (фермерского) хозяйства, то в соседнем Миллеровском районе - 146, а в Аксайском районе

С 2000г. в рамках сотрудничества с Российской академией сельскохозяйственных наук кафедра экономической теории ЮФУ осуществляет мониторинг социально-трудовой сферы Ростовской области. Эти исследования являются составной частью обследований социальной сферы аграрной России в целом.

РАБОТАЮТ В С.Х. ОРГАНИЗАЦИИ из опрошенных

По данным социологического опроса состояние здоровья сельского населения не улучшается. 16,8% опрошенных указывают, что плохое состояние здоровья - одна из важнейших проблем села. 27,1% респондентов считают свое здоровье хорошим. Следовательно, 72,9% опрошенных оценивают свое здоровье как удовлетворительное, плохое и очень плохое.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

На фоне роста рождаемости в Ростовской области повышение числа детей на селе увеличивает риски перехода сельских семей в группу бедных при рождении первого ребенка, на которого не распространяется действие закона о материнском капитале. Поэтому в депрессивных регионах, где смертность превышает рождаемость от 2 до 4 раз необходимо распространить положение о предоставлении материнского капитала при рождении первого ребенка.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ

Но сокращается численность молодежи, ухудшилась ее гендерная структура, ориентация ее на создание КФХ остается низкой. Сокращается на селе численность женщин в фертильных возрастах, что блокирует меры по стимулированию рождаемости. Снижается уровень их занятости

Изменение вероятности быть предпринимателем с возрастом (для разных ступеней образования)

Важнейшей проблемой сельской молодежи является недостаточная возможность получения качественного образования (25,5% респондентов),

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДОСТУПНОСТЬ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Рейтинг проблем села Нехватка рабочих мест 41,1% Отсутствие условий для организации собственного дела 14,5% низкая заработная плата (73,9% респондентов), Бедность (34,4) Алкоголизм (28,5%) Безработица (47,7%) Тяжелый физический труд (29,5%) пассивность, безынициативность (16,1%)

СОБИРАЕТСЯ ЛИ ПЕРЕЕХАТЬ В ГОРОД

Таблица 4. Антимотивация фермерского хозяйствования Причины, препятствующие организации КФХ В % к числу опрошенных 2008 г.2011 г. Привык работать в коллективе 32,033,7 Нет достаточного капитала 35,528,7 Мало земли 8,46,4 Боюсь рисковать 23,118,8 Не хватает знаний 7,19,0 Нет здоровья и годы уже не те 10,513,3 Не уверен, что дело продолжат дети 10,36,5 Другое 4,213,0

В случае потери работы 52,6% респондентов ориентирована на трудоустройство в своем или соседнем селе; 33,6% мужчин и 30,1% женщин предпримут попытки устроиться в городе без перемены места жительства. Предполагают расширить ЛПХ 17,0%. Доля опрошенных, которые не знают, что делать в случае потери работы, увеличилась до 9,4%.

ЗАРПЛАТА РАБОТАЮЩИХ В С.Х. ОРГАНИЗАЦИИ

КАК ИЗМЕНИЛОСЬ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Растут расходы На алкогольные напитки – с 36,8 до 42 руб. в месяц на каждого члена сельского домохозяйства за 2011г., основной причиной пьянства называют 71,5% респондентов безработицу, бедность, состояние безысходности

УПОТРЕБЛЯЕТ ЛИ АЛКОГОЛЬ

МНЕНИЕ О БОРЬБЕ С ПЬЯНСТВОМ

Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» показала, что стимулирование малого агропредпримательства позволяет компенсировать низкий уровень мотивации сельского населения к развитию предпринимательской активности, что особенно важно в условиях кризиса

В силу этого развитие агропредпринимательства получило поддержку в Областной долгосрочной целевой программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на гг. и в КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

В малых формах хозяйствования ежегодно производится более 20% зерна и сахарной свёклы, 48% мяса, 56% молока и 80% овощей.

В Ростовской области из 1,4 млн. сельских жителей более 600 тыс. чел. (45%) - это представители малых форм хозяйствования (13 тысяч КФХ, 547 тыс. ЛПХ, 110 сельскохозяйственных потребительских кооперативов).

Экономика Целинского муниципального района моноструктурна с преобладанием одной отрасли - сельское хозяйство (91% от выпущенной продукции). Данная сфера в основном представлена семью крупнейшими предприятиями, среди них ЗАО «Кировский конный завод», ЗАО «Родина», СПК «Победа» и т.д.

