Иванова Надежда Григорьевна, доцент кафедры чувашского языка и литературы ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» Современная концепция преподавания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького В сборник включены программы для 5 – 9-х классов общеобразовательных учреждений,
Advertisements

«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
Отзывы учителей русского языка и литературы об учебниках.
Педагогический проект «Работа с эпиграфом – эффективный способ обучения анализу художественного произведения»
Классическая начальная школа Джежелей О. В. «Чтение и литература» 1-4 классы.
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
ТРАДИЦИОННАЯ ПРОГРАММА (под ред. А.Плешакова) «ШКОЛА РОССИИ»
Окружающий мир Автор: О. Т. Поглазова. Программа «Окружающий мир» для 1-4 классов Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом, объединяющим.
Обновление содержания курса географии в УМК нового поколения Автор Долгорукова С.В., учитель высшей категории, руководитель Ассоциации учителей географии.
Структура рабочей программы. Рабочая программа имеет следующие составляющие: Титульный лист; Пояснительная записка; Календарно-тематическое планирование.
Программное обеспечение учебного процесса. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32 В соответствии ст. 32 образовательное.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Куксова Любовь Ивановна, учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ 2 г.Амурск Учебно-методическое обеспечение по развивающей системе Л.В. Занкова.
Сравнительный анализ программ по русскому языку 4-5 классов. Учитель начальных классов ДМФМШ 17 Билан З.М.
Особенности УМК «ГАРМОНИЯ» Учитель МОУ СОШ 8 г.Конаково Спиридонова Л.Н.
Система работы по учебному комплексу Г.С.Меркина Из опыты работы заслуженного учителя РФ Ворониной О.Г.
Легко учить, интересно учиться!. Содержание всей линии учебников и программ соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
УМК «Живая природа» ИЦ «Вентана-Граф». Методическое сопровождение С.Л. Валько, учитель биологии гимназии 76.
Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока.
Транксрипт:

Иванова Надежда Григорьевна, доцент кафедры чувашского языка и литературы ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» Современная концепция преподавания чувашской литературы в чувашской национальной школе И. А. Андреев, Н. Г. Иванова, Е. В. Александрова, Л. В. Кузнецова, профессор В. Д. Данилов, Ю. Б. Лебедев, Ю. М. Виноградов, С. М. Савин М. Ф. Тихонов, Е. П. Кондратьева, Н. В. Борисова, Т. Л. Бородина. Государственные образовательные стандарты начального общего, основ ­ ного общего, среднего полного общего образования в Чувашской Респуб ­ лике. Национально - региональный компонент. - Чебоксары : Чувашский республиканский институт образования, с. В сборнике представлен национально - региональный компонент по образовательным областям : филология ( чувашский язык и литература в чувашской и русскоязычной школе ), культура родного края, музыкальное и изобразительное искусство, история, география, биология, физическая культура, технология, окружающий ми Чувашский язык и литература : теория и методика : сб. науч. ст. – Вып. V / Чув. гос. пед. ун - т ; науч. ред. В. В. Павлов. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун - т, – 143 с. В сборник научных статей включен « Стандарт основного и среднего общего образования по родной литературе в чувашской школе » (54– 67 с.) Н. Г. Ивановой, где даны образовательный минимум, основные содержательные линии преподавания литературы, примерные тесты для проверки уровня подготовки выпускников IX (10 тестов ) и XI (20 тестов ) классов. В « Стандарт среднего ( полного ) общего образования по чувашской литературе в X–XI классах русскоязычной школы » (67–76 с.) вошли обязательный минимум содержания, читательская и литературно - творческая деятельность учащихся, основные требования к знаниям и умениям учащихся, примерные тесты для проверки уровня подготовки выпускников XI классов (20 тестов ).

