Жизнь и творчество В и к т о р и я Т о к а р е в а.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что творится сегодня с семьей? По произведению Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы»
Advertisements

Лев Николаевич Толстой Автобиографическая трилогия «Детство. Отрочество.Юность»
Тема «отцов» и «детей» в современной литературе Республики Коми Т.Ломбина, Е.Габова, Н.Куратова.
«Прощание с Матерой» 75 лет. Валентин Григорьевич Распутин – один из признанных мастеров «деревенской прозы», один из тех, кто продолжает традиции русской.
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
Тип «тургеневской девушки» в прозе И.С. Тургенева. Выполнила: Васильева А. 10б СОШ 50 Преподаватель: Николаева Е. В.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Антуан де Сент-Экзюпери «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ». Авиатор и писатель «Для меня писать и летать – одно и то же»
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Стилистика и жанр пушкинских страниц.
Сложение и вычитание дробей. Дроби это обычные числа, их тоже можно складывать и вычитать. Но из-за того, что в них присутствует знаменатель, здесь требуются.
Рувим Исаевич Фраерман. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» год.
Создание сочинения - рассуждения Пошаговые рекомендации, вариант 5. вариант 5.
2016 г. О писателе: Саломатов Андрей Васильевич родился в Москве в 1953 году. После школы поступил в Московский геолого-разведочный институт, но не окончил.
Дина Сабитова родилась в Казани. По образованию она филолог, когда-то представляла, что со временем превратится в седую и толстую профессоршу в очках.
Екатерина Каретникова «Кто живет за стеной». Екатерина Каретникова Родилась в Ленинграде 26 октября 1976 года. Окончила школу в золотой медалью. В двенадцать.
Проект:Нужны ли книги современному человеку?. Презентация 7Б класса Участники группы: Виктория Володина Валерия Сухопалова Артур Стонис Олег Пелюшонок.
Реклама творчества Владислава Крапивина Автор работы Смирнова Валерия МОУ «СОШ 5»
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Транксрипт:

Жизнь и творчество В и к т о р и я Т о к а р е в а

содержание Краткая биография Виктории Токаревой Краткое понятие о женской прозе Тема любви в повестях и рассказах в.Токаревой Немногие произведения В.Токаревой Выражения Токаревой Один из любимых жанров –интервью, беседа заключение

Краткая биография Виктории Токаревой

Токарева Виктория Самойловна (Самуиловна) ( , Ленинград) – писатель, чьё имя не просто напрямую связано с понятием «современная женская проза», но – является своеобразным символом этого направления отечественной литературы. Она также наиболее издаваемый автор. Токарева закончила Музыкальное училище по классу фортепиано, переехала в Москву, некоторое время работала учительницей музыки. В 1967 г. Т.закончила сценарный факультет ВГИКа. Будучи студенткой – курса, написала сценарий для киножурнала «Фитиль». Виктория Токарева - автор многочисленных рассказов, повестей, сценариев и остроумных путевых заметок - интервью давать не любит, справедливо считая это не только тратой драгоценного времени, но и громадным выбросом энергии, столь необходимой для собственной работы. Тогда я чувствую, энергия из меня исторгается: говорю намного больше, чем обычно; бываю очень интересная, чуть-чуть нервная. Это выплескивается энергия, которая называется творческой, ощущаю ее физически". Энергия эта, переливаясь в слово, также физически ощущается читателем. Дает почувствовать терпкий привкус поисков любви, являющейся началом всех начал не только для героев Токаревой. "пока я в мире, я свет миру". По - моему, Виктория Токарева - большой и настоящий русский писатель, со своим языком и кругом тем, с редкой точностью мысли и формулировки, с настоящим интересом к собственным героям и читателям. Последнее качество - почти чудо в наше время. " Замужем за профессией "

Сейчас в современной российской литературе происходит «женский бум». Выделение «женской прозы» из общего массива современной литературы обусловлено сочетанием факторов: 1.Автор- женщина; 2.Центральная героиня- женщина; 3.Проблематика связана с женской судьбой; 4.Взгляд на мир с точки зрения женщины. Именно в 90-е годы «Женская проза» стала литературным явлением. В нем участвуют как писатели старшего поколения так и молодые, живущие в столичных городах и в провинции. Вышло несколько сборников «женской прозы»: «Не помнящие зла» (1990), «Чего хочет женщина»(1993) и др. Опубликовано достаточно много книг современных писательниц. Лидером по количеству изданий можно считать В.Токареву. Любопытная особенность российской женской прозы: в ней очень много фольклора и мифологии. На мой взгляд, разницы между мужчиной и женщиной в плане творчества нет. Чем лучше литература, тем больше эт грань стирается. Писательница Татьяна Толстая любит приводить в пример историю лошади в «Холстомере» Льва Толстого: мол, Лев Николаевич лошадью не был, но его гений позволил ему описать ощущения животного. Точно так же и в литературе: если личность талантливая, то не важно, мужчина это или женщина. Само понятие «женская проза» возникло по ассоциации с устоявшим термином «женский роман», но и очевидно с полемическим акцентом по отношению к нему. «Женский», «дамский» роман- это современные произведения разных жанров, созданные писательницами – женщинами. Женская психология особенно хорошо и точно удается Виктории Токаревой. на исследует последовательность мыслей женщины, ее логику. «Женская проза»

