Решение задач по физике как интеллектуальное приключение Уметь решать задачи, значит уметь действовать в условиях неочевидности Автор: Смирнов Н.В.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЕГЭ ФИЗИКА. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ. Леухина Ирина Григорьевна, заместитель председателя предметной комиссии.
Advertisements

Электромагнитные колебания.. Подобно тому как координата при механических колебаниях изменяется со временем по гармоническому закону Заряд конденсатора.
ГБОУ школа 124 Решение задач по теме: «Электромагнитные колебания и волны» учитель физики Мачульская Л.В.
Методическая разработка по физике (11 класс) по теме: Физический диктант по теме "Электромагнитные колебания"
Электромагнитные колебания. свободные электромагнитные колебания. В электрических цепях, так же как и в механических системах, таких как груз на пружине.
Задача. В изображенной на рисунке схеме ЭДС батареи = 10 В, емкость конденсатора С = 2 мкФ, индуктивность катушки L неизвестна. При разомкнутом ключе K.
1.Два точечных заряда будут отталкиваться друг от друга только в том случае, если заряды 1)Одинаковы по знаку; модули зарядов произвольны 2)Одинаковы по.
Электромагнитные колебания Подготовила: Мирошкина О.Н., учитель физики, заместитель директора по УВР МОУ лицея 86 Ярославль, 2009г.
ЕГЭ ФИЗИКА. Ученик собрал электрическую цепь, состоящую из батарейки, реостата, ключа, амперметра и вольтметра. После этого он измерил напряжение.
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Период свободных электромагнитных колебаний.
Ученик гимназии 272 Александр Озеров Редакция: В.Е.Фрадин, А.М.Иконников.
Урок физики по теме: «Электромагнитные колебания» Маркус Елена Викторовна - учитель физики, информатики МОУ «СОШ 4» г Называевска.
Основные формулы за курс физики 10 класс. Основные положения МКТ.
Колебательный контур – это система, состоящая из последовательно соединенных конденсатора емкости C, катушки индуктивности L и проводника с сопротивлением.
Колебательный контур – это система, состоящая из последовательно соедененных конденсатора емкости C, катушки индуктивности L и проводника с сопротивлением.
Презентация к уроку по физике. Муниципальное общеобразовательное учреждение – Гимназия 2 Тема урока: «Решение задач по теме: «Электромагнитные колебания.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ ЕГЭ по Физике 7 апреля 2011 года Петрозаводский государственный университет.
Задача. В модели атома Томсона предполагалось, что положительный заряд q, равный по модулю заряду электрона, равномерно распределён внутри шара радиуса.
Решение задач на расчет работы и мощности электрического тока, тепловое действие тока.
Курс «Подготовка к ЕГЭ по физике» УРОК 1 Преподаватель Султанов А.Э. учитель физики ФЗФТШ при МФТИ.
Транксрипт:

Решение задач по физике как интеллектуальное приключение Уметь решать задачи, значит уметь действовать в условиях неочевидности Автор: Смирнов Н.В.,

В горизонтальном цилиндрическом сосуде, закрытом подвижным поршнем, находится одноатомный идеальный газ. Давление окружающего воздуха p = 10 5 Па. Трение между поршнем и стенками сосуда пренебрежимо мало. В процессе медленного охлаждения от газа отведено количество теплоты Q = 75 Дж. При этом поршень передвинулся на расстояние х = 10 см. Чему равна площадь поперечного сечения поршня? Цель: научить ученика решать задачи на первый закон термодинамики.

В горизонтальном цилиндрическом сосуде, закрытом подвижным поршнем, находится одноатомный идеальный газ. Давление окружающего воздуха p = 10 5 Па. Трение между поршнем и стенками сосуда пренебрежимо мало. В процессе медленного охлаждения от газа отведено количество теплоты Q = 75 Дж. При этом поршень передвинулся на расстояние х = 10 см. Чему равна площадь поперечного сечения поршня? Воспользуемся первым законом термодинамики: Q = ΔU + A'. Подставим сюда формулы изменения внутренней энергии и работы газа: ΔU = 3/2 ν RΔT = 3/2 pΔV = 3/2 pхS. A' = pΔV = pхS. Тогда получим: Q = ΔU + A = 3/2 pхS pхS = 5/2 pхS. Откуда: S = 2Q/(5px) = 30 × 10 –4 м 2 = 30 см 2.

