Евангельские образы в работах Микеланджело да Караваджо: анализ отдельных произведений Выполнила вольная слушательница курсов по истории изящных искусств.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Почему нам так нравятся истории о людях, добившихся успеха, не взирая на казалось непреодолимые трудности? 4.
Advertisements

Рафаэль Санти «Он творил всегда то, что другие только мечтали создать». Гете Ученицы 10 «Б» класса: Трушкова Ксения Лобанова Софья Федосеева.
После воскресения Занятие 49. Воскресение – загадка Христианства.
«Мадонна Литта» ( ) картина великого итальянского художника Леонардо да Винчи.
На сороковой день рождения Иисуса Христа Святая Мария вместе с Младенцем Иисусом отправилась в храм помолиться.
Ее размеры приблизительно 15 на 29 футов (1 фут-30 см.). Фреска была написана толстым слоем яичной темперы на сухой штукатурке. «Тайная вечеря» фреска,
Рафаэль Санти
Итальянский живописец. Представитель флорентийской школы, один из основоположников реалистического искусства Возрождения. Воплощал в религиозных сценах.
Мадонна Литта
Прощальная беседа Иисуса Христа. Перед самым праздником Пасхи ученики спросили Господа: -Где приготовить для Тебя пасху?
По страницам Библии. Р е м б р а н д т Л е о н а р д о д а В и н ч и.
7 апреля - Благовещение В 560 году император Юстиниан указал дату празднования Благовещения – 25 марта (7 апреля по новому стилю). Название праздника –
Пасха - Источник радости Светлое Христово Воскресение.
Презентация Соболевой Екатерины. ВЛАДИМИРСКАЯ. По преданию, эта икона написана апостолом и евангелистом Лукой. Когда апостол показал Богоматери этот образ,
Словно после видения воздуха-неба-иконы: Покров-Пресвятой-Богородицы: вольным осталось златистосмягченное духом народа сиянье: Покоя. Покров Пресвятой.
Бог сострадательный боли наши и нужды – Ему не чужды.
Библейские сюжеты. Андрей Рублёв. Троица Огромная, почти девятиметровая фреска Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" ( ) изображает тайную вечерю.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Изучив варианты решения сюжета «Пьета – Оплакивание Христа», предложить 2 композиции «Пьеты» (положение фигур, цвет, свет, детали…), выражающие.
Светлое Христово Воскресенье Подготовлено: Ученицей 4 «А» класса МБОУ СОШ 2 Сарана Викторией.
Транксрипт:

Евангельские образы в работах Микеланджело да Караваджо: анализ отдельных произведений Выполнила вольная слушательница курсов по истории изящных искусств в гимназии им. В. Сурикова при институте благородных девиц Добронравова Изольда Витольдовна

Наш проект является скромной попыткой ответить на следующие спорные вопросы: - Возможно ли проследить евангельскую историю на примере творчества какого-либо отдельно взятого художника? - Уместно ли изображение библейских персонжаей в виде простых людей?

Композиция украсила фамильную капеллу некоего Кавалетти в церкви Сант-Агостино в Риме. Другое название картины «Мадонна деи Пеллегрини». Два пилигрима преклонили колена перед статуей, стоящей возле колонны. Мадонна с Младенцем, всегда открытые глазам верующих, взирают на молящихся спокойным и внимательным взглядом. Фигура женщины почти полностью скрыта в тени (отчетливо видна лишь ее голова в складчатой шапочке), а вот грязные ступни ее компаньона вызывающе сверкают на переднем плане. Некоторые исследователи считают, что Мадонну художник писал со своей подруги Магдалины, из-за которой он дрался на дуэли. Мария написана с любовью, однако большая часть ее фигуры находится в тени. Несколько необычна склоненная набок голова Богородицы, однако мастеру удалось придать ее позе убедительность. Мадонна ди Лорето Церковь Сант-Агостино, Рим

История о том, как Святое семейство бежало в Египет от царя Ирода, хотевшего убить Иисуса, один из наиболее популярных сюжетов в культовой живописи XVII в. Идиллическая картина Караваджо предлагает весьма оригинальную трактовку сюжета. Фигура ангела, стоящего к зрителю спиной, делит композицию на две части. Справа на фоне пейзажа, с Младенцем на руках дремлет Мария. Слева сидящий на тюке Иосиф держит перед ангелом раскрытые ноты, в то время как сам ангел ублажает Святое семейство игрой на скрипке. Отдых на пути в Египет Галерея Дория-Памфили, Рим

