Кондаков Владимир Вячеславович Департамент подготовки и аттестации научных и научно- педагогических работников Минобрнауки России Аспирантура и докторантура:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О МЕРАХ ПОДДЕРЖКИ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ Докладчик Л.А. Свисткова.
Advertisements

Бичарева Ольга Николаевна, ученый секретарь, канд. биол. наук 02 октября 2014 г.
Нормативные изменения в подготовке аспирантов, докторантов, соискателей Начальник отдела подготовки научно-педагогических кадров Е.В. Лаптева.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Аттестация руководящих работников. Закон Российской Федерации «Об образовании» В соответствии с пунктом 12 статьи 28 к полномочиям федеральных органов.
1 Педагогические работники. Мониторинг Новое в законодательстве год.
Аттестация педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Департамент образования администрации Владимирской области.
Министерство образования и науки Астраханской области ОТРАСЛЕВАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ АСТРАХАНСКОЙ.
Экономические науки: – Экономическая теория (приказ от г. 1199) – Экономика и управление народным хозяйством (приказ от
О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Приказ N 209 от 24 марта 2010 г.
Министерство образования и науки Республики Татарстан Нормативное правовое обеспечение ЕГЭ и ЕРЭ.
Порядок предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям Безбожнова Ирина Юрьевна, главный специалист отдела развития образования.
Вопрос: Обязана ли образовательная организация создать и вести свой официальный сайт в сети Интернет? Ответ: - до не обязано; - с
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный технический университет.
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27 ИЮЛЯ 2010 ГОДА 210-ФЗ В ЧАСТИ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ.
Единый государственный экзамен Скорогонова Светлана Алексеевна, начальник отдела контроля качества образования Гособрнадзора Пермского края.
Нормативно - правовая база введения ФГОС II поколения Нормативно - правовая база введения ФГОС II поколения.
Транксрипт:

Кондаков Владимир Вячеславович Департамент подготовки и аттестации научных и научно- педагогических работников Минобрнауки России Аспирантура и докторантура: состояние, тенденции, законодательство - изменения, перспективы

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 2 Статистические данные 2011 года По аспирантуре: количество организаций, в которых созданы аспирантуры, на конец года – 1570; количество аспирантов на конец года – 156,3 тыс. чел.; прием аспирантов – 50,6 тыс. чел., в том числе контрольные цифры приема – 29,4 тыс. чел. (58%) (в 2012 году – 27,1 тыс. чел.); фактический выпуск аспирантов – 33,1 тыс. чел., в том числе с защитой диссертации – 9,6 тыс. чел. (29,1%) (в 2010 году - 28,5%). По докторантуре: количество организаций, в которых созданы докторантуры, на конец года – 608; количество докторантов на конец года – 4,56 тыс. чел.; прием докторантов – 1,67 тыс. чел., в том числе контрольные цифры приема – 1,44 тыс. чел. (86%) (в 2012 году - 1,45 тыс. чел.); фактический выпуск докторантов – 1,32 тыс. чел., в том числе с защитой диссертации – 382 (28,9%) (в 2010 году - 26,7).

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 3 Основные показатели и тенденции (2005 – 2011 годы) Доля защитившихся в срок по отношению к приему: аспирантура – 21,5%; докторантура – 26,7%. Доля выбывающих до окончания подготовки без представления диссертации по отношению к приему: аспирантура – 29,1%; докторантура – 14,5%. Большинство аспирантов и докторантов (около 90%) проходят подготовку в вузах. Около 40% аспирантов и 35% докторантов сосредоточено в Центральном федеральном округе. Около 60% кандидатских диссертаций защищается лицами, прошедшими подготовку в аспирантуре. Около 25% докторских диссертаций защищается лицами, прошедшими подготовку в докторантуре.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 4 Динамика численности аспирантов и выпусков из аспирантуры