экономико- социологический опрос с непосредственным участием сотрудников кафедры экономической теории ЮФУ предпринимателей, работников районной администрации и представителей общественности позволил выявить наиболее востребованные ниши для малого предпринимательства

Перспективные направления развития предпринимательской деятельности в Целинском районе

Однако для развития агропредпринимательства в регионе тестируются сдерживающие факторы: - административные барьеры по регистрации; - не сформирована правовая основа для развития малого агропредпринимательства, его господдержки и защиты земельных прав граждан; - дефицит финансово-кредитных ресурсов, неразвитость сельской кредитной кооперации; - не отлаженность сбыта продукции, материально- технического и производственного обслуживания, низкомеханизированные технологии и ручной труд; - недоступность рыночной информации, консультационных услуг, повышения квалификации; - отсутствие взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти с союзами, ассоциациями КФХ, ЛПХ

Выводы: 1.стратегическое направление развития АПК - введение в сельской школе специального предмета по экономике и технологии ведения аграрного производства. При грамотной постановке курса это будет способствовать повышению укорененности сельского населения, получению базовых знаний по экономике и технологии с/х бизнеса, повышению престижности труда в аграрной сфере, что в долгосрочном периоде приведет к совершенствованию трудовой сферы села области.

Действительно поскольку растет безработица, то либо мигрируют, либо выживают за счет ЛПХ. 30% молодежи предпочитает мигрировать. Поэтому 1. необходимо возрождать занятость, ориентируясь на молодежь через развитие собственного дела, т.е. стимулировать развитие агропредпринимательства

2. Целесообразно создавать особые программы для сельской молодежи по повышению квалификации и поддержке предпринимательской активности

Однако условиях кризиса гг. по сравнению с Госпрограммой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на гг. ресурсное обеспечение устойчивого развития села из федерального бюджета сокращено в 2,8 раза - на 71,4 млрд руб. Удельный вес этого ресурсного обеспечения из федерального бюджета снижается с предусмотренных 20 до 6%, несмотря на то, что это меры «зеленой корзины», не подлежащие ограничению с вступлением России в ВТО.

Но это компенсируется из местных бюджетов: В 2011 г. на социальное развитие села направлено средств: федерального бюджета на 19%, меньше, чем в 2010 г.; областного бюджета на 14% больше, чем в 2010 г.; местного бюджета на 20% больше, чем в 2010 г.

3. Вывод: к решению проблем социального обустройства российского села необходим межведомственный подход, что должно быть учтено при разработке и реализации новых госпрограмм по развитию здравоохранения, образования, культуры России, спорта, обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ, содействия занятости населения и др.

4. Вывод: 30 июля 2012г. пробная сельскохозяйственная перепись началась в Семикаракорском районе. Она позволит выявить территориальную доступность жителям села социальных услуг, региональные различия в которой должны стать основой для распределения федеральных средств господдержки сельского развития

5. Вывод: Главные пути снижения массовой бедности селян – повышение доходности сельскохозяйственного труда на основе увеличения господдержки сельского хозяйства и обеспечение продуктивной занятости экономически активного сельского населения путем развития малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве и несельскохозяйственной сфере сельской экономики.

6. Вывод: необходимо - пролонгировать на сельских территориях антикризисные меры по снижению напряженности на рынке труда, осуществлявшиеся в гг. в рамках соответствующих региональных программ при поддержке из федерального бюджета, - повысить в 2 раза субсидию безработным, выделяемую на создание собственного дела

7. Вывод: Для повышения доходов сельского населения на основе стимулирования спроса на сельхопродукцию и ее гарантированного сбыта, усиления социальной защиты малоимущих в сельской местности целесообразно законодательное введение прямой продуктовой поддержки бедного населения (государственных продовольственных талонов или сертификатов).

8.Вывод: учитывая широкую алкоголизацию сельского населения как основную причину высокой смертности, в т.ч. сверхсмертности мужчин трудоспособного возраста, необходима разработка и реализация целевых региональных и муниципальных программ по реабилитации маргинальных, дезадаптированных к современным условиям слоев населения, включающих наркологическую, психологическую, медицинскую помощь

9. вывод Необходимы госмеры по снижению диспаритета цен и повышению доли сельхозпроизводителей в конечной стоимости продовольствия

Спасибо за внимание!