Что требуется от нашего ученика, чтобы решить задачу таким образом? 1.Знать формулы 1 закона термодинамики, внутренней энергии, работы газа при изобарном процессе, объема тела правильной формы. 2.Умение вывести формулу количества теплоты при изобарном процессе: Q = 5/2 pΔV. 3.Знать, как решается эта задача (см. п. 1,2) (специфическое). Уверены ли вы, что решив эту задачу, ваш ученик сможет решать другие задачи по термодинамике? Много ли ваших учеников поймут это решение настолько, что смогут использовать полученные знания в решении других задач? А многие ли ученики рискнут взяться за решение задачи, когда они не видят всего пути целиком, от начала и до конца.

В горизонтальном цилиндрическом сосуде, закрытом подвижным поршнем, находится одноатомный идеальный газ. Давление окружающего воздуха p = 10 5 Па. Трение между поршнем и стенками сосуда пренебрежимо мало. В процессе медленного охлаждения от газа отведено количество теплоты Q = 75 Дж. При этом поршень передвинулся на расстояние х = 10 см. Чему равна площадь поперечного сечения поршня? 1.Найдем ключевые слова, те, которые, обозначают физические величины или понятия: ИДЕАЛЬНЫЙ ГАЗ, ПЛОЩАДЬ, КОЛИЧЕСТВО ТЕПЛОТЫ, ДАВЛЕНИЕ. Часто ключевым словом, открывающим путь к решению, является искомая величина, содержащаяся в вопросе задачи. В горизонтальном цилиндрическом сосуде, закрытом подвижным поршнем, находится одноатомный идеальный газ. Давление окружающего воздуха p = 10 5 Па. Трение между поршнем и стенками сосуда пренебрежимо мало. В процессе медленного охлаждения от газа отведено количество теплоты Q = 75 Дж. При этом поршень передвинулся на расстояние х = 10 см. Чему равна площадь поперечного сечения поршня? Поищем, в каких формулах встречаются эти слова. Мы, знающие, ищем в голове, а незнающие в справочнике: Q = cmΔt; Q = λm; Q = rm; Q = qm; Q = ΔU + A'; Q = I 2 Rt. Наступает время выбора из множества. Вместе ключевые слова сходятся в формуле первого закона термодинамики: Q = ΔU + A'.

В горизонтальном цилиндрическом сосуде, закрытом подвижным поршнем, находится одноатомный идеальный газ. Давление окружающего воздуха p = 10 5 Па. Трение между поршнем и стенками сосуда пренебрежимо мало. В процессе медленного охлаждения от газа отведено количество теплоты Q = 75 Дж. При этом поршень передвинулся на расстояние х = 10 см. Чему равна площадь поперечного сечения поршня? 2.Поищем, как можно выразить ΔU и A' через одни и те же величины, ведь Q нам известно. а) Мы имеем процесс с постоянным давлением, для которого A' = pΔV = – p хS (знак минус так как объём уменьшается); б) Тут же в справочнике находим: ΔU = 3/2 ν RΔT = 3/2 pΔV = –3/2pхS.

В горизонтальном цилиндрическом сосуде, закрытом подвижным поршнем, находится одноатомный идеальный газ. Давление окружающего воздуха p = 10 5 Па. Трение между поршнем и стенками сосуда пренебрежимо мало. В процессе медленного охлаждения от газа отведено количество теплоты Q = 75 Дж. При этом поршень передвинулся на расстояние х = 10 см. Чему равна площадь поперечного сечения поршня? 3. Соберем в одну формулу найденные нами зависимости: Q = ΔU + A = 3/2p хS pхS = 5/2 p хS. Подставив сюда значение данных нам величин, легко найдём ответ: S = 2Q/(5px) = 30 × 10 –4 м 2 = 30 см 2. (Заметим, что Q = –75 Дж, так как от газа отведено количество тепла.) Ответ: S = 30 см 2.