Распределение полномочий в сфере подготовки научных и научно-педагогических работников в Министерстве Протокол совещания у Министра образования и науки российской Федерации от 9 октября 2012 г. МОН-2/вн: Департамент государственной политики в сфере высшего образования (директор – Соболев Александр Борисович, курирующий заместитель директора – Мосичева Ирина Аркадьевна, ответственный – советник Соколова Марина Владиславовна, тел. (495) ): КЦП по ГРБС и подведомственным Минобрнауки России вузам; открытие аспирантур и докторантур; стипендии (государственные, Президента, Правительства, именные); разработка образовательных программ послевузовского профессионального образования. Департамент государственной научно-технической и инновационной политики (директор – Дрыганова Елена Владиславовна, ответственный – начальник отдела Александрова Светлана Викторовна, тел. (495) ): нормативные правовые акты в сфере подготовки научных и научно- педагогических работников, в том числе: положение о докторантах, об аспирантах (адъюнктах) и о соискателях; перечень специальностей научных работников, сроки обучения по которым в аспирантуре могут быть увеличены; порядок установления КЦП для ГРБС.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 6 Кандидатские экзамены Приказ Минобрнауки России от 8 октября 2007 г. 274 «Об утверждении программ кандидатских экзаменов» (вступил в силу с 14 декабря 2007 г.): считать результаты кандидатских экзаменов, сданных до вступления в силу настоящего Приказа, действительными (пункт 2); экзамен по философии, сданный до 14 декабря 2007 года считается действительным; экзамен по специальной дисциплине, сданный до 14 декабря 2007 года считается действительным, если специальность в Номенклатуре не изменилась или претерпела только редакционные изменения, или изменен шифр специальности (см. таблицу соответствия в письме Минобрнауки России от 12 июня 2011 г. СИ-754/04); экзамен по иностранному языку, сданный до 14 декабря 2007 года, считается действительным, если специальность в Номенклатуре не изменилась или претерпела только редакционные изменения, или изменен шифр специальности (см. таблицу соответствия в письме Минобрнауки России от 12 июня 2011 г. СИ-754/04).

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 7 Кандидатские экзамены Письмо Минобрнауки России от 12 июня 2011 г. СИ-754/04 «О кандидатских экзаменах»: кандидатский экзамен по специальной дисциплине считать действительным, если специальность в Номенклатуре не изменилась или претерпела только редакционные изменения, или изменен шифр специальности; считать возможным использование: имеющихся программ кандидатских экзаменов по истории и философии науки и иностранному языку с внесением в них соответствующих изменений по решению ученых (научно- технических) советов высших учебных заведений и научных организаций; программ кандидатских экзаменов по новым специальностям Номенклатуры, разработанных высшими учебными заведениями и научными организациями и утвержденных их учеными (научно-техническими) советами.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 8 Письмо Минобрнауки России от 31 мая 2012 г. СИ-701/09 «О приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 января 2012 г. 5» Кандидатские экзамены, сданные до 1 января 2013 г. по программам по специальностям, входившим в Номенклатуру до вступления в силу приказа, считать действительными по специальностям, введенным в Номенклатуру приказом, и специальностям, которые претерпели изменения в связи с изданием приказа, согласно таблице соответствия специальностей. До утверждения программ кандидатских экзаменов по специальностям, введенным в Номенклатуру приказом, и специальностям, которые претерпели изменения в связи с изданием приказа, считать возможным использование программ кандидатских экзаменов по этим специальностям, разработанных образовательными учреждениями высшего профессионального образования, образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и научными организациями и утвержденных их учеными (научно-техническими) советами.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 9 Таблица соответствия Шифр специальности научных работников Специальность научных работников Номенклатуры в редакции приказа Минобрнауки России от 10 января 2012 г. 5 Шифр специальности научных работников Специальность научных работников Номенклатуры в редакции до вступления в силу приказа Минобрнауки России от 10 января 2012 г Биомеханика Биомеханика Общее земледелие, растениеводство Общее земледелие Философская антропология, философия культуры Философская антропология, философия культуры Философия религии и религиоведение Философия религии и религиоведение Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Конституционное право; муниципальное право Финансовое право; налоговое право; бюджетное право Административное право, финансовое право, информационное право Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право Уголовный процесс Уголовный процесс, криминалистика; оперативно- розыскная деятельность Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и право- охранительная деятельность Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность Уголовный процесс, криминалистика; оперативно- розыскная деятельность Информационное право Административное право, финансовое право, информационное право Административное право; административный процесс Административное право, финансовое право, информационное право

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 10 Письмо Минобрнауки России от 14 сентября 2012 г. ИФ- 437/13 «О приказе Минобрнауки России от 10 января 2012 г. 5» Рекомендовать при лицензировании или переоформлении действующих лицензий на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования по специальностям научных работников в соответствии с подпунктами пункта 9 статьи 33.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г «Об образовании» учитывать изменения в Номенклатуру согласно прилагаемой таблице соответствия специальностей научных работников.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 11 Таблица соответствия Шифр специальности научных работников Специальность научных работников Номенклатуры в редакции приказа Минобрнауки России от 10 января 2012 г. 5 Шифр специальности научных работников Специальность научных работников Номенклатуры в редакции до вступления в силу приказа Минобрнауки России от 10 января 2012 г Общее земледелие, растениеводство Общее земледелие Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Конституционное право; муниципальное право Финансовое право; налоговое право; бюджетное право Административное право, финансовое право, информационное право Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право Уголовный процесс Уголовный процесс, криминалистика; оперативно- розыскная деятельность Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и право- охранительная деятельность Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность Уголовный процесс, криминалистика; оперативно- розыскная деятельность Информационное право Административное право, финансовое право, информационное право Административное право; административный процесс Административное право, финансовое право, информационное право