Проблематика произведений «женской прозы» очень обширна: отношение людей к правде и ко лжи, любовь и чувство долга, дом-крепость и остальной мир, взаимоотношения между представителями разных поколений, смысл жизни. Герои Токаревой - простые люди, жизнь которых по каким-либо причинам существенно меняемся. Но все они находят наиболее удобный для себя способ существования в это мире, некое стационарное положение, позволяющее в новом свете увидеть плюсы и минусы своей жизни. Одним из ярких признаков «женской прозы», по-моему, >является то, что, Виктории Токаревой удалось очень точно описать женскую психологию, последовательность мыслей женщины, ее логику. Взгляд на мир показывается с точки зрения женщины, с учетом женского мировосприятия. Токарева точно подметила, что женщина старается действовать лишь в границах своих владений: дома, семьи. я могу сделать ввод, что в творческом мире В.Токаревой нашли отражение лучшие черты "женской прозы" конца XX - начала XXI века. На мой взгляд, ее книги действительно помогают найти ответы на многие вопросы. Они показывают, что у каждого человека есть право выбора, чтобы устроить свою жизнь в зависимости от того, как он видит свое счастье, как представляет будущую жизнь, любовь, семью.

Творчество Виктории Токаревой отличается большой чувственностью. Роль ее произведений огромна, так как мир домохозяек, жен, матерей ничуть не скучнее жизни мужчин. Мой выбор – произведения Виктории Токаревой, одной из самых ярких представительниц современной литературы. Её произведения помогают читателям разобраться в себе, найти верный путь в сложившейся ситуации. Она пишет в основном повести и рассказы о семье, о любви, о смерти, о предательстве, рассказывает о судьбах разных людей. В произведениях Виктории обширная проблематика: она пишет об отношении людей к правде и ко лжи, о любви и чувстве долга, о доме-крепости. Также поднимаются такие проблемы как взаимоотношения между представителями разных поколений, семья и развлечения мира, смысл жизни. Одна из главных тем, которую затрагивает в своих произведениях Виктория Токарева – тема любви. Именно любовь освещает, делает ярче жизнь многих её героев: для некоторых она становится смыслом жизни, а некоторых разочаровывает. Если сравнивать Токареву с другими современными писательницами, то критики отмечают, что по кругу тем Токаревой близка Г.Щербакова, все произведения которой также объединяет атмосфера любовных отношений. Однако индивидуальность Токаревой все равно прослеживается: при общности темы очевидно явное различие писательниц прежде всего в авторской задаче. Хорошо зная женскую психологию, Токарева позволяет себе проигрывать самые разные варианты сюжетов – встречи и разлуки, разрывы и объединения, внезапно вспыхнувшие эмоции и воспоминания об утраченных возможностях. Занимательность предполагается именно в неожиданности сюжетных ситуаций. Токарева также не обходит тему семьи стороной. В её произведениях сюжеты строятся на версиях любви и нелюбви. На этом фоне выделяются повести и рассказы: «Инфузория туфелька», «Я есть. Ты есть. Он есть», «Старая собака», «Звезда в тумане» и другие.

Если в сердце нет любви, человек мертв. Живым он только притворяется. Такова своеобразная точка отсчета для всего творчества Виктории Токаревой, лучшей, тончайшей исследовательницы этого прекрасного чувства. Любовь в произведениях писательницы не всегда бывает нежной - в ней есть место и для боли, и для непонимания. Но в повседневной, будничной суете любовь - луч света, а счастье, даже недолгое, - единственное, ради чего стоит жить. Виктория Токарева - признанный мастер современной русской литературы. Каждая из ее книг неизменно пользуется огромной популярностью, а фильмы, поставленные по сценариям писательницы - "Джентльмены удачи", "Шла собака по роялю" и многие другие, - входят в "золотой фонд" нашего кино. Виктория Токарева, на мой взгляд, отличается от всех современных российских писательниц тем, что ее повести и рассказы наполнены жизнью. Когда читаешь ее произведения, создается впечатление, что все это происходит в соседнем доме, что у людей просто нет занавесок на окнах и ты, сидя вечером у окна, досконально изучаешь их жизнь, наблюдаешь и вглядываешься в их судьбы..

