Свободное правосознание как фактор национальной конкурентоспособности и элемент образовательной политики Презентация Доклада на VII Международный Форум.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Соотношение права и морали.. Мораль - это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
Advertisements

Тема: Понятие уголовного права и его задачи. Уголовный закон.
Обществознание. Значение ( смысл ) термина « право » В смысле обычных прав – это свобода или возможность поведения, основанная на обычаях, т.е. нормах,
Права человека: понятие, сущность, структура Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории, права и обществознания МБОУ «Яйская СОШ 2»
Мокроусовская средняя общеобразовательная школа 1 Выполнила:Табулова Жанара Гомаровна, ученица 11»Б» класса Руководитель: Захарова С.Г.., учитель обществознания.
25 Правовое государство Правовое государство Правовое государство – представляет собой исторически сложившуюся форму организации и деятельности государственной.
Домашнее задание: § 2,задание 4 (п) § 2,задание 4 (п) © Ковалькова Н.Н 1. Сущность права 2. Подходы к пониманию права Охарактеризуйте роль важнейших функций.
Общая характеристика судебной системы РФ Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.
Мораль Мораль (от лат. Moralitas) относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; лат. mores нравы, обычаи, мода, поведение относящийся к нраву,
9 кл. Право, его роль в жизни общества и государства.
Право в системе социальных норм Еремеева Елена Петровна, учитель истории и обществознания МБОУ Гимназия, г.Урай.
Глава 2. Человек и его права Урок 1. Право, его сущность и особенности.
Понятие и признаки правового государства Правовое государство это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство.
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа 20" Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации Выполнил.
Институт открытого и дистанционного образования Кафедра управления и права ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Rod45Va7 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ.
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
Урок обществознания 9 кл; Правовое гос-во.
«Формы (источники) права» 1. ПЛАН 1. Понятие формы (источника) права. 2. Нормативный правовой акт: понятие и виды. 3. Понятие, признаки, виды законов.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Декларация о правах человека. Идея прав человека имеет долгую историю и своими корнями она уходит в мировые религии и древние философские учения. Идея.
Транксрипт:

Свободное правосознание как фактор национальной конкурентоспособности и элемент образовательной политики Презентация Доклада на VII Международный Форум Ассоциации Предприятий Безупречного Бизнеса

1) В Республике Казахстан ежегодно: 29 млн. разрешений, 500 тыс. проверок 6 тыс. нормативно-правовых актов (НПА) (данные совещания КИПР по контрольно-надзорным органам - КНО)

2) Создание ещё одного координационного органа для контроля и надзора или сокращение необходимых функций государства по контролю и надзору не освободят бизнес от произвола КНО государства. Но предприниматели не хотят оспаривать действия КНО государства, наказывать их представителей за превышение полномочий, так как в принципе не мыслят себе такой путь уравновешивания произвола чиновников в условиях нашей судебной практики.

3) По одному и тому же предмету и поводу выносятся совершенно различные судебные решения. Логическая связь резолюций с преамбулами отсутствует. Неподсудность судей за их решения = любое даже явное преступление любого лица может быть узаконено решениями городского суда, где сконцентрированы апелляционная и кассационная инстанции в рамках одного органа под одним председателем. Первичное решение райсуда потеряло всякое значение для содержания правосудия. Верховный суд не формирует содержание правосудия. Судебные решения - не прецедент для непредсказуемой судебной практики.

4) Основные проблемы - в правосознании народа, во мнении, что государственное законодательство тождественно праву, что свод законов государства порождает право как таковое. Юристы разделяют справедливость и право: справедливость «абстрактна», а право – конкретно. «Справедливость» относится всеми к морали, поэтому наша юридическая наука оставила это слово «на откуп» философским и этическим словарям. У нас мало кто под правом мыслит идеальную цель правосудия, которой законы государства, действия правительства и решения суда должны соответствовать в любых конкретно-исторических условиях. Поэтому синонимичность госзакона и права сводит в Казахстане всё правосудие на «нет», порождает стремление народа к тотальной регламентации своей жизни. Чтобы выжить как нации - надо срочно внедрять свободное правосознание.