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 12 Письмо Минобрнауки России от 14 июня 2012 г. СИ-777/09 «Об открытии аспирантур и докторантур» Открытие аспирантур и докторантур осуществляется в соответствии с Административным регламентом Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по открытию в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12 мая 2012 г. 396 (зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г., регистрационный 24479). Документы представляются в Минобрнауки России в электронной форме или в одном экземпляре на бумажном носителе.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 13 Вопросы открытия аспирантур и докторантур В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона Российской Федерации «Об образовании» послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, создаваемой в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, а также в докторантуре, создаваемой в указанных организациях. Согласно пункту Положения о Минобрнауки России открытие аспирантур и докторантур в организациях осуществляет Минобрнауки России. Открытие аспирантур и докторантур осуществляется в соответствии с Административным регламентом по открытию аспирантур и докторантур.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 14 Вопросы открытия аспирантур и докторантур Наличие у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования по специальностям дает ей право на осуществление указанной деятельности, однако при отсутствии у организации документов об открытии аспирантур по данным специальностям эта деятельность не подпадает под действие нормативных правовых актов, регулирующих деятельность аспирантур, а обучающиеся по этим образовательным программам аспирантами не являются, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» аспирантом является лицо, обучающееся в аспирантуре, которая должна быть открыта в установленном порядке. Ежегодно приказом Минобрнауки России для ГРБС утверждаются КЦП в аспирантуры и докторантуры, которые, в свою очередь, распределяют установленные им КЦП между находящимися в их ведении образовательными учреждениями высшего профессионального образования. Таким образом, КЦП в аспирантуры и докторантуры образовательных учреждений высшего профессионального образования могут быть установлены только при наличии в них открытых в установленном порядке аспирантур и докторантур по соответствующим специальностям.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 15 Вопросы открытия аспирантур и докторантур Аспирантура (докторантура) по специальности, открытая решением Минобрнауки России или иного государственного органа Российской Федерации, бывшего Союза ССР, ранее наделенного полномочиями по открытию аспирантур (докторантур), считается действующей в следующих случаях: если специальность в Номенклатуре специальностей научных работников не изменилась или претерпела только редакционные изменения, или изменен шифр специальности (таблица соответствия специальностей приведена в письме от 12 июня 2011 г. СИ-754/04); если новая лицензия (в случае истечения срока действия предыдущей лицензии) получена на осуществление образовательной деятельности по профессиональным образовательным программам послевузовского профессионального образования по специальностям, соответствующим таковым в предыдущей лицензии; при изменении организационно-правовой формы организации.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 16 Документы, представляемые заявителем для открытия аспирантуры или докторантуры Обязательно представляются следующие документы: 1.заявление об открытии аспирантуры или докторантуры, согласованное с учредителем; 2.выписка из решения ученого (научно-технического) совета о ходатайстве перед Минобрнауки России об открытии аспирантуры или докторантуры по заявляемой специальности; 3.сведения о кадровом потенциале; 4.список публикаций работников заявителя; 5.сведения о финансировании научных исследований и разработок; 6.сведения о деятельности аспирантур (при подаче заявления на открытие аспирантуры могут не представляться); 7.копия документа об открытии аспирантуры по заявляемой специальности (только при открытии докторантуры).

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 17 Основания для отказа при открытии аспирантуры отсутствие у заявителя лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательной программе послевузовского профессионального образования по заявляемой специальности; отсутствие решения ученого (научно-технического) совета заявителя о ходатайстве перед Минобрнауки России об открытии аспирантуры по заявляемой специальности; отсутствие у заявителя структурного подразделения, на базе которого предполагается осуществлять подготовку аспирантов по заявляемой специальности; численность штатных работников заявителя (в том числе совместителей): имеющих ученую степень по одной из отраслей наук, по которым в соответствии с Номенклатурой предусмотрена защита диссертации по заявляемой специальности; опубликовавших не менее 3 научных работ по тематике заявляемой специальности в рецензируемых научных журналах или изданиях за последние 5 лет менее 7 человек, в том числе докторов наук менее 4 человек; численность докторов наук: являющихся штатными работниками заявителя; защитивших диссертацию по тематике заявляемой специальности; опубликовавших не менее 3 научных работ по тематике заявляемой специальности в рецензируемых научных журналах или изданиях за последние 5 лет менее 2 человек за исключением случая, когда заявляемая специальность включена в Номенклатуру менее чем за 4 года до подачи заявления;

