1 Экономическая безопасность транспортной компании в условиях корпоративных трансформаций. Н.П. Терёшина - заведующий кафедрой "Экономика и управление.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
Advertisements

Образец заголовка 1 | Тема презентации | XX/ХХ/ХХ X Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» декабрь 2012 г.
В.И. ЯКУНИН ПРЕЗИДЕНТ ОАО «РЖД» «К эффективному развитию железнодорожной отрасли. Время согласованных действий» VII Международная конференция «Рынок транспортных.
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ВТОРАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ» Июнь 2011 г. Сочи ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ВТОРАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ» О формировании эффективной.
О государственной поддержке пригородных пассажирских перевозок в 2011 году Сочи, 02 июня 2011 г.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Круглый стол 2 «Взаимодействие ОАО «РЖД» и операторов в условиях либерализации рынка железнодорожных перевозок»
Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» Цель и задачи Усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
Состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным: - подвижность населения России почти в.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
БОРИС ЛАПИДУС д.э.н, профессор, генеральный директор ОАО «ВНИИЖТ», председатель Международного совета по железнодорожным исследованиям при Международном.
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ВТОРАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ» 31 мая -02 июня 2011 Россия г. Сочи О создании ОАО «Вторая грузовая компания» и перспективах работы.
Тарифное регулирование железнодорожного транспорта в рамках формирования Единого экономического пространства и вступления России в ВТО Кириллова А.Г. Советник.
«РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ» Президент ОАО «РЖД» д.полит.н.В.И.Якунин.
Панельная дискуссия 1 «Формирование рынка транспортных услуг – цель третьего этапа реформы: средства, инструменты, перспективы»
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Транксрипт:

1 Экономическая безопасность транспортной компании в условиях корпоративных трансформаций. Н.П. Терёшина - заведующий кафедрой "Экономика и управление на транспорте" МИИТа, доктор экономических наук, профессор

Итоги структурного реформирования железнодорожного транспорта на современном этапе Основной целью структурного реформирования железнодорожного транспорта страны является повышение конкурентоспособности национальной экономики и транспортного комплекса в целом, формирование рыночных механизмов в активизации инвестиционной деятельности и повышение ее эффективности, а также снижение транспортной составляющей в цене конечного продукта, повышение доходности и экономической устойчивости отрасли. Таким образом, необходимость проведения реформ обусловлена интересами государства, отрасли и транспортного комплекса в целом, а также пользователей транспортных услуг и всего населения страны. 2

3

4

5

6

Третий этап структурной реформы ( годы) 7

Результаты структурной реформы на железнодорожном транспорте к 2009 году 8 Результаты структурной реформы на железнодорожном транспорте к 2009 году

9

10

За период, прошедший с момента принятия Программы структурной реформы, существенным образом изменились условия функционирования и развития транспортного рынка России. Интеграция Российских железных дорог в мировую транспортную систему, особенно вследствие вступления во Всемирную торговую организацию Россия уже в ближайшее время откроет свои рынки для подвижного состава стран СНГ, а в перспективе – для подвижного состава всех зарубежных перевозчиков – конкурентоспособных транснациональных корпораций, обладающих значительными экономическими ресурсами для проникновения на российский рынок перевозок. 11

Российский рынок грузовых перевозок активно развивается. Сравнение структуры перевозок грузов операторских компаний и ОАО «РЖД» показывает, что произошло перераспределение высокодоходных грузов в пользу частного сектора. Это стало возможным вследствие действующих методов тарифного регулирования, при которых ОАО «РЖД» оказывается не в состоянии гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и выдерживать ценовую конкуренцию со стороны операторов. Идеология структурной реформы в транспортном комплексе изначально была направлена на стимулирование конкуренции в сфере грузовых перевозок. В настоящее время более трети грузооборота, а по ряду грузов - более половины, выполняется независимыми и дочерними компаниями ОАО «Российские железные дороги ». Очевидно, и это уже в полной мере проявилось на практике, что конкуренция будет развиваться, прежде всего в высокодоходных сегментах грузовых перевозок, что неизбежно приведет к сокращению доходной базы компаний, оказывающих услуги инфраструктуры. 12

