Подготовила учитель биологии Степанова И.Е., МБОУ Гимназия 10.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» В разделе «Развитие системы поддержки талантливых детей» Национальной образовательной инициативы.
Advertisements

ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК-КТО ОН ?. Актуальность Распознав свои таланты, дети с их особыми нуждами, независимо от тех проблем и ограничений, с которыми они сталкиваются,
« Выявление одарённых детей и особенности работы с ними» Подготовила Вахитова М.И
"...человечество действительно нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах. Если это так, то откуда они возьмутся? Их нужно.
Педагогическая конференция «Создание условий в образовательном учреждении по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых детей» Полысаево 2014 Педагогическая.
МКУ «Центр развития образования» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им.А.П.Киселева»
Page 1 Педагогический семинар «Проблемы выявления и поддержки одаренных детей в современной школе»
Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети (Гильбух Ю.3., 1991). Около 30% отчисленных из средних школ за.
«ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ, организация психолого- педагогического сопровождения»
Педсовет на тему: «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ: принципы и методы их выявления. Опыт работы с одаренными детьми » Цель: Просвещение педагогов по проблеме одаренных.
Работа педагога-психолога с одаренными детьми. 1. дисциплинированный 2. неровно успевающий 3. организованный 4. выбивающийся из общего темпа 5. эрудированный.
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖЬЮ ЗАСЕДАНИЕ ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ, МАТЕМАТИКИ, ИНФОРМАТИКИ АВГУСТ
Одаренные дети и школа. «Есть что-то в человеческом характере, что не принимает юных умников. Никто точно не может сказать почему. Спортивные и художественные.
Педсовет г. Цель педсовета: Цель педсовета: оказание методической помощи учителям в деятельности с выявлением и развитием способностей одарённых.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 46 «Полянка» Семинар «Работа с одарёнными детьми в условиях ДОУ» Разработала.
МОУ « Сторожевская средняя общеобразовательная школа »
Развитие одаренных и талантливых учащихся. Основная цель: - Актуализация представления учителей о работе с одаренными и талантливыми детьми. - Организация.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен? а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем. 2. Вы сами можете.
© Фокина Лидия Петровна Составил: педагог - психолог Горохова Наталья Анатольевна 2015 Деловая игра для педагогов Работа с одаренными и талантливыми детьми.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой.
Транксрипт:

Подготовила учитель биологии Степанова И.Е., МБОУ Гимназия 10

Актуальность темы Распознав свои таланты, дети с их особыми нуждами, независимо от тех проблем и ограничений, с которыми они сталкиваются, всегда могут внести в общество свой собственный вклад. Стефани Дезибур Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.

В свете Концепции модернизации российского образования остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, кто в дальнейшем станет носителем ведущих идей общественного прогресса.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» В разделе «Развитие системы поддержки талантливых детей» Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится следующее: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно- заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений школьников при приеме в вузы. Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность. Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты». Приказ 271от г.

Итак, создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы). Возникает проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности. Кроме того, существует кадровая проблема, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.

Задание 1: ответьте на вопросы анкеты «Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми» 1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены? а) да б) нет, они и так хороши в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы – вряд ли! 2. Уверены ли Вы, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми? а) да б) нет в) да, в некоторых случаях. 3. Возможно ли, чтобы некоторые из Ваших идей способствовали значительному улучшению в выявлении одаренных детей? а) да б) да, при благоприятных обстоятельствах в) иногда, лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли Вы, что в недалеком будущем будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании? а) да, наверняка, б) это маловероятно в) возможно. 5. Испытывали ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей? а) да, это меня привлекает, б) нет, меня это не привлекает, в) все зависит от востребованности таких людей в обществе. 6. Часто ли Вам приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей? Испытываете ли Вы удовлетворение от этого? а) да, б) удовлетворяюсь тем, что есть, в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

