L/O/G/O www.themegallery.com Художественное произведения как отражение гендерных отношений (на примере повести М. Горького «Детство») Выполнила: Ефименко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема работы: «Метод исследования гендерных стереотипов в литературе для детей» Выполнила: студентка 3 курса,РГФ Шамкова Юлия Научный руководитель: Дебова.
Advertisements

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ Фищук Владислав Валентинович РПЗ-1/15 к.
Основы стилистики. Стилистика - раздел языкознания, изучающий различные стили (стили языка, стили речи, жанровые стили, индивидуальный стиль автора и.
Урок по повести А.М.Горького «Детство» Выполнила Инусова П. М. - учитель ница русского языка и литературы М К ОУ « Тидиб ская СОШ »
Сложные предложения с прямой и косвенной речью. При разговоре мы часто передаем собеседнику высказывания других людей, то есть не свою речь, а чужую.
Максим Горький «Детство» 7 класс. 1. Автобиографический характер повести Повесть – это повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе,
Научная письменная речь. Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике.
Стили русского языка. Стиль – совокупность языковых (речевых) средств, определяемых развитием человека, ситуацией общения, стремлением сделать речь понятной.
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Восемнадцатое марта. Классная работа. Обучение написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему: «Зачем нужна пунктуация?»
Формирование компетенций в анализе текстов разных типов речи и жанров на уроках русского языка и литературы Из опыта работы.
Язык персонажей комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» как одно из средств характеристики их личности. Комедия «Недоросль» вот уже более 200 лет «смешит» зрителей,
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
ГБОУ лицей 1568 г. Москвы имени Пабло Неруды
Речевая тактика «Обращение» в русском и финском коммуникативном поведении Магистерская диссертация Морозовой Ю. Г. Научный руководитель – доктор филологических.
Н.М.Карамзин Роль вводных слов, обращений, междометий в повести Н. М. Карамзина « Бедная Лиза »
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
Типы речевых ошибок. Речевая ошибка - ошибка в использовании языковых единиц, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно обнаружить только.
Транксрипт:

L/O/G/O Художественное произведения как отражение гендерных отношений (на примере повести М. Горького «Детство») Выполнила: Ефименко Софья, МБОУ «Лицей «Сигма», Ленинский район. Руководитель: Якунина Татьяна Николаевна.

Гендер и пол- это одно и то же или совершенно разные понятия? Пол Анатомо-физиологические особенности людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Гендер Совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Определяет психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин.

Мужчины и женщины Мужское/маскулинное Первичное, значимое и доминирующее. Отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т. д. Характерны открытость, прямота, добросовестность, самостоятельность суждений, правдивость Женское/фемининное Вторичное, незначительное и подчиненное. Ассоциируется с природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т. д. Характерны стыдливость, кокетство, хитрость, притворство, учет мнений других людей

Цель работы: Изучить гендерные речевые различия героев повести.

Задачи: Проанализировать различные гендерные исследования; Выявить характерные речевые «мужские» особенности; Выявить характерные речевые «женские» особенности.

Актуальность Взаимоотношения мужчин и женщин всегда волновали людей. Тем более остаются открытыми спорные вопросы о том, кто умнее : женщины или мужчины, кто из них главнее и т.п.

Рабочая гипотеза: Я предполагаю, что в речи героев повести М.Горького «Детство» будут обнаружены гендерные различия.

Мысли известных людей о гендере: Платон: Взаимная дополняемость полов; Аристотель: Мужчина – господин, а женщина – рабыня; Томас Мор и Томмазо Кампанелло: Равенство способностей полов; Жан-Жак Руссо: Мужчина и женщина равны от природы, поскольку оба они принадлежат человеческому роду, однако в обществе они не равны; Иммануил Кант: Женщина не способна быть лидером и принимать политические решения; Франсуа Фурье: Статус мужчины и женщины в обществе отражается в языке (престижные профессии – мужские, непрестижные – женские); Артур Шопенгауэр: Мужчина способен понимать абстрактное, женщина понимает только конкретное; Эдвард Сепир: Во многих языках пол наиболее частотно маркируется в морфологии; Отто Есперсон: Женщины склонны чаще использовать эвфемизмы (называть неприятные вещи приятными словами), мужчины – грубые слова и ругательства; Фриц Маутнер: Женщины менее образованны, творчество в языке – прерогатива мужчин.