13

Чтобы через несколько лет инфраструктура железнодорожного транспорта не стала фактором, сдерживающим развитие страны, уже сегодня следует уделять повышенное внимание устранению диспропорций в отраслевой экономике. Одной из возможностей для этого является увеличение инфраструктурной составляющей в грузовом железнодорожном тарифе, что позволит ОАО «РЖД» «изымать» часть сверхприбылей, получаемых частными перевозчиками в высокодоходных сегментах транспортного рынка, и направлять эти средства на модернизацию инфраструктуры. В то же время следует понимать, что данная позиция упирается в мощнейший лоббизм со стороны частных собственников подвижного состава, которые заинтересованы в обратном. Реализуемая в настоящее время государственная тарифная политика не обеспечивает условий для долгосрочной устойчивой работы и необходимого в интересах экономики страны развития железнодорожного транспорта. 14

15

Предполагается в ближайшее время инициировать перед Правительством РФ конкретную постановку вопроса о взаимосвязи создания Федеральной пассажирской компании с механизмом полного покрытия (ликвидаций) убытков от пассажирских перевозок, а также с источниками формирования средств для развития пассажирского комплекса. Идет комплексная переработка вопросов законодательного обеспечения совершенствования тарифной политики, что позволит Правительству РФ определять основы ценообразования и правила регулирования тарифов на железнодорожном транспорте. 16

Осуществление вышеуказанных задач может быть достигнуто при условии прекращения субсидирования пассажирских перевозок за счет финансового результата компании ОАО «РЖД» и бюджетного покрытия убытков. Реализация механизма государственного субсидирования пассажирских перевозок позволит высвободить финансовые средства ОАО «РЖД», ранее направляемые на поддержку социально значимых пассажирских перевозок, и капитализировать эти средства в рамках реализации инфраструктурных проектов. 17

18

19

20

21

22

Продолжается мониторинг экономической целесообразности отделения перевозочной деятельности от инфраструктуры и передачи 100% парка грузовых вагонов в частную собственность. Уже создана Первая грузовая компания, создается Вторая, прорабатываются вопросы создания специализированных компаний по перевозке отдельных видов грузов: автомобилей, продукции лесной и дерево - обрабатывающей промышленности и т.д. Увеличение издержек при полном хозяйственном разделении инфраструктурной и перевозочной деятельности 23

Завершается процесс организационно-правового обособления обеспечивающих перевозочный процесс ремонтных и вспомогательных видов деятельности в дочерние структуры ОАО «РЖД». Часть вагоноремонтных мощностей уже выведены на конкурентный рынок. Другая их часть после проведения реструктуризации и повышения капитализации обществ через продажу пакетов акций также выводится в частный сектор. Средства, полученные от продажи акций, предполагается направлять на развитие железнодорожной инфраструктуры, принадлежащей государству в лице ОАО «РЖД». Важной составной частью процесса реформирования железнодорожной отрасли является создание дочерних предприятий, этот этап требует к себе особого внимания. По сути ОАО «РЖД» по окончанию третьего этапа реформы может стать одной из крупнейших холдинговых компаний России, основной специализацией которой станет управление железнодорожными перевозками через активно создаваемые в настоящее время дочерние общества. Конкурентоспособность диверсифицированного холдинга будет расти за счет привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов, прозрачности финансовых потоков, раздельного учета по обособленным видам деятельности и отлаженных корпоративных процедур управления. 24

Вторая генеральная функция холдинга связана с эффективным управлением активами дочерних и зависимых обществ. 25

26

27

Одним из мероприятий третьего этапа реформирования является создание дочерних грузовых операторов. Самый большой в России грузовой оператор с капитализацией около 125 млрд. руб. уже создан – это Первая грузовая компания, ее доля в парке грузовых вагонов железных дорог СНГ составляет 40-43%. В настоящее время в качестве дочерних компаний, осуществляющих перевозочную деятельность, работают «Трансконтейнер», «Рефсервис» и совместное предприятие с Railion Deutschland AG (ЗАО «ЕвразияРейлЛогистикс»). В соответствии с представленным пакетом документов, через год после создания дочерней компании «Трансконтейнер» осуществлена продажа 25% акций инвесторам. После окончательного реформирования у ОАО «РЖД» останется контрольный пакет акций – 50% + 1 акция. Уставный капитал дочернего общества составит, предположительно, 13,8 млрд. руб., а к. капитализация компании достигнет примерно 30 млрд. руб. Целью создания СП ЗАО «ЕвразияРейлЛогистикс» было повышение доли железнодорожных перевозок в грузообороте между Германией, Россией и Китаем за счет реализации мер по созданию конкурентоспособных логистических услуг, востребованных грузоотправителями. 28