5) Право как идеал справедливости, как объективный закон социального взаимодействия - выше и прежде субъективных государственных законов. Содержание любой правовой системы - свобода личности в человеческом обществе. Законодательство выражает идею права как объективной ценности, независящей от целесообразности и пользы для общества в целом. «Пусть рушится мир, но справедливость торжествует». Юстиция (с лат. «справедливость») есть «абстрактное правило».

6) Право как «писанный закон» - высшая норма права для нас. Толкование законов по букве, а не смыслу – низведение идеи права до абсурда. Многозначность слов естественного языка без однозначной направленности смысла и духа законов -циничный произвол буквального толкования «писанных» норм права. Право как «неписанная», объективная закономерность личной свободы в человеческом общении – не основа любой юридической законности для нас. Притупленность постсоветского правосознания – причина отсутствия истинного правотворчества и правосудия в Казахстане. У нас есть порядок, но не правопорядок, так как правовое регулирование не обеспечивает, а ограничивает свободу личности и предпринимательства.

7) Механическое реформирование законодательных, правоохранительных и судебных органов не обеспечивает свободного правосознания. Изменять не механизмы правотворчества, правоохранения и правосудия, а их концептуальные основы. Свободное правосознание стремится к объективной ценности права, к идеалу правового государства. Правовое государство - фактор национальной конкурентоспособности, правовая защита творческой инициативы физических и юридических лиц. А у нас любая личная инициатива грозит непредсказуемым и катастрофическим толкованием законов. Причина – свободное правосознание не стало пока единым критерием в правовом регулировании социального взаимодействия.

8) Свободное правосознание = естественные права + естественное право Концепция естественного права: социальная природа человека как прирождённое стремление к общению и общности – естественная основа правового регулирования всех споров в обществе. «Все люди рождаются свободными и равными в своих человеческих правах и достоинстве. Они наделены разумом и совестью, поэтому обязаны поступать в отношении друг друга в духе братства и взаимопонимания». Если нет конкретных норм права в писаном законе, то суд обязан их найти в общественном правосознании или принять справедливое решение на основе общих норм права. Швейцарский гражданский кодекс - судья принимает решение путем основания правила, которое «он установил бы, если бы был законодателем». «Непредставительное» правотворчество судьи авторитетно, а не произвольно, опирается на объективный закон свободы каждой личности в обществе, на социальность намерений сторон спора, а также на неписанные нормы права, на которые ссылаются стороны. Свободное правосознание народа и его судебных органов живо и активно питают друг друга.

Принцип законности - главенство законодательства над государством, его издавшим, последовательное применение законов без исключений из правил. Свободное правосознание свободно также и от произвола государственного законодательства. Принцип правозаконности - соответствие законодательства праву как идеалу справедливости, основанной на равноправии отдельного лица и государства, личности и общества. Справедливость - равноправие, равенство лиц в их личной свободе, несмотря на неравность положения в обществе. Законы сами должны быть правовыми (справедливыми) прежде, чем они будут по праву (справедливо) применяться. А иначе беззаконие будет твориться не «вопреки», а при помощи закона: законодательно оформить, обосновать можно любую несправедливость.

Правозаконность - требует абстрактного характера законодательства, а у нас слово «абстрактный», как и слово «теоретик», стало ругательным. Действительно формальным, беспристрастным правило может быть только в абстрактной формулировке, без конкретных указаний «по существу дела» на место, время, лицо и т.д. Абстрактная формулировка лишь описывает обстоятельства, в которых каждый может найти её полезной вопреки воле издателя правила.