Направления исследования гендера: Социолингвистические исследования: Исследования Уильяма Лабова: женщинам свойственно употребление более престижных вариантов произношения Феминистская лингвистика: Робин Лакофф в книге «Язык и место женщины» утверждает, что языковая картина мира отражает мужскую точку зрения, в которой женщина предстает как нечто другое, чужое, ненормальное. Например: Во многих языках слово «человек» равно слову «мужчина» (англ. man, франц. homme, нем. Mann); Существительные женского рода являются производными от существительных мужского рода и часто несут негативный оценочный компонент (врачиха, генеральша).

Гендерные особенности текста МужчиныЖенщины Использование армейского и тюремного жаргона Наличие множества вводных слов, определений, обстоятельств, местоименных подлежащих и дополнений Частое употребление вводных словСклонность к употреблению «престижных», стилистически повышенных форм, клише, книжной лексики Употребление большого количества абстрактных существительных Использование нейтральных слов и выражений, эвфемизмов Однообразие лексических приемов при передаче эмоций; Употребление оценочных высказываний Сочетания официально и эмоционально маркированной лексики при обращении к родным и близким людям Большая образность речи при описании чувств Использование газетно-публицистических клише; Использование конструкций «наречие + наречие», простых и сложносочиненных предложений Употребление нецензурных слов, а также преобладание переходных глаголов; Преобладают ругательства-существительные

L/O/G/O Анализ устной речи героев повести М.Горького «Детство».

Параметры сравнения: Тематика разговоров; Наиболее часто употребляемые слова (Лексика); Обращения; Особенности поведения; Использование тропов в речи; Типы предложений (Синтаксис).

Тематика разговоров ДедГлаваБабушка О жизни Алёши 1 О красоте, о старости, о Нижнем Новгороде, о семье, диковинные истории О порке, о своей молодости, о тяжёлой судьбе, о Жигулях 2 О разделе имущества, об испорченной скатерти, молитва О мастерстве Цыганка, о воровстве, осуждает за смерть Ивана 3 О появлении Цыганка, о своей молодости, о девушке из Балахны, о воровстве Цыганка, о пляске, об отце Алёши, об уроках Господни, о деловой жизни Воет от страха, о смелом поступке бабушки 4 Раздаёт распоряжения, о спасении дома соседей и своего, успокаивает коня Учит Алёшу грамоте, о будущем детей 5 Заботится о дедушке Крякает и мычит на Алёшу 7 Ругает Алёшу за драку, о Григории Ивановиче О Хорошем Деле 8 О Хорошем Деле, сказки О разделе имущества, о будущем Алёши 13 О разделе имущества

Наиболее часто употребляемые слова (Лексика) ДедБабушка Дура, цыц, потатчица, дурак, басурмане, подхалим, дуй его горой, сволочи, вали, пермяк, бесова мельница, езуит, фармазон, еретик. Грубые слова Окаянные, злыдни, жадюги, цыц, пёс, дураки, редькин сын. Потатчица, желвак, коли, экой, перетово, голицы, пяток, отжил, бита, валяй, али, айда, попачкал, надобно, чай-от. Просторечные слова Ась, поди, эко, пермяк, семишник, эдакая, хают, дескать, вишь, ино, боле, эхма, пятишница, эхе-хе, али, догляжу, эдакое, пошто, не бойсь. Отче наш, Господь Бог, Господь Иисус Христос, Господь, слава Богу, Бог. Религиозные слова Господь, Богов, Пресвятая Мати Божия, Бог, Господь, Господне дитя, Богова забава, ангелы. Согнувшись в 3 погибели, не взлюбил Господь, какого парня извели. Высокая лексика Лета-вёсны перекинулись- пошли, батюшки-соседи.

Обращения ДедБабушка Сударь, брат, Олешка, Ванюшечка, дурачок, курнос. Положительн ая окраска Милый, Варюша, Пресвятая Мати Божия, кровь моя, сердце моё, свет, сударь, дитятко, котёнок, батюшки-соседи, мышонок, голуба душа. Мать, Лексей, Олёша, Григорий, Лексей. Нейтральные Отец, Ваня, Варя, Варвара, Олёша, Яша, Григорий Иваныч, Евгенья, Наталья, отец, соседи, Григорий, Яков, Лёнька, Хорошее Дело. Дура, потатчица, ведьма, басурмане, подхалим, сволочи, пермяк солёны уши, еретик, Аника-воин, бесова мельница. Отрицательна я окраска Окаянные, дикое племя, пермяк солёны уши, мучитель, злыдни, рожи бессовестные, жадюги, пёс, дураки, редькин сын.