Министерство транспорта РФ и ОАО «РЖД» сосредоточат внимание на совершенствовании законодательной и нормативно-правовой базы реформ в транспортном комплексе, вопросах взаимодействия создаваемых структур и транспортных компаний между собой, а также с Федеральными и региональными органами государственного управления. 29

30

31

В данных условиях перед российскими железными дорогами не только открываются широкие перспективы, но и ставятся важные задачи. Как показывает анализ работы железнодорожного транспорта, происшедшие в России еще на рубеже вв. глубокие экономические и структурные преобразования обусловили возникновение предпосылок для стагнации процессов развития транспорта. Часть указанных проблем удалось снять в ходе структурных преобразований на железнодорожном транспорте, в т.ч. посредством повышения конкуренции в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг, и, соответственно, создания благоприятных условий для притока инвестиций. Однако, не смотря на очевидные успехи структурной реформы железнодорожного транспорта в РФ, ее мероприятия и результаты оказались недостаточными для того, чтобы в короткие сроки создать эффективные источники внутриотраслевого развития, позволяющие обеспечить масштабное финансовое оздоровление и модернизацию отрасли, сформировать условия для ее долговременного устойчивого роста и повышения конкурентоспособности на мировом рынке. 32

33

Эти обстоятельства на фоне воздействия мирового финансового кризиса стать стать экономическим барьером, ограничивающим поступательный рост экономики и усиливающим диспропорции в региональном развитии страны. Существующие среднесрочные и долгосрочные программы развития транспорта нацелены на решение указанных проблем. Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 г. является основой и одновременно инструментом объединения усилий государства и предпринимательского сообщества для решения перспективных экономических задач и достижения крупных социально значимых результатов. В основу разработки и актуализации стратегии приняты основные существующие программные документы, определяющие развитие РФ, а также прогнозы развития мировой экономики. 34

Угрозы национальным интересам 35 Национальные интересы в сфере экономики Основные угрозы национальной экономической безопасности Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, сохранение единого экономического пространства Деформация производственной структуры с преимущественным развитием топливно-энергетического и сырьевого сектора. Снижение технического уровня производственного потенциала, его высокий физический и моральный износ. Низкая конкурентоспособность продукции. Недостаточная инвестиционная активность. Разрушение научно-технического потенциала. Повышение благосостояния и качества жизни населения Высокий уровень бедности населения. Рост безработицы. Высокая дифференциация доходов населения. Единство и устойчивость финансово-банковской системы Дефицит бюджета. Низкая монетизация экономики. Увеличение расходов на обслуживание государственного долга. Высокая долларизация экономики. Способность институтов власти создавать экономические и правовые условия для развития эффективной, социально-направленной экономики и исключающие криминализацию общества Рост инфляции. Возрастание удельного веса теневой экономики. Бегство капитала за границу.

Организационные структуры экономической безопасности и ее правовое обеспечение 36 Организационная структура обеспечения экономической безопасности Правовое обеспечение экономической безопасности Совет безопасности (СБ) Российской Федерации Закон РФ «О безопасности» Управление экономической и социальной безопасности Государственная стратегия экономической безопасности (Указ Президента РФ 1996 г.) Межведомственная комиссия по безопасности в области экономики Закон РФ «О валютном регулировании и о валютном контроле» Секция научного совета СБ РФ по экономической и социальной безопасности Закон РФ «Об отмывании «грязных» денег» Федеральные органы, отвечающие за экономическую безопасность (Минэкономразвития России, Минфин России и т.д.) Закон «О промышленной безопасности» Региональные органы исполнительной власти ( в ряде субъектов Федерации уже созданы советы по экономической безопасности) Нормативно-правовые акты, регистрирующие экономическое развитие на региональном уровне и др.