Программа школьного литературного образования по чувашской литературе включает два концентра (5–9 и 10–11 классы). В рамках первого выделяются две возрастные группы (5–7 и 8–9 классы). В 5–7 классах предусмотрено изучение художественной литературы по тематическому принципу. В содержании – литературный процесс от древности до наших дней. 5 класс – постижение мира литературы в целом; 6 класс – художественное произведение и автор, характер героев; 7 класс – особенности труда писателя, понятие о его позиции; изображение личности человека как центральная проблема литературы. В 8–9 классах чувашская литература изучается на историко- хронологической основе, и она построена по тематическому принципу. В центре анализа – отражение реальной жизни на страницах классики чувашской литературы. Также в каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема. 8 класс – взаимосвязь литературы и истории. Определение специфики использования знакомых теоретических понятий при анализе произведений. Некоторые разъяснения терминов теории литературы. 9 класс – систематизация сведений по теории литературы; теоретические понятия, связанные с осмыслением связей искусства и жизни. Во втором концентре (10–11 классы) осваивается художественный мир писателя. Литературное образование здесь осуществляется на системной историко-культурной и культуроведческой основе, проводится монографическое изучение творчества классиков чувашской литературы.

Учебники « Чувашского книжного издательства » полностью соответствуют санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам, имеют гигиенические сертификаты. Издания выпускаются в твердых цветных переплетах. По всем предметам школьной программы издательство предлагает учебно - методические комплекты, в которые, помимо учебника, входит учебник « Книга для внеклассного чтения », книги серии « Школьная библиотека » и методические пособия. Учебники строятся на этнопедагогической основе – гуманистических и демократических основ традиционной чувашской культуры воспитания ( естественность, непрерывность, полнота и целостность, персонифицированность и т. д.). Эти принципы обучения и воспитания определили отбор фольклорного и литературного материала – о жизни и взаимоотношениях подростка в семье и школе, о труде и дружбе. Такие тексты способствуют также развитию речи и письму, развивают способности к запоминанию текстов и самостоятельному выражению своих мыслей о прочитанном.

Родная литература. Учебник - хрестоматия для 5 класса. – Чебоксары, Авторы Н. Г. Иванова, Ф. А. Матвеева, П. Н. Метин. Материал построен по концентрическому принципу. Использован также тематический и жанровый подход. Учебная книга включает литературные произведения от древности до сегодняшнего дня. Включены специальные разделы, содержащие сведения по теории литературы. Вопросы и задания для учащихся направлены на совершенствование читательского мастерства, овладение навыками устной и письменной речи, формирование творческого подхода к чтению. Учебник - хрестоматия открывает учащимся богатство и многообразие произведений словесного искусства, акцентируя внимание на анализ сюжетного содержания текстов Родная литература. Учебник - хрестоматия для 6 класса. – Чебоксары, Авторы Н. Г. Иванова, З. С. Антонова. Материал построен по концентрическому принципу. Использован также тематический и жанровый подход. Учебная книга включает литературные произведения от древности до сегодняшнего дня. Включены специальные разделы, содержащие сведения по теории литературы. Вопросы и задания для учащихся направлены на совершенствование читательского мастерства, овладение навыками устной и письменной речи, формирование творческого подхода к чтению. Учебник - хрестоматия открывает учащимся богатство и многообразие произведений словесного искусства, акцентируя внимание на анализ сюжетного содержания текстов.

Школьники учатся не просто читать и понимать произведения, но и осознавать авторскую позицию, глубинный смысл написанного. Вместе с этим узнают интересные сведения об авторах, так как тексты произведений предваряются небольшими рассказами о них, фрагментами их воспоминаний. Такие материалы надолго запоминаются, оставляя след в душе подростка, пробуждают интерес к будущим встречам с другими их произведениями. Например, большой потенциал несут материалы, связанные с биографическими данными Геннадия Волкова, Александры Лазарева, Евы Лисиной, Ивана Ахрата, Анатолия Смолина. Особенностью учебника - хрестоматии 5-7 классов является вариативное решение всех вопросов при изучении художественного произведения, использование тематического и жанрового подхода. По темам подобраны произведения разных жанров : тут и стихотворения, песни, басни, рассказы, фрагменты из повестей.

В данных учебниках-хрестоматиях усилен методический аппарат, введены рубрики, способствующие осмыслению роли слова в художественном тексте, повышению речевой культуры, активизации речевой деятельности учащихся. Вопросы и задания для учащихся направлены на: 1) совершенствование навыков устной и письменной речи; 2) овладение методами анализа произведений, формирование творческого подхода к чтению; 3) овладение спецификой художественной условности словесного творчества на уровнях обучения: знания, понимания, применения. Уровень «знание» предполагает запоминание и воспроизведение материала репродуктивно: умение отвечать на прямые вопросы; Уровень «понимание» – умение отвечать на косвенные вопросы, определять основную тему и идею (проблему), отличать особенности характеров героев художественного произведения, устанавливать логические взаимосвязи и соответствия; Третий уровень – «применение» предполагает умение использовать изученный материал на практике, выделять особенности языка и стиля авторов, находить параллели и производить сравнения.

