Речевой этикет. Вежливость.. Цель работы: -Рассмотреть вопрос об употреблении слов вежливости. -Изучить формы и специфику речевого этикета.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Речевой этикет у русских Выполнила студентка 1 курса ГТиИЯ Маркина Е. А.
Advertisements

Авторы: Алексеева Виктория Ученица 8 «В» класса Руководитель: Распутина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы Слова вежливости в нашей.
Речевой этикет в устной и письменной речи
Невербальные средства общения. Общение вербальное общение вербальное невербальное словесное мимика жесты интонации мимика жесты интонации.
Учитесь властвовать собою… А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» В чем заключаются особенности национального русского речевого этикета ? Авторы: учащиеся 8Б Иванова.
Что такое вежливость? Вежливость-соблюдение правил приличия. Вежливость – доброе поведение. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было.
Выполнили : Елманова Наташа и Красавин Дима. Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления.
( Правила ведения речи.). Цель: определить основные правила ведения речи, беседы.
Формулы речевого этикета как средства развития коммуникативных способностей школьников.
Курс по выбору русский язык «Речевой этикет» 9 класс Позднякова Людмила Анатольевна.
СЛОВО - НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК ОТДАЛЕННОЕ И ОСЛАБЛЕННОЕ ЭХО МЫСЛИ. ГЮСТАВ ФЛОБЕР Речевой этикет в диалоге культур.
Культура общения Виктория Максимова. ОБЩЕНИЕ Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями.
«Секреты общения». Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.
Этикет помогает нам вести себя правильно дома, в гостях, в театре… Но ведь где бы мы ни были, мы не молчим, мы общаемся с другими людьми. Значит, нам.
Речевой этикет.. То,что понимают под речевым этикетом,используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно.
Актуальность проекта Проект предназначен для закрепления знаний об алфавите. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.
Тема: Культура общения. ОБЩЕНИЕ Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной.
Тема: Культура общенияОБЩЕНИЕ Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.
Презентация слушателя курсов учителя начальных классов Гимназии 16 г.о. Химки Чуриновой Елены Николаевны Тема: «Этические принципы речевого общения». 2011год.
УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ Черникова Л.Е., классный руководитель 4 класса.
Транксрипт:

Речевой этикет. Вежливость.

Цель работы: -Рассмотреть вопрос об употреблении слов вежливости. -Изучить формы и специфику речевого этикета.

Задачи: - Ознакомить людей с правилами речевого этикета. - Провести опрос, чтобы определить частотность употребления слов вежливости в речи. -Ознакомиться с художественной литературой. - Дать рекомендации.

Речевой этикет – это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. Специфика речевого этикета в том, что он характеризует как повседневную языковую практику, так и языковую норму.

Специфика русского речевого этикета Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность. Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него. Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника. Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Вежливость. Вежливость - учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий. Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.

Техника реализации этикетных форм Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. Конечно, желательно, чтобы вас кто-то представил, но бывают случаи, когда это необходимо делать самому.

Этикет предлагает несколько возможных формул: - Разрешите с вами познакомиться. - Я хотел бы с вами познакомиться. - Будем знакомы. При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться: - Позвольте (разрешите) представиться. - Моя фамилия Сергеев. - Меня зовут Валерий Павлович.

Официальные и неофициальные встречи знакомых и незнакомых людей начинаются с приветствия. Официальные формулы приветствия: - Здравствуйте! - Добрый день! Неофициальные формулы приветствия: - Привет! - Здравствуй! Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения, они выражают пожелание: Всего доброго (хорошего) или надежду на новую встречу: До завтра. До вечера. До свидания.

В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают поздравления. Приглашение: - Позвольте (разрешите) пригласить вас… - Приходите на праздник (юбилей, встречу). - Будем рады видеть вас. Поздравление: - Разрешите поздравить вас с… - Примите мои искренние поздравления… - Горячо поздравляю…

Речевые дистанции Дистанция в речевом общении определяется возрастом и социальным положением. Она выражается в речи употреблением местоимений ты и Вы. Речевой этикет определяет правила выбора одной из этих форм. В целом выбор диктуется сложным сочетанием внешних обстоятельств общения и индивидуальных реакций собеседников: –степенью знакомства партнеров (ты - знакомому, Вы - незнакомому); –официальностью обстановки общения (ты - неофициальное, Вы - официальное); –характером взаимоотношений (ты - дружеское, "теплое", Вы - подчеркнуто вежливое или натянутое, отчужденное, «холодное»); –равенством или неравенством ролевых отношений (по возрасту, положению: ты - равному и нижестоящему, Вы - равному и вышестоящему).

