Г.Г. АРУТЮНЯН – Председатель Конференции органов конституционного контроля стран новой демократии, Председатель КС РА, д.ю.н., профессор ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Г.Г. Арутюнян – Председатель КС РА, д. юр. наук, профессор (текст выступления на международной конференции, посвященной пятнадцатилетию Конституционного.
Advertisements

Мокроусовская средняя общеобразовательная школа 1 Выполнила:Табулова Жанара Гомаровна, ученица 11»Б» класса Руководитель: Захарова С.Г.., учитель обществознания.
«Понятие основ конституционного строя» Выполнила: Гамзатова Мадина студентки группы « ЭУ-231»
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
Основы конституционного строя России Курс «Введение в обществознание 8 – 9» § 34.
Исполнительная власть и государственное управление.
Основы конституцион ного строя Уважение к закону начинается с уважения к Конституции страны Обществознание 9 класс.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Правовая культура, проблемы правовой безграмотности молодёжи, пути их решения. Работу выполнила Углева Екатерина.
Конституция РФ.. История российских конституций Май 1918 года – первая Конституция РФ Носила переходный характер. В ней отразилась трансформация большевистской.
Правовое государство и гражданское общество 1.Правовое государство 2.Гражданское общество.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА МЮ РФ)» Основные.
Муниципальная служба - понятие и правовой статус Выпускная квалификационная работа студентки 6 курса факультета юриспруденции.
Экологическое право: соотношение частных, общественных и публичных интересов Воронцова О.В.1.
20 лет со дня принятия КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1 Тема 2 Источники конституционного права (2 час.)
Система управления Российской Федерации Выполнила ученица МОУ СОШ с УИОП 11а класса Мотовилова Анастасия.
1 ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
(Доклад Председателя КС РА Г. Арутюняна на предстоящей Международной конференции в Риге, сентябрь, 2013г.)
Транксрипт:

Г.Г. АРУТЮНЯН – Председатель Конференции органов конституционного контроля стран новой демократии, Председатель КС РА, д.ю.н., профессор ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ДВАДЦАТИЛЕТИЮ НАЧАЛА РАБОТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Санкт-Петербург, 28 октября 2011г.)

Уважаемые коллеги! Сегодня нет необходимости доказывать, что во многих странах за последние десятилетия конституционный контроль сыграл иск- лючительно важную роль в обеспечении стабильности и динамичности общественного развития. Несомненно и то, что современный мир, прежде всего, отличается неустойчивостью, ценностно-системной нестабильностью, со- циальными взрывами. Очевидно также, что в условиях общественной трансформации наблюдается процесс деформирования конституционно- правовых ценностей в общественной практике и характерным становится дефицит конституционализма в обществе. Об этом недвусмысленно свидетельствуют катаклизмы в арабском мире, многоцветные революции в странах постсоветского пространства. 2

3 За последние десять лет я регулярно проводил системный ана- лиз процессов конституционного развития в условиях общественной трансформации и пришёл к убеждению, что деформирование конс- титуционно-правовых ценностей в общественной практике приоб- ретает системный и углубляющийся характер. Проявляется анта- гонизм между Конституцией и конституционной практикой, между конституционно провозглашённой и реально существующей систе- мой социальных ценностей. Я в полной мере поддерживаю выс- казывание многоуважаемого Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Валерия Дмитриевича Зорькина о том, что 1. К сожалению, это не только факт, но и диагноз сегодняшней социальной действитель- ности. 1. В.Д. Зорькин. Современный мир, право и Конституция. - М.,, С. 6.

Возникает объективный вопрос, как все это связано с функцио- нированием института конституционного контроля и конкретной ролью конституционной юстиции в этой системе? Мы убеждены, что связь органическая и непосредственная. Дело в том, что так называемая регрессивная реальность, в первую оче- редь, - результат системного нарушения конституционного баланса в общественной практике, что своевременно не выявляется и не вос- станавливается. А это означает, что практически не обеспечивается верховенство Основного Закона страны. В результате при наличии Конституции, Парламента и судов нельзя говорить о существовании адекватного уровня конституционализма, парламентаризма и пра- восудия. То, что делается конституционными судами сегодня, несмотря на архиважность этой миссии, все-таки носит дискретный, фрагмен- тальный характер, не обеспечивает необходимой последователь- ности и системной непрерывности в выявлении, оценке и восста- новлении нарушенного конституционного баланса в обществе. 4

