Метапредметный урок. Заголовок слайда ГРОМЫКО Нина Вячеславовна кандидат философских наук, заместитель директора Института инновационных стратегий развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метапредметность.. Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА... (от греч. meta между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование.
Advertisements

Метапредметность как… Машуков А.В., помощник ректора.
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ( В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ )
Новые подходы к организации учебной деятельности: проектирование урока на основе метапредметного подхода СЕМИНАР,
Презентация к уроку на тему: Что такое метапредмет?
Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов 2012 г.
«..школа должна, в первую очередь учить детей мыслить-причем, всех детей, без всякого исключения» В. В. Давыдов.
Научно-методическое сопровождение формирования метапредметных результатов образования обучающихся Е.А. Белорыбкина, заведующая кафедрой педагогики и психологии.
Free Powerpoint TemplatesPage 1Free Powerpoint Templates Формирование метапредметных результатов при обучении английскому языку обобщение опыта работы.
Метапредметный подход в организации современного урока Рябова Ж.А., методист отдела образования администрации МО «Чойский район»
Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов 2012 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
ФГОС Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Презентацию подготовила Колпащикова Людмила Михайловна,
С ценировани е и проведени е учебного «метапредметного» занятия По материалам Н.В. Громыко и анализа выступлений конкурсантов разных лет.
личностные, метапредметные, предметные. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Метапредметный подход как условие реализации новых стандартов Метапредметный подход как условие реализации новых стандартов Л.Н.Калинкина, педагог-психолог.
Современный урок. Что значит – современный? Виды образования: Традиционное Инновационное Шоковое Современный – отвечающий на вызовы времени.
Транксрипт:

Метапредметный урок

Заголовок слайда ГРОМЫКО Нина Вячеславовна кандидат философских наук, заместитель директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. Москвы

Реалии 21 века: наличие комплексных проблем Выход из строя атомных реакторов Возникновение заболеваний, лечение которых требует привлечение знаний различных наук Террористические войны Техногенные аварии и катастрофы Развитие генной инженерии и изучение возможных последствий … Решение предполагает междисциплинарное взаимодействие

Профессионал 21 века – это: Специалист широкого профиля, как правило имеющий не один, а 2, 3 диплома… Специалист, для которого не существует водораздела между гуманитарным и естественно- научным знанием Специалист, понимающий разные профессиональные языки для включения в полипрофессиональное взаимодействие Специалист, который может двигаться в различных направлениях практики

Проблемы, перед которыми стоит российское образование Педагог должен не только хорошо знать свой предмет, но и «зоны развития и конфигурации с другими предметами» Быть хотя бы немного «полипредметником», метапредметником (над-…) Научить ребенка самостоятельно учиться! Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Метапредметный подход: один из вариантов решения проблемы разобщенности знаний Мир разнообразен, но един! Однако изучается он в разобщенных, расколотых, оторванных друг от друга дисциплинах

Метапредметные результаты Формирование универсальных учебных действий: информационная насыщенность и способы переработки информации развиваются разными темпами. - низкий уровень сформированности умений работы с информацией; - низкий уровень сформированности коммуникативных и общеучебных умений -низкий уровень развития надпредметных знаний и умения применять знания в незнакомой ситуациях практической направленности Результаты исследований PISA (Организация экономического сотрудничества и развития)

Метапредметный тип интеграции это новый тип интеграции, который выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Особенности 1.Передача учащимся не просто знаний, а деятельностных способов работы со знанием: работая с определенными понятиями, необходимо передать учащемуся обобщенный способ работы с любым предметным понятием или моделью, тогда вы поднимаетесь с предметного уровня на метапредметный. Примеры: математика – от решения конкретной задачи к алгебраическому способу решения, затем к решению задачи с использованием параметров, затем к задачам на предметном материале из физики, химии и т.д.

Пример

Метапредметный тип интеграции это новый тип интеграции, который выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Особенности 2.Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что позволяет «компилировать» или пересобирать и заново интерпретировать учебный материал с точки зрения деятельностных единиц содержания *Компиляция - это процесс преобразования исходного кода программы, понятного человеку в машинный код, т.е. набор команд, непосредственно понятных процессору.

Метапредметный тип интеграции это новый тип интеграции, который выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Особенности 3.Ориентация на развитие у школьников базовых способностей, таких, как мышление, воображение, способность к целеполаганию, планированию, речевая способность и т.д.

Метапредметный тип интеграции это новый тип интеграции, который выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Особенности 4.Новаторство в плане использования разного типа методических приемов и форм: мыслительный эксперимент ТРИЗ-приемы и т.д. Изменение форм взаимодействия с учениками Импровизация на тему…

Метапредметный урок – что это такое? В форме метапредмета обычный учебный материал переорганизуется в соответствии: a) с логикой развития мыследеятельности с опорой на философские понятия (знание, знак, проблема, задача и др.), которая надпредметна и носит универсальный характер (отсюда и название метапредметов метапредмет «Знание», метапредмет «Знак», метапредмет «Проблема», метапредмет «Задача»; b) обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или иной темой или задачей. Пример: Схема – способность к систематизации

Метапредметные понятия Знание и незнание Знание и мнение Изменение и развитие Мифы и парадоксы Постановка проблемы Понятие живого Порядок и хаос Простое и сложное Рисунок и схема Модель и способ Пространство и время Изменение и развитие Пути познания Общество и среда Позиция и роль

Мета-умения теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

Метаумения творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми); регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности); качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

Чем принципиально отличается урок, реализуемый в соответствии с метапредметным подходом? МП-урок основан на надпредметной ситуации, в которую интегрируется предметное содержание

Пример

Метапредметный подход метапредметная тема Способ действия Базовая способность Углубление знаний, не вербализм Готовность к импровизации Работа с понятием как единицей мышления Правила моделирования метапредметного занятия личностьличность

Метапредметный подход

Результаты Предметные Метапредметные Личностные: – патриотизм; формирование ценностей многонационального российского общества; – становление гуманистических и демократических ценностных формирование уважительного отношения к иному мнению; – овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, – развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, – наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,

Вопросы для размышления самому себе 1.Урок будет вести один учитель или несколько? 2.Хватит ли моего знания другого предмета? 3.Можно ли дать материал, который не предусмотрен программой по данной теме, но я могу воспользоваться своими дополнительными знаниями, методиками, наработками 4.Какая базовая способность формируется у детей? 5.Каковы особенности метапредметного контроля знаний? 6.Сценарий или тематический план? Сценарий! Педагогическая импровизация приветствуется! 7.Где взять материалы для подготовки такого урока?

Материалы для работы