7. Если проблема не решается, но ее решение Вас волнует, делаете ли Вы попытку отыскать тот теоретический материал, который поможет в решении проблемы? а) да б) нет, достаточно знаний передового опыта в) нет. 8. Когда Вы испытываете педагогические срывы, то… а) продолжаете сильнее упорствовать в начинаниях б) махнете рукой на затею в) продолжаете делать свое дело 9. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид? а ) да б) не совсем легко в) болезненно

10. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в тоже время его подбодрить? а) не всегда б) при хорошем настроении в) в основном, стараюсь это делать. 11. Можете ли Вы сразу вспомнить беседу с интересным человеком в подробностях? а) да, конечно, б) запоминаю только то, что интересно в) нет, всего вспомнить не смогу. 12. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации? а) да, без затруднений б) да, в некоторых случаях в) нет.

13. Учащиеся задали Вам вопрос на запретную тему. Ваши действия? а) уклоняетесь от ответа; б) тактично переносите ответ на другое время; в) пытаетесь отвечать. 14. У Вас есть основное кредо в профессиональной деятельности? Когда Вы его защищаете, то… а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы; б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы не приводили; в) измените свое мнение, если давление будет мощным.

15. На уроках по своему предмету Вам импонируют следующие ответы а) средний б) достаточный в) оригинальный 16. Во время отдыха Вы предпочитаете… а) решать проблемы, связанные с работой; б) прочитать интересную книгу по волнующей Вас проблеме; в) погрузиться в мир любимых увлечений 17. Вы занимались разработкой нового занятия. Вы решаете прекратить работу, если: а ) по Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до конца; б) Вы более или менее довольны; в) Вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.

Подсчитайте баллы, которые Вы набрали, следующим образом: «а» - 3, «б» - 1, «в» - 2. Результаты: 47 и более баллов. Вы имеете склонность к работе с одарёнными детьми. У Вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся. От 22 до 46 баллов. У Вас есть склонности к работе с одарёнными детьми, но они требуют дополнительных Ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся. 21 и менее баллов. Склонностей к работе с одарёнными детьми, конечно, маловато. В большей мере Вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.

Задание 2: Внимательно прочитайте определение и подберите нужное понятие (1- способности, 2- одаренность, 3-задатки способностей, 4- талант): __________________ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Они носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться. _________________ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. _________________ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. ________________ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.

ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Задатки носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться. СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. ТАЛАНТ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. ОДАРЕННОСТЬ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков. Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.

Все одарённые учатся легко и быстро! Этот стереотип особенно распространён в учительской среде). Лёгкая обучаемость относится к одарённости, но это лишь один из её видов (далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни). * Великий Альберт Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость (правда, не по математике, как иногда сообщается), он был исключен из гимназии. Кстати сказать, при достаточно благонравном поведении.

Задание 3: Ниже даны личностные и деловые качества учеников. Отметьте знаком (+) те качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком (-) те, что не нравятся: 1. Дисциплинированный. 2. Неровно успевающий. 3. Организованный. 4. Выбивающийся из общего темпа. 5. Эрудированный. 6. Странный в поведении, непонятный. 7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист). 8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. 9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). 10. Занятый своими делами (индивидуалист). 11. Быстро, на лету схватывающий. 12. Не умеющий общаться, конфликтный. 13. Общающийся легко, приятный в общении. 14. Иногда тугодум, не может понять очевидного. 15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели. 16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей Неровно успевающий. Выбивающийся из общего темпа. Странный в поведении, непонятный. Занятый своими делами (индивидуалист). Не умеющий общаться, конфликтный. Иногда тугодум, не может понять очевидного. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству. Это в большей мере относится к творчески одарённым детям. Творческая одарённость - большое счастье и испытание и для обладателей этого дара, и для учителей и родителей.

Виды одарённости по критерию особенности возрастного развития: ранняя одарённость (вундеркинды - дети с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой- либо деятельности); поздняя одарённость

Музыкальная одарённость В.А. Моцарт – в 3 года Л.Ф.Мендельсон – в 5 лет Ф. Шуберт - в 11 лет К.М. Вебер – в 12 лет

Математическая одарённость: в 20 лет Б.Паскаль Г.В.Лейбниц И.Ньютон

Психофизиологическая основа одарённости Межполушарная асимметрия мозга - неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию (правополушарные, левополушарные и равнополушарные учащиеся). Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую целостную систему, формирующийся в онтогенезе. Гендерные различия - одаренность девочек и девушек, как правило, является вербальной (словотворческой), а одаренность мальчиков и юношей – пространственной и математической.