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 18 Основания для отказа при открытии аспирантуры невыполнение более половины следующих требований: число защищенных работниками, состоящими в штате заявителя на момент подачи заявления, докторских и кандидатских диссертаций по тематике заявляемой специальности за 5 лет, предшествующих моменту подачи заявления, - не менее 3; объем финансирования научных исследований и разработок, проводимых и (или) проведенных заявителем по тематике заявляемой специальности за два года, предшествующие году подачи заявления, - не менее 2 млн. рублей; число публикаций штатных работников заявителя по тематике заявляемой специальности в научных изданиях за 5 лет, предшествующих моменту подачи заявления, - не менее 10; эффективность действующих на базе заявителя аспирантур (отношение выпуска аспирантов (очной и заочной форм обучения) с защитой диссертации к фактическому выпуску аспирантов) в среднем за два года, предшествующие году подачи заявления, не ниже, чем среднее по Российской Федерации значение соответствующего показателя; представление заявителем недостоверных или оформленных не в соответствии с требованиями Административного регламента сведений.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 19 Основания для отказа при открытии докторантуры отсутствие открытой на базе заявителя аспирантуры по заявляемой специальности; отсутствие решения ученого (научно-технического) совета заявителя о ходатайстве перед Минобрнауки России об открытии докторантуры по заявляемой специальности; отсутствие у заявителя структурного подразделения, на базе которого предполагается осуществлять подготовку докторантов по заявляемой специальности; представление заявителем недостоверных или оформленных не в соответствии с требованиями Административного регламента сведений;

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 20 Основания для отказа при открытии докторантуры численность штатных работников заявителя: имеющих ученую степень по одной из отраслей наук, по которым в соответствии с Номенклатурой предусмотрена защита диссертации по заявляемой специальности; опубликовавших не менее 3 научных работ по тематике заявляемой специальности в рецензируемых научных журналах или изданиях за последние 5 лет менее 10 человек, в том числе докторов наук менее 6 человек; численность докторов наук: являющихся штатными работниками заявителя; защитивших диссертацию по тематике заявляемой специальности; опубликовавших не менее 3 научных работ по тематике заявляемой специальности в рецензируемых научных журналах или изданиях за последние 5 лет менее 4 человек за исключением случая, когда заявляемая специальность включена в Номенклатуру менее чем за 4 года до подачи заявления;

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 21 Основания для отказа при открытии докторантуры численность аспирантов (очной и заочной форм обучения), обучающихся в аспирантуре заявителя по заявляемой специальности, на конец года, предшествующего году подачи заявления, - менее 10 человек, за исключением случая, когда заявляемая специальность включена в Номенклатуру специальностей научных работников менее чем за 3 года до подачи заявления; эффективность действующих на базе заявителя аспирантур (отношение выпуска аспирантов (очной и заочной форм обучения) с защитой диссертации к фактическому выпуску аспирантов) по отрасли науки, к которой относится заявляемая специальность, в среднем за 2 года, предшествующие году подачи заявления, ниже, чем среднее по Российской Федерации значение соответствующего показателя;