Школьники учатся не просто читать произведения, но и понимать авторскую позицию, глубинный смысл написанного; узнают интересные сведения об авторах (тексты произведений предваряются небольшими рассказами о себе). «Мастерство и художественный мир писателя» знакомят школьников основами литературоведческих знаний, рассказывают о тайнах авторского творчества и рекомендуют ученикам дополнительную литературу («Для любознательных»).

Учебники «Книга для внеклассного чтения» Учебник «Книга для внеклассного чтения» призван обеспечить учащимся 5-7 классов материалом на уроках чтения и развития речи. Подбор произведений продиктован возрастными особенностями школьников и требованиями стандарта, а также желанием познакомить учеников национальных школ с культурой чувашского народа. Особенность данного учебника широкое представление материала для домашнего чтения. Книги содержат лучшие образцы чувашской детской художественной литературы.

Раздел по каждой теме завершается заданиями и вопросами, где отрабатывается и закрепляется владение устной и письменной речью с осмыслением проблематики изученной темы на новом уровне. Вопросы для обобщения по теме, систематизирующий и подытоживающий материал проблемно-тематического курса. Предлагаемые учащимся вопросы актуализируют внутрипредметные связи. Задания данного раздела ориентированы на возможность «сквозного» панорамного рассмотрения литературных явлений в связи конкретной проблемой. Здесь же проводится работа по развитию письменной речи в связи с изучением и анализом художественного произведения. Это не только письменные ответы на вопросы, но и выполнение творческих заданий, небольшие изложения, сочинения о литературном герое,творческое продолжение рассказа.

Задача наших методических рекомендаций – помочь учителям провести уроки, опираясь на имеющуюся учебно-методическую литературу, учебники, хрестоматии. В представленном пособии рассматриваются приемы работы с программой и учебниками. На конкретных примерах демонстрируется многообразие приемов и методов изучения литературы, реализации основных целей и задач литературного образования. Методические пособия содержат общие рекомендации по проведению занятий, разработки уроков, тематическое планирование и подробные комментарии к наиболее сложным темам курса. В методических и учебно-методических пособиях, необходимых каждому преподавателю, представлены разнообразные дидактические материалы, рекомендации по организации и планированию учебного процесса. В этой серии издаются книги, знакомящие учителей с последними достижениями академической науки и педагогической практики примерные учебно-тематические Учителям предлагаются примерные учебно-тематические планы (5–11 классы), разъясняются требования к изучению школьниками чувашской литературы. Определяются базовые понятия и термины, представляются образцы тестовых заданий для проверки знаний, перечни тем сочинений различного уровня сложности, вопросы к республиканским олимпиадам по литературе.

ИЗУЧЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В VI КЛАССЕ Методические указания и разработки Опытно-экспериментальная группа учителей чувашского языка и литературы под руководством доцента кафедры чувашского языка и литературы ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» Ивановой Надежды Григорьевны Чебоксары,2007.

Самое трудное, как показывает сегодняшняя школьная практика уроков литературы, организовать работу с книгой, с текстом, сделать очевидным, интересным, захватывающим то, что скрывает литературный текст, раскрыть его тайны. Учащиеся проходят путь от осмысления накопленных житейским и школьным опытом представлений о литературе до приобретения скорректированных и восполненных ими же самими знаний о предмете, его законах, об устроении и особенностях художественного слова. Научить творческому исследовательскому чтению художественных и научно-популярных текстов, способствовать тем самым воспитанию компетентного читателя.

Уникальность издания состоит в особом, что тщательно отобрано каждое произведение. Вошли произведения чувашских писателей и поэтов, обязательные для изучения в школе и рекомендованные для дополнительного чтения. В серию включены произведения фольклора и литературы от древности до сегодняшних дней. Структура учебно - методического комплекта « Родная литература » отличается четкостью и продуманностью. Каждый раздел ( модуль ) открывается вступительной статьёй о жизни и творчестве писателя. Достоинство в том, что она отражает современный взгляд на произведения классиков чувашской литературы.