Слева в потоке света, идущего из правого верхнего угла картины, за столом сидит сборщик налогов Леви в окружении четырех своих помощников и подсчитывает выручку, полученную за день. Справа в тени в сопровождении апостола Петра появляется Христос. Его ноги и правую руку, вытянутую в повелительном жесте, призывающим Леви следовать за Ним. Удивленный неожиданным вторжением и настойчивостью приказа, Леви слегка отпрянул назад и немым жестом указывает на себя, как бы требуя подтверждения: «Кто? Я?». Композиционно картина делится на две части. Стоящие фигуры образуют вертикальный блок, сидящие вокруг стола горизонтальный. Противопоставление подчеркивается разницей в одежде персонажей. Если Леви и его помощники одеты в стиле тогдашней моды, то Христос и святой Петр явлены зрителю в бесформенных хитонах. Разделенные черной пустотой, эти две группы символически объединяются вытянутой рукой Христа. Призвание апостола Матфея Капелла Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези, Рим

Казнь Иоанна Крестителя Собор Сан-Джованни, Ла-Валетта Палач схватил голову Иоанна за волосы, чтобы положить ее на большое блюдо, которое держит наготове молодая служанка. Девушка наблюдает за происходящим спокойно и бесстрастно. Столь же бесстрастен стоящий рядом мужчина с бородкой, который, по всей вероятности, следит за исполнением приказа царя Ирода мужчина указывает пальцем на блюдо, приказывая палачу положить на него голову казненного святого. Пожилая служанка единственный персонаж, проявивший в этой трагической ситуации человеческие чувства. На ее лице читается сочувствие и глубокая печаль, от избытка эмоций она обхватила руками голову. Сцена усекновения головы Иоанна Крестителя происходит, вероятно, в тюремном дворе, на фоне мрачного тюремного здания, в окне которого смутно виднеются две фигуры, сквозь решетку наблюдающие за экзекуцией. На полу лежит мертвый Иоанн Креститель. Алая драпировка почти повторяет очертания лужи крови, образовавшейся по соседству. Голова Крестителя отрублена, рядом валяется меч.

Бичевание Христа. Около 1607 Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь Эта композиция была создана Караваджо во время его первого пребывания в Неаполе. Картина была заказана неким Томмазо де Франкисом для алтаря семейной капеллы в церкви Сан-Доменико, где она и находилась вплоть до 1972 г. Картина производит гнетущее впечатление. Христос, связанный и с терновым венцом на голове, стоит около мраморной колонны. Трое палачей обступили его кольцом. Тот, что справа, выкручивает Христу руки, желая поставить свою жертву в удобную для экзекуции позу; тот, что слева, помогает своему подельнику, пытаясь тянуть Иисуса за волосы. На переднем плане третий истязатель наклонился, приводя в порядок свое орудие пытки. Лица палачей, перекошенные звериной злобой, а также использованные художником мрачные, темные цвета усиливают ощущение ужаса перед тем, что должно произойти через несколько минут.

Положение во гроб Пинакотека, Ватикан Группа персонажей, расположенных в строгой симметрии, выстраивается по диагонали от левого нижнего угла каменной плиты, развернутой в пространстве также по диагонали. Картины Караваджо разительно отличаются от произведений эпохи Возрождения, прежде всего, отсутствием возвышенной красоты и героизма. В лицах, позах и жестах персонажей нет ни малейшего намека на патетику и возвышенные чувства. Герои Караваджо ведут себя естественно, как обыкновенные, простые люди. В искреннем горе они склонили свои головы, как будто согнулись под тяжестью навалившегося на них несчастья. Вот некоторые персонажи композиции. Тело Христа поддерживает молодой Иоанн Евангелист. Ноги Спасителя придерживает Иосиф Аримафейский; этот человек добился разрешения снять тело Христово с креста и затем положил его в гроб, приготовленный им для себя. Из женщин крайняя слева мать Иисуса, Дева Мария.

В первый раз воскресший Иисус явился ученикам в понедельник вечером, когда они сидели в доме, заперев двери, из опасения перед иудеями. Иисус появился среди них и сказал: «Мир вам!» Сказав это, он показал им руки и ноги и ребра свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, дунул и говорит: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Фома же, один из двенадцати, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: «Мы видели Господа». Но он сказал им: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». После восьми дней опять были в доме ученики Его и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, встал посреди них и сказал: «Мир вам!» Потом говорит Фоме: «Подай палец твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Иисус сказал: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны те, кто не видел и уверовал!» (по Евангелию от Иоанна). Уверение Фомы Сан-Суси, Потсдам

Выводы: - Работая над данным проектом я пришла к выводу, что возможно только частично проследить историю жизни Христа, т. к. не один художник не в силах охватить все многообразие евангельских сюжетов. - Вопрос об уместности художественныхприемов приемов, использованных Караваджо остается спорным

Список литературы: - Гнедич П. П. История Искусств в 3 томах. 1-е издание. Санкт - Петербург. Издание А.Ф.Маркса. 1897г. 682 с., 584 с., 724 с. - Махов А. Караваджо. М.: Молодая гвардия, (Жизнь замечательных людей). - Арган Дж. К. История итальянского искусства. – М., Караваджо. Сайт художника - Караваджо. Картины и биография