Я не считаю необходимым говорить о деятельности других инс- титутов государственной власти по осуществлению конституцион- ного контроля или надзора. Тут доминирующим является полное отсутствие системности и последовательности. Наглядным приме- ром может служить хотя бы тот факт, что во многих наших странах за последние годы главы государств, парламенты, правительства практически не обращаются в конституционные суды по вопросам конституционности правовых актов. Означает ли это, что в наших странах перестали принимать и применять неконституционные акты или нормы. К сожалению, нет. Реальная действительность другая. Например, только за последние четыре года Конституционный Суд Армении на основе индивидуальных конституционных жалоб по 43 делам нормы законов признавал неконституционными. Эти решения относились также к целым правовым институтам. Однако все другие субъекты имели право в порядке абстрактного нормоконтроля об- ращения в Конституционный Суд, но это не было сделано. Мы убеждены, что подобная картина во многом обусловлена системной неполноценностью существующих моделей конститу- ционного контроля и надзора, требующего нового методологи- ческого подхода к обеспечению верховенства именно живой Конс- титуции. Я уже имел возможность в общих чертах представить эту кон- цепцию на международных конференциях в Батуми, Софии и Риге. Сегодня хочу акцент сделать на следующих обстоятельствах: 5

6 1. Действующие в мире модели конституционного контроля и надзора, на наш взгляд, не в полной мере обеспечивают системный и непрерывный характер в выявлении, оценке и восстановлении нарушенного конституционного баланса в общественной практике и не в полной мере отвечают вызовам времени. 2. Несвоевременное восстановление нарушенного конституционного баланса приводит к накоплению отрицательной общественной энергии, что, набирая критическую массу, приводит к социальным взрывам и дестабильности. 3. Нет системного и органического взаимодействия в функциональной деятельности институтов власти по осуществлению конституционного контроля. 4. Пока государство не признает и не обеспечивает право человека на конституционное правосудие, невозможно реально гарантировать верховенство право. 5. Системность и непрерывность конституционного контроля воз- можны лишь при внедрении целостной системы постоянной конституционной диагностики и мониторинга.

Пятое из перечисленных положений предполагает, что по остальным положениям должны быть найдены адекватные решения, чтобы внедрить данную систему. Тут ключевое зна- чение имеет раскрытие сущности системности и непрерыв- ности конституционной диагностики и мониторинга. Понятие имеет греческое происхождение (diagnostikos) и характеризует определенный процесс выяв- ления системной целостности и функциональной дееспособ- ности исследуемого объекта с учетом сопоставимости основ- ных параметров его функционирования с критериальными основами запрограммированного и естественного состояния данного объекта. 7

Объектом конституционной диагностики является общественная жизнь в целом и, в частности, функционирование институтов власти. 8 Понятие конституционная диагностика охватывает весь процесс оценки конституционности в обществе, выявления соответствия реальных общественных отношений конституционно установленным нормам и принципам. Конституционная диагностика - способ и возможность опре- деления степени функциональной дееспособности общественного организма в целом. Она необходима, в первую очередь, для вы- явления истинного состояния и тенденций развития конституцио- нализма в обществе.

9 Конституционная диагностика должна базироваться на следующих основных принципах: -в режиме непрерывного функционирования выявление любого нарушения конституционного равновесия; - своевременное определение характера нарушения; -на основе системного анализа предложение механизмов и способов восстановления конституционности; -гарантирование недопущения нового нарушения при восстановлении функционального равновесия.

В Вестнике (2010, N4, с ) я предлагал соответствующую методику проведения непрерывной конституционной диагностики, которая позволяет всесторонне и целостно охарактеризовать конституционность исследуемых общественных отношений. Однако диагностика - это только так называемая техническая сторона вопроса. Она необходима для принятия соответствующих функциональных решений для восстановления и обеспечения конституционного равновесия в общественной жизни. А это требует осуществления постоянного конституционного мониторинга на основе прове- денной диагностики. 10

11 Основными задачами конституционного мониторинга в условиях общественной трансформации, в частности, являются: - выявление и оценка дефицита конституционности в мировоз- зренческо-идеологической сфере; - оценка внутриконституционных деформаций, выявление причин этих деформаций и разработка механизмов их преодоления; - преодоление деформированного восприятия основополагающих конституционных ценностей и принципов в обществе, повышение уровня конституционного правосознания; - обеспечение необходимого уровня конституционализации политического поведения институтов власти и социального поведения личности; - устранение дефицита конституционности в сфере законода- тельства и других формах правотворческой деятельности; - недопущение деформаций конституционных ценностей и принципов в правоприменительной практике; - системное обеспечение конституционности государственного управления; - выявление и учет транснациональных критериев оценки социального поведения человека и власти.