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 22 Основания для отказа при открытии докторантуры невыполнение более половины следующих требований: число защищенных работниками, состоящими в штате заявителя на момент подачи заявления, докторских и кандидатских диссертаций по тематике заявляемой специальности за 5 лет, предшествующих моменту подачи заявления, - не менее 5; объем финансирования научных исследований и разработок, проводимых и (или) проведенных заявителем по тематике заявляемой специальности, в среднем за два года, предшествующие году подачи заявления, отнесенный к численности штатных работников заявителя, указанной в сведениях о кадровом потенциале заявителя, - не ниже среднего по Российской Федерации значения показателя, определяемого как отношение внутренних затрат на исследования и разработки к численности исследователей за два года, предшествующие году подачи заявления; число публикаций штатных работников заявителя по тематике заявляемой специальности в научных изданиях за 5 лет, предшествующих моменту подачи заявления, - не менее 15; отсев из действующих на базе заявителя аспирантур (отношение численности аспирантов (очной и заочной форм обучения), выбывших до окончания обучения в течение года, к численности аспирантов на начало этого года) по отрасли науки, к которой относится заявляемая специальность, в среднем за 2 года, предшествующие году подачи заявления, не выше, чем среднее по Российской Федерации значение соответствующего показателя.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 23 Письмо Департамента подготовки и аттестации научных и научно- педагогических работников Минобрнауки России от 14 августа 2012 г Размещено 14 августа 2012 г. в подразделе «Письма Министерства» раздела «Документы». Приведены средние по Российской Федерации значения эффективности аспирантур и выбытия из аспирантур за 2010 и 2011 годы.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 24 Письмо Департамента подготовки и аттестации научных и научно- педагогических работников Минобрнауки России от 17 октября 2012 г Размещено 17 октября 2012 г. в подразделе «Письма Министерства» раздела «Документы». Одним из необходимых условий для открытия аспирантуры (докторантуры) является наличие у каждого штатного работника, включенного в сведения о кадровом потенциале заявителя (приложение 2 к Административному регламенту), не менее 3 научных работ по тематике заявляемой специальности в научных изданиях за 5 лет, предшествующих моменту подачи заявления (для открытия аспирантуры достаточно 7 таких работников, для открытия докторантуры – 10). Эти публикации следует привести в списке публикаций (приложение 3 к Административному регламенту). В связи с этим в списке публикаций допускается приводить более 15 публикаций.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 25 Основные нормативные правовые акты: государственные стипендии Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. 991: увеличены государственные стипендии: с 1 сентября 2011 г. – с 1500 до 2500 рублей для аспирантов и с 3000 до 4000 рублей для докторантов; с 1 сентября 2012 г. – до 6000 рублей для аспирантов и до рублей для докторантов, подготавливающих диссертации по специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук, перечень которых устанавливается Минобрнауки России. Перечень утвержден приказом Минобрнауки России от 24 августа 2012 г В перечень включено 346 специальностей научных работников.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 26 Приказ Минобрнауки России от 24 августа 2012 г. 654 Для выплаты аспирантам и докторантам повышенных стипендий необходимо, чтобы тематики диссертаций, которые они подготавливают, относились к физико- математической, химической, биологической, сельскохозяйственной или медицинской отраслям наук или к наукам о земле. Аспирантам и докторантам, подготавливающим диссертации, тематики которых не относятся к указанным отраслям наук, стипендии в размере соответственно 6000 рублей и рублей не выплачиваются, даже если они обучаются по специальностям научных работников, включенным в перечень. Повышенные стипендии установлены с 1 сентября 2012 года. В связи этим при выплате стипендий за очередной месяц производится их перерасчет за предыдущие месяцы, начиная с сентября 2012 года. Повышенные стипендии выплачиваются всем аспирантам и докторантам вне зависимости от курса их обучения.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 27 Основные нормативные правовые акты: увеличение срока обучения в аспирантуре Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. 426-ФЗ: срок обучения в аспирантуре (адъюнктуре) по отдельным специальностям технических и естественных отраслей наук в очной форме может составлять 4 года, а в заочной форме – 5 лет (статья 11). Приказ Минобрнауки России от 12 августа 2011 г. 2202: утвержден перечень указанных специальностей (159 специальностей); вступил в силу с 30 октября 2011 года; распространяется только на тех аспирантов, которые зачислены после 30 октября 2011 года; решение о сроке обучения в аспирантуре принимает руководитель организации (ректор), о чем указывается в приказе о зачисление в аспирантуру и в индивидуальном плане аспиранта (письмо Минобрнауки России от 15 ноября 2011 г , перечень будет ежегодно пересматриваться.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 28 Основные нормативные правовые акты: приоритетные направления модернизации и технологического развития российской экономики Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. 600: с 2012 года установлено 500 стипендий Правительства Российской Федерации в размере 10 тыс. рублей ежемесячно для аспирантов очной формы обучения; порядок назначения стипендий Правительства Российской Федерации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 2011 г. 1198: с 2012 года установлено 300 стипендий Президента Российской Федерации в размере 14 тыс. рублей ежемесячно для аспирантов очной формы обучения; порядок назначения стипендии Президента Российской Федерации установлен Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2012 г. 50. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г р: утвержден перечень специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики (79 специальностей, которые относятся только к технической и медицинской отраслям наук).

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 29 Основные нормативные правовые акты: приоритетные направления модернизации и технологического развития российской экономики Списки претендентов на назначение стипендий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации могут представить любые образовательные учреждения высшего и дополнительного профессионального образования и научные организации. Основное требование к организациям для участия их аспирантов в отборе претендентов на назначение указанных стипендий - государственная аккредитация образовательных программ, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, по которым обучаются представляемые ими претенденты на назначение этих стипендий.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 30 Основные нормативные правовые акты: приоритетные направления модернизации и технологического развития российской экономики Указом Президента Российской Федерации от 13 февраля 2012 года 181 учреждена стипендия Президента Российской Федерации для молодых (до 35 лет) ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики, в размере рублей. Стипендия назначается на срок до 3 лет. Стипендия может назначаться одному и тому же лицу неоднократно. Общее число лиц, ежегодно получающих стипендию, не может превышать в 2012 году 500 человек, начиная с 2013 года человек.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 31 Основные нормативные правовые акты: действующие инструменты увеличения финансового обеспечения аспирантов и докторантов Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. 568: для молодых кандидатов наук, докторантов, аспирантов, как работающих самостоятельно, так и в составе коллективов научных и научно-педагогических школ создано широкое и эффективное поле конкурсной поддержки с существенным финансовым обеспечением; объем финансирования более 100 млрд. рублей; концепция ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на годы направлена в Правительство Российской Федерации (объем финансирования млрд. рублей). Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. 220: учреждены гранты в размере до 150 млн. рублей каждый для проведения научных исследований научным коллективом под руководством ведущего ученого; в составе коллектива – не менее 2 кандидатов наук, не менее 3 аспирантов.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 32 Законопроект «Об образовании» Послевузовское профессиональное образование исчезает. Устанавливается 3-й уровень высшего образования - подготовка научно- педагогических кадров. Вводятся программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Государственные академические стипендии назначаются аспирантам очной формы только в аккредитованных организациях (минимальный размер оплаты труда). По результатам освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре присваивается квалификация высшего образования «Преподаватель высшей школы» или «Исследователь». Послевузовское профессиональное образование в аспирантуре приравнивается к высшему образованию – подготовке научно-педагогических кадров. Порядок приема в образовательные организации для обучения по образовательным программам каждого уровня образования, перечень вступительных испытаний, особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ФОИВ в сфере образования).

