Что изменится в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Такой вопрос задают родители, учителя,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метод проектов. Ме́тод прое́ктов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться.
Advertisements

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ МОУ «Багарякская СОШ» Учитель физики Выгузова Л.В. октябрь 2012г.
знание и представление об информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, а также владение компьютерной грамотностью.
Метод проектов в школе В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается.
«Современный урок химии» Формирование ключевых компетентностей обучающихся на уроках химии через проектную деятельность. Учитель химии МОУ-СОШ 3 г. Маркса.
Герасимова О. Ю. МОУ " СОШ 64" г. Магнитогорск Метод проекта Подготовила : учитель начальных классов МОУ « СОШ 64» Герасимова О. Ю. Выступление в рамках.
Проектирование образования как пространства для успешного развития и саморазвития ребёнка. Прорешная Людмила Михайловна МОУ «Хобот-Богоявленская СОШ им.
Исследование Врожденные исследовательские качества Приобретенные исследовательские качества.
Метод проектов на уроках и во внеурочное время в начальной школе Прокудина Ольга Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ 7 г.Балашова Саратовской.
Материал подготовила учитель МОУ «НОШ 23» Мингалева Светлана Владимировна.
Метод учебного проекта. В современной педагогике: Метод проекта используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент.
«Ученик -- это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Б. Паскаль.
Организация самостоятельной деятельности школьников.
Экспертиза проекта и презентация.. Экспертиза проекта Обычно под темой понимается словесная формулировка, отражающая основное содержание какого-либо предмета.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Основные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС в МБОУ ЛИТ Ганиева Евгения Владимировна, учитель начальных классов МБОУ ЛИТ 2014 год.
Транксрипт:

Что изменится в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Такой вопрос задают родители, учителя, а так же руководители школ. Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения. Инновации в системе образования связаны с внесением изменений: в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; в систему контроля и оценки уровня образования; в систему финансирования; в учебно-методическое обеспечение; в систему воспитательной работы; в учебный план и учебные программы; в деятельность учащегося и преподавателя. Инновационные технологии при внедрении ФГОС.

развивающее обучение; проблемное обучение; коммуникативное обучение; проектная технология; игровые технологии; диалог культур; информационно-коммуникативные технологии дидактическая многомерная технология; групповые технологии; КСО компетентностный подход; деятельностный подход; личностно-ориентированный подход Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе

учебная исследовательская деятельность; изготовление учебных продуктов; работа в системе погружения. Использования возможностей современных развивающих технологий, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). Организационные формы:

Л.В. Занков выделил несколько принципов развивающего обучения: 1. Обучение на высоком уровне трудности. Ученик стремится преодолеть трудности в «зоне ближайшего развития», которые выходят за рамки актуальных возможностей учащихся. Это ведет к развитию способностей ученика и его самостоятельности. 2. Ведущая роль теоретических знаний. Ученик не просто изучает теорию, а раскрывает в материале существенные связи и открывает закономерности между явлениями и процессами. 3. Высокий темп изучения материала. Повторение не является главным образовательным компонентом. Только при изучении нового материала ученик обращается к повторению старой информации, если это необходимо. 4. Осознание учащимися процесса учения. Ученик осознает себя как субъект учебной деятельности. Он должен задумываться над тем, зачем ему нужны знания, как лучше запоминается материал, что нового он узнал, как изменились его представления о мире, как меняется он сам и т.д. 5. Целенаправленная работа над развитием всех учащихся. Нельзя разделять учеников по способностям и нельзя сравнивать учеников друг с другом. Каждый учащийся уникален и должен продвигаться в своем развитии в результате сотрудничества с разными по развитию детьми. Что такое развивающее обучение?

В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин выделили следующие дидактические принципы в своей концепции: 1. В обучении главную роль играет система научных понятий, на основе которых ученик овладевает универсальным принципом решения задач определенного типа. 2. Учебная деятельность направлена на абстрактно-теоретические формы мышления ученика. Знания усваиваются посредством движения от общего к частному и выяснением условий происхождения содержания понятий. 3. Овладение теоретическими знаниями развивает у учащихся теоретическое мышление, а также формирует творческий подход к осуществлению практической деятельности. 4. Усвоение знания происходит методом восхождения мысли от абстрактного к конкретному. 5. Учащиеся не создают образовательных продуктов, а присваивают их в процессе учебной деятельности. Что такое развивающее обучение?

Таким образом, в развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. При этом знания все равно передаются ученикам, но с применением дедуктивного подхода. Знания сообщаются не для их воспроизведения, а в процессе специально организованной разносторонней деятельности. В учебный процесс вносится личностный и деятельностный акценты, которые очень важны для работы с детьми.

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы. Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося Проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность учащегося в процессе обучения Человечество постоянно развивается, поток информации постоянно увеличивается, но сроки ее интерпретации в школе остаются прежними. Приоритет отдается осознанному усвоению знаний. Опора на мотивационную сферу позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только интеллектуальные, но и личностные качества учащихся. Учить, используя традиционные формы, не оптимально. Поэтому именно за проблемным обучением будущее современной школы. Проблемное обучение

Метод проектов на уроках в начальной школе. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые: - формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; - развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; - формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; - были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико- ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Основные требования к проекту. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. 1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической. 2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. 3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. 4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. 5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Виды и разновидности учебных проектов. Практико-ориентированный проект. Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни. Исследовательский проект. По структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Информационный проект. Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Виды презентационных проектов могут быть различными, например: - Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа). - Деловая игра. - Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий. - Диалог исторических или литературных персонажей. - Защита на Ученом Совете. - Игра с залом. - Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций… - Инсценировка реального или вымышленного исторического события. - Научная конференция. - Отчет исследовательской экспедиции. - Пресс-конференция. - Путешествие. - Реклама. - Ролевая игра. - Соревнования. - Спектакль. - Спортивная игра. - Телепередача. - Экскурсия. Презентация проектов.

В презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения: - кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта; - демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; - анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения; - демонстрировать найденное решение; - анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом; - проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

В процессе проектной деятельности, формируются следующие общеучебные умения и навыки: 1.Рефлексивные умения: - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2.Поисковые (исследовательские) умения: - умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; - умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); - умение находить несколько вариантов решения проблемы; - умение выдвигать гипотезы; - умение устанавливать причинно-следственные связи. 3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве: - умение коллективного планирования; - умение взаимодействовать с любым партнером; - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5.Коммуникативные умения: - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; - умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения; - умение находить компромисс; - навыки интервьюирования, устного опроса и т.п. 6.Презентационные умения и навыки: - навыки монологической речи; - умение уверенно держать себя во время выступления; - артистические умения; - умение использовать различные средства наглядности при выступлении; - умение отвечать на незапланированные вопросы.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что- то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Портфолио это «история успеха», помогающая проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного Портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути. Учебный «портфолио» в начальной школе – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представления каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.

1) смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл в рамках этой цели учебного «портфолио» - показать все, на что способен ученик. Наличие такой формы работы позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути – оценочная составляющая «портфолио»; 2) создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся – рефлексивная составляющая «портфолио»; 3) создание места для накопления способов и средств действия («инструментов») учащихся и изготовления с их помощью различных «справочников», «помощников», которые бы позволили школьникам решать частные практические задачи, - «инструментальная» составляющая «портфолио». Цели этой формы работы:

В контексте образования глобализация проявляется в глобальной информатизации общества, в необходимости научить подрастающее поколение приобретать, сохранять и творчески применять в жизни любую информацию. Отсюда обостряется потребность в освоении и применении информационных технологий. Неопределенность постиндустриального информационного общества требует от современного человека готовности к быстрой смене жизни и деятельности, умения, стремления и желания повышать уровень своего образования и профессионализма. Поэтому так актуальны становятся технологии самоорганизации и самопрезентации, развития критического и диагностического мышления. Портфолио – технология накопления и систематизации информации По мнению ряда специалистов, портфолио может стать одним из способов формирования ключевой компетенции – «самоменеджмента» и объектом оценки владения. Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что субъект не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в конечном итоге в переносе педагогического акцента с оценки на самооценку.

Исследовательская деятельность. Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Задачи: - обучение проведению учебных исследований младших школьников - развитие творческой исследовательской активности детей -стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты. Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов. Выбор темы. Постановка цели и задач. Гипотеза исследования. Организация исследования. Подготовка к защите и защита работы.

Коллективно-творческие дела в школе КТД КТД - это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива. КТД - имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством, мечтой, радостью жизни и в то же время, является основным воспитательным средством. Можно предположить, что в КТД любой школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.

Коллективное целеполагание коллективное планирование решение о последействии коллективный анализ проведение КТД коллективная подготовка

Этапы проведения Общественно- значимые КТД Личностно- ориентированные КТД 1.Коллективное целеполагание Социальные основания выбора дела Дело как потенциал личностного развития 2.Коллективное планирование Акцент на групповой работе, обеспечение групповой динамики Акцент на добровольность, инициативу каждого 3.Коллективная подготовка Акцент на конструктивность групповой работы Возможности для проявления личностных качеств участников, структура дела учитывает значимость самоопределения каждого в отношении ролей, поручений

Этапы проведения Общественно-значимые КТД Личностно-ориентированные КТД 4.Проведение коллективно- творческого дела Участие групп, команд в общем действии как реализация умений, навыков взаимодействия, определяющих успех общего дела Возможности для проявления личностных качеств участников, структура дела учитывает значимость самоопределения каждого в отношении ролей, поручений 5.Коллективный анализ Основные вопросы обсуждения: «Как мы организовали дело? Как мы достигли успеха? Что нам помогло? Каков вклад каждого в общее дело?» Вопросы для обсуждения акцентирует значимость дела для понимания, проявления, развития себя. 6.ПоследействиеПроекты, программы социальной направленности Реализация индивидуальных инициатив, проектов.

КТД дают возможность ученикуучителю Реализовать и развить свои способности; Расширить знания об окружающем мире; Приобрести навыки проектирования; Проявить организаторские умения; Закрепить коммуникативные навыки; Формировать способности к рефлексии (анализу) Развить творческий потенциал; Совершенствовать организаторские способности; Изучить классный коллектив; Объединить учащихся, педагогов, родителей; Управлять процессом развития личности школьника; Развить рефлексивные способности Формирование коллектива единомышленников; своение культурного пространства; формирование личности.

Сайты - Инновационные технологии при внедрении ФГОС - Проектная деятельность в начальной школе - Презентация «Метод проектов в начальной школе» "Исследовательская работа в начальной школе" - коммуникационные технологии в начальной школе. В чём их эффективность? – КТД в школе - Игровые технологии – Портфолио ученика начальной школы - Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения – Проблемное обучение