с 1967г. её регулярно печатались не только на страницах молодёжных журналов – «Смена», «Юность», «Аврора», их публиковали также «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», появились они в «Огоньке», в «Сибирских огнях» и других. Некоторые из рассказа («Первая попытка», «Ничего особенного») сразу же после появления привлекли внимание рецензентов. С конца 70 – гг. появляются первые крупные произведения Токаревой – повести «Ехал Грека» (1977), «Неромантичный человек» Повесть - сказка» (1978), «Старая собака» (1979), «Талисман» (1982), «Длинный день» (1986), «Пять фигур на постаменте» (1987),«Ничего особенного» (1990),«Я есть. Ты есть. Он есть» (1991), «Лавина»(1995) и другие. С конца 70-х гг. выходят книги, в которых повести и рассказы объединяются – _«Летающие качели». Повесть и рассказы (1983); _«Сказать – не сказать». Повесть, рассказы (1991); _«День без вранья». Повести и рассказы (1994); _«Коррида» (1993 и 1995); _«Хэппи энд». Повести и рассказы (1995).

Есть жанр, который Токарева использовала очень часто, - это интервью, беседа. Такие её выступления (их в общей сложности около полусотни) публиковались в журналах «Театральная жизнь» и «Союз», «Огонёк» и «Семья» и других, а также в многочисленных газетах. Токарева сумела коснуться многих этических проблем, а более всего – многих моментов, связанных с положением женщины в жизни и в художественных произведениях, которым сама Токарева, вошедшая в литературу на волне «семейно – бытового бума», уделила немало внимания. И, хотя она настойчиво подчёркивает, что «чисто женских проблем не бывает», целый ряд её выступлений несёт «признак пола» даже в самом названии: «Между нами, женщинами», «Поговорим о деловой женщине», «Нельзя жить без любви», «В любви как на ринге», «Уловка по имени любовь» и т.д., тоже по традиции принято числить по разряду скорее «женской проблематики».

- Ранняя Токарева - это фантастический реализм. Придумывала какие-то невероятные ситуации и в них помещала нормального человека. В рассказе "Рубль шестьдесят не деньги", герой покупает шапку-невидимку, но внутри этого условного сюжета ведет себя абсолютно естественно. Реальность и фантастика переплетаются. Потом начинается переход длинных, мелодраматических повестей о любви. Ничего особенного - кино сообщило мне другой размер, киносценарий - 70 страниц. Поэтому восьмидесятые годы - период семидесятистраничных повестей. Сейчас пишу более жесткие, безысходные вещи. Человек - трагическая субстанция, жизнь все-таки предполагает увядание и смерть... Для меня это большая трагедия, могу сидеть и писать, сколько бы мне ни было лет, хоть сто. - Виктория Самуиловна, любой творческий путь состоит из определенных этапов, какие они у вас? интервью с Викторией Токаревой Викторией - Вас и в ранних рассказах отличало философское отношение к жизни и еще - жесткий юмор. Откуда этот заряд? - Любое творчество требует жестокости по отношению к самому себе, прежде всего. Женщине, наверное, это вдвойне сложно: с одной стороны, хочется любить и дарить любовь, с другой - во всем себе отказывать

* «Вид попранной женственности. Такой вид часто бывает у хорошеньких продавщиц, которые собрались завоевывать мир, а попали за прилавок» * «Юмор, конечно, восстанавливает то, что разрушает пафос, но когда его очень много - он сам начинает разрушать. А от хронического юмора образуется цинизм, с которым жить очень удобно, потому что человек все недооценивает. Всему назначает низкую цену» * «Любой праздник, даже плохонький, лучше самых прекрасных будней» * «Ни творческой, ни женской карьеры не бывает. Карьера - это у политиков» * « Никогда не страдай при женщине. Вот придешь домой и страдай сколько хочешь» Распространенные выражения Виктории Токаревой

Как бы то ни было, проза Токаревой уже заняла достойное место в современной литературе. А войдет ли она в историю? Этот вопрос пока остается открытым, так как время определяет истинные ценности «новой» литературы, литературы переходного периода. Да и сама Виктория Токарева будет идти в ногу со временем, подтверждая свое призвание писательницы, и возможно, еще многим нас удивит…