Комплименты. Немаловажным достоинством человека в общении является умение делать красивые и уместные комплименты. Тактично и вовремя сказанный, комплимент поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к собеседнику, к его предложениям, к общему делу. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве, расставании или во время беседы. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний или чрезмерно восторженный комплимент.

Комплимент может относиться к внешнему виду, отличным профессиональным способностям, высокой нравственности, умению общаться, содержать общую положительную оценку: - Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно) выглядите. –Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) специалист (экономист, менеджер, предприниматель). –Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно) ведете (свое) хозяйство (дело, торговлю, строительство). –Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людьми, организовывать их. –С вами приятно (хорошо, отлично) иметь дело (работать, сотрудничать).

Невербальные средства общения Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний наряду со словесной речью используют жесты и мимику. Язык мимики и жестов позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Главным показателем чувств говорящего является выражение его лица, его мимика.

Изобразительные жесты появляются в следующих случаях: -если не хватает слов, чтобы полностью передать представление; -если самих слов недостаточно по причине повышенной эмоциональности говорящего, нервозности, несобранности, неуверенности; -если необходимо усилить впечатление и воздействовать дополнительно на слушателя. Изобразительные жесты используются как наглядное средство передачи мысли, они не должны подменять собой словесную речь.

Символические жесты условно обозначают некоторые типичные ситуации и сопровождают соответствующие высказывания: -жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки) сопровождает слова: Никогда не соглашусь. Это совершенно ясно. Никто не знал; -жест интенсивности (рука сжимается в кулак) при словах: Он очень упорный. Какая она упрямая; -жест отказа, отрицания (отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед) вместе с высказываниями: Не надо, прошу вас.

-жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движения "там" и "здесь") вместе со словами: Нечего туда - сюда ходить. Одно окно на север, другое на юг; -жест разъединения, расподобления (ладони раскрываются, раздвигаются в разные стороны): Это надо различать. Это совершенно разные вещи. Они разошлись; -жест объединения, сложения, суммы (пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук): Они хорошо сработались. Они очень подходят друг другу. А если это вместе положить. Давайте соединим усилия.

Опрос Респондентам были предложены следующие вопросы: 1.Часто ли вы употребляете слова вежливости? а) всегда, б) иногда, в) редко, г) не употребляю. 2. Считаете ли вы себя вежливым человеком? 3. Назовите слова вежливости, которые обычно употребляете.

Респонденты Опрос проводился на улице Урицкого в вечернее время. Всего в опросе участвовало 108 человек.

Часто ли вы употребляете слова вежливости?

Считаете ли вы себя вежливым человеком?

Результат опроса Наиболее употребляемыми остаются слова приветствия-прощания: здравствуйте (отметили 94 человека – 87%) и близкие ему по значению – доброе утро – 15, добрый день - 17, добрый вечер – 11. До свидания (отметили 74 человека – 68%), а также слова благодарности: спасибо (96 человек – 89%), благодарю - 12, пожалуйста (83 человека – 77%). К сожалению, другие слова: извините, простите, приятного аппетита, будьте здоровы, как показали результаты опроса, употребляют редко.

Выводы: Слова вежливости большая часть населения употребляют часто. Наиболее частотны в употреблении слова: приветствия-прощания, спасибо, пожалуйста. Большинство респондентов считают себя вежливыми. Над развитием культуры общения нужно работать.

Рекомендации При общении чаще говорить друг другу вежливые слова; Больше читать художественную литературу; Изучать значения вежливых слов; Составлять диалоги, соблюдая речевой этикет.

Выполнили: ученицы 10 «А» класса Бахтина А. и Дресвянская К.