1. Понятие формы государства 2. Форма правления 3. Формы государственного устройства 4. Политический режим.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные формы государств. Формы государств.. Критерии классификации форм государства. Форма правления; Форма государственного устройства; Форма политического.
Advertisements

Формы государства Урок 14. План 1. Понятие «формы государства». 2. Формы правления государства. 3. Формы территориального устройства государства.
Куликов р.в учитель истории и обществознания МБОУ лицей 4 Г. Славянск-на-Кубани 2012.
Понятие государства совокупность институтов публичной власти, механизм реализации политической власти особая форма политической власти, обладающая суверенитетом.
Коробова Е.В. Государство и политическая власть. Коробова Е.В. 1.1.Понятие, признаки и функции государства Государство – это единая политическая организация.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА Управление здравоохранения Липецкой области Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования.
1 TTÜ virumaa KOLLED ž ÕIGUSÕPETUS. 2 Государственное право Функции государства - это основные направления деятельности государства. Функции государства.
Государственный строй и административно - территориальное устройство стран мира.
МКОУКрутихинская МКОУ «Крутихинская СОШ» Урок по праву, 10 класс Подготовила: Суворова Т.А., учитель истории и обществознания 2014.
Формы государства. Формы государства Форма правления Форма государственного устройства Форма государственного (политического) режима.
ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ПРИЗНАКИ ФУНКЦИИ ФОРМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЕ.
Признаки государства - публичная власть как аппарат управления обществом -целостность, т.е. социально-политический, экономический, духовный союз народа;
Форма государственного устройства способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Закреплённый в конституции страны способ.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ : РЕСПУБЛИКА. МОНАРХИЯ Монархия ( греч. – единовластие ) – государство, в котором верховная власть сосредоточена в руках единоличного.
«Лучшие должны править во всех государствах и при всех режимах. Всякий режим плох, если в нем правят худшие». (И.А. Ильин, русский философ).
Тема: Основы теории государства П Л А Н: 1.Понятие, признаки и функции государства; 2.Органы государственной власти; 3.Форма правления; 4.Форма государственного.
Урок 4 Урок 4 10 класс 1. 1.Понятие формы государства и её элементов.Понятие формы государства и её элементов. 2.Формы правления.Формы правления. 3.Формы.
Работу выполнила: Булгакова Евгения Ученица 10 «Б» класса ГОУ ЦО 1484 им. А.М. Горького Преподаватель: Недосейкина Наталья Владимировна.
Формы государства. понятие формы государства понятие формы государства формы правления формы государственного устройства формы государственного устройства.
Понятие «государство» было впервые введено Н. Макиавелли. Оно обозначало у него политическое состояние общества. Государство – основной политический институт.
Транксрипт:

1. Понятие формы государства 2. Форма правления 3. Формы государственного устройства 4. Политический режим

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима. 2

Понятие формы государства охватывает: 1) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением; 2) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями; 3) методы и способы осуществления государственной власти. 3

Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих: -формы правления; -государственного устройства; -государственно-правового режима. 4

Форма правления представляет собой элемент формы государства, который раскрывает организацию верховной власти, правовой статус высших органов государства, принципы взаимоотношений между ними и степень участия граждан в избрании этих органов. 5

Различают 2 основные формы правления: -монархию; -республику. 6

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти. 7

Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно. Он выступает от имени всего народа как «отец» нации, за результаты своей деятельности не несет юридической ответственности. 8

Существует монархия: -ограниченная; -неограниченная (абсолютная). 9

При неограниченной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие (Саудовская Аравия, Аман, Катар). 10

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земским собором в Российской империи). К ограниченным относятся сословно- представительная монархия и современная конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Испания). 11

Республика – форма правления, при которой: 1) государственная власть передается (делегируется) народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.), который выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти; 12

2) представительная власть сменяема, избирается на определенный срок; 3) законодательно закрепляется подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности. 13

Признаки республики: 1) выборность и сменяемость представительной власти; 2) коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи; 3) законодательно закрепленная подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности. 14

Современные республики подразделяются на: -парламентарные; -президентские. 15

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом давать отставку правительству, выразив ему недоверие, правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность (Россия, Германия, Италия, Чехия, Венгрия, Польша). 16

Президент республики является главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах. Президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр. 17

Президентская республика – это форма правления, при которой президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность (США, Аргентина, Грузия, Бразилия, Венесуэла, Египет). 18

В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы и правительства выполняет президент. 19

Под государственным устройством понимается внутренняя национально- территориальная организация государства, соотношение целого и его части. 20

Данная категория дает ответы на вопросы: -как организована территория государства?; -из каких частей состоит государство?; -каково правовое положение этих частей? 21

Существуют три формы государственного управления: -унитарная; -федеративная; -конфедеративная (промежуточная). 22

Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами (Франция, Турция, Япония, Испания, Великобритания). 23

В унитарном государстве единственный высший орган государства, единое гражданство, единая конституция, высокая степень влияния центральной государственной власти на всей территории страны. 24

Федеративное государство (федерация) есть сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решении общих задач. При этом субъекты образуются по национальному или территориальному принципу либо использует и первое, и второе (Россия, США, Канада, Германия Австрия, Бельгия, Швейцария, Австралия Индия, Бразилия, Аргентина). 25

Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательный, исполнительные, судебные. 26

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Конфедерация не обладает суверенитетом. 27

Конфедерация является переходной формой государственного устройства. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 гг. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства – США. 28

Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. 29

Выделяют следующие свойства политического режима: 1) политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят метода насилия, в государстве складывается режим антидемократический. 30

2) в каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется. 31

В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают режимы: - авторитарные; - демократические. 32

В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают режимы: - авторитарные; - демократические. 33

Авторитарный режим отличается тем, что: 1) народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля над ее деятельностью; 2) вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, не учитывающей коренных интересов населения; 34

3) устраняется оппозиция (иногда формально разрешается деятельность близких по духу, родственных политических партий и профсоюзов); 4) решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат. Устанавливается полное преимущество государства над правом; 35

5) личность лишена гарантий безопасности, человек не может и реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они формально провозглашены. Устанавливается полный приоритет интересов государства над гражданином. 36

При тоталитарном режиме власть переходит в руки диктатора, осуществляющего правление насильственными методами, происходит абсолютная концентрация власти законодательной и исполнительной в одном органе. Права и свободы человека никем не защищены. 37

При демократическом режиме высшие органы государства выступают от имени народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Права человека и гражданина гарантированы и защищены государством. 38

39