Специализация полушарий головного мозга

ХУДОЖНИКИ Правополушарные Левополушарные » И.И. Левитан «Март» В. Г. Перов "Тройка" М. Врубель «Демон Ван Гог «Звездная ночь» К.С. Малевич «Девушки в полях» К. Петров-Водкин "Купание красного коня"

Проблемы одаренных детей: Американский психолог Б. Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы одаренных детей: Неприязнь к школе. Игровые интересы. Конформность (отрицание стандартных требований) Погружение в философские проблемы. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Стремление к совершенству. Ощущение неудовлетворенности. Нереалистические цели. Сверхчувствительность. Потребность во внимании взрослых. Нетерпимость. Низкая продолжительность сна.

Проблемы обучения одарённых учащихся Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети (Гильбух Ю.3., 1991). Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети (Матюшкин А.М., Сиск Д.А., 1988). В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким (Сергеева Н.И., 1990).

Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными учащимися Принцип развивающего и воспитывающего обучения Принцип индивидуализации и дифференциации обучения Принцип учёта возрастных особенностей

Стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся Ускорение обучения (раннее поступление в школу, институт, «перепрыгивание» через класс, частные школы и др.). Углубление обучения ( школы с углубленным изучением математики, физики, иностранных языков и др.) Обогащение обучения ( научно-исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; учебные миникурсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.) Проблематизация обучения ( использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.)

Виды активных форм организации обучения интеллектуально одаренных учащихся Дискуссионные формы организации обучения: сократическая (сократовская) беседа, интеллектуальная разминка, групповое интервью, групповая дискуссия, дельфийский метод, круглый стол, мозговой штурм, сеть ассоциативных связей (САС). Игровые формы организации обучения: ролевая игра, имитационная игра, деловая игра, организационно - деятельностная игра, психодрама, социодрама. Смешанные формы организации обучения: метод ХОБО, индивидуальный практикум, метод деловой поездки (метод «Выездной семинар»), психогимнастическое упражнение, метод разбора документов (метод «Баскетбольная корзина»), метод инцидента, метод «Лабиринта действий», метод анализа конкретных ситуаций (case-study, гарвардский метод). Комплексные формы организации обучения: социально-психологический тренинг.

Метод кейсов (от англ. сase method (кейс-метод), case-study (кейс-стади ) метод конкретных ситуаций) – техника обучения, при который обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.

Формы работы по обучению интеллектуально одаренных детей в условиях общеобразовательной школы - индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения; - активные формы обучения - дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам; - участие в школьных и районных олимпиадах; - проектная деятельность обучающихся; - научно-исследовательская деятельность обучающихся; - посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий; - конкурсы, интеллектуальные игры, викторины; - создание детских портфолио.

Сделать так, чтоб ребенок почувствовал себя признанным и востребованным. Научить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми людьми Повышать интеллектуальнаую нагрузку, излагая интересные факты, используя ИНТ, продумывая персональные задания, задания на выбор, интегрированные задания. Все, чтобы развивать познавательную активности этих детей. Признание таким детям необходимо для успеха. Потому создание ситуаций успеха – необходимое условие для развития одаренности. Необходимая стимуляция: доска почета, ведение портфолио учащихся, брейн-ринги интеллектуальные встречи, конкурсы, на ряду с обучением саморегуляции Организация внешкольной занятости ребенка. Развитие социальных и коммуникативных навыков. Убедитесь в том, что у ребенка нет нервозов, перед тем, как начинать развивающую работу.

Требования к личности учителя, работающего с одарёнными учащимися: увлечённость своим делом желание работать нестандартно знание психологии одарённых учащихся любознательность эрудированность поисковая активность мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися нравственность знание всех областей человеческой жизни

К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...