Отсутствие правозаконности нарушает непрерывность экономических ожиданий: Если государство планирует законами действия людей по их конечным результатам, то его законы обретают характер конкретных указаний и непредсказуемости. Тогда чем больше государство планирует, тем меньше планируют люди, и тем быстрее экономика летит в пропасть. И наоборот, правозаконность является безотказным механизмом экономического роста нации: Законы государства прогнозируемы, сформулированы безотносительно к каким-либо непредсказуемым обстоятельствам, их применяют совершенно разные люди для совершенно различных целей, умножая общественное благосостояние. То, что мы не можем знать, каким будет результат применения правовых законов, заставляет нас формулировать их так, чтобы они были универсальными, т.е. как можно более выгодными для всех, в долгосрочном порядке, без их ежегодного «совершенствования» или даже издания заново. Сегодня дошло до того, что мы сознательно издаём законы на один год, например - о госбюджетах.

Моральные доводы в пользу правозаконности: абстрактные законы нравственны, так как подразумевают для их издателя ценность тех, кого они регулируют, направлены на общение с ними. А административные распоряжения и приказы подразумевают отсутствие у людей личной воли и свободы общения, лишают выбора тех, на кого они направлены. Подлинные законы создаются для неизвестных заранее обстоятельствах, без выделения в качестве цели конкретных результатов для конкретных людей. Только в этом смысле законодатель должен быть беспристрастным, не иметь ответов на вопросы, для решения которых надо подбрасывать монету. Казахстанское законодательство в этом отношении безнравственно, проникнуто не абстрактными, а расплывчатыми формулировками, закрепляет тем самым за «уполномоченными органами» полномочие действовать произвольно в «законном» порядке.

Мнение, что законодательство ничем не ограничено обусловлено: - превратным пониманием и использованием демократии, - невероятным заблуждением, что праву ничто не угрожает, если действия правительства санкционированы законом. Принцип правозаконности - основа правового механизма законодательства, иначе юридический закон может санкционировать любой произвол. Действия органов власти будут при этом законны, но не правозаконны. Свободы без закона быть вообще не может, поэтому речь не о противоречии закона свободе, а о конфликте между юридическими законами двух типов: правозаконном и законном «по существу дела». Принцип правозаконности подвергает правовому регулированию, прежде всего, государство, в противоположность нашей привычке говорить о «правовом регулировании предпринимательства», торговли, экономики и т.д. Правозаконность ведёт к экономическому неравенству, но не предполагает замысла или умысла обречь конкретных людей на конкретное положение, вместе с принципом законности устанавливает равноправие, а там где равноправие – там нет места иному равенству.

Свободное правосознание - принцип безусловного действия наиболее абстрактных и потому неотъемлемых прав личности, собственно человеческих прав. Глобальное выхолащивание смысла понятия прав человека. расширением его до прав личности ведёт к нарушению и незнанию прав человека. Только естественные права личности принадлежат ей неотъемлемо, по обладанию достоинством человеческого существования, независимого от личности человека, от личных качеств и заслуг человека, Права человека наиболее правозаконны, так как абстрагированы от естественного неравенства людей в обществе.

Перечень прав человека ограничен, но они суть правового государства и новой нравственности: Свобода совести (сознания, убеждений), Свобода слова, Свобода собраний, Свобода передвижения Право на жизнь, Право на личную свободу (поиск личного счастья, частную жизнь - «privacy») Право на неприкосновенность тела, Право на собственность (на частное владение) Право равное правосудие Право на участие в жизни общества (на гражданство и избирательные права).

Человеческие права транснациональны, не нуждаются в материальном обеспечении, все их обязаны просто соблюдать. Нарушение прав человека есть преступление против человеческой формы жизни и единого сознания (совести) человечества.

Безусловное действие человеческих прав – юридический закон определяет полномочия и тем самым ограничивает деятельность властей, а не людей. Но наше правосознание само требует «правовой базы» для той сферы прав, которую мы и так уже естественно имеем и которая «ну никак» пока еще не отражена в законодательстве. Тенденция к подробной регламентации и регулированию всех общественных отношений статьями писаных законов присуща полицейскому государству.

Свободное правосознание как причина всех остальных свобод - результат сознания свободы. Свобода личности: - действительно всеобщее благо - основа справедливости - центральная идея государства. Государство обеспечивает свободу личности для каждого члена общества посредством равноправия (равенства в правах). Свобода личности в обществе - осознание необходимости согласовываться с теми, чьи права задеваются. Согласие свободных субъектов права - цель правового регулирования общественных отношений, нравственный идеал, категорический императив для каждого субъекта права.