Сравнительный анализ конституцион- ной законности не только в странах но- вой, но и старой демократии показывает, что нет определенной системности в ре- шении перечисленных задач. Они в боль- шей мере становятся объектом полити- ческих интриг, чем правового регулиро- вания. 12

13 Анализ данной проблематики привел нас к выводу, что обес- печение системности и полноценности конституционного мониторинга возможно только при глубоком учете следующих обстоятельств: 1. Функционирование социальной системы как целостного организма имеет многоплановый иерархический характер, основой которого является гарантирование и обеспечение верховенства права. 2. Главная миссия иммунной системы общественного организма - сохранение функционального конституционного баланса и ста- бильности, так как невосстановление нарушенного баланса ста- новится причиной накопления отрицательной общественной энергии, что, набирая критическую массу, может привести к общественным катаклизмам. 3. Система конституционной диагностики и мониторинга, как контролирующая система, должна функционировать в свойственном ей порядке непрерывности и относительно независимо, на основе четкого нормативного регулирования. 4. Любая общественная патология должна активизировать и при- водить в действие всю систему конституционной самозащиты.

14 Чем отличаются понятия и. Мы считаем, что система конституционного контроля, одним из основных звеньев которой является судебный конституционный контроль, только на определенном уровне системного и непрерывного функционирования может представляться как целостная система конституционного мониторинга. В данном контексте – это функция, – форма реализации этой функции, – механизм реализации данной функции. По существу, контроль в настоящее время осуществляется посредством дискретного сопоставления объекта с самой Конституцией, а мониторинг предполагает системное и непрерывное выявление реального состояния конституционализма в обществе.

Мы убеждены, что это новый уровень гарантирования верхо- венства живой Конституции, когда вся система базируется не на абстрактных конституционных нормах, а на их реальном прояв- лении в общественной жизни. Данная система, в свою очередь, требует существенного перес- мотра конституционных взаимоотношений институтов власти с определением функциональных и институциональных основ функ- ционирования системного и непрерывного конституционного мо- ниторинга. В предлагаемой доктрине, прежде всего, акцент де- лается на роли главы государства в данной системе. Необходимо, в частности, наполнить реальным конституционно-правовым содер- жанием такие конституционные положения, как: (см. Конституции: Франции (ст. 5), Польши (ст. 126, пункт 2), Республики Армения (ст. 49); (см. Конституция Российс- кой Федерации, ст. 80, пункт 2); (см. Конституции: Португалии (ст. 120), Словакии (ст. 101, пункт 1) и т. д.). 15

В правовом государстве основная функция Президента заклю- чается именно в гарантировании поступательного развития консти- туционализма в стране. С учетом того обстоятельства, что решение этой задачи предполагает также системное выявление, оценку и вос- становление нарушенного конституционного баланса на основе пра- вовых механизмов, Президент становится принципиальным звеном иммунной системы общественного организма. Нам представляется, что с учетом этого обстоятельства необходимо конституционно пре- дусмотреть полномочие и обязанность Президента по проведению постоянной конституционной диагностики с учетом функциональ- ных полномочий других институтов власти. Нынешние общеприня- тые функциональные, противовесные и сдерживающие полномочия Главы государства, в том числе на уровне взаимоотношений Пар- ламент-Президент в области законодательной политики, а также как инициатора конституционных изменений или как обращающегося в Конституционный Суд субъекта, недостаточны для полноценного участия Президента в общем процессе конституционного мони- торинга. 16

Особенно в странах новой демократии ныне задействованы не- формальные, теневые механизмы конституционной диагностики, что очень опасно и несовместимо с принципом правового госу- дарства. Конституция должна обязывать Президента обеспечи- вать проведение постоянной конституционной диагностики с учётом функциональной роли всех конституционных субъектов. Это приведет также к тому, что Глава государства займет актив- ную позицию в осуществлении абстрактного судебного консти- туционного контроля. Схематично эту систему можно представить в следующей форме (см. Схема 1).Схема 1 17