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 33 Законопроект «Об образовании» Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах по основным образовательным программам каждого уровня образования определяется ФОИВом в сфере образования. Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности, порядок и критерии распределения, порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по аккредитованным образовательным программам высшего образования контрольных цифр приема граждан на обучение определяются: за счет средств федерального бюджета - Правительством Российской Федерации; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; за счет средств местных бюджетов – органами местного самоуправления.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 34 Изменения в ФЗ «О науке и государственной научно- технической политике» Подготовка научных кадров осуществляется в докторантуре образовательных организаций высшего образования и научных организаций. Программы подготовки научных кадров направлены на проведение научных исследований, подготовку и защиту по их результатам диссертации на соискание ученой степени доктора наук в соответствии с номенклатурой научных специальностей. В Российской Федерации устанавливаются государственные стипендии для докторантов. Государственные стипендии для докторантов назначаются докторантам в размере и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Положение о докторантуре, в том числе порядок подготовки докторантов, определяется ФОИВом в сфере науки и научно-технической политики.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 35 Письмо Минобрнауки России от 16 апреля 2007 г «О доплатах за ученые степени» Надбавки к должностным окладам за ученые степени и ученые звания выплачиваются научно-педагогическим работникам независимо от профиля преподаваемой дисциплины.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 36 Контрольные цифры приема граждан (КЦП) - законодательство До 1 февраля 2012 года: Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (пункт 2 статьи 11): Минобрнауки России определяет порядок установления КЦП федеральным органам исполнительной власти и другим распорядителям средств федерального бюджета, имеющим в ведении высшие учебные заведения (ГРБС). ГРБС ежегодно устанавливают КЦП для подведомственных им вузов по согласованию с Минобрнауки России. Порядок установления КЦП утвержден приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2005 г. 51. После 1 февраля 2012 года (в редакции Федерального закона от 16 ноября 2011 г. 318-ФЗ): Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (подпункт 16 пункта 2 статьи 24): Правительство Российской Федерации определяет порядок установления имеющим государственную аккредитацию высшим учебным заведениям контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств федерального бюджета.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 37 КЦП - законодательство Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 16 ноября 2011 г. 318-ФЗ): Статья 42. Особенности экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования (пункт 2): КЦП для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются на конкурсной основе по направлениям подготовки (специальностям), реализуемым в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Порядок установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего и высшего профессионального образования КЦП определяется: за счет средств федерального бюджета - Правительством Российской Федерации; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; за счет средств местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 38 Принципы формирования КЦП в аспирантуру и докторантуру Методика формирования КЦП базируется на сложившейся структуре кадров высшей научной квалификации и показателях деятельности системы их подготовки. В расчетах для отдельных федеральных органов исполнительной власти и других распорядителей средств федерального бюджета (ГРБС) по отдельным отраслям науки учитываются: потребность ротации кадров - необходимость восполнения их естественно-возрастного выбытия; потребность развития ГРБС - необходимость дополнительной подготовки кадров, заложенная в программах социально- экономического развития или определяемая изменившимися условиями в экономике, науке, образовании и другими факторами; внешняя потребность - необходимость подготовки кадров не только для себя, но и для других; наличие института соискательства, который готовит кадры высшей научной квалификации помимо аспирантуры и докторантуры.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 39 Принципы формирования КЦП в аспирантуру и докторантуру Общая потребность= потребность ротации + внешняя потребность + потребность развития – институт соискательства Прием= общая потребность коэффициент эффективности Коэффициент эффективности = выпуск с защитой прием