Разумные существа обладают совестью. Только свободные личности морально, юридически ответственны за нарушение чужих прав, за действия не «по совести». Мораль – неписанный закон, объективная ценность справедливости. Право как идеал и механизм совершения справедливости, в т. ч. писанный. Право - не отдельно от Морали, - новая мораль свободы личности в человеческих обществах, - универсальная (абстрагированная от страновой специфики). - иносказание «Правды», форма истины - «писанный разум» (RATIO SCRIPTA)

Право - легальная возможность (свобода) действия (бытовое понимание), - общеобязательные и формально определённые правила согласования и регулирования отношений в обществе, обеспеченные по воле народа силой государства и направленные на развитие свободы личности в человеческом обществе. Суть официальных, юридических отношений между людьми – посредником в них зримо и незримо всегда выступает государство. Но это вовсе не значит, что «писанные», юридические законы государства должны: - быть единственным источником права, - предшествовать обычаям общества как естественному источнику права, - обходиться без судебных решений как практического источника права. Иначе за пышным фасадом конкретных формы права не останется никакого абстрактного содержания права, никакой справедливости как всеобщей свободы, основанной на равноправии неравных людей.

Разум (абстрактные принципы мышления) есть неоспоримый источник права, ибо всегда ищет, опирается на объективную причину решения (Ratio Decidenti). Законы государства должны разумно отражать объективный закон развития свободы личности в человеческом обществе. Право как основа справедливости – принцип равноправия не равных членов общества. Только на основе соблюдения всеми равноправия можно судить о том, насколько кто способен и заслужен. Справедливость есть последствие «по праву», «в соответствии с правом», по «равенству в правах». Всё остальное «знание добра и зла» - прерогатива Бога Истинная мораль права - в признании за другими людьми их свободной воли и объективной ценности как противной стороны общения и как объекта регулирования.

Без правового государства, отделения правительства от законодательства и судопроизводства, правительство как конкретный элемент государства не будет следовать праву как абстрактному телу государства. Причина – народ считает государством правительство, а не абстрактное право. Поэтому приходится бороться за: «верховенство закона» над правлением, за «властвование закона» над правительством.

Гражданскому обществу не достичь правового государства без признания его абстрактной ценности, без фетишизации в нашем сознании государства как правовой системы, «оторванной» от реальной личности авторов и/или лидеров государства. Нет смысла митинговать на улице за новое правительство, если наше правосознание привержено авторитету конкретных лиц, а не абстрактных ценностей. Эмоции толпы уничтожают сознание основных принципов правового государства: выборности и разделения властей; правотворчества (правозаконности), т.е. абстрактности законодательства и прав человека; правосудия (законности), т.е. неукоснительного соблюдения абстрактных норм права в любой конкретной ситуации, невзирая на лица и даже с учётом обстоятельств, заслуживающих милосердия.

Право - единственное средство: установления (институционализации) общества, взаимоконтроля правительства и гражданского общества. Право – единственная цель: Правотворчества, Правоприменения, Правоохранения и Правосудия. Право – воплощение: справедливости и морали информационного общества, индивидуальной открытости личности обществу, государству.

Пока человечество разделено государственными границами, узкие групповые интересы национальной безопасности будут доминировать над всеобщей свободой индивидуального, расширенного порядка взаимодействия. Свобода как наиболее абстрактная ценность права не может быть изолирована, принадлежать кому-то конкретно или кому-то конкретно не принадлежать. Если она есть, то она есть равно для всех. Всеобщность индивидуальной свободы личности полагает правовой, мирный характер разрешения споров в обществе. Без идеала свободного правосознания наше общение будет деградировать, а не развиваться, наше общество распадётся как социальная реальность. Общегражданская национальная идея казахов не может состояться без свободного правосознания каждого представителя полиэтничной нации. Утвердить свободное правосознание в качестве элемента образовательной политики в целях повышения конкурентоспособности нации.

Спасибо за внимание!