Алгоритм решения задачи: 1. Найти ключевые слова для решения данной задачи (физические величины). 2. Подобрать все уравнения, формулы, связывающие вместе физические величины в задаче. 3. Выбрать то уравнение (формулу), которое связывает вместе наибольшее количество данных в задаче с искомой величиной. 4. Подобрать еще уравнения (формулы), позволяющие выразить недостающие величины для решения задачи. 5. Свести воедино найденные формулы и решить задачу.

Что теперь требуется от нашего ученика, чтобы решить задачу? 1.Знать и уметь использовать алгоритм (универсальное). 2.Знать законы, формулы. 3.Уметь выделять главное (ключевые слова). 4.Уметь пользоваться множественным знанием и уметь делать выбор из множества (видеть пространство формул, многовариантность решений). 5.Умение учитывать обстоятельства условий задач. 6.Уметь действовать смело в условиях неочевидности. 7.Знать часто используемые приемы решения задач данного типа (специфическое). Что не требуется от нашего ученика? Не обязательно уметь решать данный тип задач. ПЛЮС: оправданность и логичность.

В идеальном колебательном контуре, состоящем из конденсатора и катушки индуктивности, амплитуда силы тока I m = 50 мА. В таблице приведены значения разности потенциалов на обкладках конденсатора, измеренные с точностью до 0,1 В в последовательные моменты времени. Найдите значение электроёмкости конденсатора. t, мкс U, В0,02,84,02,80,0–2,8–4,0–2,80,0 1.Ключевые слова условия задачи колебательный контур, ёмкость дают по справочнику: C = q/U; C = εε 0 S/d; W = CU 2 /2; T = 2πLC. Выберем формулу Томсона (есть подозрение, что Т мы найдём по таблице): T = 2π LC или, возведя в квадрат, получаем: T 2 = 4π 2 LC.

В идеальном колебательном контуре, состоящем из конденсатора и катушки индуктивности, амплитуда силы тока I m = 50 мА. В таблице приведены значения разности потенциалов на обкладках конденсатора, измеренные с точностью до 0,1 В в последовательные моменты времени. Найдите значение электроёмкости конденсатора. t, мкс U, В0,02,84,02,80,0–2,8–4,0–2,80,0 Осложнение: неизвестные индуктивность L и период Т. Среди прочих формул L обратим внимание на энергию магнитного поля: W = LI 2 /2. Вместе с формулой энергии конденсатора W = CU 2 /2 можно составить уравнение сохранения энергии при колебаниях (максимальная энергия магнитного поля катушки равна максимальной энергии конденсатора): LI m 2 /2 = CU m 2 /2. Это часто встречающийся приём. Здесь I m нам дано по условию задачи, а U m можно найти в таблице (наибольшее значение напряжения). Отсюда: LI m 2 = CU m 2 ; L = CU m 2 / I m 2.

В идеальном колебательном контуре, состоящем из конденсатора и катушки индуктивности, амплитуда силы тока I m = 50 мА. В таблице приведены значения разности потенциалов на обкладках конденсатора, измеренные с точностью до 0,1 В в последовательные моменты времени. Найдите значение электроёмкости конденсатора. t, мкс U, В0,02,84,02,80,0–2,8–4,0–2,80,0 Подставим значение индуктивности в формулу Томсона: T 2 = 4π 2 C × CU m 2 / I m 2. Извлечём квадратный корень из обеих частей уравнения и выразим С: C = Т I m / 2πU m. Период колебаний найдём в таблице как время полного цикла колебаний (Т=8мкс). Поскольку все величины известны, подставляем численные значения и получаем ответ: Ответ: С 16 × 10 –9 Ф = 16 нФ.