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 40 Потребность ротации - N ротац N ротац = K ротац N ВНК K ротац - коэффициент ротации показывает долю ежегодно выбывающих кадров высшей научной квалификации по отношению к общей их численности в текущем году и равен обратному отношению средней продолжительности работы этих кадров; N ВНК - численность работников высшей научной квалификации в составе основного штатного персонала (без совместительства) вузов, подведомственных ГРБС. Значение коэффициента ротации определяется ГРБС самостоятельно на основании статистических данных либо берется значение среднероссийского коэффициента ротации. Усредненный по всем отраслям науки среднероссийский коэффициент ротации: кандидаты наук - 0,032; доктора наук - 0,048.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 41 Потребность развития - N доп Необходимость дополнительной подготовки кадров высшей научной квалификации, заложенная в программах социально-экономического развития ГРБС или определяемая изменившимися условиями в экономике, науке, образовании и другими факторами (например, нормативное изменение соотношения преподаватель/студент, создание новых вузов или институтов, подведомственных ГРБС, и т.п.). Потребность развития определяется ГРБС самостоятельно с соответствующим обоснованием. Планируется разработать методику расчета потребности развития для ГРБС с учетом программ социально- экономического развития Российской Федерации.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 42 Институт соискательства - N соиск N соиск = K соиск N ротац K соиск - коэффициент соискательства равен числу защитивших диссертацию через институт соискательства или самостоятельно к общему числу защитивших диссертацию. Коэффициент соискательства определяется ГРБС самостоятельно на основании статистических данных либо берется значение среднероссийского коэффициента соискательства. Усредненный по всем отраслям науки среднероссийский коэффициент соискательства: кандидаты наук - 0,37; доктора наук - 0,87. Соискательство восполняет в основном естественно-возрастное выбытие кадров высшей научной квалификации.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 43 Внешняя потребность - N внешн N внешн = K внешн (N доп + (N ротац - N соиск ))/ (1 - K внешн ) K внешн - коэффициент внешней подготовки равен отношению числа защитивших диссертацию по окончании системы послевузовского профессионального образования и трудоустроенных во внешних организациях к общему числу защитивших диссертацию по окончании системы послевузовского профессионального образования. Коэффициент внешней подготовки определяется ГРБС самостоятельно на основании статистических данных либо берется значение среднероссийского коэффициента внешней подготовки. Среднероссийский коэффициент внешней подготовки - 0,22.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 44 В качестве значения коэффициента эффективности принимается значение среднероссийского коэффициента эффективности по отрасли науки - это, с одной стороны, стимулирует к повышению эффективности работы аспирантуры и докторантуры тех ГРБС, у которых значение этого коэффициента ниже среднероссийского, а, с другой стороны, не ущемляет тех ГРБС, у кого он выше.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 45 Дополнительные условия Для исключения резких изменений КЦП по сравнению с предыдущим годом задается интервал их возможной корректировки по отношению к предыдущим значениям, в пределах которого возможны изменения, – 10%. Если численность кандидатов наук (докторов наук) по всем отраслям науки меньше 100 человек, то значения КЦП рассчитываются без разделения на отрасли науки: для расчетов используются усредненные по всем отраслям науки коэффициенты ротации, соискательства, внешней подготовки и эффективности аспирантуры (докторантуры); расчетные значения КЦП распределяются по отраслям науки согласно доле кандидатов и докторов наук по этим отраслям науки в общей их численности. Изменение внешних условий, например, необходимость обеспечения кадрами высшей научной квалификации направлений модернизации и технологического развития российской экономики.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 46 Пример расчета КЦП (аспирантура) 1.Среднероссийские коэффициенты по отрасли науки: Kротац = 0,032; Kвнешн = 0,22; Kсоиск = 0,37; Kэфф = 0, Численность кандидатов наук по отрасли науки чел. (N ВНК = 12463). 3.Потребность развития - 40 чел. (Nдоп = 40). 4.Объем КЦП в аспирантуру по данной отрасли науки составляет: N = (Nдоп + (1 - Kсоиск) Kротац N ВНК ) / Kэфф / (1 - Kвнешн) = (40 + (1 - 0,37)*0,032*12463) / 0,1634 / (1 - 0,22) = Объем КЦП по данной отрасли науки в предыдущем году составлял 1774 чел. 6.Возможное увеличение объема КЦП составляет 511 чел. ( ), однако это значение больше диапазона корректировки КЦП, который равен 177 чел. (1774*0,01). 7.Таким образом, заявляемый объем КЦП по данной отрасли науки может быть равен 1951 чел. ( ).

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 47 Пример расчета КЦП (аспирантура, численность кандидатов наук меньше 100) 1.Численность кандидатов наук по всем отраслям науки составляет 80 человек, в том числе: по технической отрасли науки - 20 человек (25%); по экономической отрасли науки - 60 человек (75%). 2.Для расчета используются усредненные по всем отраслям науки коэффициенты ротации, внешней подготовки, соискательства и эффективности аспирантуры (например, среднероссийские): Kротац =0,0323; Kвнешн = 0,22; Kсоиск = 0,365; Kэфф = 0, Потребность развития по всем отраслям науки составляет 10 чел. (Nдоп = 10). 4.КЦП в аспирантуру по всем отраслям науки составляет: N = (Nдоп + (1 - Kсоиск) Kротац NВНК) / Kэфф / (1 - Kвнешн) = (10 + (1 - 0,365)*0,0323*80) / 0,195 / (1 - 0,22) = Объем КЦП по всем отраслям науки в предыдущем году составлял 90 чел. 6.Возможное уменьшение объема КЦП составляет 13 чел. ( ), однако это значение больше диапазона корректировки КЦП, который равен 9 чел. (90*0,01). 7.Таким образом, заявляемый объем КЦП по всем отраслям науки может быть равен 81 чел. (90 - 9). 8.Значения КЦП распределяются по отраслям науки согласно доле кандидатов наук по этим отраслям науки в общей их численности, то есть в данном случае объем КЦП будет составлять: по технической отрасли науки - 20 чел. (81*0,25); по экономической отрасли науки - 61 чел. (81*0,75).

