Концепция и структура курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Advertisements

Структура и основное содержание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
« «Основы религиозных культур и светской этики». 1.Основы православной культуры 2.Основы исламской культуры 3.Основы буддийской культуры 4.Основы иудейской.
В федеральный государственный образовательный стандарт введена образовательная область – «Духовно-нравственная культура народов России» Курс «Основы религиозных.
Новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, 34 ч в год 2012/2013 уч.год.
Основы религиозных культур и светской этики. Родительское собрание на тему «Выбор модуля ОРКСЭ» МОУ «СОШ 37» г. Магнитогорска г.
МБУ Елнатская средняя общеобразовательная школа Соловьёва Марина Юрьевна Учитель начальных классов 1 категория.
План вводного родительского собрания. 1. Содержание предмета обеспечит знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа России,
Автор концепции курса «Основы религиозных культуры и светской этики» – Данилюк Александр Ярославович, советник директора Федерального института развития.
«Основы религиозных культур и светской этики» «Основы религиозных культур и светской этики»
ОРКиСЭ Ключевая задача современной государственной образовательной политики Российской федерации Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина.
Основы мировых религиозных культур учебный курс. В законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша школа»,
Структура, содержание и методическое обеспечение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
ОРКСЭ Ключевая задача современной государственной образовательной политики Российской федерации Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина.
Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Родительское собрание г.. 1. Федеральные государственные стандарты нового поколения 2. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской.
1)Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых культур и светской этики по выбору родителей.
Концепция и структура курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи.
Актуальные вопросы исторического и обществоведческого образования в средней школе.
Транксрипт:

Концепция и структура курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Введение в учебный процесс школ предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России.

Курс – «Основы мировых религиозных культур и светской этики» – является составной частью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

ФГОС второго поколения Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся Курс «ОРК и СЭ»

Цель курса формирование у обучающегося знания, понимания и уважительного отношения к религии как национальной духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является средством формирования у школьников поликультурной компетентности.

В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: Каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, Ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.

Основными задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: Знакомство учащихся с содержанием одного из учебных модулей: «Основы православной культуры» «Основы исламской культуры» «Основы буддийской культуры» «Основы иудейской культуры» «Основы мировых религиозных культур» «Основы светской этики»;

Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;

Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия

Традиционными источниками нравственности являются: (ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) патриотизм социальная солидарность гражданственность семья труд и творчество наука традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература природа человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Опасение, что предмет – приобщение к религии Содержание модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» не вероучительно, а представляет собой знание об исторических и культурологических основах определенной религии.

Во-первых, предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа России.

Во-вторых, содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций

В-третьих, содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей – 1) Отечество, 2) семья и 3) отечественная культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская). На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция - будет осуществляться воспитание детей в рамках нового предмета.

В-четвертых, новый предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

ИТАК, Курс – целостная методологическая система, необходимо сохранить её педагогическую целостность.

Основные характеристики курса 1. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 составляющих (модулей): основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики 2. Курс объединяют единые цели и задачи, что позволяет разработать единую методическую основу курса. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми иными необходимыми школьными предметами

Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Урок 1. Россия - наша Родина. Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) Урок 2.Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Урок 2. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия Урок 2. Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия Урок 2. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия Урок 2. Культура и религия Урок 2. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Урок 3. Священное Писание. Урок 3. Пророк Мухаммед – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание. Урок 3. Будда и его Учение Урок 3. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Урок 3. Культура и религия Урок 3. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Урок 4. Священное Писание и Священное Предание. Урок 4. Пророк Мухаммед – проповедническая миссия Урок 4. Будда и его Учение Урок 4. Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма Урок 4. Возникновение религий. Древнейшие верования Урок 4. Ценность родства и семейные ценности Урок 5. Во что верят православные христиане Урок 5 Прекрасные качества Пророка Мухаммеда. Урок 5. Буддийский священный канон Урок 5. Патриархи еврейского народа. Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели Урок 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Урок 6. Что говорит о Боге и мире православная культура Урок 6 Священный Коран и Сунна как источники нравственности Урок 6. Буддийский священный канон Урок 6. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше. Урок 6. Священные книги религий мира: Веды, Авеста. Трипитака, Урок 6. Образцы нравственности в культурах разных народов

Урок 16. Творчес кие работы учащих ся. Урок 17. Подведе ние итогов Урок 17. Подведение итогов. Урок 17. Подведение итогов Урок 17. Подведение итогов.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Урок 18. Православие в России. Урок 18. Ислам в России. Урок 18. Буддизм в России Урок 18. Иудаизм в России. Урок 18. Религии России Урок 18. Добро и зло Урок 19. Православный храм Урок 19. Семья в исламе. Урок 19. Основы буддийского Учения и этики Урок 19. Основные принципы иудаизма. Урок 19. Религии РоссииУрок 19. Долг и совесть Урок 20. Православный храм и другие святыни Урок 20. Нравственные основы семьи в исламе. Урок 20. Человек в буддийской картине мира. Урок 20. Основные принципы иудаизма Урок 20. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира Урок 20. Честь и достоинство Урок 21. Православные Таинства. Символический язык православной культуры Урок 21. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим. Урок 21. Человек в буддийской картине мира. Урок 21. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Урок 21. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира Урок 21. Смысл жизни и счастье Урок 22. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство) Урок 22. Нравственные ценности ислама: дружба, гостеприимство. Урок 22. Буддийские символы Урок 22. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Урок 22. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Урок 22. Высшие нравственные ценности Урок 23. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство) Урок 23. Нравственные ценности ислама: любовь к отечеству, миролюбие. Урок 23. Буддийский храм. Урок 23. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей Урок 23. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды Урок 23. Идеалы Урок 24. Православный календарь, его символическое значение. Урок 24. Забота о здоровье в культуре ислама. Урок 24. Буддийские святыни. Урок 24. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историй и традицией. Урок 24. Религиозные ритуалы в искусстве Урок 24. Принципы морали Урок 25. Православный календарь. Почитание святых. Урок 25. Ценность образования и польза учения в исламе. Урок 25. Буддийский календарь Урок 25. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Урок 25. Календари религий мира. Праздники в религиях мира Урок 25. Методика создания морального кодекса в школе.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) [1] [1] Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России Урок 31. Подготовка творческих проектов Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) [2] [2] [1] [1] Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных традициях России от своих одноклассников. [2] [2] Презентация будет проходить в конце первой четверти накануне Праздника народного единства

Завершение курса – школьно-семейный праздник «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия». презентации творческих работ школьников, выполненные ими при поддержке родителей по результатам изучения модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики»; номера детской (желательно при участии родителей) художественной самодеятельности, представляющие культурно-исторические, духовно-нравственные традиции конфессий и народов России; выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства разных конфессий России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединенные общей духовно-нравственной проблематикой; дегустация блюд национальной кухни народов России.