В области пространства, где находится частица с массой 1 мг и зарядом 2 нКл, создано однородное горизонтальное электрическое поле напряжённостью 50 В/м. За какое время частица переместится на расстояние 0,45 м по горизонтали, если её начальная скорость равна нулю? Действием силы тяжести пренебречь. Ответы: 1) 95 с 2) 4,2 с 3) З с 4) 9,5 с. 1. Ключевые слова: масса, заряд, напряжённость, время и расстояние. Время и расстояние: s = vt; s = (v + v 0 )t/2; s = v 0 t + at 2 /2; N = A/t; FΔt = Δp. Упоминание в условии задачи начальной скорости (v 0 = 0) приводит нас к выбору: s = v 0 t + at 2 /2 = at 2 /2. 2. Осложнение: мы не знаем ускорения a, без которого ничего не решить. Из многих формул ускорения выберем ту, которая не содержит времени (поскольку нам его потом надо будет найти): F = ma. 3. Массу m мы знаем по условию задачи, это вдохновляет, но теперь новая проблема сила F.

В области пространства, где находится частица с массой 1 мг и зарядом 2 нКл, создано однородное горизонтальное электрическое поле напряжённостью 50 В/м. За какое время частица переместится на расстояние 0,45 м по горизонтали, если её начальная скорость равна нулю? Действием силы тяжести пренебречь. Ответы: 1) 95 с 2) 4,2 с 3) З с 4) 9,5 с. 4. Из всех сил выбираем по смыслу электрическую: F = kq 1 q 2 /r 2 ; F = Eq. Последнее предпочтительнее, так как в условии упоминаются напряжённость и заряд. 5. Собираем найденное вместе: ma = Eq; a = Eq/m. Далее: t 2 = 2s/a = 2sm/(Eq). Задача решена: t = 3 с. Правильный ответ 3.

Пять неочевидных для ученика шагов в задаче! Пять крутых поворотов, за которыми не виден результат. Как детективное расследование. Как игра в пазлы, где к одному элементу, надо добавлять другие, точно подходящие по форме, для получения законченной картины! А многие ли ученики рискнут взяться за решение задачи, когда они не видят всего пути целиком, от начала и до конца. Когда перед ними не один путь, а множество. Когда стоит проблема выбора, а значит - ответственности. И как мало в этой задаче, в отличие от предыдущей, надо понимать в физике (что упрощает жизнь тем, кто у нас пока неуспешен). Полностью выручает работа со справочником. Алгоритм плюс знание.

В идеальном колебательном контуре амплитуда колебаний силы тока в катушке индуктивности 5 мА, а амплитуда колебаний заряда конденсатора 2,5 нКл. В момент времени t сила тока в катушке равна 3 мА. Найдите заряд конденсатора в этот момент. 1. Ключевые слова: колебательный контур, сила тока, заряд, конденсатор. По справочнику имеем в распоряжении формулы: ω = 2π/T; q =q m cos ωt; i =i m sin ωt; W эл = CU 2 /2; W м = LI 2 /2. Выбираем уравнения заряда и тока (этих величин много в условии задачи): q = q m cos ωt; i = i m sin ωt. Знание амплитуды тока и текущего значения тока позволят нам найти sin ωt (пока не понятно зачем, но для наших детей можно, значит надо попробовать). Итак, 3 = 5 sin ωt; значит, sin ωt = 3/5.

В идеальном колебательном контуре амплитуда колебаний силы тока в катушке индуктивности 5 мА, а амплитуда колебаний заряда конденсатора 2,5 нКл. В момент времени t сила тока в катушке равна 3 мА. Найдите заряд конденсатора в этот момент. 2. Как бы это использовать? Синус позволит найти косинус, который мы видим в формуле колебаний заряда. Основное тригонометрическое тождество: 1 = sin2 ωt + cos2 ωt. Откуда: cos ωt = ± 4/5. 3. Зная текущее значение cos ωt, найдём текущее значение заряда, ведь максимальный заряд нам известен: q = q m cos ωt = ± 2,5 × 4/5 = ± 2 (нКл).

Итак, написать решение не значит решить задачу. Решить это совершить ряд последовательных действий, в каждом из которых необходимо сделать выбор, что, между прочим, далеко необязательно сразу приводит к ответу, а, скорее всего, приведёт к новым вопросам и потребует новых шагов. Решать значит двигаться в определённом направлении в условиях неочевидности.