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 48 Подготовка научных и научно-педагогических кадров Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: Статья 11. Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием: в аспирантуру (адъюнктуру) государственных и муниципальных вузов, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра (пункт 4); в докторантуру вузов, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций принимаются граждане Российской Федерации, имеющие ученую степень кандидата наук (пункт 5).

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 49 Подготовка научных и научно-педагогических кадров ФЗ «О высшем и ПВПО» (статья 19): положения о докторантах, об аспирантах (адъюнктах) и о соискателях утверждаются Минобрнауки России; лицам, допущенным к вступительным испытаниям в аспирантуру, предоставляются отпуска продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы; аспиранты-очники, обучающиеся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, обеспечиваются государственными стипендиями и пользуются ежегодно каникулами продолжительностью 2 месяца; аспиранты-заочники имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы, к ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы, указанный проезд оплачивает организация-работодатель;

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 50 Подготовка научных и научно-педагогических кадров ФЗ «О высшем и ПВПО» (статья 19): аспиранты-заочники имеют право соответственно на 1 свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы, но не ниже 100 рублей, организация-работодатель вправе предоставлять аспирантам по их желанию на 4 году обучения дополнительно не более 2 свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы; аспирантам-заочникам предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации; докторантам выплачиваются государственные стипендии и предоставляются ежегодные каникулы продолжительностью 2 месяца; за докторантами сохраняются все права по месту работы, которые они имели до поступления в докторантуру (права на получение жилой площади, на присвоение ученого звания и другие права), а также право на возвращение на прежние места работы; аспиранты и докторанты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также правом на командировки, участие в экспедициях наравне с научно- педагогическими работниками вузов и научными работниками научных организаций;

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 51 Подготовка научных и научно-педагогических кадров ФЗ «О высшем и ПВПО» (статья 19): для приобретения научной литературы каждому аспиранту и докторанту, обучающемуся за счет средств федерального бюджета, выдается ежегодное пособие в размере 2 месячных стипендий; для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук работникам предприятий, учреждений и организаций по месту работы предоставляются отпуска с сохранением заработной платы продолжительностью соответственно 3 или 6 месяцев в порядке, установленном положениями об аспирантах, докторантах и соискателях. соискатели, работающие над диссертациями на соискание ученой степени доктора наук, могут быть переведены на должности научных работников на срок до 2 лет для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук, за соискателями, переведенными на должности научных работников, сохраняются получаемые ими должностные оклады и право на возвращение на прежние места работы.

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 52 Подготовка научных и научно-педагогических кадров Приказ Минобразования России от 27 марта 1998 г. 814 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации» (последние изменения внесены 17 февраля 2004 г.): за основу взят приказ от 15 сентября 1987 г. 63 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе непрерывного образования»; некоторые положения не соответствуют действующему законодательству; некоторые вопросы трудовых отношений не соответствуют современным реалиям, в частности: выплата государственных стипендий докторантам, аспирантам очной формы обучения должна производиться не ранее дня увольнения с предыдущего места работы (пункты 15 и 43), вместе с тем организация, в докторантуру или аспирантуру которой зачисляется докторант или аспирант, не может да и не должна отслеживать историю трудовых отношений зачисляемого докторанта или аспиранта;

Аспирантуры и докторантуры Кондаков В.В. 53 Подготовка научных и научно-педагогических кадров Приказ от 27 марта 1998 г. 814: неясно, каким образом: для завершения кандидатских или докторских диссертаций работникам по месту работы предоставляются отпуска с сохранением средней заработной платы продолжительностью соответственно 3 или 6 месяцев (пункт 11); за докторантами сохраняются все права по месту работы, которые они имели до поступления в докторантуру (право на получение жилой площади, на присвоение ученого звания и другие права), а также право на возвращение на прежнее место работы (пункт 24); лицам, допущенным к вступительным экзаменам в аспирантуру, предоставляются отпуска продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы (пункт 40); аспирантам-заочникам предоставляются ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением среднего заработка, к ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением среднего заработка, оплачиваемое организацией-работодателем (пункт 65); аспирантам-заочникам предоставляется 1 свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы (пункт 65).