Особенности поведения ДедБабушка Кричит, взвизгивает, перебивает, звонко петухом закричал, жалобно вскрикивает, тихо, громко шепчет, восклицает, орал, трубил, строго кричит, негромко, тихонько выл, обрывал строгим откликом, охал и взвизгивал. Громкость голоса Молчит, тихо, кричит, шипит, шепчет, тихонько смеётся, вскрикивая, поддакивает, негромко смеялась, почти шепотом. Насмешливо, обидно, подзадоривая, стараясь рассердить всякого, сердито и чётко, спокойно, точно псалтырь читая, скрипучим голосом, сиплым голосом, бодро, хрипит, кашляя, дружески, сердито, тревожно. Окраска голоса Радостно, таинственно, беззаботно, торопливо, тяжёлым голосом, охотно и понятно, задумчиво и таинственно, певуче, невесело, ворчливо, строго, крепким голосом, басом, капризным тоном балованного ребёнка, испуганно, соболезнуя, беспокойно и жалобно, пророчески, сердито Сверкая глазами, усмехнулся, проворчал, жмурясь, покачивая головой, хмуро ворчит, сухо всхлипывая, вздохнул, погладив по плечу, оскалив зубы, весело подмигнув, протянул, дробно засмеялся, заглянув в глаза, крякал и мычал, дразнил как ребёнок. Действия при разговоре Улыбается, на глазах слёзы, точно поёт, беззаботно, чуть не плача, сердито ворчит, потрясающе воя, заохала, заплакала, сказывала, вздыхая, уговаривает, волнуется, объясняет, страшно вытаращила глаза, командовала, вскрикивая, хрипя, кашляя, кланяясь, нахмурясь, успокаивает, похвалила.

Использование тропов в речи ДедБабушка Голова, как чугун; всякое горе – как пыль по ветру, так бы, чай, конем и встала на дыбы. СравнениеЦеркви-те летят будто! Страшный сон, память лошадиная, горевой бурлак, сердечная песня. Эпитет Окаянное, дикое племя; простая душа, горестно накажет, голуба душа. Пар вёз.СинекдохаЗаработаю кусок. Косточки скрипят, душа плачет, поразложим костры, мороз по коже дёрет, Волга пойдёт, каша убежит, разум даёт, мысли одолевают, опиваете, объедаете до костей, кони-чужие, вожжи- гнилые. Метафорические выражения Сердце надрывать, перетряхни музыку, торкаться в дела, бедности-горя отведал, лета- вёсны мои перекинулись- пошли, не верти хвостом, дела- кружева

Тип предложений (Синтаксис) ДедБабушка Ты чей таков будешь? Вопросительные предложения Варюша, погляди, чай, а? Что, редькин сын, опять дрался? Цыц, потатчица! Мать, держи! Ты у меня, Аника-воин, не смей на улицу бегать, слышишь! Восклицательные предложения Односоставные предложения Гляди, гляди, как хорошо! Полно, Бог с тобой! Евгенья, снимай иконы! С медом пей, это тебе лучше! А я себе да тебе – заработаю кусок, не бойсь! Опять что-то много ты привёз. Опиваете вы меня, объедаете до костей, эх вы-и. Распространённые предложения Завидовала я ей, грешница! Врёшь, аз! Пол прожег, обои попачкал, ободрал! На краткое время, на час, а дает! Односоставные предложения Неполные предложения А Господь с ними. Не твоё дело; молчи, знай… Дедушка-то?

Выводы: Тематика разговоров женщин и мужчин различается. Женщина преимущественно говорит о семье, красоте, жизни, приводит примеры из личного опыта; мужчина больше говорит о деле; У мужчин наблюдается чаще употребление грубых слов и однообразие синтаксических конструкций; Женщины редко обходятся без распространенных обращений, максимально используя их звательную, оценочную и изобразительную функции, в то время как мужчины чаще используют нераспространенные обращения или вовсе не называют собеседника; Мужская речевая стратегия – соперничество, речевая стратегия женщин – сотрудничество, сочувствие по отношению к собеседнику; У женщин прослеживается большая образность и поэтичность речи при описании чувств, стремление гиперболизировать; мужчины же скупы на эмоции в отличие от женщин, которые ярко их демонстрируют в речи. В результате наблюдений над речью героев было замечено, что автор произведения мужчина, т.к. речь бабушки обычно передаётся косвенно (говорится больше о впечатлении от сказанного ею), в то время как реплики деда приводятся дословно. Максиму Горькому, наверное, было проще передать речь лица своего пола и труднее передать особенности женских текстов.

L/O/G/O Благодарю за внимание!!!