18 В данной схеме не подчеркнута функ- циональная роль каждого института власти в отношении функционирования системы пос- тоянного конституционного мониторинга, кро- ме президентского института. Последнему отводится ключевая роль в приведении в действие данной системы с учетом обеспе- чения слаженного действия всех институтов власти. Данная схема предполагает также, что гражданское общество играет принципи- альную роль в развитии конституционализма в стране. Это, в первую очередь, означает, что народ как основной источник и носитель власти является основным гарантом соблю- дения конституционных ценностей и принци- пов. Любой отклик, исходящий из граждан- ского общества в отношении всякой дефор- мации этих ценностей и принципов, должен стать объектом конституционного монито- ринга. Одной из основных форм реализации этой задачи является признание и гаран- тирование права человека на конституцион- ное правосудие.

В свою очередь, Парламент и Правительство, наряду со своими традиционными функциями, должны не только в правотворческом процессе постоянно учитывать результаты конституционной диаг- ностики, но и, исходя из своих полномочий, обеспечивать необ- ходимый контроль над процессами конституционализации общест- венных отношений. Они из пассивных институтов конституционного контроля должны стать более активными институтами конститу- ционного мониторинга, с учетом того обстоятельства, что основные права и свободы человека определяют смысл, содержание и при- менение законов и других правовых актов, деятельность законо- дательной и исполнительной власти. В рамках своих конститу- ционных полномочий подобную роль осуществляют также другие конституционные институты. Особая роль в данной схеме отводится общим судам и Консти- туционному Суду. Суды общей юрисдикции и специализированные суды призваны обеспечивать эти права, гарантируя доступность судов, эффектив- ность судопроизводства и единообразное применение законов. Именно судебная практика должна выявить существующие несоот- ветствия между Конституцией и действующей правовой системой в целом. А это означает, что, во-первых, суды должны играть более активную роль в общей системе конституционного контроля, а во- вторых, судебная практика должна стать важным объектом конс- титуционной диагностики. 19

20 Конституционные суды, в свою очередь, могут полноценно осу- ществлять свою ключевую миссию в обеспечении конституционализма в стране при следующих обстоятельствах: 1. На уровне Конституции необходимо гарантировать системное соответствие функций и полномочий Конституционного Суда. Основная функция Конституционного Суда – гарантирование верховенства и непосредственного действия Конституции. А это становится возможным, если обеспечивается самодостаточность Конституции, непосредственное действие основных прав и свобод человека, конституционность правовых актов, а политические споры и споры по конституционным полномочиям разрешаются в правовом поле. Сегодня в мире существует лишь несколько конституционных судов (как в Германии, Австрии и некоторых других странах), где сбалансированность их функций, полномочий и процессуальных основ функционирования соответствует сегодняшним вызовам конституционного мониторинга. 2. Дееспособность судебного конституционного контроля во многом зависит от системной полноценности и эффективности функционирования всей системы конституционного надзора и контроля. В представленной схеме принципиальное значение имеет гарантирование именно системности непрерывного конституционного мониторинга.

21 3.Глава государства, как гарант эффективного функционирования всей системы конституционного мониторинга, должен стать также гарантом реализации решений Конституционного Суда. Классическим примером может служить статья 146 Конституции Австрии (страна, где в 1920 году был образован первый Конс- титуционный Суд), в которой установлено: Исполнение решений Конституционного Суда в отношении требований, предусмотренных статьей 137, осуществляется обычными судами. Исполнение прочих решений Конституционного Суда возлагается на Федерального президента. Исполнение осуществляется уполномоченными по его указанию и в соответствии с его усмотрением органами Федерации или земель, включая федеральную армию. Ходатайство об исполнении таких решений заявляется Федеральному президенту Конституционным Судом... 4.Процессуальные механизмы судебного конституционного контроля должны в полной мере соответствовать полномочиям и функциональной роли Конституционного Суда в обеспечении верховенства и прямого действия Конституции. Эта проблема актуальна особенно в странах новой демократии.

Подводя итоги, хочу лишь подчеркнуть, что уроки прошлого сто- летия и вызовы современности однозначно выдвигают задачу сущест- венного укрепления конституционализма в наших странах, чтобы гарантировать стабильное развитие. А это означает, что во главу угла всей нашей правовой деятельности должна ставиться задача обеспечения верховенства и непосредственное действие имен- но живой Конституции с помощью внедрения непре- рывно действующей системы конституционного мониторинга. 22

Благодарю за внимание. 23